Описание авторской концепции нравственного воспитания младших школьников

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Применение данной концепции влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой систему наших взглядов на процесс нравственного воспитания младших школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания. Практическая реализация нашей концепции возможна в ходе интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, которая организуется посредством следующих авторских программ «Любительский театр, праздники» и «История родного края».
Иконка файла материала Концепция нравственного воспитания..doc
Описание авторской концепции  нравственного воспитания младших школьников   А. В. Иванова В   практике   педагогики,   как   впрочем,   и   в   любой   другой   области человеческой   деятельности,   лишь   глубокое   нравственное   начало   может служить   основанием   для   создания   передового,   прогрессивного. Нравственность   в   педагогике   была   и   остаётся   основой   для   творческого поиска,   направленного   на   совершенствование   человеческой   личности.   Ещё А. В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое   дело   педагога   и   никакая   другая   профессия   не   ставит   таких требований к человеку. Поэтому,   опираясь   на   опыт   изучения   нравственного   воспитания, который   отражается   в   трудах   таких   учёных,   как   В. А. Сухомлинский, А. М. Архангельский,   Н. М. Болдырев,   Н. К. Крупская,   А. С. Макаренко, И. Ф. Харламов   и   другие,   мы   разработали   и   внедрили   в   учебно­ воспитательный процесс начальной школы МОУ «Гимназия №19» авторскую концепцию   нравственного   воспитания  младших   школьников   посредством интеграции учебной и внеурочной деятельностей. Применение   данной   концепции   влияет   на   эффективность   учебно­ воспитательной   деятельности   учащихся   в   целом.   Она   представляет   собой систему   наших   взглядов   на   процесс   нравственного   воспитания   младших школьников.   Концепция   базируется   на   аксиологическом   и   деятельностном общеметодологических   подходах,   на   интеграции   учебной   и   внеурочнойдеятельностей   учащихся,   на   определении   оптимальных   педагогических условий   процесса   нравственного   воспитания,   на   применении   специальных методов и приемов нравственного воспитания.  Практическая реализация нашей концепции возможна в ходе интеграции учебной   и   внеурочной   деятельностей   учащихся,   которая   организуется посредством   следующих   авторских   программ   «Любительский   театр, праздники» и «История родного края». Образовательная   программа   «Любительский   театр,   праздники» основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы   начального   общего   образования   МОУ   «Гимназия   №   19»   г.о. Саранск,   определяет   акценты   содержательной   линии   школы,   а   именно духовно­нравственное развитие  личности учащегося начальной школы. Целью   данного   курса   является   воспитание   гармонически   развитой   и творчески активной личности средствами театра. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования   личностным   и   метапредметным   результатам,   направлена   на к   его   гуманизацию   воспитательно­образовательной   работы   с   детьми,  основана   на психологических особенностях развития младших школьников. Для   современного   человека   стало   актуальным   восстановление культурно­исторических связей с родным краем, своей малой родиной.    Поэтому программа «История родного края» нацелена на  углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.  Задачи, которые мы поставили в программе следующие: Обучающие:  развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.  Воспитательные:  формирование   общественной   активности   личности, гражданской   позиции,   культуры   общения   и   поведения   в   социуме,  навыков здорового образа жизни и т.п.  Развивающие:  развитие   личностных   качеств   ­   самостоятельности,ответственности, активности, аккуратности и т.д. Практическая   направленность   программы   позволяет   учащимся усваивать материал в деятельности. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся: приобретение школьниками социальных знаний; ­получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура, мир, знания, труд); получение   школьниками   опыта   самостоятельного   общественного    действия. Программа данного курса включает:  ­  содержательный  компонент  –  овладение   детьми   доступным   их возрасту   объёмом   представлений   и   понятий   об   окружающем   мире: социальном устройстве общества, жизни   народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;  ­  эмоционально­побудительный  компонент   –  переживание личностью   положительного   эмоционального   отношения   к   усваиваемым знаниям,   гордости   за   свой   народ,   за   свой   родной   край;   уважение   к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно ­ полезном труде;  ­  деятельный   компонент   –  реализация   эмоционально прочувствованных   и   осознанных   знаний   в   деятельности   (оказание   помощи взрослым,   проявление   заботы   о   старшем   поколении,   желание   отразить полученные знания в творческой, поисковой  деятельности).  В процессе реализации программы курса формируются компетенции: 1. Ценностно­смысловая  (формирование   мировоззрения,   определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).2. Общекультурная  (знание   национальной   и   общечеловеческой культуры, воспитание толерантности). 3. Учебно­познавательная  (способность   получать   знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника). 4. Коммуникативная  (умение   работать   в   команде,   владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить). 5. Социально­трудовая    (знание   роли   гражданина,   наблюдателя, избирателя, представителя)  Реализация данной программы предполагает:     сформированность   у   учащихся   устойчивого   интереса   к   истории   своей семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям ­ землякам,   к   памятникам   архитектуры   и   культуры,  к   природе   родного края; проявление   стремления   к   служению   Отечеству,   активной     жизненной позиции,   интереса   к   познанию,   стремления   к   самовыражению   и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе; соблюдение  норм  культуры поведения, общения. По окончании изучения  данного курса дети  могут продолжить начатую работу и в старших классах.  Наша   концепция   основывается   также   на   определении   оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных   методов   и   приемов   нравственного   воспитания.   А   именно: мотивационных,  содержательных,  операционных.  Необходимо   опираться   на интересы   учащихся   и   одновременно   формировать   мотивы   деятельности. Среди интересов на первом месте – познавательные. Развитию нравственных качеств   способствует   мотивационный   компонент   деятельности,   в   основекоторого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.  Важным   в   концепции   является   применение   методов   изучения нравственного воспитания, к которым относятся:    диагностический опрос;     анкетирование; ранжирование; эксперимент; сравнение.  Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и   развития   личности   ребенка.     Но   необходимо   помнить,   что   все   усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.