Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
|
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦМКОГСЭ Протокол № ____ «____» _______________ 20 ___ г. Председатель ЦМК
|
утверждено Зав. филиалом БПОУ «ЧМК» МЗ Чувашии в г. Канаш ____________ |
Методическая разработка теоретического занятия
определение
Синуса, косинуса и тангенса углов.
учебная дисциплина БД. 04 Математика
специальность 34.02.01Сестринское дело
(базовая подготовка)
Канаш, 2021
|
Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
|
Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Аннотация
Данная разработка предназначена для изучения темы «Определение синуса, косинуса и тангенса углов.» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.
Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Тригонометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. методический блок
1.1. Учебно-методическая карта
Формы деятельности
1.2. Технологическая карта
2. Информационный блок
2.1. План лекции
2.2 Текст лекции
2.3. Глоссарий
3. Контролирующий блок
ВЕДЕНИЕ
Методическая разработка занятия на тему «Определение синуса, косинуса и тангенса углов» из раздела «Тригонометрическая функция» составлена на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.
Цель изучения данной темы узнать определение синуса, косинуса и тангенса углов.
Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Определение синуса, косинуса и тангенса углов» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания: определяют знаки синуса, косинуса и тангенса и знакомятся зависимостью между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Определение синуса, косинуса и тангенса углов». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.
|
Тема занятия |
Определение синуса, косинуса и тангенса углов. |
||||||
|
Учебная дисциплина |
БД.04 Математика |
||||||
|
Специальность |
34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) |
||||||
|
Курс |
I |
||||||
|
Группа |
9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20. |
||||||
|
Место проведения |
Кабинет № 5 |
||||||
|
Продолжительность занятия |
90 мин. |
||||||
|
Характеристика занятия |
Вид |
Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.
|
|||||
|
Тип |
Типы учебных занятий урок изучения нового материала; комбинированный урок
|
||||||
|
Форма |
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий. Формы деятельностиФронтальная.
|
||||||
|
Технологии обучения |
Традиционная технология обучения
|
||||||
|
Методы обучения |
Метод Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму. Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
|
||||||
|
Средства обучения |
1.По характеру воздействия на обучаемых: ИКТ - презентации; 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия.
|
||||||
|
Методическая цель |
Методическая цель - отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений. - реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы; |
||||||
|
Цели и задачи занятия |
Воспитательная |
Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.
|
Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний; Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
|
||||
|
Образовательная |
Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме Определение синуса, косинуса и тангенса углов; Сформирование навыков , умения применения основных тригонометрических тождеств и других тригонометрических формул к доказательству тождеств и упрощению выражений. |
Повторить понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса любого угла; знаки тригонометрических функций в координатных четвертях, понятие радианной меры угла, зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Вырабатывать умение применять основное тригонометрическое тождество и другие тригонометрические формулы к доказательству тождеств и упрощению выражений.
|
|||||
|
Развивающая |
Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;
|
Формировать навыки познавательного мышления. Продолжить развитие умения выделять главное. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развивать навыки и умения, в выполнении заданий по
теме, умение работать в группе и самостоятельно. Развивать логическое
мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие
самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении
разных видов работ. |
|||||
|
Планируемый результат |
Уметь |
Преобразовывать тригонометрические выражения. Воспроизвести опорные знания по теме; совершенствовать навыки применения основных тригонометрических формул и тождеств; формировать навыки решения экзаменационных задач; |
|||||
|
Знать |
· Преобразование несложных тригонометрических выражений с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов; · Вычисление значения тригонометрических выражений с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов; · Доказательство несложных тригонометрических тождеств с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов; · Решение несложных тригонометрических уравнений с использованием зависимости между синусами и косинусами, тангенсами и котангенсами аргументов. |
||||||
|
Формированиекомпетенций у обучающихся |
Общие (ОК)
|
Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
|||||
|
Профессиональные (ПК) |
П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; |
||||||
|
Межпредметные связи |
Входящие |
Алгебра, тригонометрия. |
Математический анализ. |
||||
|
Выходящие |
Тригонометрическое тождество |
Тригонометрические уравнения. |
|||||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
|
Внутрипредметные |
Синус, косинус, тангенс и котангенс. |
||||||
|
|
|||||||
|
Оснащение занятия |
Методическое |
Методическая разработка занятия. |
|||||
|
Материально-техническое |
Ручка, карандаш, тетрадь, линейка. |
||||||
|
Информационное |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||||
|
Список литературы |
Основная |
1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455. 2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с. |
|||||
|
Дополнительная |
1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. – 2017. – 344 с. 2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов. – М., 2018. - 384 с.
|
||||||
|
Интернет-ресурсы |
1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. 2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472. 3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
||||||
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Формируемые ОК и ПК |
|
|
1. Организационный этап -5 мин. |
||||
|
Проверяет готовность обучающихся к занятию. дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку |
Готовятся к началу занятия. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
|
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин. |
||||
|
Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. |
По очереди комментируют свои решения. Приводят примеры. Пишут под диктовку.
|
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
|
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин. |
||||
|
Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.
|
Эмоционально настраиваются и готовятся обучающихся на урок. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
|
4. Актуализация знаний -30 мин. |
||||
|
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности
|
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.
|
Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
|
5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин. |
||||
|
Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.
|
Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь. |
Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
|
6. Первичная проверка понимания- 10 мин. |
||||
|
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
|
Отвечают на заданные вопросы преподавателем. |
Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
|
7. Первичное закрепление- 5 мин. |
||||
|
Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм. |
записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;
|
Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин |
||||
|
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала. |
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух; |
Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин |
||||
|
Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.
|
Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
|
10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин |
||||
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
|
1. Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”
|
Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
|
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Уровень усвоения |
|
1. |
Объяснение темы Определение синуса, косинуса и тангенса углов. |
1 |
|
|
1.1 Определение синуса и косинуса. |
2 |
|
|
1.2. Определение тангенса и котангенса углов . |
2 |
|
2. |
Закрепление нового материала. |
|
|
|
2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля. |
3 |
|
|
2.2 Решение примеров устно № 1-3. |
|
|
3. |
Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 430-435. |
3 |
|
4. |
Домашнее задание № 430-435. (четные пункты). |
3 |
Текст лекции
1. Теоретический материал
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Ввод понятий синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла
- Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла
- Решение простейших тригонометрических уравнений
На единичной окружности касательная, проведенная к точке (1; 0) называется линией тангенсов.
Касательная, проведенная к точке (0; 1) - линия котангенсов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Историческая справка
Зарождение тригонометрии относится к глубокой древности. Слово «тригонометрия» греческое: тригоно — треугольник, метрити — мера. Иными словами, тригонометрия — наука об измерении треугольников. Длительную историю имеет понятие синуса. Различные отношения отрезков треугольника и окружности встречаются уже в III в. до н. э. в работах великих математиков Древней Греции — Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского. В IV—V вв. появился специальный термин в трудах по астрономии великого индийского ученого Ариабхаты (476 — ок.550). Отрезок он назвал ардхаджива, или более кратко джива. Арабскими математиками в IX в. слово джива было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в XII в. это слово было заменено латинским синус (sinus — изгиб, кривизна).
Косинус — это сокращение латинского выражения complementysinus, т. е. «дополнительный синус» или иначе «синус дополнительной дуги».
Название «тангенс» происходит от латинского tanger (касаться). Tangens переводится как «касающийся» (линия тангенсов — это касательная к единичной окружности).
Несмотря на то, что тригонометрия зародилась в древние времена, сегодня она охватывает практически все естественные науки и технику.
Актуализация знаний
1.Найдите координаты точек А, В, С и D, лежащих на единичной окружности (рис. 1)

