Тема: Операции «фаска» и «скругление». Построение 3D-модели игральной кости
Цель занятия: создание 3D-модели с элементами скругления и фасками.
Задачи:
Обучающие: ознакомить обучающихся с созданием 3D-модели с элементами скругления и фасками в САПР КОМПАС; научить правилам создания в САПР КОМПАС геометрических тел, ограниченных плоскими поверхностями;
Развивающие: формировать интерес к учению; развивать познавательные интересы, творческие способности; прививать исследовательские навыки.
Воспитательные: воспитание активности учащихся; обеспечение сознательного усвоения материала.
Оборудование:
Программное обеспечение: Компас-3D, мультимедиа-проектор, ПК, алгоритм выполнения задания для каждого учащегося, Интернет
Ход занятия
1. Организационный момент
Сообщение темы, определение цели и задач занятия учащимися.
2. Актуализация знаний
Повторим принципы и методы создания трехмерных моделей в Компас-3D с помощью операции «Выдавливание»:
Ø Что такое операция «выдавливания» в Компас-3D?
Ø Как построить выдавливание по двум направлениям?
Ø Как создать уклон в операции «выдавливание»?
2. Изучение нового учебного материала.
Команды Фаска, Скругление находятся на инструментальной панели Редактирование детали. В Главном меню: Операции->Фаска/Скругление. Эта команда применяется для построения фаски или скругления на ребре детали.
Команды Скругление и Фаска в Компас-3D
Создадим 3d модель параллелепипеда, для этого:
1) Выбираем плоскость XY (синяя) и переходим в эскиз .
2) Выбираем инструмент прямоугольник и строим его центре точки (0,0) с размерами 60x40
3)
Операция скругление
Рассмотрим принцип работы команды скругление . Для того чтобы выполнить эту операцию нужно выбрать грань модели. Главным параметром является радиус скругления, его необходимо задать до того, как выбрана грань. Мы будем рассматривать только скругление по окружности , иные формы скругление проще создать на этапе формирования эскиза. Выберем
Также можно скруглять грани, не лежащие на одной плоскости, для этого их необходимо выделять с зажатой клавишей CTRL
Операция фаска
Команда не выполняется для ребер, образованных гладко сопряженными гранями. Для вызова команды нажмите кнопку (Фаска) на инструментальной панели редактирования детали или выберите ее название в меню Операции. С помощью переключателя Способ построения на вкладке Параметры Панели свойств выберите способ построения фаски: По стороне и углу или По двум сторонам. Если фаска строится по стороне и углу, введите в поле Длина 1 длину стороны фаски, а в поле Угол – угол между этой стороной и поверхностью фаски. Если фаска строится по двум сторонам, введите их длины в поля Длина 1 и Длина 2. Укажите в окне детали ребра, на которых требуется построить фаску. Если требуется построить фаски на всех ребрах какой-либо грани, укажите эту грань.
Основное отличие фаски от скругления состоит в том, что скругления обеспечивают скругление углов, а фаски обеспечивают скашивание углов т.е. по сути фаска, в отличие от скругления не характеризуется радиусом. В связи с этим фаска задается двумя параметрами: углом и длиной. По умолчанию, угол фаски равен 45°, что дает равнобедренное скашивание углов.
После указания первого ребра в окне детали возникает фантом – стрелка, направленная вдоль одной из граней. Она показывает направление первой стороны фаски.
Рассмотрим теперь случаи, когда нам необходимо скосить угол под другим градусом. На Панели Свойств есть 2 переключателя: Первое направление, Второе направление. Они определяют направление создания фаски. Задайте через Дерево модели (щелкните правой кнопкой мыши по значку Фаска) угол отличный от 45 градусов (это угол между фантомом фаски и стрелкой, которая может быть повернута в двух перпендикулярных направлениях) и посмотрите.
первое направление второе направление
Для изменения направления воспользуйтесь переключателем Направление: Первое направление и Второе направление
3. Операционно-исполнительский этап
Создадим 3D-модель игральной кости с цифрами. В ходе этого практического задания мы
с вами применим операцию скругление, а также научимся преобразовывать текст в эскиз.
Порядок выполнения работы:
1) Запускаем программу Компас-3D V16.
2) Создаем файл-деталь.
3) В файле выполнить построение детали «Игральная кость».
4) Меняем ориентацию осей на XYZ
5) Выбираем плоскость ZX (зеленая) и переходим в эскиз .
6) Выбираем инструмент прямоугольник и строим его центре точки (0,0) с размерами 20x20
7) Выходим из эскиза 1 выдавливаем его в прямом направлении – на расстояние 20 мм.
В
свойствах операции указываем назначить цвет вручную и выбираем
светло-желтый цвет (3 в первом ряду). После этого нажимаем создать :
8)
Теперь отметим цифрами все грани куба.
Отмечаем 1 цифру на плоскости куба.
9) Меняем ориентацию осей на ,выбираем плоскость куба и переходим в эскиз .
10)
11) От горизонтальной прямой строим одинарную параллельную вниз на расстоянии 5 мм
12)
13)
14)
15)
В
появившемся меню указываем следующие настройки: высоты символов 10 мм, шрифт
полужирный.
16)
17)
18)
Отмечаем 2 цифру на плоскости куба.
19) Меняем ориентацию осей на ,выбираем плоскость куба и переходим в эскиз .
20)
21) От горизонтальной прямой строим одинарную параллельную вниз на расстоянии 5 мм
22) В меню «Инструменты» выбираем команду (см. пункт 12)
23) В пункте «Размещение» выбираем по центру (см. пункт 13)
24)
25)
В
появившемся меню указываем следующие настройки: высоты символов 10 мм, шрифт
полужирный.
26)
27) Преобразуем тест в эскиз, для этого переходим в панель редактирования и выбираем команду Преобразовать в NURBS и отмечаем цифру 2.
28)
Отмечаем цифры 3-6 на плоскости куба.
Для построение оставшихся цифр на плоскости куба выполняем аналогично шаги 9 – 18. При этом учитываем, что:
· Цифра 3 соответствует плоскости
· Цифра 4 соответствует плоскости
· Цифра 5 соответствует плоскости
· Цифра 6 соответствует плоскости
4. Самостоятельная работа
5. Закрепление темы
Проверьте себя
Ø Чем отличается фаска от скругления?
Ø Какими параметрами задаётся фаска?
Ø Где расположены команды скругление и Фаска?
Ø Назовите способы создания фаски.
Ø Почему при создании фасок и скругления целесообразнее все ребра указывать сразу?
6. Итог занятия
Сегодня на занятии мы рассмотрели две особенно важные операции в САПР Компас-3D: фаска и скругление. Мы рассмотрели на практике принцип создания трехмерных моделей с помощью этих операций. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.