Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала опред синуса.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики

 «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании

ЦМКОГСЭ

Протокол № ____

«____» _______________ 20 ___ г.

Председатель ЦМК

 

утверждено

Зав. филиалом БПОУ «ЧМК»

МЗ Чувашии в г. Канаш

____________

 

 

 

 

 

Методическая разработка теоретического занятия

определение  

Синуса, косинуса и тангенса углов.

учебная дисциплина БД. 04 Математика

специальность 34.02.01Сестринское дело

(базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаш, 2021

 

 

Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

 

 

 

Аннотация

 

        Данная разработка предназначена для изучения темы «Определение синуса, косинуса и тангенса углов.» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.

        Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Тригонометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. методический блок. 4

1.1. Учебно-методическая карта. 4

Формы деятельности. 4

1.2. Технологическая карта. 8

2. Информационный блок. 10

2.1. План лекции. 10

2.2 Текст лекции. 11

2.3. Глоссарий. 18

3. Контролирующий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЕДЕНИЕ

 

        Методическая разработка занятия на тему «Определение синуса, косинуса и тангенса углов» из раздела «Тригонометрическая функция» составлена на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.

        Цель изучения данной темы узнать определение синуса, косинуса и тангенса углов.

         Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Определение синуса, косинуса и тангенса углов» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания: определяют  знаки синуса, косинуса и тангенса и знакомятся  зависимостью между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла.

          Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Определение синуса, косинуса и тангенса углов». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.

 


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Учебно-методическая карта

 

Тема занятия

Определение синуса, косинуса и тангенса углов.

Учебная дисциплина

БД.04 Математика

Специальность

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс

I

Группа

9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20.

Место проведения

Кабинет № 5

Продолжительность занятия

90 мин.

Характеристика занятия

Вид

Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.

 

Тип

Типы учебных занятий

урок изучения нового материала; комбинированный урок

 

Форма

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Формы деятельности

Фронтальная.                     

 

Технологии обучения

Традиционная технология обучения

 

Методы обучения

Метод

Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму.

Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

 

Средства обучения

1.По характеру воздействия на обучаемых:  

ИКТ - презентации;  

2.По степени сложности:  

простые: учебники, печатные пособия.  

 

Методическая цель

Методическая цель

- отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений.

- реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы;

Цели и задачи занятия

Воспитательная

Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.

 

Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний;

Воспитывать ответственность за свои действия и поступки;

Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики.

Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

 

Образовательная

 Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме Определение синуса, косинуса и тангенса углов; Сформирование  навыков , умения применения основных тригонометрических тождеств и других тригонометрических формул к доказательству тождеств и упрощению выражений.

Повторить понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса любого угла; знаки тригонометрических функций в координатных четвертях, понятие радианной меры угла, зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.

Вырабатывать умение применять основное тригонометрическое тождество и другие тригонометрические формулы к доказательству тождеств и упрощению выражений.

 

Развивающая

Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;

 

Формировать навыки познавательного мышления.

Продолжить развитие умения выделять главное.

Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.
развивать познавательный интерес.

Планируемый результат

Уметь

Преобразовывать тригонометрические выражения.  Воспроизвести опорные знания по теме; совершенствовать навыки применения основных тригонометрических формул и тождеств; формировать навыки решения экзаменационных задач;

Знать

·         Преобразование несложных тригонометрических выражений с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов;

·         Вычисление значения тригонометрических выражений с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов;

·         Доказательство несложных тригонометрических тождеств с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов;

·         Решение несложных тригонометрических уравнений с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов.

Формированиекомпетенций у обучающихся

Общие (ОК)

 

Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 

Профессиональные (ПК)

П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

Межпредметные связи

Входящие

Алгебра, тригонометрия.

Математический анализ.

Выходящие

Тригонометрическое тождество

Тригонометрические уравнения.

 

 

 

 

Внутрипредметные

Синус, косинус, тангенс и котангенс.

 

Оснащение занятия

Методическое

Методическая разработка занятия.

Материально-техническое

Ручка, карандаш, тетрадь, линейка.

Информационное

Компьютер, интерактивная доска.

Список литературы

Основная

1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455.

2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с.

Дополнительная

1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл.  – 2017. – 344 с. 

2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов.  – М., 2018. -  384 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова.

2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472.

3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 


 

1.2. Технологическая карта

 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Формируемые

ОК и ПК

1. Организационный этап -5 мин.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

Готовятся к началу занятия.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

ОК 1, ОК 4.

