Определение уровня психологической готовности к школе.
Оценка 4.6

Определение уровня психологической готовности к школе.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика +2
1 кл
11.04.2018
Определение  уровня психологической готовности к школе.
презентация к работе
Публикация является частью публикации:
диагностика готовности ребёнка к школе.docx
Определение уровня психологической готовности к школе Экспресс­диагностика готовности к школе методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов Педагог­психолог  С.В. Воронина 2 3 Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном   этапе   развития   психолого­педагогического   знания   как комплексная   характеристика   ребенка,   которой   раскрываются   уровни развития   психологических   качеств,   являющихся   наиболее   важными предпосылками для  его нормального включения в новую социальную среду и адаптации   к   учебной   деятельности.  Составными   компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально – волевая. ­ ­ ­ Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Личностная готовность  к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей   таких   качеств,   которые   помогли   бы   им   общаться   с   учителями   и одноклассниками. Интеллектуальная   готовность  предполагает   наличие   у   ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным   восприятием,   элементами   теоретического   отношения   к изучаемому   материалу,   обобщенными   формами   мышления   и   основными логическими операциями, смысловым запоминанием.  Интеллектуальная  готовность  также   предполагает   формирование   у ребенка   начальных   умений   в   области   учебной   деятельности,   в   частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Данный вариант диагностики, который, с нашей точки зрения, содержит ответы   на   эти   вопросы,   он   удобен   в   обращении   и   может   применяться   в общеобразовательных школах педагогами совместно с психологами. Диагностический   комплекс   составлен   на   основе   методики, разработанной психологами и педагогами УВК "Сабурово" (Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. "Экспресс­диагностика готовности к школе". ­ М.: Генезис, 1999).   иметь       в должен   школу Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту определенный поступления уровень личностного, умственного и физического развития. Уровень   физического  развития   определяет   медицинская   комиссия,   а   определение уровня личностного и умственного развития   ­   задача   школы.     В   процессе ежегодного   обследования   первоклассников   с   целью   выявления   их подготовленности к обучению в школе отобрали наиболее информативные, прогностичные   и   вместе   с   тем   достаточно   удобные   и   простые   для использования  методики,  которые одновременно оказались также наглядны и интересны для ребенка. 4  Личностная готовность Из всех характеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра, сформированность которых нам кажется наиболее важной для школьного обучения. Это: ­   умение   строить   адекватные   системе   обучения   отношения   со взрослыми, ­ умение общаться со сверстниками, ­ отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи. К концу дошкольного возраста поведение ребенка становится все более произвольным.   Под   произвольным   поведением   мы   понимаем   понятие, ведённое   Д.Б.Элькониным.   Согласно   его   определению   произвольное поведение   ­   это   поведение,   которое   "осуществляется   в   соответствии   с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или   в   форме   правила)   и   контролируется   путем   сопоставления   с   этим образцом:"   (Д.Б.Эльконин.   Психология   игры.­   М.,   1978).   Реакциям   же дошкольника   более   свойственны   непосредственность,   импульсивность, искренность и ситуативность. Произвольность ребенка в общении со взрослым и, в первую очередь, с учителем, означает, что он: ­ понимает условность учебной ситуации, ­   видит   ту   внутреннюю   позицию,   которую   занимает   взрослый   в отношениях с ним, ­   способен   находиться   в   условно­ролевых   ("учитель"­"ученик") отношениях со взрослым. Если уровень развития произвольности низок, то ребенок не в состоянии воспринять   учебную   задачу   в   ее   специфическом   учебном   значении,   он   не видит за вопросами учителя учебной проблемы, а воспринимает их как повод для "житейского" общения.   