Опера Садко
Оценка 4.7

Опера Садко

Оценка 4.7
docx
30.12.2020
Опера Садко
урок 5 кл садко.docx

 урок. 5 класс.

по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

.  

 

Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Планируемые результаты:

Л: эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. 

М: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Регулятивные УУД: умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные УУД:  умение вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.

Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально и в группе.

П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к  классическому и современному музыкальному наследию; умение выражать свое отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

 Характеристика деятельности: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения произведений и совместной деятельности.

Вид контроля:  Индивидуальный контроль   «Песни гостей» (самостоятельная работа).

Домашнее задание: Найти в сети Интернет сказки, легенды в которых воплощаются образы народных музыкантов - сказителей. Или нарисовать декорации к опере «Садко»

 

План:

1.               Орг момент. Муз приветствие.

2.               Игра ДАНЕТКА – опера.

3.               Самоцелеполагание. Формулирование целей урока.

4.               Самопланирование. Предлагаются пути решения задач.

5.               Групповая работа «Правила поведения в театре». Презентация.

6.               Вспоминаем оперу, композитора. Либретто.

7.               Самоорганизация усилия. Беседа по содержанию оперы «Садко». Музыкальные номера – слушание фрагментов.

8.               Беседа по содержанию оперы «Садко». Работа с учебником с. 56.

9.               Песни заморских гостей – слушание, индивидуальная самостоятельная работа.

10.         Самооценка.

11.         Вывод.

12.         Рефлексия.

13.         Домашнее задание.

14.         Песня «Песня - спор Маши и Вити» муз Г. Гладкова, сл. Л.Лугового – исполнение по ролям.

 

Ход урока.

1.     Орг момент. Муз приветствие.

       - Все, всем, добрый день.

       - Добрый день.

 

2.     Прежде чем перейти к теме и цели урока поиграем в игру ДАНЕТКА. Я загадаю музыкальный жанр, а вы отгадайте. Но сначала назовите муз жанры, с которыми вы уже знакомы (называют). Загадываю слово ОПЕРА.

      Какому муз жанру будет посвящен урок?- опере.

      Что такое опера? – это музыкально - драматический спектакль, объединяющий музыку, литературу, ИЗО и сценическое действие.

Слайд 1

 

3.      Самоцелеполагание. Скажите, а вы испытываете трудность при восприятии оперы, прослушивании оперных арий, песен? – да, муз сложная, непонятно поют.   А все ли вы знаете об опере? – нет, многого не знаем.

      Сформулируйте цель нашего урока. Чему вы будете учиться на уроке?   

 

Слайд 2.

Цель урока - Углубление знаний об особенностях оперного жанра  как синтеза разных искусств. 

4.   Самопланирование. Что вы можете  сделать, чтобы больше узнать об опере? – надо смотреть оперные спектакли, читать литературу, слушать оперную музыку. И тогда кто-то из вас обязательно полюбит оперу и захочет сходить на спектакль.

5.   Слайд 3. Сегодня я предлагаю вам еще раз совершить путешествие в оперный  театр, ведь тема нашего урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

  

6.   Мы собираемся совершить путешествие в театр.  А вы все знаете как надо себя вести в театре?

Слайд 4.

Сформулируйте  правила поведения в театре (Работа в группах по 4 человека). Отвечает 1 человек - от группы. Закрепляем и расширяем знания правил по презентации «Правила поведения в театре». Слайды 5-18

Ну вот, теперь можно идти в театр.

 

7.    Самоорганизация усилия.   Сегодня мы вновь побываем на опере Садко»

Какой композитор написал эту оперу?  Слайд 19

     Оперу нельзя написать без литературной пьесы  с кратким  изложением   сюжета оперы, балета? – либретто (по щелчку). Слайд 5

     Какое произведение легло в основу либретто к опере «Садко»? – былина «Садко».

 Былина – жанр русского фольклора, героико - патриатическая песня - сказание о богатырях, исторических событиях.

Появились былины на Руси более тысячи лет назад. В них воспевалась мощь и сила народа, грудью защищавшую русскую землю от врагов. Вспомним сюжет оперы и муз номера, которые слушали на прошлом уроке (либретто оперы).

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. Слайд 20

     Гости торговые похваляются своим богатством и властью, но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

        Слайд 21.  Садко пришёл на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; лёгкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывёт к берегу стая лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова,  любимая дочь царя Морского. Полонили её чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастья. Близится рассвет, из озёрной глубины послышался голос Морского царя, зовущего дочерей.  Царевна Волхова и её сёстры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

 

8.    Слушают фрагменты: Океан –  море синее (рисует не только море, но и морского царя), Ой, ты темная дубравушка, Заиграйте мои гусельки (хороводная).

