Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»
Оценка 4.8

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Оценка 4.8
Научные работы +1
doc
информатика
Взрослым
04.07.2019
Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»
Проектный метод - это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии. В работе описывается актуальность, теоретическое обоснование основ проектного обучения. Говорится о том, что проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации, осознанию возможности применения полученных знаний в реальной жизни, активизация интереса к знаниям.
проектный метод.doc
Я хочу представить вам свою систему работы: «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения» Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения» Цель работы: Создание   психолого­педагогических   условий   для   развития конкурентоспособной   личности   при   формировании компьютерной компетентности школьников.  Изучение влияния идей метода проектов на познавательное и   личностное   развитие   учащихся,   а   также   обобщение собственного   опыта   работы   методом   проектов   в   курсе изучения   информатики   и   информационных   технологий   в средней школе.   Актуальность  В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем,  какие   достижения   экспериментальной   педагогики   прошлого   столетия, возможно использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности. Потребовалось разработать новые методы обучения,   основанные   на   активности   личности,   так   и   зародились   идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося,   предоставляя   ему   возможность   на   собственном   опыте   активно познавать мир.  В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов   в   процессе   преподавания   различных   предметов   школьной программы.   Можно   высказать   предположение,   что   данный   метод   просто незаменим на уроках информатики и информационных технологий. Проблема применения   метода   проектов   в   таком   аспекте   еще   не   до   конца   изучена   и постоянно   возникает   множество   вопросов   и   споров.   Этим   и   продиктован выбор данной  темы. На предмете информатика проектный метод помогает реализовать   проблемное   обучение   как   активизирующее   и   углубляющее познание,  позволяет   обучать   самостоятельному   мышлению   и  деятельности, системному   подходу   в   самоорганизации,   дает   возможность   обучать групповому взаимодействию. Современная стратегическая линия образования – это отказ от передачи готовых знаний и форм; это создание условий и механизмов саморазвития, самореализации   и   самовоспитания,   личностного   и   профессионального становления человека. Главное   достоинство   человека   –   высокий уровень образованности и компетентности.  Поэтому при формировании компьютерной компетентности школьников очень важно учителю не просто передать им свои знания и умения, а найти и подобрать такие педагогические методы, которые позволили бы развиваться ребенку как личности. На мой взгляд, этому способствует личностно­ориентированный подход, основанный   на   гуманистических   образовательных   идеях,   помогающий учителю   выстроить   индивидуальную   образовательную   траекторию   для каждого   ученика.   Последние   десять   лет   моего   педагогического   опыта показали, что личностно­ориентированный подход требует качественно иной практики взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Это взаимодействие   должно   носить   характер   индивидуально­творческой деятельности для всех субъектов образовательного процесса.   В   современных   условиях   компьютерное   обучение   целесообразно   и возможно   строить   как  личностно­ориентированное,   то   есть   принимать   во внимание   психологические   возможности   учащихся,   а   также   специально предусматривать и создавать условия для развития их личности.  На   каждом   этапе   освоения   информационных   технологий   учителем актуализируются,   мобилизируются   имеющиеся   у   обучающихся   личностные ресурсы,   мотивы   и   интересы,   способности   и   умения,   а   также   специально развиваются, формируются новые качества, востребованные на более высоком уровне применения компьютера.  В настоящее время учителю необходим поиск новых форм организаций в процессе компьютерного обучения, которые позволили бы: ­ обеспечить   высокий   уровень   знаний   учеников,   умение   самостоятельно приобретать и применять их на практике; ­ развивать   каждого   учащегося   как   творческую   личность,   способную   к практической работе с различными материалами и инструментами; ­   вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; ­ формировать   навыки   поисковой   и   исследовательской   деятельности, развивать критическое мышление; ­ грамотно работать с информацией. Наиболее важным и действенным, на мой взгляд, является использование проектного метода.  Метод проектов я всё чаще и чаще рассматриваю как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. В основе проектного метода лежит развитие познавательных   навыков учащихся,   умение   самостоятельно   конструировать   свои   знания   и ориентироваться   в  информационном   пространстве,   развитие   критического мышления. Также за основу взята идея, составляющая суть понятия «проект», его   прагматическая   направленность   на   результат,   который   получается   при решении той или иной  практически  или  теоретически значимой  проблемы. Этот   результат   можно   увидеть,   осмыслить,   применить   в   реальной практической деятельности.  