«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
Детсад
27.03.2017
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования: с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, объединению усилий на благо ребенка. Решая одну из задач ФГОС, а именно - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, мы выбрали основным направлением своей деятельности - оптимизацию детско-родительских отношений при задержке психического развития у детей дошкольного возраста.
5.Сотрудничество во имя ребёнка.docx
1
«Оптимизация детскородительских отношений при задержке
психического развития у детей дошкольного возраста»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования:
с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, объединению усилий
на благо ребенка. Решая одну из задач ФГОС, а именно обеспечение психолого
педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, мы
выбрали основным направлением своей деятельности оптимизацию детско
родительских отношений при задержке психического развития у детей
дошкольного возраста.
Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус
которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных
межличностных отношений. Необходимо подчеркнуть один важный аспект,
заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции
ребенка в общество. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных
мест в процессе развития ребенка, при этом в рамках инклюзивного образования,
особое внимание следует обратить на создание единого образовательного
пространства «Детский садсемья».
Исследованию проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих
детей с задержкой психического развития, посвящено сравнительно немного работ.
Анализ отдельных проблем семьи ребенка с задержкой психического развития
изложен в трудах Т.Н. Волковской, А.С. Спиваковской, Т.В. Волосовец, Н.Ю.
Синягиной, С.Г. Шевченко, О.И. Давыдовой, В.Б. Никишиной, Т.Н. Дороновой и
других. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов
взаимодействия ребенка с задержкой психического развития с окружающими,
восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка
как личности. В то же время крайне недостаточно изучена проблема
межличностных отношений в семьях, имеющих ребенка с задержкой психического
развития дошкольного возраста.
Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него
адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие
его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании
личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера
установления связей в диаде «родительребёнок с ЗПР» и от понимания
значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация ребёнка.
Все вышесказанное обусловило выбор темы и цели работы: создание системы
педагогического сопровождения детскородительских отношений в рамках
инклюзивного образования, формирование единого образовательного пространства
«Детский садсемья» в условиях специализированного дошкольного учреждения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать психологопедагогическую литературу по данной
теме;
МБДОУ № 102 г Оренбург 2
определить особенности отношений родителей к своим детям;
выявить специфические особенности семьи, имеющей ребенка с задержкой
психического развития;
выделить основные направления оптимизации детскородительских отношений в
семьях, имеющих детей с задержкой психического развития;
создать условия для организации единого образовательного пространства
«Детский садсемья».
Новизна работы заключается в выстраивании системы мероприятий по
педагогическому сопровождению детскородительских отношений в рамках
инклюзивного образования с учетом заболевания ребенка, а также формирование
единого образовательного пространства «Детский садсемья» в условиях
инклюзивного дошкольного учреждения.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный опыт может широко
использоваться в сфере дошкольного инклюзивного образования, не только
учителямидефектологами, но и учителямилогопедами, педагогамипсихологами
и воспитателями ДОУ.
Апробация работы. Методическая работа представлена на педагогическом совете
и получила высокую оценку коллектива.
1. Психологическая характеристика семьи, имеющей ребёнка с задержкой
психического развития дошкольного возраста
1.1. Особенности восприятия родителями ребенка с ЗПР
В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии
сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны они испытывают трудности
при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих
детей, а с другой глубокие, внутренние психологические проблемы,
обусловленные тем, что в семье есть ребенка с задержкой психического развития.
Именно это часто не позволяет им оптимально организовать межличностные
отношения со своими детьми.
Заслуживают внимания работы, раскрывающие формы и этапы адаптации к
стрессу семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития
дошкольного возраста. Исследователи говорят о разных формах кризисов, которые
переживают родители. Зарубежные авторы полагают, что семья, имеющая ребенка
с проблемами в развитии, переживает две основные фазы кризиса: первая фаза
непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или
отрицания существования проблемы, а затем вторая фаза приспособление к
пониманию происшедшего и его принятие [1].