Отношения со сверстниками Вторым важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является   определенный   уровень   развития общения   со   сверстниками. Школьные   формы   обучения   носят   коллективный   характер   и  предполагают взаимодействие   и   сотрудничество   учащихся   в   ситуации   общей   учебной задачи. Если общение ребенка с детьми не отличается конфликтностью, если он относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности, удерживает во внимании общую для всех участников цель, то можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения ребенка с другими детьми. Если же у ребенка не сформированы навыки общения со 5 сверстниками,   то   ему   трудно,   например,   выслушать   ответ   одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех и неудачу другого ребенка. Определить уровень развития общения ребенка со сверстниками можно, наблюдая   за   его   поведением   в   коллективе,   за   его   совместной   с   другими детьми деятельностью и игрой. Конечно, эта задача неосуществима в ситуации тестового обследования при   записи   в   школу.   Поэтому   мы   включили   несколько   вопросов   об особенностях общения ребенка в анкету для родителей и в беседу с самим ребенком.    Отношение к себе  Третий компонент личностной готовности к школе связан с развитием самосознания ребенка. Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая оценка себя и своих возможностей. Это происходит не от избытка самоуверенности, а является следствием специфики детского самосознания. Не   следует   бороться   с   завышенной   самооценкой   детей   и   раньше   времени добиваться ее адекватности. Это должно прийти само собой как результат прохождения ребенком кризиса семи лет. Однако у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об особо интенсивном развитии   самосознания,   а   о   том,   что   эти   дети   испытывают   дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания окружающих их взрослых.   Низкая   самооценка,   сформированная   у   ребенка   на   протяжении дошкольного детства, является причиной неуспеваемости ребенка в школе. Она порождает страх неудачи. Такие дети, попадая в школу, отказываются отвечать у доски и с места, отказываются писать контрольные работы. Получить   представление   о   самооценке   ребенка   можно   различными путями. Например, предложить ему поставить себя на ступеньку лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней ­ самые слабые. Если типичные дошкольники помещают себя на самую верхнюю ступеньку, то ребята, прошедшие кризис семи лет, где­то чуть выше середины. При этом младший школьник, в отличие от дошкольника, склонен видеть причины неудач не только во внешних обстоятельствах, но и в себе самом, в своих качествах.   Интеллектуальная готовность Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к   обучению   в   школе   являются   характеристики   развития его мышления и речи.   Мышление 6 К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития   детей   является   сформированность   у   них образного и основ словесноло­гического мышления. Роль   образного   мышления   в   познании   трудно   переоценить.   Решение многих   типов   интеллектуальных   задач   происходит   в   образном   плане. Образные   представления   обеспечивают   понимание   условий   задачи,   их соотнесение с реальностью. К   концу   дошкольного   детства   у   детей   формируется наглядно­ схематическое мышление. Этот особый вид мышления проявляется в том, что   ребенок   понимает   и   успешно   использует   различные   схематические   и условные изображения (план, макет, простейший чертеж). Это открывает путь к   обучению   детей   грамоте   и   математике   с   опорой   на   наглядное   условное отображение основных закономерностей внутри учебного материала. Если   наглядно­схематическое   мышление   сформировано   у   ребенка недостаточно,   то   в   первом   классе   ему   трудно   составить   схемы   слов   и предложений,   верно   записать   условия   задачи   с   помощью   условных обозначений. Оценить сформированность образного мышления у детей можно через наблюдение   за   их   рисованием   и   конструированием   из   строительного материала. В нашем комплексе методик задача диагностики образного мышления решается   с   помощью   "Рисунка   человека"   и   "Геометрических   фигур"   (см. рисунки). словесно­логического   мышления, На   протяжении   дошкольного   возраста   у   детей   начинают закладываться основы     которое предполагает   способность   к   отвлеченным   рассуждениям.   Систематическое усвоение знаний в школе основано главным образом на логическом мышлении. У   старших   дошкольников   основы   словесно­логического   мышления базируются  на наглядно­образном мышлении и являются его естественным продолжением. Проверять   сформированность   основ   словесно­логического   мышления желательно на сочетании чисто словесных заданий с заданиями, выполнение которых предполагает действия с наглядным материалом. Во­первых, следует выяснить,   может   ли   ребенок   устанавливать   простейшие   причинно­ следственные   связи.   