урок. 5 класс.
по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
.
Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Планируемые результаты:
Л: эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
М: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Регулятивные УУД: умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные УУД: умение вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.
Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально и в группе.
П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию; умение выражать свое отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.
Характеристика деятельности: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения произведений и совместной деятельности.
Вид контроля: Индивидуальный контроль «Песни гостей» (самостоятельная работа).
Домашнее задание: Найти в сети Интернет сказки, легенды в которых воплощаются образы народных музыкантов - сказителей. Или нарисовать декорации к опере «Садко»
План:
1. Орг момент. Муз приветствие.
2. Игра ДАНЕТКА – опера.
3. Самоцелеполагание. Формулирование целей урока.
4. Самопланирование. Предлагаются пути решения задач.
5. Групповая работа «Правила поведения в театре». Презентация.
6. Вспоминаем оперу, композитора. Либретто.
7. Самоорганизация усилия. Беседа по содержанию оперы «Садко». Музыкальные номера – слушание фрагментов.
8. Беседа по содержанию оперы «Садко». Работа с учебником с. 56.
9. Песни заморских гостей – слушание, индивидуальная самостоятельная работа.
10. Самооценка.
11. Вывод.
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание.
14. Песня «Песня - спор Маши и Вити» муз Г. Гладкова, сл. Л.Лугового – исполнение по ролям.
Ход урока.
1. Орг момент. Муз приветствие.
- Все, всем, добрый день.
- Добрый день.
2. Прежде чем перейти к теме и цели урока поиграем в игру ДАНЕТКА. Я загадаю музыкальный жанр, а вы отгадайте. Но сначала назовите муз жанры, с которыми вы уже знакомы (называют). Загадываю слово ОПЕРА.
Какому муз жанру будет посвящен урок?- опере.
Что такое опера? – это музыкально - драматический спектакль, объединяющий музыку, литературу, ИЗО и сценическое действие.
Слайд 1
3. Самоцелеполагание. Скажите, а вы испытываете трудность при восприятии оперы, прослушивании оперных арий, песен? – да, муз сложная, непонятно поют. А все ли вы знаете об опере? – нет, многого не знаем.
Сформулируйте цель нашего урока. Чему вы будете учиться на уроке?
Слайд 2.
Цель урока - Углубление знаний об особенностях оперного жанра как синтеза разных искусств.
4. Самопланирование. Что вы можете сделать, чтобы больше узнать об опере? – надо смотреть оперные спектакли, читать литературу, слушать оперную музыку. И тогда кто-то из вас обязательно полюбит оперу и захочет сходить на спектакль.
5. Слайд 3. Сегодня я предлагаю вам еще раз совершить путешествие в оперный театр, ведь тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
6. Мы собираемся совершить путешествие в театр. А вы все знаете как надо себя вести в театре?
Слайд 4.
Сформулируйте правила поведения в театре (Работа в группах по 4 человека). Отвечает 1 человек - от группы. Закрепляем и расширяем знания правил по презентации «Правила поведения в театре». Слайды 5-18
Ну вот, теперь можно идти в театр.
7. Самоорганизация усилия. Сегодня мы вновь побываем на опере Садко»
Какой композитор написал эту оперу? Слайд 19
Оперу нельзя написать без литературной пьесы с кратким изложением сюжета оперы, балета? – либретто (по щелчку). Слайд 5
Какое произведение легло в основу либретто к опере «Садко»? – былина «Садко».
Былина – жанр русского фольклора, героико - патриатическая песня - сказание о богатырях, исторических событиях.
Появились былины на Руси более тысячи лет назад. В них воспевалась мощь и сила народа, грудью защищавшую русскую землю от врагов. Вспомним сюжет оперы и муз номера, которые слушали на прошлом уроке (либретто оперы).
В богатых хоромах пируют новгородские купцы. Слайд 20
Гости торговые похваляются своим богатством и властью, но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.
Слайд 21. Садко пришёл на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; лёгкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывёт к берегу стая лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили её чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастья. Близится рассвет, из озёрной глубины послышался голос Морского царя, зовущего дочерей. Царевна Волхова и её сёстры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.
