«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
Детсад
27.03.2017
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования: с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, объединению усилий на благо ребенка. Решая одну из задач ФГОС, а именно - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, мы выбрали основным направлением своей деятельности - оптимизацию детско-родительских отношений при задержке психического развития у детей дошкольного возраста.
5.Сотрудничество во имя ребёнка.docx
1 «Оптимизация детско­родительских отношений при задержке психического развития у детей дошкольного возраста»      Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования: с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, объединению усилий на благо ребенка. Решая одну из задач ФГОС, а именно  ­ обеспечение психолого­ педагогической   поддержки   семьи   и   повышения   компетентности   родителей   в вопросах   развития   и   образования,   охраны   и   укрепления   здоровья   детей,   мы выбрали   основным   направлением   своей   деятельности   ­   оптимизацию   детско­ родительских   отношений   при   задержке   психического   развития   у   детей дошкольного возраста.     Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой   во   многом   определяется   уровнем   и   состоянием   внутрисемейных межличностных   отношений.   Необходимо   подчеркнуть   один   важный   аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребенка, при этом в рамках инклюзивного образования, особое   внимание   следует   обратить   на   создание   единого   образовательного пространства «Детский сад­семья».       Исследованию проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, посвящено сравнительно немного работ. Анализ   отдельных   проблем   семьи   ребенка   с   задержкой   психического   развития изложен   в   трудах   Т.Н.   Волковской,   А.С.   Спиваковской,   Т.В.   Волосовец,   Н.Ю. Синягиной, С.Г. Шевченко, О.И. Давыдовой, В.Б. Никишиной, Т.Н. Дороновой и других.  Авторы   обращают   внимание   на  различные   стороны   сложных   процессов взаимодействия   ребенка   с   задержкой   психического   развития   с   окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как   личности.   В   то   же   время   крайне   недостаточно   изучена   проблема межличностных отношений в семьях, имеющих ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста.           Для   формирования   гармоничной   личности   ребёнка   и   развития   у   него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности   ребенка   с   задержкой   психического   развития   (ЗПР).   От   характера установления   связей   в   диаде   «родитель­ребёнок   с   ЗПР»   и   от   понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация ребёнка.       Все вышесказанное обусловило выбор темы и цели работы: создание системы педагогического   сопровождения   детско­родительских   отношений   в   рамках инклюзивного образования, формирование единого образовательного пространства «Детский сад­семья» в условиях специализированного дошкольного учреждения.     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: ­ изучить  и  проанализировать  психолого­педагогическую  литературу  по данной теме; МБДОУ № 102 г Оренбург 2 ­ определить особенности отношений родителей к своим детям; ­   выявить   специфические   особенности   семьи,   имеющей   ребенка   с   задержкой психического развития; ­ выделить основные направления оптимизации детско­родительских отношений в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития; ­   создать   условия   для   организации   единого   образовательного   пространства «Детский сад­семья». Новизна работы   заключается   в   выстраивании   системы   мероприятий   по педагогическому   сопровождению   детско­родительских   отношений   в   рамках инклюзивного образования с учетом заболевания ребенка, а также формирование единого   образовательного   пространства   «Детский   сад­семья»   в   условиях инклюзивного дошкольного учреждения. Практическая значимость работы состоит в том, что данный опыт может широко использоваться   в   сфере   дошкольного   инклюзивного   образования,   не   только учителями­дефектологами, но и учителями­логопедами, педагогами­психологами и воспитателями ДОУ. Апробация работы. Методическая работа представлена на педагогическом совете и получила высокую оценку коллектива.    1. Психологическая характеристика семьи, имеющей ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста  1.1. Особенности восприятия родителями ребенка с ЗПР             В   повседневной   жизни   родители   детей   с   отклонениями   в   развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны они испытывают трудности при   выборе   воспитательных   и   образовательных   средств   воздействия   на   своих детей,   а   с   другой   ­   глубокие,   внутренние   психологические   проблемы, обусловленные тем, что в семье есть ребенка с задержкой психического развития. Именно   это   часто   не   позволяет   им   оптимально   организовать   межличностные отношения со своими детьми.        