Для   этого   можно   предложить   ему   придумать продолжение начатых взрослым фраз. Например: "Если в комнату принести кусочек льда, то:", "Мальчик заболел, потому что:" и др. Во­вторых, следует оценить   способность   ребенка   к   объединению   объектов   по   понятийному принципу.   Речь 7 Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Особенно важно владение связной монологической речью ­ сначала устной, затем письменной. Связная монологическая речь ­ это не просто отдельное предложение, а развернутое   высказывание,  состоящее   из   нескольких   предложений,  текст   в широком понимании. Развернутое монологическое высказывание требует от ребенка  большей   произвольности,  осознанности,  нежели   диалог.  Для   детей наиболее простой формой монолога является пересказ сюжетного рассказа, повествования.   Проверка   умения   пересказывать   необходима   при   приеме ребенка в школу. Можно предложить ребенку составить и рассказать историю по   серии   последовательных   картинок,   чтобы   он   мог   выполнить   задание   с опорой на материальную основу. Таким   образом,   на   основании   вышеизложенных   теоретических представлений   мы   включили   в   диагностический   комплекс   следующие тестовые процедуры:   Анкетирование родителей. Цель: сбор информации об особенностях физического   и   психического   развития   ребенка,   о   состоянии   его   здоровья, условиях воспитания.   Анкетирование   ребенка (в   устной   беседе).   Цель: выявление   общей осведомленности   ребенка,   особенностей   взаимодействия   с   незнакомым взрослым и поведения в ситуации проверки.   Выполнение ребенком субтестов "Нелепицы". Цель: установление эмоционального контакта с ребенком.   "Последовательные   картинки".   диагностика   умения устанавливать   причинно­следственные   отношения   и   диагностика   развития монологической речи.   Цель:   "Аналогии". Цель:   диагностика   сформированности   основ   понятийного мышления.   "Запрещенные слова". Цель: диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам.   "Ключи". Цель:   диагностика   умения   устанавливать   и   использовать закономерности. 8 "Рисунок человека". Цель: диагностика образного мышления и тонкой моторики.   "Пространственно­арифметический   диктант". Цель:   диагностика произвольности   и   наглядно­образного   мышления   (ориентировка   в пространстве   ).   Педагогический   аспект   ­   диагностика   сформированности навыков счета в пределах 10.   "Геометрические   фигуры". Цель:   диагностика   уровня   развития наглядно­схематического   мышления   и   умения   действовать   по   образцу. Педагогический   аспект   ­   диагностика   знания   ребенком   названий геометрических фигур.   "Чтение". Педагогический аспект ­ диагностика знания букв, умения читать.   "Составление   слов". Цель:   диагностика   наглядно­схематического мышления и словарного запаса.   "Логопедический". Цель:   диагностика   звукопроизношения   и   умения произвести звуко­буквенный анализ слова. Проверка мелкой моторики рук Одной   из   предпосылок   успешного   обучения   в   школе   является достаточно   высокий   уровень   развития   мелких   движений.   У   многих   детей шести лет это умение сформировано недостаточно.  Хотелось   бы   сказать   несколько   слов   не   только   о   содержании диагностики, но и процедуре ее проведения. Нам кажется, что диагностику имеет   смысл   проводить   в   режиме   индивидуального   диалога   педагога   с ребенком. Этот диалог состоит из двух частей.   Беседа­знакомство. В ходе беседы выясняется, знает ли ребенок свои анкетные   данные,   фамилию,   имя   родителей,   свой   адрес,   возраст   и   день рождения. Предлагается также несколько свободных, "творческих" вопросов. Задача   педагога   здесь   ­   не   столько   уточнение   данных,   сколько установление контакта с ребенком. По ответам можно качественно оценить уровень общей осведомленности ребенка, а также специфику его речи.   Собственно тестирование. Эта часть собеседования включает в себя диагностику готовности ребенка к школе при помощи субтестов, выбранных психологом или педагогом. 