«Моральные дилеммы»
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Дата рождения______________________Школа____________________________ Класс__________Район____________________ Город / Село__________________
Моральная дилемма (норма взаимопомощи)
Текст задания:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (её) помыть посуду после еды, потому что вернётся с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть её сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушёл (ушла) в свою комнату.
1.Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2.Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?
3.Почему?
4.А как бы поступил ты?
Уровни выделения морального содержания поступка
Уровни |
Примерные ответы на вопрос №1 |
Выбор учащегося |
1 |
Ребёнок не выделяет морального содержания рассказа, у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентация на связь эмоций героя и невыполненного поручения отсутствует. |
|
2 |
Ребёнок ориентирован на связь эмоций матери и героя, но ещё не выделяет морального содержания рассказа – грустно, потому что мама вздохнула. |
|
3 |
Ребёнок выделяет моральное содержания рассказа, ориентируется на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери – ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций героя и невыполненной просьбы мамы. |
|
4 |
Ребёнок выделяет моральное содержания рассказа и даёт ответ с указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы взаимопомощи – грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят. |
|
Уровни ориентировки на просоциальное поведение
Уровни |
Примерные ответы на вопрос №2 |
Выбор учащегося |
1 |
Установка на просоциальное поведение отсутствует – нет ответа, неадекватная оценка поведения. |
|
2 |
Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение – и верно и неверно. |
|
3 |
Принятие установки на просоциальное поведение – указание н а неправильное поведение героя. |
|
Уровни развития моральных суждений
Уровни |
Варианты ответов на вопрос № 3 |
Выбор учащегося |
1 - стадия власти и авторитета |
Мама (папа) накажет. |
|
2 - стадия инструментального обмена |
Не дадут мультики смотреть. |
|
3 - стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений |
Не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают |
|
4 – стадия «закона и порядка» |
Называет норму как правило – надо помогать. |
|
Уровни решения моральной дилеммы
Уровни |
Примерные ответы на вопрос № 4 |
Выбор учащегося |
1 |
Нет выделения морального содержания ситуации – нет ответа. |
|
2 |
Отсутствует ориентация на выполнение нормы – поступил бы как и герой; возможно добавление развлекательных действий – поиграл, порисовал. |
|
3 |
Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка – помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду, старшим надо помогать. |
|
Методика Г.А. Цукерман
Текст задания:
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.
— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Уровни оценивания: |
Выбор учащегося |
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. |
|
2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы. |
|
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение. |
|
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.