8. Слушают фрагменты: Океан – море синее (рисует не только море, но и морского царя), Ой, ты темная дубравушка, Заиграйте мои гусельки (хороводная).
9. Рассказываю дальше сюжет.
Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад.
Слайд 22. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль и просит гостей – купцов рассказать о своих странах. Кто эти купцы и из каких стран?
Что же произошло дальше? Прочитайте самостоятельно в учебнике с. 56 и расскажете. Слайд 23.
(Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края).
10. Самоорганизация усилия. Сейчас мы послушаем и посмотрим песни заморских гостей. Н.А.Римскому - Корсакову удалось передать в этой сцене необычный колорит музыки разных стран света: севера, востока, юга.
Вы будете работать самостоятельно на листочках.
Откуда приехал гость (север - варяжский, юг - веденецкий, восток - индийский)?
Почему так решили? Опишите характер интонаций, темп, тембр звучания инструментов.
Какое море изобразил композитор?
Какой голос исполняет песню? (бас – низкий, баритон – средний, тенор –высокий).
В чем счастье героя?
Какое впечатление произвели на тебя песня и музыка?
Смотрят фрагмент. Пишут самостоятельно. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы. Не исправлять и не дописывать!
Слушают и смотрят песню Варяжского гостя.
Включаю только вступление, и дети пишут ответ на 1 вопрос. (Слушают песню и работают самостоятельно. Разбираем ответы (средства музыкальной выразительности); 2 раз - смотрят видео)
- Вслушайтесь в музыку и скажите, ребята, откуда приехал первый гость?- Он с севера.
- Почему? Какая музыка по характеру? - Музыка холодная, мрачная, суровая, маршевый ритм, низкие регистры, медленный темп.
- Какая картина природы этой страны изображена? это море. Холодное, мрачное, темное, взволнованное. Поднимаются волны.
- А как выглядит сам гость? Какое выражение лица у него? Как он одет? Кто он? Может ли об этом рассказать только короткое вступление? (звучит вступление) - Может. Он суровый, строгий, немного злой. Походка спокойная, твердая. Одет тепло. Он в кольчуге и в железных латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин. В музыке слышны интонации грозного морского прибоя. Оркестр звучит мрачно.
- Он называет свой народ «варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного моря (Скандинавия). У них много врагов, они умеют защитить себя.
- Какими музыкальными красками Римский - Корсаков рассказывает о варягах? -- Музыка медленная, звуки низкие, интонации грозные.
- Какой голос исполняет песню? -- Бас.
- Как Вы думаете, а в чем счастье для Варяжского гостя? – в борьбе, в победе.
Исполнить песню Варяжского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально). Что сказал новгородский люд, услышав песню Варяжского гостя? – ОЙ! Не на радость к варягам плыть, ой, и живут там все разбойнички» (ищут в учебнике).
Самопроверка. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.
11. Слушаем песню индийского гостя. (Слушают песню и работают самостоятельно. 2 раз - смотрят видео)
А вы мне скажите, что же есть в этой стране, ради чего стоит там побывать?
- Это Индия. Гость из Индии. Он поет о птице счастья. Слышим восточные интонации,
- Какое море нарисовал композитор? – Красивое, тихое, спокойное.
- Так в чем же для Индийского гостя состоит это счастье? --В покое, сне, тишине.
- Какой голос исполняет «Песню индийского гостя»? --Тенор. Высокий голос.
---Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой? Музыка тихая, похожа на колыбельную. Чуть- чуть покачивается. Музыка мягкая, нежная. Звучат духовые деревянные и струнные инструменты.
Что сказал народ после песни Индийского гостя? – «ой, да не езди, гость, на ту сторону, ой, берегися птицы Феникса, ой». (учебник).
Исполнить песню Индийского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально).
Самопроверка. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.
12. Песня Веденецкого гостя.
Слушают вступление. Пишут страну. (Слушают песню и работают самостоятельно. 2 раз - смотрят видео)
-Теперь выходит второй гость. Откуда он? --Этот гость из южной страны, возможно, из Италии.