Личностно­ориентированный   подход   к   обучению   заставляет   учителя перед организацией процесса ответить на вопросы:  ­ Стоит ли в центре образовательного процесса личность обучаемого? ­ Происходит ли развитие индивидуальности этой личности? ­ Ведет ли образование к самоопределению, выработке жизненной позиции или только формирует социальную лояльность, знания, умения и навыки? В   связи   с   постановкой   этих   вопросов   вырисовываются   определенные требования к самому использованию проектной методики.  Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие   значимой   в   исследовательском   творческом   плане   проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная   (индивидуальная,   парная,   групповая)   деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. 5. Использование   исследовательских   методов,   предусматривающих определенную последовательность действий. Применение   метода   проектов   в   ходе   освоения   базового   курса информатики  Давно   возник   вопрос:   как   при   малом   количестве   часов,   довольно обширной программе (все, но “по верхам”) и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов,   позволяющих   добиваться   положительной   мотивации   к   учению   и хороших   результатов   в   активизации   познавательных   процессов,   является проектный метод. В   базовом   курсе   информатики,   кроме   обязательного   теоретического   количество материала   (системы   счисления, информации,   алгоритмика   и   др.)   много   внимания   уделяется   начальному   понятие   информации,   графического освоению   информационных   технологий   (текстового, редакторов,   электронных   вычислительных   таблиц,   баз   данных,   интернет­ технологий). При   наличии   только   урочного   времени   трудно   добиться   устойчивых навыков у детей, многие из которых не имеют дома компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дает. Сложилась необходимость преодоления подобных   затруднений.   Метод   проектов   играет   в   данной   ситуации значительную роль. Использование   метода   проектов   при   изучении   темы “Графическая информация и компьютер”  На изучение темы “Графическая информация и компьютер” в базовом курсе   информатики   отводится   6   часов.   За   это   время   учащиеся   должны познакомиться   с   прошлым   и   настоящим   компьютерной   графики,   изучить способы   представления   графической   информации   в   компьютере,   получить начальные   сведения   о   назначении   и   основных   возможностях   графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе. В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала я предлагаю   учащимся   выполнить   мини­проекты   по   темам:   «Герб   школы», «Герб моей семьи», “Чертеж дома моей мечты”, “Поздравительная открытка” и т.д. Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных   упражнений   для   освоения   основных   приемов   работы   в графическом редакторе MS Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных  основных  приемов   работы  в  графическом  редакторе:  рисования прямых   и   кривых   линий,   окружностей   и   эллипсов,   прямоугольников, операций   копирования,   вырезки,   вставки   фрагментов   рисунка   и   других простейших операций. На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, т.к.   дети   редко   сидят   за   компьютерами   по   одному,   поэтому   ученикам приходится   решать,   кроме   образовательной,   коммуникативную   задачу   – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.  Подводя   итог,   можно   сказать,   что   в   изучении   темы   “Графическая информация   и   компьютер”   применение   идей   метода   проектов   вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.  Использование метода проектов при изучении темы “Текстовая информация и компьютер” На   освоение   темы   по   программе   выделяется   10   часов.   За   это   время необходимо   дать   детям   представление   о   природе   электронного   текста, раскрыть     его   положительные   и   отрицательные   стороны,   объяснить   каким образом   кодируются   символы   для   хранения   в   памяти   компьютера   и формировать навыки работы в текстовом редакторе и процессоре. Как уже было   сказано,   простое   выполнение   тренировочных   упражнений   не   дает высоких   результатов,   потому   что   ребенок   не   представляет,   где,   в   каком случае он сможет применить полученные навыки. Поскольку   изучается   текстовый   процессор   (в   нашем   случае   это   MS Word), предназначенный для работы с текстом, нужно работать с текстом, но с   таким,   который   будет   интересен   и   познавателен   для   учеников.   В   этом случае  не  подойдет  простое, механическое  перепечатывание   чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому.   