В отечественной психологии, также как и в зарубежной, рассмотрен ряд проблем,
касающихся семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития
дошкольного возраста. Т.В. Волосовец обращает внимание на то, что в семье, где
растет ребенок с теми или иными недостатками развития, в частности, задержкой
психического развития,
так как
внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести нарушения [7]. В
создается специфическая ситуация,
МБДОУ № 102 г Оренбург 3
большинстве случаев, родители, имеющие детей с задержкой психического
развития, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными, не понимают
реальных причин, изза которых у ребенка возникают проблемы в обучении. От
ребенка требуют того, с чем он в силу своих особенностей справиться не может.
Такое поведение самых близких людей воспитывает в ребенке комплекс
неполноценности и другие негативные проявления [9]. Надо отметить, что есть и
другая категория родителей, которые стремятся к повышению своих знаний в
области воспитания детей. Эти родители чаще обращаются с вопросами к
педагогам детского сада или школы, просят совета, знакомятся с информацией,
которая пополнит их психологопедагогические знания.
Исследованию межличностных отношений и их особенностей в семьях, имеющих
детей с задержкой психического развития, посвящено сравнительно немного работ.
В связи с этим проблема исследования межличностных отношений в семье,
имеющей ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста,
является актуальной.
1.2. Роль семьи в развитии личности ребенка с ЗПР
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает
семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно
в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития. Родители такого
ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной
оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими
родителями объективного статуса психического развития их ребёнка либо
неприятие первичной оценки состояния ребенка нередко приводит к
возникновению конфликтных ситуаций,
что вызывает необходимость
целенаправленной всесторонней консультации с целью получения объективного
анализа, как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций.
В работе И.Ю. Троицкой отмечается, что изучение семей, имеющих детей с ЗПР,
позволяет выделить разные их типы, разное отношение к особенностям ребенка.
В одних семьях ребенка опекают, контролируют каждое его действие при
выполнении заданий. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых
видах деятельности развиваются важные качества: уверенность в себе, чувство
ответственности, самостоятельность.
Не менее вредной для становления личности ребенка с ЗПР оказывается и
противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются,
без учета их специфики. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой
не только снижение работоспособности, но и может проявиться как агрессия,
срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования
родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не
может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Другой вариант отношений родителей к детям безразличное и попустительское.
Часто он встречается в социально неблагополучных семьях. Вначале они просто не
замечают, как развивается их ребенок, а после, когда проблемы станут
очевидными, начинают либо ругать, либо «махнуть рукой».
МБДОУ № 102 г Оренбург 4
методической литературы,
Таким образом, исследования последних лет, проведенные отечественными и
зарубежными учеными, показали, что без специального обучения родителей
адекватным способам взаимодействия с ребёнком, у которого задержка
психического развития, поведение последних становится все более навязчивым и
директивным. Кроме того, поддержка семьи должна начинаться в годы, когда
способы взаимодействия семьи с окружающим миром еще только складывается.
2. Исследование проблемы педагогического сопровождения семей с детьми с
ЗПР
2.1. Специфика общения педагога и родителей в ДОУ
Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда,
определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и
психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская
любовь. Поэтому от родителей требуется выстроить отношения с ребенком таким
образом, чтобы он чувствовал стабильность и единство требований, как в детском
саду, так и в семье.
Анализ психологопедагогической,
а также
собственные наблюдения дают возможность увидеть, что не всегда взаимодействие
воспитателей с родителями эффективно и направлено на решение задачи
объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка с
ЗПР. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих
контактов. Они складываются из обращений родителей к воспитателю с вопросами
о ребенке; обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы
дошкольного учреждения; общения по другим поводам, не связанным с ребенком.
В общении родителей с воспитателями традиционно в литературе выделяются
следующие особенности:
– разные родители с разной частотой обращаются к педагогам;
– родителей, прежде всего, интересуются тем, что и как ел ребенок, реже его
успехами в деятельности; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты
индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;
– педагоги чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения
ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей
отрицательную установку на контакты с сотрудниками, поскольку каждое их
обращение связано с какойлибо неприятной ситуацией;
– педагоги просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают
конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь
желаемого результата;
– педагоги не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать
ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать
характер проблемы;
– значительное время занимает общение педагогов с родителями на отвлеченные
темы;
– не всегда правильно выбирают педагоги и стиль общения с родителями.
МБДОУ № 102 г Оренбург 5
Рассмотренные нами особенности необходимо учитывать при организации
взаимодействия коллектива ДОУ и семьи ребенка с задержкой психического
развития.
