Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
ОПРОСНИК «БАССАДАРКИ»
«ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ»
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй –
инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и
другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него и
сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Практических психологов в большей степени должна интересовать
мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих
личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких
деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности
прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной
агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является
опросник БассаДарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников,
разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнее как
«реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей
и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления
агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие
виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против
другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое
лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при
малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного
сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и
законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и
вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по
отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и
приносят вред.7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через
форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов
(проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том,
что он является плохим человеком, что поступает зло, а также
ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый
отвечает «да» или «нет». Так как дошкольник не может сам объективно
ответить на вопросы, на них за него могут ответить его родители.
ОПРОСНИК «БАССАДАРКИ»
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред
другим
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят похорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
8. Когда мне случалось обмануть когонибудь, я испытывал
мучительные угрызения совести
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется
нарушить его
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными
обстоятельствами
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне
несколько более дружественно, чем я ожидал
15. Я часто бываю несогласен с людьми
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. Если ктонибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
20. Если ктото воображает себя начальником, я всегда поступаю ему
наперекор
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет21. Меня немного огорчает моя судьба
22. Я думаю, что многие люди не любят меня
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
26. Я не способен на грубые шутки
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не
зазнавались
29. Почти каждую неделю я вижу когонибудь, кто мне не нравится
30. Довольно многие люди завидуют мне
31. Я требую, чтобы люди уважали меня
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их
«щелкнули по носу»
34. Я никогда не бываю мрачен от злости
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не
расстраиваюсь
36. Если ктото выводит меня из себя, я не обращаю внимания
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
41. Я редко даю сдачи, даже если ктонибудь ударит меня
42. Когда получается не помоему, я иногда обижаюсь
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
44. Нет людей, которых бы я понастоящему ненавидел
45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»
46. Если ктонибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем
думаю
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
48. Если я разозлюсь, я могу ударить когонибудь
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с
которым нелегко работать
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей
делать чтонибудь приятное для меня
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. Неудачи огорчают меня
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал
попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь
я в это не верю
60. Я ругаюсь только со злости
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую
силу, я применяю ее
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не
нравятся
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того
заслуживает
67. Я часто думаю, что жил неправильно
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. Я не огорчаюсь изза мелочей
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или
оскорбить меня
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить
угрозы в исполнение
72. В последнее время я стал занудой
73. В споре я часто повышаю голос
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
75. Я лучше соглашусь с чемлибо, чем стану спорить
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
При составлении опросника использовались принципы:
1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
2) вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей
степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
«да» – 1, «нет» – 0 : 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; «нет» – 1, «да» – 0 : 9,
7.
49.
2. Косвенная агрессия:
«да» – 1, «нет» – 0 : 2, 10, 18, 34,42, 56, 63; «нет» – 1, «да» – 0 : 26,3. Раздражение:
«да» – 1, «нет» – 0 : 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» – 1, «да» – 0 :
11, 35, 69.
4. Негативизм:
«да» – 1, «нет» – 0 : 4, 12, 20, 28; «нет» – 1, «да» – 0 : 36.
5. Обида:
«да» – 1, «нет» – 0 : 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
«да» – 1, «нет» – 0 : 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» – 1, «да» – 0 :
33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
«да» – 1, «нет» – 0 : 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» – 1, «да» – 0
: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
«да» – 1, «нет» – 0 : 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Индекс враждебности включает в себя 5ю и 6ю шкалу, а индекс
агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя
шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21
плюсминус 4, а враждебности – 6,5–7 плюсминус 3. При этом
обращается внимание на возможность достижения определенной
величины, показывающей степень проявления агрессивности.
необходимо помнить,
Пользуясь данной методикой,
что
агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения
могут быть поняты в контексте психологического анализа
мотивационнопотребностной сферы личности. Поэтому опросником
БассаДарки следует пользоваться в совокупности с другими
методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл,
Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т. д.