П1.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин.

Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

По очереди комментируют свои решения.

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

 

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин.

Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя  на урок.

 

Эмоционально настраиваются и готовятся   обучающихся на урок.

 Ставят цели, формулируют тему урока.

 Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог.

ОК 1, ОК 4.

П1.

4. Актуализация знаний -30 мин.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности

 

 Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.

 

Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК 1, ОК 4.

П1.

5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин.

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

 

Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь.

Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

6. Первичная проверка понимания- 10 мин.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

 

Отвечают на заданные вопросы преподавателем.

Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

7.  Первичное закрепление- 5 мин.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм.

записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;

 

Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин

Отмечает       степень             вовлеченности            обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала.

Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух;

Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий

ОК 1, ОК 4.

П1.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин

Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.

 

Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

ОК 1, ОК 4.

П1.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

 

1.      Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”

 

Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей.

ОК1,

ПК 1,

ПК4


 

2. Информационный блок

2.1. План лекции

 

№ п/п

Изучаемые вопросы

Уровень усвоения

1.

 Объяснение темы Определение синуса, косинуса и тангенса углов.

1

 

1.1  Определение синуса и косинуса.

2

 

1.2. Определение тангенса и котангенса углов .

2

2.

Закрепление нового материала.

 

 

2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

3

 

2.2 Решение примеров устно № 1-3.

 

3.

Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 430-435.

3

4.

Домашнее задание № 430-435. (четные пункты).

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст лекции 

1.      Теоретический материал

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

- Ввод понятий синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла

- Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла

- Решение простейших тригонометрических уравнений

На единичной окружности касательная, проведенная к точке (1; 0) называется линией тангенсов.

Касательная, проведенная к точке (0; 1) - линия котангенсов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Историческая справка

          Зарождение тригонометрии относится к глубокой древности. Слово «тригонометрия» греческое: тригоно — треугольник, метрити — мера. Иными словами, тригонометрия — наука об измерении треугольников. Длительную историю имеет понятие синуса. Различные отношения отрезков треугольника и окружности встречаются уже в III в. до н. э. в работах великих математиков Древней Греции — Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского. В IV—V вв. появился специальный термин в трудах по астрономии великого индийского ученого Ариабхаты (476 — ок.550). Отрезок он назвал ардхаджива, или более кратко джива. Арабскими математиками в IX в. слово джива было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в XII в. это слово было заменено латинским синус (sinus — изгиб, кривизна).

               Косинус — это сокращение латинского выражения complementysinus, т. е. «дополнительный синус» или иначе «синус дополнительной дуги».

                Название «тангенс» происходит от латинского tanger (касаться). Tangens переводится как «касающийся» (линия тангенсов — это касательная к единичной окружности).

Несмотря на то, что тригонометрия зародилась в древние времена, сегодня она охватывает практически все естественные науки и технику.

Актуализация знаний

1.Найдите координаты точек А, В, С и D, лежащих на единичной окружности (рис. 1)

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/3bc4ad02-95f9-48dc-b8f3-21f3763e5058.jpeg

Рисунок 1 – единичная окружность

Поставьте в соответствие точке её координаты

А (0; 1) В (-1; 0)  (1; 0) D (0; -1)

Ответ: А(1; 0); В(0; 1); С(-1; 0); D(0; -1)

              Сегодня на уроке мы узнаем, как по-другому называются абсцисса и ордината точки, лежащей на единичной окружности.

1.Рассмотрим окружность радиуса, равного 1 единичному отрезку, в прямоугольной системе координат х Оу с центром в начале координат. Такую окружность называют

единичной или тригонометрической.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/bb41c676-a61f-4e06-9d62-30dd1c55db71.png

Рисунок 2 – точка Р на единичной окружности

Точка Р (1; 0) при повороте вокруг начала координат на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/6ffcc8b4-8e43-42ea-9da5-3ad343fb0769.png переместилась в точку Рₐ. Определим её координаты. (рис. 2).

Определения.

Синусом угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/e19c15b6-09ac-456f-be93-317f9f32ee4d.pngназывается ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на уголhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/9c2efd0b-90b3-4c87-8c6e-f2e62fc9e709.png.

Обозначаетсяhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/3647152d-7ace-4d8d-be2a-e818b8c27500.png

Косинусом углаhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/2f718567-cb54-494c-a478-34a91e643f1d.pngназывается абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/a0b8d9f3-e0c8-4e95-8ccd-6621239188c1.png.