9 Качество выполнения ребенком заданий зависит от того, насколько он чувствует себя естественно и раскованно. Поэтому во время собеседования должна   быть   создана   атмосфера   доброжелательности,  в  которой   бы   он   не боялся   ошибиться,   не   старался   бы   показаться   лучше,   чем   он   есть. Необходимы   позитивная   эмоциональная   оценка   его   действий,   поощрение, поддержка. В заключение несколько слов об анализе результатов тестирования и выстраивании стратегии действий педагога по отношению к каждому ребенку: если результаты диагностики соответствуют норме или превышают ее, то эти данные   используются   педагогом   в   дальнейшем   для   знакомства   с индивидуальными   особенностями   ребенка,   если   же   результат   ребенка оказывается   ниже   нормы,   то   следует   обязательно   направить   его   на консультацию к психологу или логопеду. Таким образом, данный подход и технология приема первоклассников: ­ позволяет проводить массовое обследование поступающих детей, ­ предполагает активное участие учителей начальной школы в наборе первого класса, ­   дает   возможность   достаточно   объективно   оценить   уровень подготовленности детей, ­ прогнозировать возможные трудности обучения и адаптации к школе, ­оценить возможности ребёнка в получении образования в форме очно­ заочного и заочного обучения, ­ выявлять  способности и склонности ребёнка с учётом вовлечения его в школьную систему дополнительного обучения, ­   обеспечивать   при   необходимости   психологическую   поддержку ребенка с первых его шагов в новой школьной жизни. Оценка результатов Все   результаты   ребенка   оцениваются   баллами.   Критерии   оценки приведены   ниже   в   описании   каждого   субтеста.   По   окончании   всей диагностики   баллы   суммируются.   Дети,   набравшие  более   18   баллов, зачисляются в школу сразу же. При результате 17 баллов и меньше дети направляются на специальную  консультацию психолога или логопеда. 10 Приложение А Субтест 1. "Нелепицы" (приложение В № 1, 2) Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе   обсуждения   картинки   ребенок,   как   правило,   раскрепощается   и успокаивается.  Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально   откликаться   на   "нелепость"   рисунка   и   умение   объяснить смысловые   ошибки   изображения.   Это   отвечает   возможностям   здорового ребенка данного возраста. Инструкция Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня картинка".   Если   ребенок   рассматривает   ее   молча   (или   вообще   никак   не реагирует),   педагог   может   спросить:   "Ты   рассмотрел   картинку?   Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Критерии оценки Ребенок   получает   2   балла,   если   он   реагирует   на   картинку   живо, непосредственно,   без   вмешательства   взрослого.   Она   смешит   его,   вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости". 11 Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью — 1 или 2 вопроса — находит нелепые места. Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реа¬гирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает. Субтест 2. Пространственно­арифметический диктант (приложение В № 3, 4) Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета,   так   и   некоторые   психологические   характеристики:   умение   ребенка ориентироваться   в   пространстве   (право—лево,   умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти   верх—низ), Инструкция Таблица   предъявляется   ребенку   со   словами:   "Посмотри,   здесь нарисована девочка". Далее ребенку задаются следующие вопросы: Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько? Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок? Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок? Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось? Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что­нибудь изменилось? Девочка  идет  вниз. Кого  она  встретила? Она  отдает  ей  2 морковки. Сколько у нее их осталось? Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял   инструкцию   или   слишком   зажат,   то   он   может   разрешить   ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает. Критерии оценки Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5­6 действий из 6 возможных. Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, ес¬ли он правильно выполнил 3­4 действия из 6 возможных. Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 0 баллов, если он правильно выполнил 1­2 действия из 6 возможных. 12 Субтест 3. Последовательные картинки (приложение В № 5, 6) Аналогичный субтест применяется в тестах Бине­Симона и Векслера, он   позволяет   выявить   уровень   сформированности   у   ребенка   причинно­ следственных,   пространственно­временных,   логических   связей,   а   также уровень   развития   монологической   речи   (умения   построить   связный последовательный   рассказ).   Детям   предлагаются   наборы   из   6   картинок, поскольку   детям   данной   возрастной   группы   составить   рассказ   по   7­8 картинкам слишком сложно, а менее чем по шести, — очень просто. Инструкция Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: "У меня есть картинки. Они все перепутаны.  