2.2. Методы педагогического сопровождения семьи в ДОУ
Эффективными методами взаимодействия с родителями в настоящее время
выделяются активные и интерактивные методы, особенность которых заключается
в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени мало изучены
возможности самой семьи в создании условий, необходимых для полноценного
воспитания и развития ребенкадошкольника с ЗПР, условия, определяющие
потребности родителей в услугах детского сада, формы и методы взаимодействия
с семьей в новой социальноэкономической ситуации, особенно не изучен вопрос
создания единого образовательного пространства в рамках инклюзивного
образования.
Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы
коррекционнопедагогической помощи семьям, имеющим детей с ЗПР,
принадлежит Т. Н. Волковской [1], в работах которой определены принципиальные
подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.
Вопервых, система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности
общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший
компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его
ближайшего развития. Практика показывает, что необходимым условием
закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку
взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребёнку, вооружение
родителей адекватными способами коммуникации.
Вовторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного
коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребёнка
вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционной службы, в
частности, организованных форм психологопедагогической коррекции ребёнка с
ЗПР.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит
сотрудничество. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и
родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители
не пассивные наблюдатели, а активные участники. Инициатива в установлении
взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого
взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в
семейном воспитании.
Согласно определению Л.В. Ковинько, Л.Г Петряевской, М.И. Рожкова, под
включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их
участие в организации образовательного процесса; создании творческих групп,
которые активно делятся своим опытом; организации современной социально
развивающей среды в группах; разработке планирования самостоятельной и
совместной деятельности детей; разработке собственных курсов, программ,
МБДОУ № 102 г Оренбург 6
планов для взаимодействия с родителями, детьми; привлечении родителей к
оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
По нашему мнению, для реализации всего вышеперечисленного необходимо:
поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;
создание комплекса необходимых условий для перехода родителей от роли
пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Система взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с задержкой
психического развития дошкольного возраста в рамках инклюзивного
образования (на примере МБДОУ № 102»)
Взаимодействуя с детьми с задержкой психического развития в рамках
инклюзивной группы компенсирующей направленности важно сделать родителей
активными участниками педагогического процесса. Дети поступают в такую
группу из разных детских садов или из дома, и большинство родителей имеют
слабое представление о нарушении и недооценивают значение коррекционно
воспитательной и коррекционноразвивающей работы. Это показал и анализ
анкетирования среди родителей группы на начало 20152016 учебного года: 60%
родителей испытывают потребность в рекомендациях по коррекционно
воспитательной работе с детьми; 30% родителей отказываются заниматься с
ребенком дома, перекладывая эту задачу на детский сад; 10% родителей не
считают необходимым принимать участие в какихлибо совместных формах
работы.
Для эффективного решения поставленных задач разработана система
взаимодействия по оптимизации детскородительских отношений при задержке
психического развития у детей дошкольного возраста, создания единого
образовательного пространства «Детский садсемья», применения единства
методов и способов взаимодействия взрослых с детьми с задержкой психического
развития.
Система педагогического сопровождения детскородительских отношений в
рамках инклюзивного образования состоит из 3 блоков:
МБДОУ № 102 г Оренбург 7
Рис.1 Системы педагогического сопровождения детскородительских
отношений в рамках инклюзивного образования
Информационноаналитический блок: предполагает сбор сведений о семье,
общекультурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний,
отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в
психологопедагогической информации.
В этом блоке наиболее эффективными средствами являются анкетирование
(Приложение 1), беседы с родителями и наблюдения за отношениями ребенок
родитель во время совместных консультаций. Чтобы определить психологический
тип родителя, мы используем анкету Ткачёвой В. В. (Приложение 2), а так же тест
опросник, который позволяет узнать позицию родителя по отношению к ребенку и
его особенностям в развитии (Приложение 3). Далее мы проводим мониторинг
развития ребенка (Приложение 4).
Получив максимальную информацию, мы строим свою работу в
консультационнорекомендательном направлении (Приложение 5). Подключаем
родителей детей с ЗПР к реализации индивидуального образовательного маршрута
развития ребенка (Приложение 6).
Положительным результатом таких консультаций считаем, когда родители,
после первичной консультации прислушиваются к нашим рекомендациям, и,
почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к нам за
помощью.