Обозначается https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/56e7a03b-2740-4d92-9dc0-740533b74459.png

Угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/d1528989-d97c-4ffb-9e96-7f870ccb00ad.png может выражаться и в градусах и в радианах.

Пример 1.

Точка А(1; 0) при повороте на угол 90https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/0c65321c-390f-4150-ad4b-526650a06c17.png (рис. 1)

Ордината точки В равна 1, значит https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/34a4fb2a-2f6b-4ddc-b14e-315dc09f56ba.pngилиhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/9e72a815-f6a5-4de5-847a-70b3a5063702.png

Абсцисса точки В равна 0, значит https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/dc67212a-fff4-4951-abc2-3eff008b3626.png

Пример 2.

Точка А(1; 0) при повороте на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/0be17cf6-35df-4b1f-aa56-694016103174.png переместилась в точкуhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/ed98f2e7-c239-40e3-9cd3-df4ba3175482.png ( рис. 1)

Найдите https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/09741e00-9676-4ff7-8c50-563fca6af55a.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/b174e5bc-c617-4580-a0dd-53eacc8a359a.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/30715ea1-621c-4af0-9b6a-39574fbe55fc.png= 0; https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/aaf58102-0ef6-4c4b-8d5e-c795550a5252.png

Пример 3.

Точка А(1; 0) при повороте на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/23a16212-25eb-44ac-8b2a-4c30ec22f4a0.png переместилась в точку https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/0bf4a125-2ef4-44d1-88d7-7bd2bb73c767.png (рис. 1)

Найдите https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/990ed298-84b1-430f-af42-a795f6bdba3f.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/b7a1b5e9-fd75-45e5-8c3d-d28aa4067a9d.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/197e46fc-a465-495b-8b80-5373cd6aaa21.png=https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/56ead843-2617-42fd-8fa3-949993d580a1.png1https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/c4575eee-46a6-4035-b474-5794da62b74d.png= 0.

Рассмотрим ещё два понятия.

Определение. Тангенсом угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/4d51939f-43c7-4833-938f-a8b7b087d28f.png называется отношение синуса угла к его косинусу.

Обозначается tghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/45db0e17-ee21-4ee3-8b3f-9b0d52a8d55d.png

tghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/bfdb8f35-0074-4661-864d-cd89463e9218.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/24168230-8a47-41e0-af0e-863225603bca.png

Пример 4.

Найти tg 0. Вычислим по формуле tg https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/77e132f3-0036-4244-9077-dfabce94a783.png = https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/fc61292a-cb78-46e4-880e-35326c359230.png= 0.

Определение. Котангенсом угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/9c0243af-c764-4d52-a370-a4553d43a987.png называется отношение косинуса угла к его синусу.

Обозначается сtghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/8fb4238d-fe1e-4441-860f-1ea69148232a.png

сtghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/b898da7a-7a60-4585-be0a-7d40af33a00b.png

Пример 5.

Найти сtg https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/251e9d77-cf3a-43c6-99a0-d463d879c312.png.

Вычислим по формуле сtg https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/442ae8b8-2e2c-42c8-8093-82855a9b5733.png = https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/e35daeab-0e43-411e-a8b8-fd1f643f03ca.png

2. Меру углаhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/daa57d1f-90d5-4b96-b39b-7ecbb1206956.png(в радианах) можно рассматривать как действительное число, поэтому https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/1ed71d00-f289-4d0b-90ac-201d6e92cc7d.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/66a944b4-8888-44e5-8f8c-348ea4110f73.png – это числовые выражения. А так как каждая точка единичной окружности имеет координаты х и у такие, что выполняются неравенства -1 ≤ х ≤ 1; -1 ≤ у ≤ 1,то синус и косинус не могут превышать значения, больше https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/9771cc22-a78e-49c1-9502-910ba71178ba.png.

Чтобы решить уравнения https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/f7549588-ba10-4697-834c-fac1e7db235b.png= аhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/9e082c69-6bfc-4f56-80fe-dd7472c7d76c.png нужно считать х неизвестным, число а – заданным.

Пример 6.

Решить уравнение https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/65585408-1f2c-4de8-b462-653f5ff56f2c.png = 1.

