Управление образования Департамента по социальной политике
Администрации городского округа Саранск
Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр»
Городской конкурс профессионального мастерства
«Лучшие практики наставничества»
Номинация конкурса: 5.1.2. «Наставник для педагога»
Описание практики наставничества:
«Наставничество как педагогическая инвестиция»
Автор работы: Дворникова Татьяна Александровна
учитель биологии и экологии
высшей квалификационной категории
МОУ «Луховский лицей»
dvornikova.t77@mail.ru
89271755370
САРАНСК
2023
«Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
В условия модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а школьники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого специалиста в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себе другую область деятельности.
Идея создания описания практики наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально – личностного развития молодых педагогов. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного профессионального мастерства, творчества и самовыражения.
Описание практики наставничества нацелено на работу с педагогами, имеющими опыт работы в образовании менее трех лет. Начиная работу в образовательной организации, молодые специалисты испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик воспитания и обучения. Настоящее описание практики наставничества призвано помочь организации профессиональной деятельности педагогов – наставников и молодых специалистов на уровне образовательной организации.
Описание практики наставничества направлено на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов.
Задачи:
1) Адаптировать молодых, вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
2) Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
3) Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у молодых педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых.
4) Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности наставляемого педагога.
5) Оценить результаты и эффективность практики наставничества.
И так, наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.
Применяемые технологий в практике наставничества: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, медиация, проектная технология.
Так, например, наставляемые встречаться будут с наставниками по ситуации, если у наставляемого возникнут свои личные проблемы или проблемы с детьми, родителями, возникнут трудности при решении педагогических ситуаций, то им на помощь придёт школьная служба медиации, а также молодые специалисты сами помогут опытным педагогам в освоении современных технологий, терминов, техники и т.д.
Традиционные формы и методы работы с молодыми специалистами:
1) беседы;
2) собеседования;
3) тренинговые занятия;
4) встречи с опытными педагогами;
5) тематические педсоветы, семинары;
6) методические консультации;
7) посещение уроков, мероприятий;
8) взаимопосещение уроков, мероприятий;
9) анкетирование, тестирование;
10) участие в разных мероприятиях;
11) прохождение курсов, посещение семинаров.
Активизация творческой деятельности молодых педагогов наиболее эффективна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, поскольку их становление происходило на информационно-коммуникативных технологиях. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, поэтому при работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала целесообразно использовать современные образовательные технологии.
Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с молодыми
специалистами:
1) Технология сотрудничества - предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Наиболее интересный из них – обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.
2) Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности образовательной организации данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых специалистов, консультаций администрации школы. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями: коучинг – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.
3) Кейс-метод - нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию. Кейс-метод – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов.
4) Технология открытого пространства - предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
5) Квик-настройка - это настрой педагога на успешную работу. Если вы хотите нравиться людям –улыбайтесь! Улыбка – солнечный лучик для опечаленных, противоядие, созданное природой от неприятностей. Вы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины покоряются вам. Люди подобные вам, как золотая монета, чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и вам стареть не дает. Трудности закаляют на пути к успеху.
6) Мастер-класс (практикум) - его основная цель: знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Еще одной из форм поддержки молодых педагогов может стать нетрадиционная форма работы – конкурс "Посвящение в педагоги". Цели и задачи данного конкурса: выявить организаторские, творческие, интеллектуальные способности молодых специалистов, познакомить их с наставниками, присвоить звание "педагог".
Ожидаемые результаты:
· успешная адаптации молодого педагога в образовательном учреждении;
· активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
· повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
· обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
· совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
· использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
· умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Опираясь на свой педагогический опыт, знания психологии, определила, что в своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.
I ступень – 1-й год работы (стажировка). Задача – предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
II ступень – 2-й - 3-й годы работы (развивающий). Задача – накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, сникание авторитета среди детей, родителей, коллег.
III ступень – 4-й - 5-й годы работы (становление). Задача – совершенствование саморазвития, освоение новых педагогических методик, технологий, обобщение своего опыта работы.
Именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни школы, самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участниками образовательных отношениям, понимать и принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой.
Китайский философ Лао-Цзы сказал: «Чтобы вести за собой людей, надо идти за ними».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.