Заслуживают внимания работы, раскрывающие формы и этапы адаптации к стрессу   семьи,   воспитывающей   ребенка   с   задержкой   психического   развития дошкольного возраста. Исследователи говорят о разных формах кризисов, которые переживают родители. Зарубежные авторы полагают, что семья, имеющая ребенка с проблемами в развитии, переживает две основные фазы кризиса: первая фаза ­ непринятие   факта   нарушения   развития,   которое   проявляется   в   виде   шока   или отрицания   существования   проблемы,   а   затем   вторая   фаза   ­   приспособление   к пониманию происшедшего и его принятие [1]. В отечественной психологии, также как и в зарубежной, рассмотрен ряд проблем, касающихся семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Т.В. Волосовец обращает внимание на то, что в семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития, в частности, задержкой психического   развития,   так   как внутрисемейные  отношения  часто  зависят  от  вида  и  тяжести  нарушения  [7]. В   создается   специфическая   ситуация, МБДОУ № 102 г Оренбург 3 большинстве   случаев,   родители,   имеющие   детей   с   задержкой   психического развития,   чувствуют   себя   неудовлетворенными,   подавленными,   не   понимают реальных причин, из­за которых у ребенка возникают проблемы в обучении. От ребенка требуют того, с чем он в силу своих особенностей справиться не может. Такое   поведение   самых   близких   людей   воспитывает   в   ребенке   комплекс неполноценности и другие негативные проявления [9]. Надо отметить, что есть и другая   категория   родителей,   которые   стремятся   к   повышению   своих   знаний   в области   воспитания   детей.   Эти   родители   чаще   обращаются   с   вопросами   к педагогам детского сада или школы, просят совета, знакомятся с информацией, которая пополнит их психолого­педагогические знания.     Исследованию межличностных отношений и их особенностей в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, посвящено сравнительно немного работ. В   связи   с   этим   проблема   исследования   межличностных   отношений   в   семье, имеющей   ребёнка   с   задержкой   психического   развития   дошкольного   возраста, является актуальной. 1.2. Роль семьи в развитии личности ребенка с ЗПР      Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки   его   способностей   и   возможностей.   Непонимание   одним   или   обоими родителями   объективного   статуса   психического   развития   их   ребёнка   либо неприятие   первичной   оценки   состояния   ребенка   нередко   приводит   к возникновению   конфликтных   ситуаций,   что   вызывает   необходимость целенаправленной   всесторонней   консультации   с   целью   получения   объективного анализа, как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций. В работе И.Ю. Троицкой отмечается, что изучение семей, имеющих детей с ЗПР, позволяет выделить разные их типы, разное отношение к особенностям ребенка. В   одних   семьях   ребенка   опекают,   контролируют   каждое   его   действие   при выполнении заданий. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах   деятельности   развиваются   важные   качества:   уверенность   в  себе,   чувство ответственности, самостоятельность. Не   менее   вредной   для   становления   личности   ребенка   с   ЗПР   оказывается   и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, без учета их специфики. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не   только   снижение   работоспособности,   но   и   может   проявиться   как   агрессия, срывы   в   поведении,   резкие   перепады   настроения.   Завышенные   требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Другой вариант отношений родителей к детям ­ безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях. Вначале они просто не замечают,   как   развивается   их   ребенок,   а   после,   когда   проблемы   станут очевидными, начинают либо ругать, либо «махнуть рукой». МБДОУ № 102 г Оренбург 4   методической   литературы,        Таким образом, исследования последних лет, проведенные отечественными и зарубежными   учеными,   показали,   что   без   специального   обучения   родителей адекватным   способам   взаимодействия   с   ребёнком,   у   которого   задержка психического развития, поведение последних становится все более навязчивым и директивным.   Кроме   того,   поддержка   семьи   должна   начинаться   в   годы,   когда способы взаимодействия семьи с окружающим миром еще только складывается.  2. Исследование проблемы педагогического сопровождения семей с детьми с ЗПР 2.1. Специфика общения педагога и родителей в ДОУ         Семья   для   ребёнка   дошкольного   возраста   –   жизненно   необходимая   среда, определяющая   путь   развития   его   личности.   