В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, обнародовал авторскую методику обучения. Эта система обучения опередила время.
В. Ф. Шаталов создал методику опорных сигналов, которую стали успешно применять для изучения алгебры, геометрии и русского языка. По словам автора: "Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой."
В. Ф. утверждал, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть учебной программой. Эта методика по праву входит в щадящую педагогику.
После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов.
Опорные сигналы — это и есть то самое средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов. Это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию.
Опорный сигнал – это набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. Мы постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об их природе и значении. Они окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга.
Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется.
Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
Т.е. если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материал. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка - опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией - и материал будет усвоен.
Т. о. - опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:
1. Лаконичность.
Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он тратит на самоподготовку.
2. Структурность.
В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать общее и главное, выделять причинно- следственные связи.
3. Наличие смысловых акцентов.
Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.
4. Автономность.
Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.
5. Ассоциативность и образность.
Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.
6. Доступность воспроизведения от руки.
Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.
7. Цветовая наглядность.
Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.
Разработана памятка для учащихся:
1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
2. Раскрась его цветными карандашами (фломастерами).
3. Прочти заданный материал по учебной книге.
4. Сопоставь прочитанное с конспектом.
5. Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
6. Расскажи материал без конспекта.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИКИ:
1. Глубокое понимание теории
2. Экономия времени (материал собран в блоки)
3. У учеников появляется желание использовать свои силы и знания на практике
4. Позволяет увеличить количество решаемых задач
5. Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения
Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания.
Этот метод позволяет эффективно создавать навык критического мышления человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.