Проблемность и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана характеристика каждой стадии в зависимости от ведущего вида мыслительной деятельности.
На первой стадии ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление, которое осуществляется в конкретной ситуации, в процессе практических действий с реальными предметами. У маленьких детей это «мышление руками». Малыш тянется к игрушке, не может её достать и после ряда попыток использует палку или лезет на табуретку, чтобы получить заинтересовавший его предмет.
Оптимальное развитие различных видов мыслительной
деятельности
Проблемность и другие принципы развития творческого
мышления не могут быть реализованы без учета возрастных
и индивидуально-типических особенностей мышления.
Возрастным особенностям интеллектуального развития
посвящено немало исследований.
В них выявлена
стадиальность развития интеллекта, дана характеристика
каждой стадии в зависимости от ведущего вида
мыслительной деятельности.
мышление,
практическое
На первой стадии ведущим является наглядно-
действенное,
которое
осуществляется в конкретной ситуации, в процессе
практических действий с реальными предметами. У
маленьких детей это «мышление руками». Малыш тянется к
игрушке, не может её достать и после ряда попыток
использует палку или лезет на табуретку, чтобы получить
заинтересовавший его предмет.
На второй стадии преобладает наглядно-образное
мышление; оно позволяет решать задачи на основе
оперирования уже не реальными предметами, а образами
восприятия и представлений, содержащимися в детском
опыте. Связь мышления с практическими действиями хоть и
сохраняется,
но не является такой прямой,
непосредственной, как раньше. чтобы решать задачи
ребенок должен отчетливо воспринимать,
наглядно
представлять рисуемую в них ситуацию.
На третьей, высшей, ступени развития ведущую роль в
мыслительной деятельности приобретает отвлеченное,
абстрактно-теоретическое мышление. Мышление выступает
здесь в форме отвлеченных понятий и рассуждений,
отражающих существенные стороны окружающей
действительности, закономерные связи между ними.
Овладение в ходе усвоения основ наук понятиями, законами,теориями оказывает значительное влияние на умственное
развитие школьников. Оно раскрывает богатые возможности
самостоятельного творческого приобретения знаний, их
широкого применения на практике.
Полученная в исследованиях характеристика стадий
мышления позволила наметить основную линию его развития
— от практического мышления, скованного конкретной
ситуацией, к отвлеченному абстрактно-теоретическому
мышлению, безгранично расширяющему сферу познания,
позволяющему
за пределы
непосредственного чувственного опыта.
далеко
выходить
Под влиянием всевозрастающих требований к школьному
образованию психологи начали исследовать
«зону
ближайшего развития» детей. Была поставлена задача
выяснить, каковы возможности мышления детей, если так
изменить содержание и методы обучения, чтобы они
активизировали развитие отвлеченного,
абстрактно-
теоретического мышления (В. В. Давыдов, С. Ф. Жуйков, Л. В.
Занков, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская,
А. В. Скрипченко, Д. Б. Эльконин и др.).
Оказалось,
Эксперименты блестяще подтвердили гипотезу о гораздо
больших, чем считалось ранее, возможностях интеллекта
детей.
что уже первоклассники могут
оперировать отвлеченными символами, решать задачи на
основе формул, овладевать грамматическими понятиями и т.
д.
Вместе с тем установка на более раннее развитие
отвлеченного, понятийного мышления, на его формировании
на основе движения «от абстрактного к конкретному» —
вероятно, вследствие подчас ошибочного понимания
сущности этого процесса — на практике нередко приводит к
недооценке роли наглядности, конкретизации знаний, а
также к значения деятельности и других видов мышления.
Нельзя забывать о том, что и отвлеченное, абстрактно-
теоретическое мышление, далеко выходя за пределы
чувственного опыта, только тогда обладает действенной
силой,
позволяет проникать в суть познаваемойГармоничное развитие личности предполагает
активизацию всех видов мышления, их совершенствование.
Необходимость развивать различные виды мыслительной
деятельности вытекает из специфики продуктивного,
творческого мышления. Процесс открытия новых знаний и у
ребенка,
впервые познающего давно открытые
человечеством истины, и у ученого, впервые проникающего
за пределы известного, не происходят в виде строгих
логических рассуждений, непосредственно опирающихся на
знакомые закономерности. Решение проблемы нередко
происходит интуитивно, и в этом процессе существенную
роль играют и практическое и образное мышление,
непосредственно связанное с чувственной опорой.
действительности, когда оно неразрывно связано с наглядно-
чувственными данными.
Форсированное развитие
отвлеченного мышления, без достаточной конкретизации
усваиваемого материала, без связи с наглядно-практическим
и наглядно-образным мышлением может привести к
формальному усвоению знаний, к образованию пустых
абстракций, оторванных от живой действительности.
Решение проблемы в словесном плане, на основе
теоретических рассуждений развертывается постепенно,
звено за звеном. человеку невозможно при этом охватить все
необходимые звенья,
что затрудняет установление
взаимосвязи между ними. Включение в этот процесс
наглядно-образного мышления дает возможность сразу,
«одним взглядом» охватить все входящие в проблемную
ситуацию компоненты, а практические действия позволяют
установить взаимосвязь между ними, раскрыть динамику
исследуемого явления и тем самым облегчают поиск
решения.
Преобладание практических, образных или понятийных
видов мыслительной деятельности определяется не только
спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными
особенностями самих людей.
Вот почему мы полагаем, что одним из важнейших
принципов развития творческого мышления являетсяоптимальное (отвечающее целям обучения и психическим
особенностям индивида)
развитие разных видов
мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретического, и
наглядно-образного,
наглядно-действенного,
практического мышления.
и