Эмоциональную   защиту   и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется выстроить отношения с ребенком таким образом, чтобы он чувствовал стабильность и единство требований, как в детском саду, так и в семье. Анализ   психолого­педагогической,   а   также собственные наблюдения дают возможность увидеть, что не всегда взаимодействие воспитателей   с   родителями   эффективно   и   направлено   на   решение   задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка с ЗПР.   К   числу   недостатков   можно   отнести   относительную   стихийность   этих контактов. Они складываются из обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке; обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения; общения по другим поводам, не связанным с ребенком. В   общении   родителей   с   воспитателями   традиционно   в   литературе   выделяются следующие особенности: – разные родители с разной частотой обращаются к педагогам; – родителей, прежде всего, интересуются тем, что и как ел ребенок, реже ­ его успехами в деятельности; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности; –   педагоги   чаще   обращаются   к   родителям   в   случаях   негативного   поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную   установку   на   контакты   с   сотрудниками,   поскольку   каждое   их обращение связано с какой­либо неприятной ситуацией; – педагоги просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных   рекомендаций,   каким   образом   совместными   усилиями   достичь желаемого результата; – педагоги не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих   родителей   оценочных   суждений   о   ребенке,   точно   и   понятно   описать характер проблемы; – значительное время занимает общение педагогов с родителями на отвлеченные темы; – не всегда правильно выбирают педагоги и стиль общения с родителями. МБДОУ № 102 г Оренбург 5         Рассмотренные   нами   особенности   необходимо   учитывать   при   организации взаимодействия   коллектива   ДОУ   и   семьи   ребенка   с   задержкой   психического развития. 2.2. Методы педагогического сопровождения семьи в ДОУ Эффективными   методами   взаимодействия   с   родителями   в   настоящее   время выделяются активные и интерактивные методы, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность. Следует   особо   подчеркнуть,   что   до   настоящего   времени   мало   изучены возможности   самой   семьи   в  создании   условий,  необходимых  для  полноценного воспитания   и   развития   ребенка­дошкольника   с   ЗПР,   условия,   определяющие потребности родителей в услугах детского сада, формы и методы взаимодействия с семьей в новой социально­экономической ситуации, особенно не изучен вопрос создания   единого   образовательного   пространства   в   рамках   инклюзивного образования. Среди   отечественных   авторов   ведущее   место   в   разработке   проблемы коррекционно­педагогической   помощи   семьям,   имеющим   детей   с   ЗПР, принадлежит Т. Н. Волковской [1], в работах которой определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.        Во­первых, система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения,   способы   и   формы   совместной   деятельности   составляют   важнейший компонент   социальной   ситуации   развития   ребёнка,   определяют   зону   его ближайшего   развития.   Практика   показывает,   что   необходимым   условием закрепления   достигнутого   является   активное   воздействие   на   близких   ребёнку взрослых   с   целью   изменения   их   позиции   и   отношения   к   ребёнку,   вооружение родителей адекватными способами коммуникации.        Во­вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного   воздействия   на   отклонения   в   психическом   развитии   ребёнка вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционной службы, в частности, организованных форм психолого­педагогической коррекции ребёнка с ЗПР.       В   основе   взаимодействия   дошкольного   учреждения   и   семьи   лежит сотрудничество.   Важнейшим   способом   реализации   сотрудничества   педагогов   и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители не   пассивные   наблюдатели,   а   активные   участники.   Инициатива   в   установлении взаимодействия   с   семьей   и   квалифицированная   реализация   задач   этого взаимодействия   определяют   направляющую   роль   дошкольного   учреждения   в семейном воспитании. Согласно   определению   Л.В.   Ковинько,   Л.Г   Петряевской,   М.И.   Рожкова,   под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие   в   организации   образовательного   процесса;   создании   творческих   групп, которые   активно   делятся   своим   опытом;   организации   современной   социально­ развивающей   среды   в   группах;   разработке   планирования   самостоятельной   и совместной   деятельности   детей;   разработке   собственных   курсов,   программ,   МБДОУ № 102 г Оренбург 6 планов   для   взаимодействия   с   родителями,   детьми;   привлечении   родителей   к оценке и контролю за деятельностью ДОУ. По   нашему   мнению,   для   реализации   всего   вышеперечисленного   необходимо: поэтапное   включение   родителей   в   деятельность   дошкольного   учреждения; создание   комплекса   необходимых   условий   для   перехода   родителей   от   роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.   