Поэтому   на   уроках   информатики   во   время   работы   в   текстовом процессоре  MS­WORD  я   предлагаю   учащимся   индивидуальные   работы, творческие задания и проекты. Сравнивая работу с текстовым редактором в “режиме упражнений” и в “режиме выполнения проекта”, можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получают намного больше. Подобная работа позволяет детям осознать преимущества работы с электронным текстом и они видят возможность   применения   полученных   знаний   и   умений   в   повседневной практике. Как   правило,   в   классах   информационно­технологического   профиля большое внимание уделяется освоению работы в различных приложениях. Использование   проектного   метода   при   создании   компьютерных мультимедийных презентаций на уроках информационных технологий Тема просто необходима учащимся старших классов, т.к. им приходится часто   выступать   на   различного   рода   конференциях,   делать   доклады, сообщения,   защищать   рефераты.   Компьютерная   презентация   ­   это эффективный   способ   подачи   нужной   информации,   текста,   иллюстраций, сопровождающих доклад.  Для   создания   компьютерных   презентаций   традиционно   используется приложение MS Power Point. На первом занятии перед учащимися ставится цель: создать презентацию на заданную тему (обычно это одна из следующих тем   ­   “Устройство   компьютера”,   “Моя   семья”,   “Жизнь   нашего   учебного заведения”).   При   выполнении   данных   работ   ученики   изучают   основы проектирования   презентаций   с   использованием   мультимедиа   технологий, осваивают приложение MS Power Point. Дети учатся создавать новые слайды, используя   автомакет,   размещать   на   них   текст,   рисунки   и   графические примитивы,   выбирать   дизайн   презентации,   редактировать   и   сортировать слайды. В своей работе учащиеся используют также анимационные эффекты и звуковое сопровождение.  Большое   внимание   уделяется   созданию   интерактивной   презентации, переходам между слайдами. После выполнения “тренировочной презентации” детям   предлагается   выполнить   следующий   проект:   создать   презентацию,   в которой освещалась бы какая­то тема из любого школьного курса. В случае создания   полноценной   презентации   по   темам   школьных   предметов,   ученик (или   малая   группа)   получают   оценку   не   только   по   информационным технологиям,   но   и   по   тому   предмету,   по   теме   которого   выполнялась презентация. В   конце   11   класса   традиционно   отводится   время   на   повторение пройденного   материала.   Ученикам   дается   задание:   за   2   часа   создать презентацию на тему “Школьные годы”. Практика   показала,   что   метод   проектов,   используемый   при   изучении данной темы,  так же дает положительные результаты, даже после более чем годичного   перерыва   учащиеся   делают   интересные   и   качественные презентации.   Работа   выполняется   с   большим   интересом   и   азартом,   а   ее результаты, сохраненные учителем, могут быть показаны на вечере встречи выпускников.   Таким   образом,   создается   положительная   мотивация   при повторении пройденного материала. Использование   проектного   метода   в   процессе   изучения   темы “Технология работы в компьютерных сетях. Разработка Web­сайтов” Сегодня требования времени таковы, что любой образованный человек должен   уметь   использовать   в   своей   работе   возможности   сети   Интернет   и Интернет   ­   технологий.   Все   чаще   мы   сталкиваемся   с   необходимостью использовать   возможности   Всемирной   паутины,   электронной   почты, телеконференций,   различных   поисковых   систем,   существует   большое количество различных конкурсов, научных конференций, как для учащихся, так   и   для   учителей.   Огромное   количество   периодических   изданий   сейчас издается на электронных носителях и публикуется в сети Интернет.  Метод проектов используется в данной теме следующим образом: после изучения теоретической части материала по компьютерным сетям и работе в Интернет, учащиеся  выполняют несколько тренировочных заданий по работе в WWW, поиску информации в поисковых системах, по работе с электронной почтой (регистрация собственного почтового ящика на одном из бесплатных серверов электронной почты и обмен сообщениями).  После   изучения   темы   “Основы   языка   гипертекстовой   разметки документов” и создания тренировочной Web­страницы по теме, предложенной учителем,   учащиеся   также   получают   задание­проект.   Оно   заключается   в создании небольшого по объему сайта (5­7 Web­страниц) по одной из тем любого школьного предмета. На этом же этапе учащиеся могут при желании создать собственную Web­страничку.  На   обобщающих   уроках   в   11   классах   при   повторении   изученного материала   ученики   получают   задание­проект   по   созданию   Web­странички. Школьникам на выбор предлагаются  такие темы как: «Мое видение будущей профессии», «Я – взрослый человек». И эти работы ученики выполняют с большим удовольствием. Таким образом, идеи метода проектов в теме «Разработка Web­сайтов» также успешно применяются и дают высокие результаты. Применение проектного метода на факультативных занятиях Многие   школьники,   посещая   уроки   информатики,   обнаруживают огромный   интерес   к   информатике   и   информационным   технологиям. Факультативные   занятия   позволяют   получить   углубленные   знания   по различным темам, выполнить практические задания более высокого уровня, чем на уроках, подготовиться к участию в конференциях и конкурсах.  