Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Лепеля»
Описание опыта работы классного руководителя
Кажарская Татьяна Васильевна;
государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Лепеля»;
учитель английского языка;
Лепельский район
«Жить – вот ремесло, которому
хочу учить детей» (Ж.Ж. Руссо)
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.
С кого начинается школа? Конечно же, с учителя. Учителя, обладающего щедростью души, любознательного, готового понять радость и горе каждого, и прежде всего ребёнка, любящего детей, относящегося к детям как к чему-то особенному и исключительному, с неистощимым интересом к внутреннему миру ребёнка. Важным «кирпичиком» в строительстве новой школы непременно видится учитель - профессионал, ищущий, способный педагогически мыслить, т. е. не скользить по поверхности, а докапываться до сути явления, до настоящих причин, и принимать решения, иногда неожиданные, порой рискованные, но в большинстве своём ведущие к педагогическому результату.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее нашей страны. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и каждого из нас тоже.
Мой стаж работы классным руководителем – 6 лет. Каким же всё-таки должен быть современный классный руководитель? Да, он должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики. Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Учиться наши дети должны в доме Радости, Любви и Добра. Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Моя миссия, как классного руководителя – помочь ученику в этом выборе.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь», программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
В ежегодном послании Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко к белорусскому народу отмечено, что интеграция образования и науки — веление времени. Таким образом, перед педагогической наукой поставлена задача «активизации формирования патриотического мировоззрения людей, развития интеллектуального и творческого потенциала нации. Идейная основа общества и государства должна быть основательной и прочной!». Глава государства отметил также, что «перед нашим народом стоит задача сберечь величайшие ценности — мир, порядок и независимость Беларуси. ‹…› Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам — правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины».
Таким образом, воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, является основным ориентиром воспитания в контексте социального заказа общества.
Цель воспитания: создание условий для духовно-нравственного, творческого и физического развития учащихся, овладения ими ценностями национальной и мировой культуры, воспитания гражданина Республики Беларусь.
Своими задачами как классного руководителя считаю:
1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
2. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
3. усиление работы по профориентации молодежи и подготовке к самостоятельной жизни и труду в современных общественно-экономических условиях;
4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
5. формирование культуры семейных отношений;
6. создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.
В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:
1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
При составлении плана воспитательной работы на первое место ставлю принцип гуманно – личностного подхода к детям. Другой не менее важный принцип – учет возрастных особенностей учащихся. Кроме того, учитывается и принцип деятельностного подхода к воспитанию. Обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, и постоянно стремились к познанию самих себя. Планирование внеклассной работы проводится совместно с учащимися. Это вызывает у них желание активно участвовать в жизни класса.
Для этого использую различные методы педагогической диагностики: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, деловые игры, а также совокупность методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с максимальной эффективностью.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
· Гражданско-патриотическое и идеологическое воспитание;
· Эстетическое воспитание;
· Здоровый образ жизни, профилактика вредных привычек;
· Духовно-нравственное воспитание;
· Правовое воспитание;
· Трудовое, профессиональное и экономическое воспитание;
· Гендерное и семейное воспитание;
· Работа с родителями.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Проводимые мной классные часы (информационный классный час «Мир детям мира», «Мы в ответе за тех, кого приручили», тематический классный час «Их жизнью и делами мы гордимся», «Под ласковым покровом матерей», «Жизнь- это счастье. Сотвори его сам!» и др.); психологический тренинг «Как сохранить дружеские отношения», диспут «Я сам несут ответственность за свои поступки», просмотр фильма «Честное пионерское» способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику уровня воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса.
В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе.
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии в школьный музей, где знакомимся с историей школы и встречаемся с интересными людьми, а также в городской музей, где мы знакомимся с историей нашего города Лепеля, посещаем различные выставки, интерактивные викторины и квесты.
Повышение роли патриотического воспитания, приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества, формирование умения сохранять своё здоровье и вести здоровый образ жизни находит отражение в патриотических мероприятиях ч «Мне выпала шчасце тут нарадзіцца», «З вытокаў роднай мовы», «Собери Беларусь в своём сердце», «Памятные места нашего города» и др.
Уже традиционным является участие в акциях «Ветеран живёт рядом», «Забота», «Рождественский подарок ветерану». У детей остается незабываемое впечатление, когда ветераны, со слезами на глазах и словами благодарности слушают детские стихи и принимают от детей открытки, сделанные их руками.
Большое внимание уделяю организации питания детей, потому что только здоровый ребенок будет настроен на работу, а значит, будет успешен и счастлив (из 21 учащегося питаются все).
Сотрудничество с родителями заключается в психолого - педагогическом просвещении родителей и вовлечении их в учебно - воспитательный процесс класса и школы. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам воспитания проводится на родительских собраниях, которые проходят один раз в четверть, по заранее продуманной тематике. Например: «Режим дня в жизни школьника», «Поощрения и наказания детей в семье» и другие. Раз в четверть проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам, где не только обсуждаются эти проблемы, но и даются практические рекомендации по их решению. На первом родительском собрании выбираем родительский комитет, в который входят самые инициативные и интересующиеся родители. Председатель родительского комитета направляет и координирует всю работу. Родительский комитет по рекомендации классного руководителя привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
В системе работы классного руководителя большую роль играет ученическое самоуправление. Это один из основных принципов деятельности ученического коллектива, где каждый школьник реально участвует в управлении делами класса. Задача заключается в помощи учащимся понять, что они теперь не просто школьники, у них есть свои правила и заповеди, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу. Строго распределяются обязанности. Например, учебный сектор отвечает за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Сектор редколлегии за оформление летописи класса, классный уголок, стенгазеты. Сектор досуга за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В конце каждой четверти, учащиеся, ответственные за сектора, отчитываются за свою работу.
В классе сложились свои традиции: поздравление именинников (встречаем именинника, исполняем поздравительную песню в его честь, произносим пожелания); один раз в четверть, как завершение временного отрезка обязательное проведение праздника-вечеринки (сладкий стол (обязательное условие: выпечка своими руками), развлекательная программа, дискотека); в течении учебного года организуются экскурсии (по стране), в конце учебного года – поход.
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты. Результатом нашей работы являются: интересные общешкольные мероприятия («Посвящение в пятиклассники», «Агитбригады по здоровому образу жизни», конкурс инсценирования патриотической песни, «Осенний сарафан» (грамота в номинации «Информационная осень»), конкурс «Школа в стиле «Осень»» среди учащихся 1-11 классов (3 место), конкурс рисунков «Безопасная дорога» среди учащихся 5-8 классов (2-ое место), игра «Пионерская мозаика» среди учащихся 5-6 классов (3-е место), и др.); открытые тематические классные часы («Любви все возрасты покорны», «А ну-ка девочки», «А ну-ка мальчики» и др.) и беседы, родительские собрания.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Нужно многое знать, осваивать новые программы, изучать новые технологии, читать справочники, энциклопедии. И я учусь. Учусь всё время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Ведь, как сказал Лао-Цзы, «кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен». Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (adu.by, infourok.ru, festival.1september.ru, uchportal.ru и др.) с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим хоть и небольшим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.