Система взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с задержкой психического   развития   дошкольного   возраста   в   рамках   инклюзивного образования (на примере МБДОУ № 102»)         Взаимодействуя   с   детьми   с   задержкой   психического   развития   в   рамках инклюзивной группы компенсирующей направленности важно сделать родителей активными   участниками   педагогического   процесса.   Дети   поступают   в   такую группу из разных детских садов или из дома, и большинство родителей имеют слабое   представление   о   нарушении   и   недооценивают   значение   коррекционно­ воспитательной   и   коррекционно­развивающей   работы.  Это   показал   и   анализ анкетирования среди родителей группы на начало 2015­2016 учебного года: 60% родителей   испытывают   потребность   в   рекомендациях   по   коррекционно­ воспитательной   работе   с   детьми;   30%   родителей   отказываются   заниматься   с ребенком   дома,   перекладывая   эту   задачу   на   детский   сад;   10%   родителей   не считают   необходимым   принимать   участие   в   каких­либо   совместных   формах работы.          Для   эффективного   решения   поставленных   задач   разработана   система взаимодействия   по   оптимизации   детско­родительских   отношений   при   задержке психического   развития   у   детей   дошкольного   возраста,   создания   единого образовательного   пространства   «Детский   сад­семья»,   применения   единства методов и способов взаимодействия взрослых с детьми с задержкой психического развития.        Система педагогического сопровождения детско­родительских отношений в рамках инклюзивного образования состоит из 3 блоков: МБДОУ № 102 г Оренбург 7       Рис.1   Системы   педагогического   сопровождения   детско­родительских отношений в рамках инклюзивного образования Информационно­аналитический   блок: предполагает   сбор   сведений   о   семье, общекультурном   уровне   родителей,   наличии   у   них   педагогических   знаний, отношении   в   семье   к   ребенку,   запросах,   интересах,   потребностях   родителей   в психолого­педагогической информации.        В этом блоке наиболее эффективными средствами являются анкетирование (Приложение  1),  беседы  с  родителями   и наблюдения  за  отношениями  ребенок­ родитель во время совместных консультаций. Чтобы определить психологический тип родителя, мы используем анкету Ткачёвой В. В. (Приложение 2), а так же тест­ опросник, который позволяет узнать позицию родителя по отношению к ребенку и его  особенностям  в  развитии  (Приложение  3). Далее  мы  проводим  мониторинг развития ребенка (Приложение 4).     Получив   максимальную   информацию,   мы   строим   свою   работу   в консультационно­рекомендательном   направлении   (Приложение   5).   Подключаем родителей детей с ЗПР к реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (Приложение 6).       Положительным   результатом   таких   консультаций   считаем,   когда   родители, после   первичной   консультации   прислушиваются   к   нашим   рекомендациям,   и, почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к нам за помощью.   при   повторных   посещениях   прослеживается положительная динамика развития ребёнка, а также изменение взаимоотношений родитель­педагог, они становятся более доверительными,  в детско­родительском общении снимается напряжение.         Один   из   важных   блоков   системы ­   познавательный. Он   включает   в   себя совместную деятельность с родителями и детьми – это групповые, подгрупповые и индивидуальные   занятия,   которые   подробно   прописываются   в   плане взаимодействия с родителями на учебный год (Приложение 7).   Как   правило, МБДОУ № 102 г Оренбург 8 Одной   из   продуктивных   форм   работы   в   данном   блоке   является   посещение родителями   индивидуальных   (Приложение   8)   и   подгрупповых   занятий (Приложение   9).   Мы   показываем,   как   правильно   и   логично   подавать   новый материал, обращаю внимание на индивидуальные особенности ребенка. Родители не   только   обучаются   педагогической   культуре,   но   и   сами   включаются   в образовательный   процесс.   Полученные   знания   они   используют   с   детьми   дома. Чтобы родителям было легко, а ребенку интересно в домашней образовательной среде мы подобрали серию игр по лексическим темам (Приложение 10). Особую   роль   в   организации   единой   образовательной   среды   играют   открытые занятия (Приложение 11). На таких занятиях родители могут не только увидеть чему научился их ребенок за определенный промежуток времени, но и посмотреть методы и приемы организации детской деятельности; Тематические   родительские   собрания   и   «круглые   столы»   организуются   для совместной работы с родителями детей с ЗПР (Приложение 12). Они проводятся в неформальной   и   непринуждённой   обстановке,   что   позволяет   родителям познакомиться друг с другом, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах. Эти   встречи   дают   много   полезной   информации,   очерчивают   круг   вопросов, решаемых с использованием опыта других родителей.       