Попробуй разложить   их по  порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую­нибудь историю (составь рассказ)". Критерии оценки Если   ребенок   самостоятельно   правильно   и   логично   определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла. Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или   с   помощью   взрослого)   или   если   его   рассказ   отрывочен   и   вызывает   у ребенка трудности, то он получает 1 балл. Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов. Субтест 4. Геометрические фигуры (приложение В № 9) Этот субтест  не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного   мышления,   умения   действовать   по   образцу   и   анализировать пространство.  Инструкция На   стол   перед   ребенком   цветной   стороной   вверх   выкладываются геометрические   фигурки   и   образец.   Ребенку   предлагается   рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей. Критерии оценки Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку. Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал "туловище, голову и ноги" геометрического человека. Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась. Субтест 5. Аналогии 13 Задание   направлено  на  исследование  мышления, а именно,  позволяет увидеть   степень   сформированности   у   ребенка   способности   делать умозаключения по аналогии. "Я   буду   называть   тебе   три   слова.   Два   из   них   подходят   друг   другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару. Слова такие: — ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА — ... ? (цветок). — МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — ... ? (лес). — ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — ...? (температура). — ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ — ...? (слух). — ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ — ...? (ночь). — УТЮГ — ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — ...? (звонить). Другие варианты: — ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК— ...? ( цветок). — ОГУРЦЫ ­ ГРЯДКА, а ШИШКИ — ... ? (лес). — САМОЛЕТ ­ ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА ­ ...? (водитель, шофер). — РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ...? (зрение, смотреть). — ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ — ...? (черное). — ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — ... ? (рыба). — ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА — ... ? (поле). — ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА — ...? (врач). — ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — ...? (рисовать). ­ КНИГА ­ ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА ­ ...? (слушать, играть, сочинять). — ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — ...? (зима). Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают   неожиданно,   остроумно   и   верно   по   смыслу,   но   не   тем   сло¬вом, которое ожидается. Например, в паре "Градусник — температура" некоторые дети   говорят   не   "температура",   а   "болезнь",   и   такой   ответ   является правильным   по   смыслу,   хотя   и   не   является   точной   копией   того,   что подразумевается. Такие ответы следует засчитывать как верные. Критерии оценки Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5­6 случаях из 6 возможных. Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3­4 случаях из 6 возможных. Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1­2 случаях из 6 возможных. Субтест 6. Логопедический Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко­ произношения   и   фонематического   слуха   (звуко­буквенного   анализа)   у ребенка. Субтест состоит из двух частей. 14 Инструкция Часть 1 ."Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши". Здесь   надо   продемонстрировать   ребенку,   как   это   делается:   учитель произносит   по   слогам   слово,   например   КРОКОДИЛ,  сопровождая   каждый слог   хлопком   в   ладоши,   а   затем   просит   ребенка   сделать   то   же   самое   с предложенными ему словами: — САМОВАР — ПОДУШКА. Эти слова можно заменять на другие трехсложные. Часть 2.Назови первый и последний звуки в словах: — БЕРЕТ — ВОЛНА —АТАМАН —УТКА. Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний   —   гласный,   в   третьем:   первый   —   гласный,   последний   — согласный, в четвертом — оба звука гласные. Наверное,   логопедическое   задание   можно   подобрать   и   другое,   но практика   показывает,   что   спрогнозировать   логопедические   трудности   по качеству   выполнения   именно   этого   субтеста   можно   достаточно   надежно, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов). Критерии оценки Ребенок   получает   2  балла,  если   он   правильно   произносит   все   звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно). Ребенок получает 1 балл, если он 2­3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания. Ребенок   получает   0   баллов,   если   он   многие   звуки   произносит неправильно   или   с   заданиями   справляется   с   трудом,   сам   ошибки   не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.          Субтест 7. Запрещенные слова По   результатам   этого   субтеста   можно   судить   о   сформированности произвольности   у   ребенка,   а   также   о   развитии   его   речи   и   общей осведомленности. Инструкция Педагог говорит ребенку: " Я предлагаю тебе поиграть в игру "ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте". Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при 15 этом   нельзя   произносить   слова   "ДА"   и   "НЕТ"   и   нельзя   называть   никакие ЦВЕТА. 1. Кошки живут в воде? 2. Летом небо какое? 3. Вода мокрая? 4. Взрослые любят играть? 5. Ты мальчик? 6. Какие ты любишь яблоки? 7. У меня глаза какие (сделать ребенку "глазки")? 8. На тебе одежда прозрачная? 9. Снег черный? 10. Летом трава какая? 11. Крокодилы летают? 12. Холодильник какой? Педагоги   имеют   право   менять   вопросы,   оставляя   неизменным   их количество — двенадцать. Критерии оценки Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9­12 вопросов, то он получает 2 балла. Если   ребенок   затрудняется   с   ответами,   больше   молчит,   с   трудом находит правильные ответы на 4­8 вопросов, то он получает 1 балл. Если   ребенок   нарушает   правила,   давая   (в   основном   без   раздумий)   в большинстве   случаев  запрещенные   ответы,  или   соблюдает   правила,  но  при этом его ответы неправильные по смыслу, правильно отвечая всего на 1­3 вопроса, то он получает 0 баллов. Субтест 8. Ключи (приложение В № 11) Это   задание   введено   для   того,   чтобы   дать   возможность   сильным, развитым   детям   проявить   свои   способности.   Поскольку   этот   субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на   диагностику   сформированности   у   ребенка   умения   выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой мотори­ ки у ребенка и о возможном левшестве. В   качестве   стимульного   материала   используется   карточка. Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме   головки   ключа   (треугольная,   квадратная,   круглая),   форме   бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три). Инструкция 16 Ребенку предъявляется карточка с нарисованными на ней ключами и при этом говорится: "Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все­таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его. Критерии оценки Если   на   тестовом   рисунке   ребенок   правильно   обозначил   3   или   4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла. Если   на   тестовом   рисунке   ребенок   правильно   обозначил   1   или   2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1 балл. Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов. Субтест 9. Чтение (приложение В № 7, 10) Педагоги   начальной   школы   считают   необходимым   знать   исходный уровень   владения   грамотой   у   детей,   поступающих   в   школу.   Для   этого субтеста стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов — для детей, умеющих читать и в виде букв — для детей, не умеющих читать. Для проведения диагностики надо разрезать карточку на части и в каждом конкретном случае давать ребенку только одну из них. Инструкция Педагог   спрашивает   у   ребенка,   умеет   ли   он   читать.   Если   ребенок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать его, если нет, то стоит показать карточку с буквами и попросить их назвать. Критерии оценки Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами. Ребенок   получает   2   балла,   если   он   читает   слогами,   понимая прочитанное. Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показанных букв. Ребенок   получает  0  баллов,   если   он   знает   меньше  10  из   показанных букв. Субтест 10. Рисунок человека  Инструкция Педагог   дает   ребенку   лист   бумаги   и   просит:   "Нарисуй,   пожалуйста,   здесь человека". Критерии оценки 17 Задание   оценивается   в   соответствии   с   образцом.   Данное   задание   является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и зрелости мотивационно­волевой и познавательной сферы ребенка.      