--Почему вы так решили? - Музыка мягкая, теплая, нежная, напевная, покачивающаяся. Звучат струнные. Проигрыш и 2 часть – танцевальные, итальянские напевы
- Куда приглашает он Садко? - Этот гость приглашает в свой родной город.
Как он называет его? Что главное для него в любимом городе? - Веденец!
Так на Руси во времена Садко называли город Венецию.
- А что Вы знаете об этом городе? --Это город, где вместо улиц - каналы, красивые дворцы. Он стоит на воде. Там очень красиво.
--Эта музыка тоже изображает море. Какое оно? Каким его рисует музыка? - красивым, искрящимся, спокойное.
Какой голос исполняет песню? - Голос льется свободно. Это баритон.
--Как Вы думаете, а в чем счастье для Веденецкого гостя? – в наслаждении и восхищении красотой родного города и природы.
Какое впечатление произвела на тебя эта музыка?
Что говорит народ о славном городе? (учебник) –«А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми».
Исполнить песню Веденецкого гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально).
Самопроверка. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.
В какую страну поплыл Садко? – в Веденец. А вы бы куда отправились?
А какие качества личности прославил композитор в образе Садко? - В образе Садка - гусляра прославлена смелость, любовь к Родине, к народному искусству.
13. Самооценка. А сейчас я прошу вас оценить свою работу.
Если Вы легко справились с моими заданиями - поднимите желтую карточку.
Если задания вызвали затруднения, и вы дали неполные ответы – поднимите синюю.
Если вы не смогли справиться с заданиями – красную.
Поставьте на листочке себе оценку за выполненную работу.
14. Вывод. Помогла ли вам музыка ярче представить страны, о которых пели гости?
Какую роль в спектакле играют костюмы и декорации? – Мы видим море, корабль, хоромы. Представляем, как одевались люди в то время. Спектакль становится красочным и ярким.
В опере соединены разные виды искусства. Какие? - музыка, литература, ИЗО и сценическое действие. И поэтому оперу относят к синтетическим жанрам искусства. Театр – это пространственно-временное искусство.
Какова связь музыки и литературы в жанре ОПЕРА? – чтобы написать оперу нужно Либретто. Песни не могут быть без слов. В основе оперы лежит былина.
Опера-былина «Садко» - эпическая. И также как и в былине, действие в ней развивается неспешно.
В опере вы услышали былинные наигрыши и песни в народном стиле. Многие слова в либретто, а также в описании декораций и сценических подробностей Н.А. Римский-Корсаков заимствовал из различных былин, песен, заговоров и т.п. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями. В опере-былине изображена русская народная старина, затронуты темы единения человека и природы, человека и искусства, исторического прошлого.
15. Рефлексия. Какую цель мы ставили себе перед уроком? - Учиться слушать оперу и понимать ее. Как можно больше узнать об этом жанре, углубить и расширить знания об особенностях оперного жанра как синтеза разных искусств. Как вы думаете, вы приблизились к этой цели? – да.
А чему еще вы учились на уроке? – самостоятельно ставить цель, оценивать свои умения, работать с учебником (пересказывать, определять главное), исполнять песни в характере гостей, внимательно слушать песни из оперы, работать самостоятельно и в группах, рассуждать о счастье для каждого гостя.
Расскажите очень коротко о своих впечатлениях:
Мне понравилось…
Я узнал…
Мне захотелось…
У меня получилось…
Вызвало затруднения…и т. д.
Слайд 25.
16. Домашнее задание. Найти в сети Интернет сказки, легенды в которых воплощаются образы народных музыкантов – сказителей или нарисуйте декорации к опере.
17.Сегодня вы еще раз встретились с чудесной музыкой Н.А. Римского-Корсакова и побывали в сказке. Чему учит вас сказка? – совершать добрые поступки.
И завершим наш урок песней из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
«Песня - спор Маши и Вити» муз Г. Гладкова, сл. Л.Лугового. Исполнение песни по ролям. Слайд 26-28
Нарисуйте на обратной стороне листка смайлик своего настроения.
Музыкальное прощание.
Учитель. Снова прозвенел звонок и окончился урок. До свидания.
Ученики. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.