Наглядно­информационный блок: предполагает ознакомление родителей с особенностями коррекционно­воспитательного процесса. В   группе   оформлен   постоянно   действующий   уголок   «Для   Вас,   родители!» (Приложение   13),   где   еженедельно   выставляется   информация   по   лексическим темам, а так же информация по волнующим родителей вопросам.     Дополнительные знания, мастер­классы, рекомендации и консультации родители могут   получить,   воспользовавшись   информацией   на   нашем   сайте (http://orensad102.ru), который постоянно обновляется. Таким   образом,   данная   система   педагогического   сопровождения   детско­ родительских отношений в рамках инклюзивного образования позволяет:   ­ оказать квалифицированную адресную поддержку родителям; ­ привлечь к коррекционно­воспитательной работе всю семью; ­ ежедневно информировать родителей о достижениях их ребенка; ­   разъяснить   и   показать   новые   методы   и   приемы   организации   единого образовательного пространства семьи и детского сада; ­ повысить педагогическую культуру родителей.     Как показывают результаты работы, тесное взаимодействие педагогов, учителя­ дефектолога и семьи положительно сказывается на развитии высших психических процессов у детей с задержкой психического развития (Приложение 14), принятии такого ребенка родителями, успешной его социализации в среду сверстников.      Положительный  результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи   и   детского   сада   в   рамках   единого   образовательного   пространства, подразумевающего   взаимодействие,   сотрудничество   между   педагогами   ДОУ   и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, так как все эти МБДОУ № 102 г Оренбург 9 взрослые   непосредственно   причастны   к   созданию   благоприятного   климата   для ребенка.           При   координации   работы   педагогу   надо   применять   дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также   родительские   запросы   и   степень   заинтересованности   родителей   в воспитании   своих   детей.   Успех   в   этом   нелегком   процессе   воспитания полноценного   человека   зависит   от   уровня   профессиональной   компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Наша задача – профессионально помочь семье в воспитании детей с задержкой психического развития, при этом, не подменяя   ее,   а   дополняя   и   обеспечивая   более   полную   реализацию   ее воспитательных функций.         Взаимодействие   родителей   и   детского   сада   редко   возникают   сразу.   Это длительный   процесс,   долгий   кропотливый   труд,   требующий   терпеливого неуклонного   следования   выбранной   цели,   и   постоянный   поиск   новых   путей сотрудничества   с   родителями.  В   связи   с   этим   система   направленной   работы   с родителями   по   повышению   их   компетентности   и   формированию   адекватной оценки   состояния   своего   ребенка   должна   представлять   собой   систему педагогического   сопровождения   детско­родительских   отношений   в   рамках инклюзивного образования. Список литературы 1. Волковская   Т.   Н.   Возможные   способы   организации   и   содержание   работы   с родителями   в   условиях   коррекционного   дошкольного   учреждения   // Дефектология. М, 1994. ­ №4, с. 66­72. 2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа  с родителями  в ДОУ: Этнопедагогический подход. – ТЦ Сфера, 2005.­144с. 3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. ­ М.: Аркти, 2001. ­ 224 с.                                        4. Доронова   Т.Н.   Взаимодействие   дошкольного   учреждения   с   родителями: Пособие для работников дошк. образовательных учреждений. М., 2002. 5. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. ­ М., 2003. 6. Никишина   В.Б.   Практическая   психология   в   работе   с   детьми   с   задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. ­ М.: Владос, 2003. 7. Основы   логопедии   с   практикумом   по   звукопроизношению   /   под   ред.   Т.   В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 8. Подъячева   И.П.   Коррекционно­развивающее   обучение   детей   старшего дошкольного возраста с ЗПР. ­ М., 2001. 9. Синягина   Н.   Ю.   Психолого­педагогическая   коррекция   детско­родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 10. Спиваковская   А.С.   Обоснование   психологической   коррекции   неадекватных родительских позиций //В кн.: Семья и формирование личности. Сб. науч. трудов. М., 1981, с. 38. МБДОУ № 102 г Оренбург 10 МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017