Решение расчетных задач по химии для большинства школьников является сложной задачей. Чтобы научить школьников решать задачи, каждый учитель использует свои собственные приемы. В своей педагогической практике я использую прием индивидуального маршрутного образовательного листа для школьника, который составляю отдельно на каждый тип задач. В каждом таком листе для понимания школьником смысла расчетных задач обязательно формулирую название типа задач, даю в качестве примера одно из условий, его краткую запись, необходимую расчетную формулу (формулы), оформляю задачи в соответствии с требованиями. При систематическом использовании таких маршрутов учащиеся учатся разбирать образцы, усваивают порядок действий, в дальнейшем осваивают способы решения задач заданного типа.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЕЩЕСТВА В СМЕШАННОМ
РАСТВОРЕ. «ПРАВИЛО КРЕСТА»
З а д а ч а 1. Смешаны 200 кг 50 %ного раствора некоего вещества с 300 кг
20 %ного раствора этого же вещества. Определить массовую долю
растворенного вещества после смешивания растворов.
Краткая запись условия задачи:
;
1)
2) m1 ∙ (50 – x) = m2 ∙ (x – 20);
3) 200 ∙ (50 – x) = 300 ∙ (x – 20);
4) 2 ∙ (50 – x) = 3 ∙ (x – 20);
5) 100 – 2x = 3x – 60,
5x = 160,
x = 32.
2й с п о с о б .
Решение через диагональную схему («правило креста»):
100 – 2x = 3x – 60,
5x = 160,
x = 32.
О т в е т : массовая доля вещества в смешанном растворе 32 %.Задача 2. Смешали 150 г 10 %ного раствора некоего вещества и 50 г 20 %
ного раствора этого же вещества. Определить концентрацию нового раствора.
Краткая запись условия задачи:
или:
20 – x = 3x – 30,
4x = 50,
x = 12,5.
Ответ: массовая доля вещества в смешанном растворе 12,5 %.
З а д а ч а 3. К 700 кг 25 %ного раствора некоего вещества прибавили 93 %
ный раствор этого же вещества, в результате чего раствор стал 40 %ным.
Сколько прибавлено 93 %ного раствора?
Краткая запись условия задачи:Ответ: нужно добавить 198 кг 93 %ного раствора.
З а д а ч а 4*. Смешали 200 кг 78 %ного раствора, 300 кг 60 %ного раствора
и 600 кг 20 %ного раствора некоего вещества. Найти массовую долю вещества в
смешанном растворе.
Краткая запись условия задачи:
3x – 180 = 156 – 2x,
5x = 336,
x = 67,2.
2) Определяем концентрацию смеси, полученной смешиванием первых двух
растворов с третьим, обозначив ее через y:
336 – 5y = 6y – 120,
11y = 456,
y = 41,5.
О т в е т : массовая доля вещества в смешанном растворе составляет 41,5 %.
Задачи для самостоятельного решения.
100В. Определите массовую долю вещества в растворе, полученном при
смешивании 200 г 10 %ного раствора некоего вещества и 350 г 20 %ного
раствора этого же вещества.101. Какую массу 60 %ного раствора вещества надо добавить к 120 г его 15
%ного раствора, чтобы получился 40 %ный раствор? Найти массовую долю
вещества в смешанном растворе.
102. Слили 80 г 5 %ного раствора вещества, 60 г 10 %ного раствора этого
вещества и 110 г его 15 %ного раствора. Найти массовую долю вещества в
смешанном растворе.
103. Определите массовую долю вещества в растворе, полученном при
смешивании 110 г 15 %ного раствора и 90 г 5 %ного раствора некоего
вещества.
104. Сколько г 30 %ного раствора вещества нужно добавить к 120 г его 10
%ного раствора, чтобы получить 20 %ный раствор?
105. Смешали три раствора некоего вещества: 100 г 5 %ного раствора, 200 г
15 %ного раствора и 80 г 10 %ного раствора. Найти массовую долю вещества в
смешанном растворе.