Перспективы   работы   с   применением   проектного   метода   на уроках   и   факультативах   по   информатике   и   информационным технологиям. Анализируя   опыт   работы   на   уроках   информатики   и   информационных технологий, я пришла к выводу о том, что хорошие результаты – устойчивые знания   по   предмету,   практические   умения   и   сформированные   навыки   при работе   с   компьютером   –   оправдывают   применение   проектного   метода   и заставляют задуматься о расширении возможностей его использования.  Например,   я   считаю   необходимым   обратиться   в   курсе   11   класса   к изучению Flash­технологий, которые позволят создавать более современные Web­ресурсы,   сделать   предметные   проекты   интереснее,   динамичнее, нагляднее. В курсе 10 класса я планирую рассмотреть возможность изучения темы   “Издательские   технологии”,   в   результате   чего,   учащиеся,   используя подобные   технологии,   помогут   учителям­предметникам   обновить   уже существующие дидактические материалы и создать новые. При изучении темы “Системы управления базами данных” в 11 классе были предприняты попытки и планируется продолжить работу по созданию ученических   проектов   “База   данных   учащихся   школы”,   “База   данных преподавателей   школы”,   “Методическое   обеспечение   школы”.   Для факультативных занятий планируется организовать работу по созданию базы данных   библиотечного   фонда   школы,   и   организации   автоматического контроля над выданными книгами. Теоретическое обоснование опыта Говоря   о   необходимости   последовательной   реализации   личностно­ ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда   иметь   в   виду   целостную   личность   ребенка   с   его   эмоциональной, духовной сферой.  Школа   должна   создать   условия   для   формирования   личности,   И   это задача   не   только   и   даже   не   столько   содержания   образования,   сколько используемых технологий обучения.  В этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические, и,   разумеется,  информационные   технологии.   Отделить   одно   от   другого невозможно,   поскольку   только   широкое   внедрение   новых   педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные   технологии   позволят   наиболее   эффективно   реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.  Из   всего   многообразия   инновационных   направлений   в   развитии современной   дидактики   мною   была   выбрана   методическая   тема   «Метод проектов» по двум причинам:  ­ во­первых,   потому,   что   в   условиях   еще   существующей   у   нас   классно­ урочной   системы   занятий   они   наиболее   легко   вписываются   в   учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным   стандартом   для   базового   уровня..   Это   ­   технологии, которые   позволяют   при   интеграции   в   реальный   учебно­воспитательный процесс   достигать   поставленных   любой   программой,   стандартом образования   целей   по   каждому   учебному   предмету   другими, альтернативными   традиционным,   методами,   сохраняя   при   этом   все достижения   отечественной   дидактики,   педагогической   психологии, частных методик; ­ во­вторых,   потому,   что,   на   мой   взгляд,   это   истинно   педагогическая технология,   гуманистическая   не   только   по   своей   философской   и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает не только   успешное   усвоение   учебного   материала   всеми   учениками,   но   и интеллектуальное  и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность   по   отношению   к   учителю   и   друг   к   другу,   Соперничество, коммуникабельность, высокомерие,   грубость,   авторитарность,   столь   часто   порождаемые   желание   помочь   другим. традиционной   педагогикой   и   дидактикой,   несовместимы   с   этой технологией.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков   учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания, умений   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развитие критического мышления.  Учебная   программа,   которая   последовательно   применяет   этот   метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных   задач.   Для   выполнения   каждого   нового   проекта   (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями   других.   Чтобы   добиться   успеха,   ему   приходится   добывать необходимые   знания   и   с   их   помощью   проделывать   конкретную   работу. Идеальный   проект   тот,   для   исполнения   которого   необходимы   знания   из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.  Метод   проектов   может   применяться   в   изучении   всех   предметов. Примеры использования метода проектов позволили выделить значимые для педагогики положительные стороны метода проектов: ­ направленность на индивидуализацию обучения; ­ активизацию учения; ­ стимулирование инициативы и роста творческих возможностей. Конечно же, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов выявляет и слабые стороны этого метода: ­ недостаточность формирования теоретического мышления учащихся; ­ сведение роли учителя только к консультационной; ­ невозможность выработать общие подходы к решению задач. Проектное   обучение   продиктовано   временем.   