В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз,  рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности  представлений о пространственных характеристиках и отно­ сительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисо­ вание человека с наличием вышеперечисленных признаков,  считается успешным и нормативным (оценивается в 5  баллов) (рис. 5А). При этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты  платьем, а обувь «выглядывать». Количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а неко­ торое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное». Для оценки в 5 баллов должны   быть   в   целом   соблюдены   пропорции   лица   и тела. В  4   балла  оценивается   менее   пропорциональный рисунок,  в котором  могут  быть  либо  большая  голова, либо слишком длинные ноги. Шея при этом, как правило, отсутствует, а изображения кисти может и не быть, хотя тело одето, а руки и ноги объемные. На лице при оценке в 4 балла должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши (рис. 5Б). 18 Средне   успешным  является   более   условное выполнение  рисунка   человека   (например,   лицо схематичное — только овал, отсутствие выраженных контуров тела). Задание в этом случае оценивается в 3—3,5 балла. Неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников без   пальцев   или   ступней   оценивается   в  3   балла. Несоблюдение   основных   пропорций   также   считается   условно  допустимым (оценка 3 балла) (рис. 5В). Неуспешным  считается   более   грубое   нарушение графического   изображения   человека   в   целом   или отдельных   частей,  оно   оценивается   в  2,5   балла (рис.  5Г).  Если  дополнительно  к этому еще и не прорисованы  волосы,   уши,   кисти   рук   и   т.п.   — выполнение рисунка оценивается в 2 балла.              Изображение человека в виде нескольких овалов и нескольких палочек, а также рук и ног в виде палок (линий),  сочетание овалов и палочек   даже   при   наличии   отдельных  черт лица и двух­трех пальцев­палочек — все это считается  несоответствующим   требованиям выполнения и оценивается в 1 балл (рис. 5Д). Полностью   неуспешным  и   оцениваемым   в  О баллов  является   изображение   человека   в   виде «головонога» (рис. 5Е).          Субтест 11. Составление слов (приложение В № 8) Этот   субтест   достаточно   сложен,   для   успешного   выполнения   его ребенок   должен   хорошо   владеть   навыками   чтения,   иметь   некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей 19 осведомленности. С этим заданием, по нашей статистике, справляются далеко не   все,   но   сильные,   хорошо   подготовленные   к   школе   дети,   обычно демонстрируют   высокие   результаты.   В   качестве   стимульного   материала используется карточка. На ней написано 4 слова, одно из которых (ПОСУДА) является образцом и используется во всех случаях для демонстрации задания и   объяснения   инструкции.  Три   других   слова   являются   тремя   возможными вариантами задания и каждому конкретному ребенку надо предъявить для выполнения субтеста только одно из них. Инструкция Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: "Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв   этого   слова   можно   составить   другие   слова,   например,   СУП,   СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе предлагаю слово ... и из его букв ты попробуй составить свои слова". Критерии оценки Если   ребенок   составил   два   или   больше   слов,   то   он   получает   за выполнение   этого   субтеста   2  балла.   Если   ребенок   составил   хотя   бы   одно слово, то он получает за выполнение этого субтеста 1 балл. Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов. Проверка мелкой моторики рук Одной   из   предпосылок   успешного   обучения   в   школе   является   достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание: ­ Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги. Оценка результатов. 20 Высокий уровень ­ отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень   –   имеется   три   или   более   выхода   за   пределы   "дорожки",   а   также имеются   ярко   выраженные   нарушения   линии   (неровная,   дрожащая   линия; очень   слабая   или   с   очень   сильным   нажимом,   рвущим   бумагу).   В промежуточных случаях результат оценивается как средний.  Рекомендации.  Для   повышения   уровня   развития   мелких   движений   полезны   занятия рисованием,   лепкой   аппликацией.   Можно   рекомендовать   нанизывание   бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.  Приложение В Приложение № 1 21 Приложение № 2 22 Приложение № 3 23 24 Приложение № 4 Приложение № 5 25 Приложение № 6 26

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.

Определение уровня психологической готовности к школе.

Определение  уровня психологической готовности к школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018