Найдем точку с ординатой 1 и запишем, каким числам х она соответствует. На окружности мы видим эту точку: В (0; 1). Она соответствуют числу https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/4a98e626-20eb-45f8-bd28-2de8395113e9.png и всем числам вида https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/1d0dc2ca-37dd-4963-9bdb-1373f83462ec.png

Решением уравнения https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/b35a8d93-1d0d-4f1a-8070-7899b58adf0a.png = 1 являются х =https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/12b9b71f-9aea-45cd-bd65-0f3c649b0c9f.png.

3. Полезно знать синусы, косинусы, тангенсы некоторых углов. Для этого рассмотрим дугу единичной окружности в I четверти координатной плоскости (рис. 3).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/55ce2572-0c6a-418e-822c-7ea7e0fb7127.png

Рисунок 3 – 1 четверть единичной окружности

Точки А (1; 0) и В (0; 1) нам знакомы. Рассмотрим ещё несколько точек на окружности и найдем их координаты. Точка С является серединой дуги АВ, значит угол АОС равен половине прямого угла, 45https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/720fa9eb-17db-4add-b78e-6d27580bbf5b.png или https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/084a6d22-4ef9-4638-a876-0a8da96bc605.png. Ордината точки С равна её абсциссе. Их значения нетрудно найти по теореме Пифагора из прямоугольного треугольника ОСF, оно равно https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/d1f84ebc-5ee5-4bd1-9331-5c3b23512490.png А значит, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/1752419c-0a2f-4641-a5d8-f722a00cbeee.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/11d4c8da-e3f3-46c5-bea4-7dec9e4e8c10.png,

tg 45https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/26039849-9a5b-4475-ae59-a2e00d015d8d.png

Дуга АМ составляет третью часть прямого угла, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/78ecff41-7d2a-428c-a6f8-2dba83b46200.png. Ордината точки М равна https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/6bd93ded-380d-4386-a684-5d7a1f6e051b.png, значит

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/0e9e149c-0b8e-4ae5-9e02-3d6f04a2689f.png, tg30https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/40ef1f0e-4336-4394-8a59-21c38d9f3f13.png.

Дуга АNсоставляет https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/548b3625-adcd-4f2c-9a1d-b1586497c227.png прямого угла, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/b46c799a-f7f9-4d41-8481-470c9f9626bd.png. Абсцисса точки N равна https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/2b66abbd-e2cb-440f-88c0-1a82588bdd65.png, поэтому

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/28154ff3-257e-4b6a-b3d8-b21afc7830ba.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/ce0f4426-ae9d-4f09-a316-318541e2651b.png tg 60https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/79e2c0c5-e5a3-45ef-bc83-ee3ec97c0df0.png.

Чтобы легче запомнить эти значения, придумали мнемоническое правило- правило на ладони (рис. 4).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/52978a30-8d74-409b-8090-478617228536.jpeg

Рисунок 4 - мнемоническое правило- правило на ладони

Расположим ладонь так, как на рисунке, пусть мизинцу соответствует угол 0https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/3ae59d94-4fc5-4ac8-98c6-b19b1b477026.png, следующим пальцам– 30https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/c9f608ef-023a-4246-943e-b9b6f2874f12.png, 45, 60https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/b6c537ae-72aa-4784-b95d-d4cf9e1f6458.png и 90https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/600178fb-e811-4ea5-bb47-e453fef69375.png. Так же присвоим им номера: мизинец №0, следующие №1, №2, №3, №4. Чтобы найти синус, используем формулу: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/09f30332-7314-47f2-98b3-9f06343a02ce.png=https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/d5b6bb60-e66a-43ce-9c59-189c2eb2a2da.png. А для косинуса нумерацию будем вести от большого пальца, выполняя вычисления по той же формуле. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/3cd92a85-6646-425c-8988-794b8ccff431.png=https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/3831ccb7-bf4a-40e5-a6e3-0e943c1754e5.png.

Например, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/5230c2a8-a86f-4402-bb15-d9d1d665682b.png=https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/522684ca-fdf8-4c4b-a468-b39193bbe73c.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/f0e91661-9548-40eb-8707-5a2448c2f330.png=https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/97a8e7f7-fa51-40ce-923b-8adeb69eb629.png =https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/624c0d90-d6d8-43e5-9f7f-2e53517aefda.png .

А тангенс можно вычислить по формуле: tghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/bc37df1b-87b8-408f-b591-0bc053b4def0.png = https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/ba7aaad5-d4d9-443b-bcdd-fcf6a8ecf3bd.png.