Научно­технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Проектное мышление включает в себя   и   фундаментальные   методы   познания,   необходимые   во   всякой   развитие   его   видится   специалистам созидательной   деятельности, необходимой составной частью системы общего образования. Но при этом для формирования проектного мышления необходимы: ­ непрерывность в формировании проектной культуры; ­ наличие   налаженной   системы   коммуникаций   для   свободного распространения проектной культуры. Принципиальными   положениями,   существенными   для   использования метода проектов в учебно­воспитательном процессе являются:  ­ ­ ­ ­ самостоятельная   индивидуальная   или   совместная   деятельность учащихся в группах, работающих над проектом;  умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;  владение   культурой   общения   в  разных   малых   коллективах   (умение спокойно   выслушивать   партнера,   аргументированно   высказывать   свою точку   зрения,   помогать   партнерам   в   возникающих   по   ходу   работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат);  умение   распределить   роли   (обязанности)   для   выполнения   общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера. При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми могут быть: 1. Доминирующий   в   проекте   метод:   исследовательский,   творческий, приключенческий, ролево ­ игровой, практико­ориентированный и прочие;  2. Доминирующий   в   проекте   содержательный   аспект:   литературное творчество, естественно ­ научные исследования, экологические, языковые   ролево­ (лингвистические),   культурологические   (страноведческие), игровые,   спортивные,   географические,   исторические,   музыкальные исследования;  3. Характер   координации   проекта:   непосредственный   (жесткий,   гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);  4. Характер   контактов   (среди   участников   одной   школы,   класса,   города, региона, страны, разных стран мира);  5. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);  6. По   продолжительности   проведения:   краткосрочные,   долгосрочные, эпизодические.  В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:  Исследовательские.  Такие   проекты   требуют   хорошо   продуманной структуры   проекта,   обозначенных   целей,   актуальности   проекта   для   всех участников,   социальной   значимости,   продуманных   методов,   в   том   числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;  Творческие.   Не   имеют   детально   проработанной   структуры,   она   только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.); Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком­то объекте, ознакомление участников проекта с этой   информацией,   ее   анализ   и   обобщение   фактов,   предназначенных   для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо  продуманной  структуры,  возможности   систематической  коррекции по ходу работы над проектом.  Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет   к   изменению   позиции   учителя.   Из   носителя   готовых   знаний   он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно­воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на   приоритет   деятельности   исследовательского,   поискового,   творческого характера.  В  связи  с  появлением  возможности   использования   телекоммуникаций, появляется и возможность разработки телекоммуникационных проектов. Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно­познавательную,   творческую   или   игровую   деятельность   учащихся­ партнеров,   организованную   на   основе   компьютерной   телекоммуникации, имеющую   общую   цель,   согласованные   методы,   способы   деятельности, направленную   на   достижение   общего   результата   деятельности.  Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Телекоммуникационные   проекты   оправданы   педагогически   в   тех случаях, когда в ходе их выполнения: ­ предусматриваются множественные или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и прочим явлением, требующие сбора данных в разных областях для решения поставленной проблемы;  ­ предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления,   факта,   события,   имеющих   место   в   различных   местностях   для выявления   определенной   тенденции   или   принятия,   решения,   разработки предложений;  ­ предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы,   для   получения   данных   об   объективной   эффективности предлагаемого способа решения проблемы. Организация   проектов   требует   тщательной   специальной   подготовки учителей и учащихся От учителя требуется: ­ умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;  ­ владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;  ­ переориентация всей учебно­воспитательной работы учащихся по своему предмету   на   приоритет   разнообразных   видов   самостоятельной деятельности   учащихся,   индивидуальных,   парных,   групповых   видов   поискового, самостоятельной   деятельности   исследовательского, творческого   плана.   