Тема: Операции «фаска» и «скругление». Построение 3D-модели игральной кости
Цель занятия: создание 3D-модели с элементами скругления и фасками.
Задачи:
Обучающие: ознакомить обучающихся с созданием 3D-модели с элементами скругления и фасками в САПР КОМПАС; научить правилам создания в САПР КОМПАС геометрических тел, ограниченных плоскими поверхностями;
Развивающие: формировать интерес к учению; развивать познавательные интересы, творческие способности; прививать исследовательские навыки.
Воспитательные: воспитание активности учащихся; обеспечение сознательного усвоения материала.
Оборудование:
Программное обеспечение: Компас-3D, мультимедиа-проектор, ПК, алгоритм выполнения задания для каждого учащегося, Интернет
Ход занятия
1. Организационный момент
Сообщение темы, определение цели и задач занятия учащимися.
2. Актуализация знаний
Повторим принципы и методы создания трехмерных моделей в Компас-3D с помощью операции «Выдавливание»:
Ø Что такое операция «выдавливания» в Компас-3D?
Ø Как построить выдавливание по двум направлениям?
Ø Как создать уклон в операции «выдавливание»?
2. Изучение нового учебного материала.
Команды Фаска, Скругление находятся на инструментальной панели Редактирование детали. В Главном меню: Операции->Фаска/Скругление. Эта команда применяется для построения фаски или скругления на ребре детали.
Команды Скругление и Фаска в Компас-3D
Создадим 3d модель параллелепипеда, для этого:
1) Выбираем плоскость
XY (синяя) и переходим в
эскиз .
2) Выбираем инструмент
прямоугольник и строим его центре точки (0,0)
с
размерами 60x40
3)
![]() |
Операция скругление
Рассмотрим
принцип работы команды скругление . Для того чтобы выполнить эту
операцию нужно выбрать грань модели. Главным параметром является радиус
скругления, его необходимо задать до того, как выбрана грань. Мы будем
рассматривать только скругление по окружности
, иные
формы скругление проще создать на этапе формирования эскиза. Выберем
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
Также можно скруглять грани,
не лежащие на одной плоскости, для этого их необходимо выделять с зажатой
клавишей CTRL
Операция фаска
Команда не
выполняется для ребер, образованных гладко сопряженными гранями. Для вызова
команды нажмите кнопку (Фаска) на инструментальной панели
редактирования детали или выберите ее название в меню Операции. С
помощью переключателя Способ построения на вкладке Параметры Панели
свойств выберите способ построения фаски:
По стороне и углу
или
По двум сторонам. Если фаска
строится по стороне и углу, введите в поле Длина 1 длину стороны фаски,
а в поле Угол – угол между этой стороной и поверхностью фаски. Если
фаска строится по двум сторонам, введите их длины в поля Длина 1 и Длина
2. Укажите в окне детали ребра, на которых требуется построить фаску. Если
требуется построить фаски на всех ребрах какой-либо грани, укажите эту грань.
Основное
отличие фаски от скругления состоит в том, что скругления
обеспечивают скругление углов, а фаски обеспечивают скашивание
углов т.е. по сути фаска, в отличие от скругления не
характеризуется радиусом. В связи с этим фаска задается
двумя параметрами: углом и длиной. По умолчанию, угол фаски равен 45°, что дает
равнобедренное скашивание углов.
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
![]() |
После указания первого ребра в окне детали возникает фантом – стрелка, направленная вдоль одной из граней. Она показывает направление первой стороны фаски.
Рассмотрим теперь случаи, когда нам необходимо скосить угол под другим градусом. На Панели Свойств есть 2 переключателя: Первое направление, Второе направление. Они определяют направление создания фаски. Задайте через Дерево модели (щелкните правой кнопкой мыши по значку Фаска) угол отличный от 45 градусов (это угол между фантомом фаски и стрелкой, которая может быть повернута в двух перпендикулярных направлениях) и посмотрите.
![]() |
![]() |
||
![]() |
первое направление второе направление
Для изменения
направления воспользуйтесь переключателем Направление: Первое
направление и
Второе направление
3. Операционно-исполнительский этап
Создадим 3D-модель игральной кости с цифрами. В ходе этого практического задания мы
с вами применим операцию скругление, а также научимся преобразовывать текст в эскиз.
Порядок выполнения работы:
1) Запускаем программу Компас-3D V16.
2) Создаем файл-деталь.
3) В файле выполнить построение детали «Игральная кость».
4)
Меняем
ориентацию
осей на XYZ
5)
Выбираем
плоскость ZX (зеленая) и переходим в
эскиз .
6) Выбираем инструмент
прямоугольник и строим его центре точки (0,0)
с
размерами 20x20
7) Выходим из эскиза
1 выдавливаем его
в прямом направлении – на расстояние 20 мм.
В
свойствах операции указываем назначить цвет вручную и выбираем
светло-желтый цвет (3 в первом ряду). После этого нажимаем создать
:
8)
![]() |
Теперь отметим цифрами все грани куба.
Отмечаем 1 цифру на плоскости куба.
9) Меняем ориентацию
осей на
,выбираем плоскость куба и переходим в
эскиз
.
10)
![]() |
![]() |
![]() |
||
11) От горизонтальной
прямой строим одинарную параллельную вниз на расстоянии 5 мм
12)
![]() |
13)
![]() |
14)
![]() |
15)
В
появившемся меню указываем следующие настройки: высоты символов 10 мм, шрифт
полужирный.
16)
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
17)
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
18)
![]() |
Отмечаем 2 цифру на плоскости куба.
19) Меняем ориентацию
осей на
,выбираем плоскость куба и переходим в
эскиз
.
20)
![]() |
21) От горизонтальной
прямой строим одинарную параллельную вниз на расстоянии 5 мм
22) В меню
«Инструменты» выбираем команду (см. пункт 12)
23) В пункте
«Размещение» выбираем по центру (см. пункт 13)
24)
![]() |
25)
В
появившемся меню указываем следующие настройки: высоты символов 10 мм, шрифт
полужирный.
26)
![]() |
![]() |
![]() |
|||
27) Преобразуем тест в
эскиз, для этого переходим
в панель редактирования и выбираем команду Преобразовать в NURBS
и отмечаем цифру
2.
28)
![]() |
Отмечаем цифры 3-6 на плоскости куба.
Для построение оставшихся цифр на плоскости куба выполняем аналогично шаги 9 – 18. При этом учитываем, что:
·
Цифра
3 соответствует плоскости
·
Цифра
4 соответствует плоскости
·
Цифра
5 соответствует плоскости
·
Цифра
6 соответствует плоскости
![]() |
4. Самостоятельная работа
![]() |
5. Закрепление темы
Проверьте себя
Ø Чем отличается фаска от скругления?
Ø Какими параметрами задаётся фаска?
Ø Где расположены команды скругление и Фаска?
Ø Назовите способы создания фаски.
Ø Почему при создании фасок и скругления целесообразнее все ребра указывать сразу?
6. Итог занятия
Сегодня на занятии мы рассмотрели две особенно важные операции в САПР Компас-3D: фаска и скругление. Мы рассмотрели на практике принцип создания трехмерных моделей с помощью этих операций. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.