Рисунок 1 – единичная окружность
Поставьте в соответствие точке её координаты
А (0; 1) В (-1; 0) (1; 0) D (0; -1)
Ответ: А(1; 0); В(0; 1); С(-1; 0); D(0; -1)
Сегодня на уроке мы узнаем, как по-другому называются абсцисса и ордината точки, лежащей на единичной окружности.
1.Рассмотрим окружность радиуса, равного 1 единичному отрезку, в прямоугольной системе координат х Оу с центром в начале координат. Такую окружность называют
единичной или тригонометрической.

Рисунок 2 – точка Р на единичной окружности
Точка Р (1; 0) при повороте вокруг начала координат на
угол
переместилась
в точку Рₐ. Определим её координаты. (рис. 2).
Определения.
Синусом угла
называется
ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на
угол
.
Обозначается![]()
Косинусом угла
называется
абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на
угол
.
Обозначается ![]()
Угол
может
выражаться и в градусах и в радианах.
Пример 1.
Точка А(1; 0) при повороте на угол 90
(рис.
1)
Ордината точки В равна 1, значит
или![]()
Абсцисса точки В равна 0, значит ![]()
Пример 2.
Точка А(1; 0) при повороте на угол
переместилась
в точку
(
рис. 1)
Найдите
и ![]()
Ответ:
=
0; ![]()
Пример 3.
Точка А(1; 0) при повороте на угол
переместилась
в точку
(рис.
1)
Найдите
и ![]()
Ответ:
=
1
=
0.
Рассмотрим ещё два понятия.
Определение. Тангенсом угла
называется
отношение синуса угла к его косинусу.
Обозначается tg![]()
tg
, ![]()
Пример 4.
Найти tg 0. Вычислим по формуле tg
=
=
0.
Определение. Котангенсом угла
называется
отношение косинуса угла к его синусу.
Обозначается сtg![]()
сtg![]()
Пример 5.
Найти сtg
.
Вычислим по формуле сtg
= ![]()
2. Меру угла
(в
радианах) можно рассматривать как действительное число, поэтому
и
–
это числовые выражения. А так как каждая точка единичной окружности имеет
координаты х и у такие, что выполняются неравенства -1 ≤ х ≤
1; -1 ≤ у ≤ 1,то синус и косинус не могут превышать значения,
больше
.
Чтобы решить уравнения
= а,
нужно
считать х неизвестным, число а – заданным.
Пример 6.
Решить уравнение
=
1.
Найдем точку с ординатой 1 и запишем, каким числам х
она соответствует. На окружности мы видим эту точку: В (0; 1). Она
соответствуют числу
и
всем числам вида ![]()
Решением уравнения
=
1 являются х =
.
3. Полезно знать синусы, косинусы, тангенсы некоторых углов. Для этого рассмотрим дугу единичной окружности в I четверти координатной плоскости (рис. 3).

