Применение данной концепции влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой систему наших взглядов на процесс нравственного воспитания младших школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания.
Практическая реализация нашей концепции возможна в ходе интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, которая организуется посредством следующих авторских программ «Любительский театр, праздники» и «История родного края».
Описание авторской концепции
нравственного воспитания младших школьников
А. В. Иванова
В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области
человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может
служить основанием для создания передового,
прогрессивного.
Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого
поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё
А. В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым
универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он
должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких
людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом
высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких
требований к человеку.
Поэтому, опираясь на опыт изучения нравственного воспитания,
который отражается в трудах таких учёных, как В. А. Сухомлинский,
А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко,
И. Ф. Харламов и другие, мы разработали и внедрили в учебно
воспитательный процесс начальной школы МОУ «Гимназия №19» авторскую
концепцию нравственного воспитания младших школьников посредством
интеграции учебной и внеурочной деятельностей.
Применение данной концепции влияет на эффективность учебно
воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой
систему наших взглядов на процесс нравственного воспитания младших
школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном
общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочнойдеятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических
условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных
методов и приемов нравственного воспитания.
Практическая реализация нашей концепции возможна в ходе интеграции
учебной и внеурочной деятельностей учащихся, которая организуется
посредством следующих авторских программ «Любительский театр,
праздники» и «История родного края».
Образовательная программа «Любительский театр, праздники»
основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 19» г.о.
Саранск, определяет акценты содержательной линии школы, а именно
духовнонравственное развитие личности учащегося начальной школы.
Целью данного курса является воспитание гармонически развитой и
творчески активной личности средствами театра.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования
личностным и метапредметным результатам, направлена на
к его
гуманизацию воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития младших школьников.
Для современного человека стало актуальным восстановление
культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Поэтому программа «История родного края» нацелена на углубление и
расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Задачи, которые мы поставили в программе следующие:
Обучающие: развитие познавательного интереса к изучению природы,
истории, культуры родного края.
Воспитательные: формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.
Развивающие: развитие личностных качеств самостоятельности,ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Практическая направленность программы позволяет учащимся
усваивать материал в деятельности.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:
приобретение школьниками социальных знаний;
получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура,
мир, знания, труд);
получение школьниками опыта самостоятельного общественного
действия.
Программа данного курса включает:
содержательный компонент – овладение детьми доступным их
возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире:
социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре,
выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
эмоциональнопобудительный компонент – переживание
личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым
знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к
историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление
интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой
кругозор, стремление участвовать в общественно полезном труде;
деятельный компонент –
реализация эмоционально
прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи
взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить
полученные знания в творческой, поисковой деятельности).
В процессе реализации программы курса формируются компетенции:
1. Ценностносмысловая
(формирование мировоззрения,
определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).2. Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой
культуры, воспитание толерантности).
3. Учебнопознавательная
(способность получать
знания;
готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к
умению извлекать информацию из любого источника).
4. Коммуникативная (умение работать в команде, владение
различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
5. Социальнотрудовая (знание роли гражданина, наблюдателя,
избирателя, представителя)
Реализация данной программы предполагает:
сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории своей
семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям
землякам, к памятникам архитектуры и культуры, к природе родного
края;
проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной
позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и
самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность,
пунктуальность и требовательность к себе;
соблюдение норм культуры поведения, общения.
По окончании изучения данного курса дети могут продолжить начатую
работу и в старших классах.
Наша концепция основывается также на определении оптимальных
педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении
специальных методов и приемов нравственного воспитания. А именно:
мотивационных, содержательных, операционных. Необходимо опираться на
интересы учащихся и одновременно формировать мотивы деятельности.
Среди интересов на первом месте – познавательные. Развитию нравственных
качеств способствует мотивационный компонент деятельности, в основекоторого возникает потребность личности, которая становится мотивом при
возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив
определяет возможность и необходимость действия.
Важным в концепции является применение методов изучения
нравственного воспитания, к которым относятся:
диагностический опрос;
анкетирование;
ранжирование;
эксперимент;
сравнение.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования
и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия
воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если
они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.