МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
на тему: «Звуки [Ж], [З]. Буква Ж»
Интеграция ОО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое.
(с детьми подготовительной к школе группы)
Подготовила учитель-логопед:
Гудожникова Юлия Анатольевна
Саранск
Программные задачи:
1.Закреплять правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
2. Учить детей различать звуки З — Ж на слух и в произношении;
3. Продолжать учить детей выделять и называть общий звук в словах; подбирать схемы слов к картинкам, производя звуко -буквенный анализ;
4. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.
5. Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память.
6. Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.
Предварительная работа: знакомство со звуками, игры на нахождение звука в словах, придумывание слов с определенным звуком; работа с раскрасками; заучивание четверостиший на определенную букву.
Оборудование: картинки, 2 удочки, 2 ведёрка, раскраски, карандаши, подносы на каждого ребенка, ватка, телевизор, ноутбук, презентация: «Дифференциация звуков ЗЖ».
Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре — Говорим всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно.
Логопед: на своё место сядет тот ребёнок, кто правильно и четко проговорит за мной цепочку слогов:
Са-ша- ша; шо-са-ша; сы-шу-ши; сы-ша-шу; ус-уш-иш; аса-аша-уши.
1. Организационно-поисковый этап
1.1 Артикуляционная гимнастика: 2 слайд презентации Упражнение на активизацию мышц речевого аппарата:
“Заборчик”- удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
“Блинчик” — удерживать язык широким, распластанным на нижней губе, предварительно расслабив мышцы языка, проговаривая слог пя-пя-пя.
«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа. (Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.)
1.2 Определение темы занятия: 3-4 слайды презентации:
Логопед: Назовите первый звук в следующих картинках:
- зонт, звонок, заяц, замок. Звук З; - жаба, жёлудь, жук, жираф. Звук Ж.
Логопед: тема сегодняшнего занятия звуки З-Ж, давайте дадим характеристику этим звукам.
1.3. 5-6 слайды Характеристика звуков.
Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал) Логопед: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?
Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.
Логопед: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?
Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.
Логопед: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.
Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.
Звук З – согласный, может быть твёрдым и мягким, звонкий, язык при произнесении этого звука упирается в нижние зубки.
Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий, язык при произнесении этого звука поднимается к верхним зубкам.
1.4. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з…
7 слайд Проговаривание звуков по графическому обозначению:
2. Дифференциация звуков [з - ж] на слух в звуках, слогах, словах: Логопед: Я буду произносить звуки, если вы услышите звук З, то покажите пальчиками комарика и произнесёте звук Ззз, если вы услышите звук Ж, то помашете «крылышками» позади себя и произнесёте звук Жжж. Если не услышите ни того ни другого звука, то стоите бесшумно.
Сопровождение пальчиковыми фигурами.
“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”.
Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.
“Жук” — машут «крылышками» позади себя.
2.1 Звуки:
З-Ж-С-З-Ж-Ш-З-Ж.
2.2 Слоги:
ЗА-ЖУ-АЗУ-АСУ-УШИ-ЖА-ЖО-ЗЫ.
2.3 Слова: Пожар – базар лежать – лизать разок – рожок зевать – жевать коза – кожа звать – ждать сок-шок.
2.4 Проговаривание чистоговорок: За – жа – за – открываю я глаза.
Жа-за-жа - мы увидели ежа.
Жу – зу – жу – Тузика я покажу.
Зы – жи – зы – испугались мы козы.
Зда – жда – зда – ходят часто поезда. Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.
3. Дифференциация звуков [з - ж] в словах.
3.1 Игра «Правильное слово»
Логопед: Я каждому из вас буду говорить два слова, а вы должны будете повторить только то слово, которое я произнесла правильно.
Ваяц-заяц зук-жук вадина-жадина кова-коза Жонтик-зонтик ёжики-ёвыки пижама-пизяма журавль-вувавль
3.2 Игра «Словоловы» Авторская игра Домниной О.В.
Логопед: Сейчас мы отправимся на рыбалку, но не обыкновенную, где ловят рыбу. Мы будем ловить на удочку слова-картинки и трудность будет заключаться ещё и в том, что мальчики будут ловить слова-картинки со звуком Ж, а девочки словакартинки со звуком З.
4. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях.
Игра: «Исправь ошибки».
Логопед: Сейчас мы с вами мысленно поменяемся местами, и я превращусь в малышку, не умеющую выговаривать звуки З и Ж, а ваша задача исправить меня и проговорить правильно все слова с этими звуками.
Я зыву в новом доме.
У Зени болит зывот.
У Жои жаболел жуб.
Жвонок жовёт детей на жанятие.
Я зайду на жавод.
Я жагадаю Жое жагадку.
Заба зывёт на болоте.
Кабан зуёт золуди.
5. Звуковой анализ слов.
5.1. Упражнение «Составь слово» 8-11 слайд презентации
Логопед: На экране картинки, нужно определить первый звук в каждой картинке, запомнить его, а затем из этих звуков сложить новое слово, которое появиться на экране в том случае, если вы правильно его назовёте.
8 слайд – картинки: заяц, утка, бант. ЗУБ (последняя появляется по щелчку, если правильно составили слово, звучат аплодисменты).
9 слайд – журавль, удочка, кот. ЖУК появляется по щелчку.
10 слайд – робот, облако, забор, арбуз. РОЗА появляется также.
11слайд- луна, утюг, жираф, ананас. ЛУЖА появляется также.
5.2. Физкультминутка Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
5.3. Упражнение «Схема слова»
Логопед: А сейчас очень сложное задание. Надо подобрать к картинкам схемы слов. 12 слайд: Давайте рассмотрим картинки: ножи, ёжик, жакет.
13 слайд: заноза, коза, замок.
Какой общий звук и буква есть во всех этих словах. Определяем место положение звука Ж, З.
На экране схемы слов, дети определяют под каким номером записана заданная картинка.
6 Работа с раздаточным материалом.
Логопед: На столе лежит лист бумаги, на котором нарисованы картинки, в которых есть слова со звуком З, Ж и слова в которых нет этих звуков. Надо красным карандашом обвести все картинки, в которых есть звук З, а синим-со звуком Ж. Звуки могут находиться в любой части слова.
Анализ выполненной работы.
7. Итог.
Логопед: Ребята, какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего? Какое задание было трудным? (Ответы детей) Вы старались и у вас все получилось. Вы – молодцы!
Домашнее задание-в группе разукрасить раскраски слова со звуком З-красным карандашом, слова со звуком Ж-синим.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.