Рисунок 3 – 1 четверть единичной окружности
Точки А (1; 0) и В (0; 1) нам знакомы. Рассмотрим ещё несколько
точек на окружности и найдем их координаты. Точка С является серединой дуги АВ,
значит угол АОС равен половине прямого угла, 45
или
.
Ордината точки С равна её абсциссе. Их значения нетрудно найти по теореме
Пифагора из прямоугольного треугольника ОСF, оно равно
А
значит, ![]()
,
tg 45![]()
Дуга АМ составляет третью часть прямого угла,
.
Ордината точки М равна
, значит
,
tg30
.
Дуга АNсоставляет
прямого
угла,
.
Абсцисса точки N равна
, поэтому
,
tg
60
.
Чтобы легче запомнить эти значения, придумали мнемоническое правило- правило на ладони (рис. 4).

Рисунок 4 - мнемоническое правило- правило на ладони
Расположим ладонь так, как на рисунке, пусть мизинцу
соответствует угол 0
,
следующим пальцам– 30
,
45, 60
и
90
.
Так же присвоим им номера: мизинец №0, следующие №1, №2, №3, №4. Чтобы найти
синус, используем формулу:
=
.
А для косинуса нумерацию будем вести от большого пальца, выполняя вычисления по
той же формуле.
=
.
Например,
=
,
=
=
.
А тангенс можно вычислить по формуле: tg
=
.
Тангенсы и котангенсы, также как и синусы, косинусы, можно определить по единичной окружности. Для этого познакомимся с ещё одним понятием.
На единичной окружности касательная, проведенная к точке (1; 0) называется линией тангенсов. Касательная, проведенная к точке (0; 1) - линия котангенсов (рис. 5).

Рисунок 5 – линия тангенсов и линия котангенсов
Например, чтобы найти tg
,
находим пересечение радиус-вектора под углом
с
линией тангеса. Это число
,
или
.
Чтобы найти ctg
,
радиус-вектор под углом
должен
пересечь линию котангенсов.
Это число
.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.
Пример 1
Решить уравнение
=0.
Синусом угла является ордината точки, поэтому значения синусов находим по оси Оу.
Найдем точки А (1; 0) и С (-1; 0) с ординатой 0 и
запишем, каким числам х они соответствуют. Они соответствуют числам 0 (точка
А),
(точка
С), 2![]()
Решением уравнения
= 0
являются х =
.
Z- множество целых чисел.
Пример 2.
Решить уравнение
=1.
Найдем точки с абсциссой 1 и запишем, каким числам х
они соответствуют. На рис.3 мы видим эту точку: А (1; 0) Она соответствуют
числу
и
всем числам вида ![]()
Решением уравнения
= 1. являются
х =
,
где
.
3. Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 430-435.
4. Домашнее задание № 430- 435. (четные пункты).
Подведение итогов.
|
Термин |
Значение |
|
Синус угла α |
– ордината точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол α Обозначается |
|
Косинус угла α – |
абсцисса точки, полученной поворотом точки (1; 0) вокруг начала координат на угол α. Обозначается
|
|
Тангенс угла α |
– отношение синуса угла к его косинусу. Обозначается tg α
|
|
Котангенс угла α |
отношение косинуса угла к его синусу. Обозначается сtg α |
3. Контролирующий блок
Вариант 1.
1. Вычислите 
2. Найдите
значение выражения ![]()
3. Вычислите
значение каждой из тригонометрических функций, если ![]()
Вариант 2.
1. Вычислите
2. Найдите
значение выражения ![]()
3. Вычислите
значение каждой из тригонометрических функций, если ![]()
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.