Самоанализ педагогической деятельности
Одним из важнейших вопросов в области педагогики является детское творчество, которое играет важную роль в общем развитии ребенка и формирование его личности, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетной для образования в целом.
Сегодня перед педагогом поставлены такие объемные, сложные и ответственные задачи, которые требуют от него постоянного профессионального роста. Сегодня мало уметь преподать знания, необходимо еще заворожить, очаровать, вовлечь в стихию поиска и творчества.
Стремление человека к прекрасному проявляется у него с детства. Нужно развивать и поощрять это стремление всеми средствами.
Именно декоративно прикладное искусство выступает как средство формирования творческой личности, что предполагает развитие ассоциативно-образного мышления, способность связывать в своём сознании далёкие друг от друга явления, видеть их общности. Эти способности позволяют человеку быстрее адаптироваться в новых условиях.
С целью наиболее полного удовлетворения потребностей детей в занятиях ДПИ, в развитии их творческих способностей, была разработана данная образовательная программа «Мастерица». Является модифицированной, рассчитана на два года обучения, для детей от 7 до 16 лет.
Актуальность программы «Мастерица» является усиление важной инновационной составляющей образования: перехода от идеи долга к идеи права (права выбора), т.е. реализуется добровольный принцип получения образования. Для того чтобы определиться в жизни раскрыть и развить способности ребёнка, и разработана данная программа.
Образовательная программа создана для реализации содержания дополнительного образования в области декоративно – прикладного искусства на основе художественно – эстетического комплекса, и носит личностно – ориентированный характер.
Целью данной программы является формирование познавательной и коммуникативной компетентности: через активизацию всестороннего развития и актуализацию творческой одарённости личности, способной адаптироваться в современно – экономических условиях.
Задачи:
- развивать познавательные интересы, духовно – нравственной мотивации жизненной цели;
- овладевать основными приёмами и навыками работы с различными природными материалами, изготовлению из него разнообразных изделий;
- формировать способность и самообразованию, самовоспитанию, и самосовершенствованию.
На занятиях я использую различные методы и приемы обучения. Учебные занятия могут проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов.
В процессе обучения решаются следующие задачи: развитие познавательных интересов воспитанников; обучение самообразованию; овладение методами и приемами самостоятельной работы; развитие изобретательских способностей; развитие творческих способностей; формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания), выявление уровня универсальной учебной деятельности детей.
Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей обучающихся: возрастные особенности детей; с учетом специфики изучения данной программы; направления образовательной деятельности.
На занятиях создаю и реализую проекты. Участие в проекте способствует формированию у детей универсальных умений: определять цель, планировать свою деятельность, работать в группе, оценивать свою работу и работу сверстников.
Декоративно-прикладное творчество позволяет детям увидеть плоды своего труда и почувствовать признание значимости своей деятельности. Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий из подручного материала, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с материалом, дети создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе у детей развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
На занятии создается атмосфера радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Широко использую различные физкультминутки.
При реализации своей образовательной программы «Мастерица» использую различные методы: словесные – лекции, беседы, викторины; наглядные – просмотр репродукций, фотосюжетов, образцов изделий; практические – изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.
Основным результатом в освоении направлений программы становится самостоятельный творческий подход и техническая реализация задуманного образа по заданной теме при выполнении работы, что позволяет выявить самостоятельность и способность ребенка представить образы, фантазировать, смело работать с выбранным материалом.
На занятиях применяю различные виды, такие как интегрированное занятие, лекция-беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, консультации.
Работаю над повышением своего методического и профессионального мастерства. Постоянно слежу за новинками технической и специальной литературы. Есть очень много идей, которые очень хотелось бы воплотить в жизнь, проводить новые занятия в интересных формах, на которых будет увлекательно каждому ребенку.
Все занимающиеся принимают активное участие в проводимых выставках, конкурсах декоративно-прикладного творчества районного и республиканского уровня, а также в социально-значимых акциях.
Провожу увлекательные мероприятия: всевозможные конкурсы, викторины, празднования и многое другое, что нравится ребятам, что расширяет их кругозор.
Ежегодное участие в районной и республиканской выставке по декоративно-прикладному творчеству «Живи, Земля!», «Дети, техника, творчество», «Сувенир Бурятии», «Художники Бурятии», «Здравствуй, Белый месяц!» и тд.
На муниципальном уровне мои воспитанники регулярно занимают призовые места – Борисова Вика, Ананьева Вика, Юндэнова Алена, Цыбикова Лена, Цыденова Баира, Клыпина Катя, Субанова Баярма, Сорокина Наташа, Гылыкова Нина, Зоригтуева Дашима, Малышева Сэсэг, Бальжинимаева Цыжитма, Шульгина Аня, Гашинова Бэлигма, Цырендоржиева Эмилия.
На районной НПК «Шаг в Будущее» Шоенова Арюна - 2 место, Цымпилова Сэлмэг-2 место.
Районная олимпиада по технологии Шоенова Арюна- 2 место, Цымпилова Сэлмэг – 4 место.
На республиканской выставке детского творчества “Живи, Земля!” Содномова Оюн и Дондокова Баярма стали Дипломантами. на республиканском конкурсе “Дети, техника, творчество” Гунсынова Вика стала Дипломанткой, Сорокина Наташа удостоена Диплома I степени.
На региональном конкурсе «Пасха Красная» Ванданова Аяна, Жанчикова Доржима – Дипломанты.
На международном фестивале «Подношение 10 драгоценностям» посвященный, Пандито Хамба ламе Д.Д. Этыгэлова Батуева Сарюна, Юндэнова Алена, Ванданова Аяна, Цыденова Баира стали Дипломантами.
Профессия педагога дополнительного образования требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность педагога - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я всегда помню об этом и стараюсь не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Педагога называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, педагогу не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.
Я рада, что некоторые мои воспитанники выбрали себе профессию по профилю. Свое вдохновение педагог черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим.
А будущее - это наши дети, поэтому мое вдохновение неисчерпаемо!
Подводя итог своей педагогической деятельности, считаю, что воспитание декоративно-прикладным искусством раскрывает способности и возможности ребенка. Свобода самореализации ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно, в таких условиях рождается Личность. Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия. Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.