Это   вовсе   не   означает,   что   следует   полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно – иллюстративных и   репродуктивных   методов,   классно­урочной   системы,   коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того. ­ владение   искусством   коммуникации,   которое   предусматривает   умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения; ­ способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;  ­ умение   устанавливать   и   поддерживать   в   группе   проекта   устойчивый, положительный эмоциональный настрой;  ­ практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории (международный проект);  ­ владение компьютерной грамотностью;  ­ умение   интегрировать   знания   из   различных   областей   для   решения проблематики выбранных проектов.  От учащихся требуется:  ­ знание   и   владение   основными   исследовательскими   методами   (анализ литературы,   поиск   источников   информации,   сбор   и   обработка   данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);  ­ владение   компьютерной   грамотностью:   умение   вводить   и   редактировать информацию   (текстовую,   графическую),   обрабатывать   получаемые количественные   данные   с   помощью   программ   электронных   таблиц, пользоваться базами данных, распечатывать информацию на принтере;  ­ владение коммуникативными навыками;  ­ умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач. Технология опыта Работа   над   любым   проектом   включает   определенные   ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ   ПРОЕКТА,   которые   стоит   четко   спланировать   для достижения максимальной эффективности проектной работы. I   этап.  Организационный.   Включает   в   себя   представление   и   создание группы учащихся для работы над проектом. II   этап.  Выбор   и   обсуждение   главной   идеи   будущего   проекта.   Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и   чему   научатся   по   завершении   работы   над   этим   проектом).   Обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать что­то и научиться тому­ то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).  III   этап.   Обсуждение   методических   аспектов   и   организация   работы учащихся на уроке и во внеурочное время. IV   этап.  Структурирование   проекта   с   выделением   подзадач   для определенных   групп   учащихся,   подбор   необходимых   материалов.   Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов,   определяются   планируемые   результаты   и   способы   их   решения, оформления.  V   этап.  Собственно   работа   над   проектом.   Тщательно   разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, исполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами. VI   этап.  Подведение   итогов.   На   этом   этапе   группы   рассказывают   о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты, Web­сайта и т.д. Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся,  выбора  тематики проектов  и подготовки учеников к  работе по этим проектам. Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть   связаны   с   изучаемым   предметом   или   могут   относиться   к   широкому кругу   познавательных   и   творческих   интересов   учащихся;   насколько   эти интересы   могут   оказаться,   актуальны   для   региона,   для   развития интеллектуальных   и   творческих   способностей   ваших   учеников.   Нужно постараться   в   каждом   предложении   учеников   увидеть   проблему,   решение которой могло бы кому­то в чем­то помочь практически.  Очень   важно   уделить   как   можно   больше   внимания   самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо   искать   дополнительные   формы   организации   самостоятельной деятельности учащихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно,   проектов,   курсовых   работ   по   отдельным   вопросам   изучаемого предмета. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически   могут   выполнять   самостоятельную   работу,   требующую   от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю­две, на месяц и более. Учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения   работ,   будут   иметь   возможность   проводить   некоторые   виды работ непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков. Некоторые из подобных проектов могут быть предложены   для   совместной   деятельности   с   ребятами   из   других   школ,   а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации. Это особенно оказывается   полезно   в   научном   и   социальном   плане,   если   речь   идет   об экологии, социологических проблемах.  Итак,   на   основе   всего   вышесказанного   можно   сделать   следующее обобщение.   Метод   проектов   всегда   ориентирован   на   самостоятельную деятельность   учащихся   ­   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.  Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы, предусматривающей,   с   одной   стороны,   использование   разнообразных методов, с другой ­ интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.  Результаты   выполненных   проектов   должны   быть,   что   называется, "осязаемыми",   т.е.,   если   это   теоретическая   проблема,   то   конкретное   ее решение, если практическая ­ конкретный результат, готовый к внедрению.  Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой­то   проблемы,   но   и   процесс   ее   раскрытия,   решения,   что   включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы,   четкое   распределение   (если   имеется   в   виду   групповая   работа) ролей,   т.е.   заданий   для   каждого   участника   при   условии   тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе   возникает   какая­либо   исследовательская,   творческая   задача,   для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик Для   метода   проектов   очень   существенным   является   вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).  Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов показывает,   что   учебным   результатом   выступает   опыт   приобретения проектированной   деятельности,   способность   создавать   и   защищать собственный продукт и практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии.  Можно добавить, что проектное обучение – это область научного знания, позволяющего перейти от всеобщей грамотности к всеобщей образованности, отражающей   в   себе   процессы   интеллектуализации,   информатизации   и гуманизации образования. Результативность Результатом   деятельности   учителя   являются   победы   учащихся   на конкурсах,   конференциях,   олимпиадах,   результатом   считается   составление методических   пособий   и   сборников,   результат   ­   уровень   обученности   и качество образования, результат ­ отношения учащихся к предмету и учителю. Результат ­ это сопоставления желаемого в начале пути с действительностью. А действительность такова, что мои дети в достаточной степени обладают навыками мыслительной деятельности, у них развито логическое мышление, они успешны и любят творить.  По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующий   вывод:   при   применении   данного   метода   достигаются   высокие результаты   обучения   школьников   информационным   технологиям.   Сильно повышается интерес учащихся к предмету «Информатика и информационные технологии»,   хорошо   просматриваются   межпредметные   связи.   Дети   с удовольствием   выполняют   учебные   проекты,   участвуют   в   различного   рода конкурсах,   конференциях,   выставках,   занимают   призовые   места.   Над созданием таких проектов, которые приносят дипломы и награды, ребятам приходится   работать   дополнительно   во   внеурочное   время,   но   идеи зарождаются как раз на уроке. Постоянно   проводилось   отслеживание   результатов   обучения   с применением   проектного   метода   с   помощью   как   промежуточного,   так   и итогового   контроля,   как   то   устный   и   письменный   опрос,   тестирование, контрольные срезы по текстам администрации, зачеты по каждой теме. При окончании школы абсолютно все учащиеся владеют всеми навыками и   знаниями,   оговоренными   в   стандарте.   Увеличилось   и   число   учащихся, продолжающих после школы свое образование в ВУЗах по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями.  Считаю очень важным научить ребят критически оценивать свои проекты и работы одноклассников. Это позволяет встать на путь совершенствования и развивает  психологические качества обучаемых.  Предлагаю   вниманию   педагогов,   желающих   попробовать   в   своей педагогической практике методику, некоторые полезные советы: ­ Работа   ребенка   за   компьютером   должна   носить   исследовательский характер. ­ Необходимо   поддерживать   желание   ребенка   позитивно   изменить   себя   и мир. ­ Используйте   информационные   технологии   как   средство   познания   и изучения мира, адаптации ребенка к меняющимся условиям бытия. Проектная   методика   является   мощным   катализатором продуктивной творческой деятельности детей и их саморазвития. Список литературы 1. Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. 2. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002 3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. – Екатеринбург: «У­Фактория», 2003 4. Зигуненко   С.Н.   Я   познаю   мир.   Компьютеры   и   Интернет:   Дет. Энциклопедия.   –   М.:   ООО   «Издательство   Астрель»,   «Издательство АСТ», 2002  5. Овчарова   М.   Метод   проектов   на   уроках   информатики   в   школах Камчатки. //Информатика и образование. – 2003. – №10. 6. Гафурова Н. О., Чурилова Е. Ю. Проектный метод в изучении Power Point. //Информатика и образование. – 2002. – № 9. 7. Трофимова Т. Г. Проектное обучение глазами учеников. //Информатика и образование. –2003. – № 6. 8. Сайт Федерации Интернет образования  http://center.fio.ru  9. Барыкова Н.А. "Метод проектов' в преподавании информатики в системе общего   среднего   образования.   Сб.   трудов   "X   международная конференция "Информационные технологии в образовании, часть II". М., МИФИ, 2000. С. 60­61. 10. Пак   Н.И.   О   нелинейных   технологиях   обучения.   Информатика   и образование, № 5, 1997. 11. Чечель   И.   Метод   проектов,   или   Попытка   избавить   учителя   от обязанностей   всезнающего   оракула.   "Директор   школы",     №   11,   1998.

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»

Описание системы работы «Проектный метод как эффективная форма личностного развития учащихся в процессе компьютерного обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2019