при повторных посещениях прослеживается
положительная динамика развития ребёнка, а также изменение взаимоотношений
родительпедагог, они становятся более доверительными, в детскородительском
общении снимается напряжение.
Один из важных блоков системы познавательный. Он включает в себя
совместную деятельность с родителями и детьми – это групповые, подгрупповые и
индивидуальные занятия,
которые подробно прописываются в плане
взаимодействия с родителями на учебный год (Приложение 7).
Как правило,
МБДОУ № 102 г Оренбург 8
Одной из продуктивных форм работы в данном блоке является посещение
родителями индивидуальных (Приложение 8) и подгрупповых занятий
(Приложение 9). Мы показываем, как правильно и логично подавать новый
материал, обращаю внимание на индивидуальные особенности ребенка. Родители
не только обучаются педагогической культуре, но и сами включаются в
образовательный процесс. Полученные знания они используют с детьми дома.
Чтобы родителям было легко, а ребенку интересно в домашней образовательной
среде мы подобрали серию игр по лексическим темам (Приложение 10).
Особую роль в организации единой образовательной среды играют открытые
занятия (Приложение 11). На таких занятиях родители могут не только увидеть
чему научился их ребенок за определенный промежуток времени, но и посмотреть
методы и приемы организации детской деятельности;
Тематические родительские собрания и «круглые столы» организуются для
совместной работы с родителями детей с ЗПР (Приложение 12). Они проводятся в
неформальной и непринуждённой обстановке, что позволяет родителям
познакомиться друг с другом, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах.
Эти встречи дают много полезной информации, очерчивают круг вопросов,
решаемых с использованием опыта других родителей.
Наглядноинформационный блок: предполагает ознакомление родителей с
особенностями коррекционновоспитательного процесса.
В группе оформлен постоянно действующий уголок «Для Вас, родители!»
(Приложение 13), где еженедельно выставляется информация по лексическим
темам, а так же информация по волнующим родителей вопросам.
Дополнительные знания, мастерклассы, рекомендации и консультации родители
могут получить,
воспользовавшись информацией на нашем сайте
(http://orensad102.ru), который постоянно обновляется.
Таким образом, данная система педагогического сопровождения детско
родительских отношений в рамках инклюзивного образования позволяет:
оказать квалифицированную адресную поддержку родителям;
привлечь к коррекционновоспитательной работе всю семью;
ежедневно информировать родителей о достижениях их ребенка;
разъяснить и показать новые методы и приемы организации единого
образовательного пространства семьи и детского сада;
повысить педагогическую культуру родителей.
Как показывают результаты работы, тесное взаимодействие педагогов, учителя
дефектолога и семьи положительно сказывается на развитии высших психических
процессов у детей с задержкой психического развития (Приложение 14), принятии
такого ребенка родителями, успешной его социализации в среду сверстников.
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении
семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства,
подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и
родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, так как все эти
МБДОУ № 102 г Оренбург 9
взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для
ребенка.
При координации работы педагогу надо применять дифференцированный
подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а
также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в
воспитании своих детей. Успех в этом нелегком процессе воспитания
полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей. Наша задача – профессионально
помочь семье в воспитании детей с задержкой психического развития, при этом, не
подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее
воспитательных функций.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это
длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого
неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей
сотрудничества с родителями. В связи с этим система направленной работы с
родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной
оценки состояния своего ребенка должна представлять собой систему
педагогического сопровождения детскородительских отношений в рамках
инклюзивного образования.
Список литературы
1. Волковская Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с
родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения //
Дефектология. М, 1994. №4, с. 6672.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ:
Этнопедагогический подход. – ТЦ Сфера, 2005.144с.
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 224 с.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями:
Пособие для работников дошк. образовательных учреждений. М., 2002.
5. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология /
Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.
6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2003.
7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т. В.
Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Подъячева И.П. Коррекционноразвивающее обучение детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР. М., 2001.
9. Синягина Н. Ю. Психологопедагогическая коррекция детскородительских
отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
10. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных
родительских позиций //В кн.: Семья и формирование личности. Сб. науч. трудов.
М., 1981, с. 38.
МБДОУ № 102 г Оренбург 10
МБДОУ № 102 г Оренбург
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.