 

9.    Рассказываю дальше сюжет.

      Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

        На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад.

 Слайд 22. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль и просит гостей – купцов рассказать о своих странах. Кто эти купцы и из каких стран?

     Что же произошло дальше? Прочитайте самостоятельно в учебнике с. 56 и расскажете. Слайд 23.

     (Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края).

 

10.          Самоорганизация усилия. Сейчас мы послушаем и посмотрим песни заморских гостей. Н.А.Римскому - Корсакову удалось передать в этой сцене необычный колорит музыки разных стран света: севера, востока, юга.

 Вы будете работать самостоятельно на листочках.

Откуда приехал гость (север - варяжский, юг - веденецкий, восток - индийский)?

Почему так решили? Опишите характер интонаций, темп, тембр звучания инструментов.

Какое море изобразил композитор?

Какой голос исполняет песню? (бас – низкий, баритон – средний, тенор –высокий).

В чем счастье героя?

Какое впечатление произвели на тебя песня и музыка?

      Смотрят фрагмент. Пишут самостоятельно. Спрашиваю 1,2 человек,   остальные проверяют свои ответы. Не исправлять и не дописывать!

Слушают  и смотрят песню Варяжского гостя.

Включаю только вступление, и дети пишут ответ на 1 вопрос. (Слушают песню и работают самостоятельно. Разбираем ответы (средства музыкальной выразительности); 2 раз - смотрят видео)

- Вслушайтесь в музыку и скажите, ребята, откуда приехал первый гость?- Он с севера.

- Почему? Какая музыка по характеру? - Музыка холодная, мрачная, суровая, маршевый ритм, низкие регистры, медленный темп.

- Какая картина природы этой страны изображена?  это море. Холодное, мрачное, темное, взволнованное. Поднимаются волны.

 -  А как выглядит сам гость? Какое выражение лица у него? Как он одет? Кто он? Может ли об этом рассказать только короткое вступление? (звучит вступление) -  Может. Он суровый, строгий, немного злой. Походка спокойная, твердая. Одет тепло. Он в кольчуге и в железных латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин. В музыке слышны интонации грозного морского прибоя. Оркестр звучит  мрачно.

- Он называет свой народ  «варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного моря (Скандинавия). У них много врагов, они умеют защитить себя.

 - Какими музыкальными красками Римский - Корсаков рассказывает о варягах? -- Музыка медленная, звуки низкие, интонации грозные.  

 - Какой голос исполняет песню? -- Бас.

 - Как Вы думаете, а в чем счастье для Варяжского гостя? – в борьбе, в победе.

Исполнить песню Варяжского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально).  Что сказал новгородский люд, услышав песню Варяжского гостя? – ОЙ! Не на радость к варягам плыть, ой, и живут там все разбойнички» (ищут в учебнике).

Самопроверка. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.

 

11.         Слушаем песню индийского гостя.  (Слушают песню и работают самостоятельно. 2 раз - смотрят видео)

А вы мне скажите, что же  есть в этой стране, ради чего стоит там побывать? 

- Это Индия. Гость из Индии.  Он поет о птице счастья. Слышим восточные интонации,

 - Какое море нарисовал композитор? – Красивое, тихое, спокойное.

- Так в чем же для Индийского гостя состоит это счастье? --В покое, сне, тишине.

- Какой голос исполняет «Песню индийского гостя»? --Тенор. Высокий голос.

---Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой? Музыка тихая, похожа на колыбельную. Чуть- чуть покачивается. Музыка мягкая, нежная. Звучат духовые деревянные и струнные инструменты.

Что сказал народ после песни Индийского гостя? – «ой, да не езди, гость, на ту сторону, ой, берегися птицы Феникса, ой». (учебник).

Исполнить песню Индийского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально).

Самопроверка.  Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы. 

 

12. Песня Веденецкого гостя.

Слушают вступление. Пишут страну. (Слушают песню и работают самостоятельно. 2 раз - смотрят видео)

-Теперь выходит второй гость. Откуда он? --Этот гость из  южной страны, возможно, из Италии.

--Почему вы так решили? - Музыка мягкая, теплая, нежная, напевная, покачивающаяся. Звучат струнные. Проигрыш и 2 часть – танцевальные, итальянские напевы

- Куда приглашает  он  Садко? - Этот гость  приглашает в свой родной город.

Как он называет его? Что главное для него в любимом городе? - Веденец!

Так на Руси во времена Садко называли город Венецию.