Тангенсы и котангенсы, также как и синусы, косинусы, можно определить по единичной окружности. Для этого познакомимся с ещё одним понятием.

На единичной окружности касательная, проведенная к точке (1; 0) называется линией тангенсов. Касательная, проведенная к точке (0; 1) - линия котангенсов (рис. 5).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/be89d111-0346-4c6a-bdfe-32207846c632.jpeg

Рисунок 5 – линия тангенсов и линия котангенсов

Например, чтобы найти tghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/d4f6619e-8df9-4c88-9c13-139c3829fc15.png, находим пересечение радиус-вектора под углом https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/e45063c3-efc7-4ede-8491-6f5b0e9bc894.png с линией тангеса. Это число https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/629f0249-cff2-475e-a3f4-28d7dde6a51a.png, или https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/924ed7d6-3ab4-4c1a-9887-eb9a0737d12e.png.

Чтобы найти ctg https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/af41a5cc-28e9-47cf-9121-33d679eee84a.png, радиус-вектор под углом https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/e58c4fdc-4684-474a-bca4-140dcb5ad25e.png должен пересечь линию котангенсов.

Это число https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/22d683a8-73b7-4bbc-9737-67bee64e819c.png.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

Пример 1

Решить уравнение https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/fc1d7178-2f42-4a28-8611-f924b1a9cce8.png=0.

Синусом угла является ордината точки, поэтому значения синусов находим по оси Оу.

Найдем точки А (1; 0) и С (-1; 0) с ординатой 0 и запишем, каким числам х они соответствуют. Они соответствуют числам 0 (точка А), https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/65266cac-f47f-4aa4-90a6-bdcd908cd748.png(точка С), 2https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/a097b145-b7fd-43a4-a504-d9f14a62a65e.png

Решением уравнения https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/32a559db-57ee-4ed7-9f40-80f5134f0acd.png= 0 являются х =https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/e2346fca-32bc-48dd-a59e-0849b8850452.png.

Z- множество целых чисел.

Пример 2.

Решить уравнениеhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/780bd920-d7d1-4442-9692-090ca0e9836d.png=1.

Найдем точки с абсциссой 1 и запишем, каким числам х они соответствуют. На рис.3 мы видим эту точку: А (1; 0) Она соответствуют числу https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/bd4d8c9d-7ae3-4687-9d09-17a7751ef6a6.png и всем числам вида https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/4abf9421-d9b5-485d-b352-d17419a5a804.png

Решением уравненияhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/f6049730-5e60-4f52-be6e-1664ef8f0f19.png= 1. являются х = https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/7526bcbe-7fa5-418e-95a3-8b09c073fbcb.png, где https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/d3e91a44-70d0-4b71-87e6-cdd656b6c446.png.   

 

3. Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 430-435.

4. Домашнее задание № 430- 435. (четные пункты).

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Глоссарий

 

Термин

Значение

Синус угла α

– ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол α

Обозначается https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/0b480dec-4af1-4d12-9f6b-70688b3f36d9.png

Косинус угла α

абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол α.

Обозначается

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6019/20190729094659/OEBPS/objects/c_matan_10_30_1/f2a1b6e0-f2a0-4812-ad3d-3a2064bd0c32.png

Тангенс угла α

– отношение синуса угла к его косинусу.

Обозначается tg α

 

Котангенс угла α

 отношение косинуса угла к его синусу.

 Обозначается сtg α

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контролирующий блок


Вариант 1.

1.        Вычислите    https://fs.znanio.ru/8c0997/53/7d/6f2d96190262d15b4abc27ee72798e679a.gif

2.        Найдите значение выражения  https://fs.znanio.ru/8c0997/dd/ba/4ca4f4b31744b3a9520bf0414fdc8786fb.gif

3.        Вычислите значение каждой из тригонометрических функций, если https://fs.znanio.ru/8c0997/31/7a/3ee217621ceee11916d8c85a3622f67fb0.gif

 

 

Вариант 2.

1.        Вычислите    https://fs.znanio.ru/8c0997/a0/3c/965c48424c67f7256f1b5777a09251ff05.gif 

2.         Найдите значение выражения  https://fs.znanio.ru/8c0997/f7/a5/d35e82bb768a551cf24155432dab15d97b.gif

3.        Вычислите значение каждой из тригонометрических функций, если https://fs.znanio.ru/8c0997/6e/2c/ae1ca055de8d3ec57393d98a772bf2d5a8.gif


 

Скачано с www.znanio.ru