- А что Вы знаете об этом городе? --Это город, где вместо улиц - каналы, красивые дворцы. Он стоит на воде. Там очень красиво.

--Эта музыка тоже изображает море. Какое оно? Каким его рисует музыка? - красивым, искрящимся, спокойное.

Какой голос исполняет песню? - Голос льется свободно. Это баритон.

--Как Вы думаете, а в чем счастье для Веденецкого гостя? – в наслаждении и восхищении красотой родного города и природы.

Какое впечатление произвела на тебя эта музыка?

Что говорит народ о славном городе? (учебник) –«А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми».

Исполнить песню Веденецкого гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально).

Самопроверка. Спрашиваю 1,2 человек, остальные проверяют свои ответы.  

 В какую страну поплыл Садко? – в Веденец. А вы бы куда отправились?

 

А какие качества личности прославил композитор в образе Садко? - В образе Садка - гусляра прославлена смелость, любовь к Родине, к народному искусству.

 

13. Самооценка.  А сейчас я прошу вас оценить свою работу.

  Если Вы легко справились  с моими заданиями - поднимите желтую карточку. 

  Если задания вызвали затруднения, и вы дали неполные ответы – поднимите синюю.

  Если вы не смогли справиться с заданиями –  красную.

 Поставьте на листочке себе оценку за выполненную работу.

 

14. Вывод.  Помогла ли вам музыка ярче представить страны, о которых  пели гости?  

Какую роль в спектакле играют костюмы и декорации? – Мы видим море, корабль, хоромы. Представляем, как одевались люди в то время. Спектакль становится красочным и ярким.

В опере соединены разные виды искусства. Какие? - музыка, литература, ИЗО и сценическое действие.  И поэтому  оперу относят к синтетическим жанрам искусства. Театр – это пространственно-временное искусство.

   Какова связь музыки и литературы в жанре ОПЕРА? – чтобы написать оперу нужно Либретто. Песни не могут быть без слов. В основе оперы лежит былина.

     Опера-былина «Садко» - эпическая. И также как и в былине, действие в ней развивается неспешно.

В опере вы услышали былинные наигрыши и песни в народном стиле. Многие слова в либретто, а также в описании декораций и сценических подробностей  Н.А. Римский-Корсаков заимствовал из различных былин, песен, заговоров и т.п. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями. В опере-былине изображена русская народная старина, затронуты темы единения человека и природы, человека и искусства, исторического прошлого.

 

15. Рефлексия. Какую цель мы ставили себе перед уроком? - Учиться слушать оперу и понимать ее.  Как можно больше узнать об этом жанре, углубить и расширить знания об особенностях оперного жанра  как синтеза разных искусств. Как вы думаете, вы приблизились к этой цели? – да.

А чему еще вы учились на уроке? – самостоятельно ставить цель, оценивать свои умения,   работать с учебником (пересказывать, определять главное), исполнять песни в характере гостей, внимательно слушать песни из оперы, работать самостоятельно и в группах, рассуждать о счастье для каждого гостя.

Расскажите очень коротко о своих впечатлениях:

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне захотелось…

У меня  получилось… 

Вызвало затруднения…и т. д.

  Слайд 25.

 

16. Домашнее задание. Найти в сети Интернет сказки, легенды в которых воплощаются образы народных музыкантов – сказителей или нарисуйте декорации к опере.

 

17.Сегодня вы еще раз встретились с чудесной музыкой Н.А. Римского-Корсакова и побывали в сказке. Чему учит вас сказка? – совершать добрые поступки.

И завершим наш урок песней из телефильма «Новогодние  приключения  Маши и Вити».

 «Песня - спор Маши и Вити» муз Г. Гладкова, сл. Л.Лугового.  Исполнение песни по ролям. Слайд 26-28

 

            Нарисуйте на обратной стороне листка смайлик своего настроения.

         

           Музыкальное прощание.

Учитель. Снова прозвенел звонок и окончился урок. До свидания.

Ученики. До свидания.

 

      


 

Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме

Ход урока. 1. Орг момент

Ход урока. 1. Орг момент

Мы собираемся совершить путешествие в театр

Мы собираемся совершить путешествие в театр

Ильмень-озеро; лёгкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел

Ильмень-озеро; лёгкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел

Садко знал, куда держать путь

Садко знал, куда держать путь

Может. Он суровый, строгий, немного злой

Может. Он суровый, строгий, немного злой

Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой?

Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой?

Какое впечатление произвела на тебя эта музыка?

Какое впечатление произвела на тебя эта музыка?

Театр – это пространственно-временное искусство

Театр – это пространственно-временное искусство

Слайд 25. 16. Домашнее задание

Слайд 25. 16. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020