Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ
Оценка 4.7

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
1 кл—8 кл
21.01.2018
Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ
Актуальность исследования информационных и коммуникационных техно-логий (ИКТ) в учебном процессе является одной из проблем современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.docx
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Использование информационно­коммуникационных технологий  на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса Выполнила Васильева Юлия Александровна УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 1 исследования   информационных   и   коммуникационных Актуальность  технологий   (ИКТ)   в   учебном   процессе   является   одной   из   проблем современного   школьного   образования.  Сегодня   учитель   по   любой   школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок   с   использованием   ИКТ   –   это   наглядно,   красочно,   информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально,   дает   возможность   оперативно   проконтролировать   и   оценить результаты обучения. В   соответствии   с   Законом   РК   «Об   образовании   и   требованиями   к   системе образования»,   возникает   острая   необходимость   в   новых   подходах   к преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения  национальной  культуры, народных традиций, фольклора, музыки   в   рамках   регионального   компонента.Задача   современной   школы   – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося   современного   общества.   Поэтому,   стоит   задуматься,   как сделать процесс обучения более результативным. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям   на   предметах   искусства   необходимо   сделать   информационно­ коммуникационные   технологии   (ИКТ)   новым   средством   художественно­ творческого развития. Сочетая   в   себе   возможности   телевизора,   видеомагнитофона,   книги, калькулятора,   являясь   универсальной   игрушкой,   способной   имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является   для   ребенка   равноправным   партнером,   способным   очень   тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: 2 помогает   им   лучше   оценить   способности   и   знания   ребенка,   понять   его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Проблема  использования   ИКТ   на   уроках   состоит   в   том,   то   очень   важно организовать   процесс   обучения   так,  чтобы   ребенок   активно,   с   интересом   и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь   учителю   в   решении   этой   непростой   задачи   может   сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Цель работы  ­ обеспечение положительной динамики творческой активности учащихся,   в   результате   применения   информационно  ­коммуникативных технологий  в преподавании изобразительного искусства. Задачи исследования: 1. Исследовать и обосновать целесообразность использования ИКТ в учебно – образовательном процессе. 2.   Выявить   пути   повышения   эффективности   и   результативности   учебного процесса с использованием ИКТ на уроках изобразительного искусства. 3.На   основе   полученных   данных   разработать   комплекс   уроков  изобразительного искусства с применением ИКТ.  исследования   ­   процесс   использования   ИКТ   на   уроках Объект изобразительного искусства. Предмет  исследования   ­   использование   ИКТ   в   организации   занятий изобразительным   искусством   как   способ   повышения   профессионального мастерства  педагога и развитие мотивации и активности учащихся. 3 Гипотеза  заключается   в   том,   что   процесс   обучения   изобразительному искусству школьников может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использованы ИКТ, так как: 1) их  использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся; 2)   применение   цвета,   графики,   звука,   современных   средств   видеотехники позволяет   моделировать   различие   ситуации   и   среды,   развивая   при   этом творческие и познавательные способности учащихся; 3) использование ИКТ  усиливает  мотивацию и активность школьников. Методы исследования: 1. Теоретические   (анализ   литературы,   конспектирование   источников, анализ   психолого­педагогических,   методических   трудов   по   теме исследования) 2. Эмпирические   (наблюдение   за   учебно­воспитательным   процессом   в начальных классах на уроках  ИЗО) База исследования:  Исследование проходило на базе МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс. Принимали участие 27 школьников 2­3 классов, в возрасте 8­9 лет. 4 Глава1.Теоретические основы внедрения ИКТ в образовательный процесс 1.1 Определение и виды ИКТ В   практике информационными   технологиями   обучения называют   все технологии,   использующие   специальные   технические   информационные средства (ЭВМ, аудио­, видео­ кино­). Когда   компьютеры   стали   широко   использоваться   в   образовании,   появился термин   "новая   информационная   технология".   Вообще   говоря,   любая педагогическая технология ­ это информационная технология, так как основу технологического   процесса   обучения   составляет   информация   и   ее преобразование.   Более   удачным   термином   для   технологий   обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. В   виду   того,   что   предмет   «Изобразительное   искусство»   предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически   всего   окружающего   мира   (т.е.   мы   должны   научиться   видеть   и изображать все), то иллюстративного материала часто бывает недостаточно,  поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке   более   эффективным   и   дают   возможность   повысить   собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала. Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в   созвучного   с   внутренними предвкушении   нового,   захватывающего, побуждениями   и   желаниями?   Как   сделать,   чтобы   в   наше   время,   когда   в 5 обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют   свои   ценности,   уроки   искусства   вызывали   положительные   эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”? Использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей   замкнутое   пространство   кабинета   и   погрузиться   в   мир   искусства; предоставляет   возможность   побывать   в   роли   художника,   дизайнера   и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При   этом   надо   учитывать,   что   компьютер   не   заменяет   учителя,   а   только дополняет его. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать   со   счетов   и   психологический   фактор:   современному   ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при   помощи   устаревших   схем   и   таблиц.  При   использовании   компьютера   на уроке   информация   представляется   не   статичной   беззвучной   картинкой,   а динамичными видео­ и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. На сегодняшний день понимание термина “информационные технологии” менее канонизировано,  чем, к  примеру, понятие  “информатика”,  и данный  термин трактуется   весьма   по­разному   даже   среди   самих   специалистов   по информационным технологиям. Из энциклопедического словаря: “Технология – процесс, обеспечивающий гарантированное получение нужного продукта из исходного материала. Техника ­ совокупность приемов изготовления некоторого    изделия”. Типичный пример информационной технологической цепочки – этапы решения задачи с помощью компьютера. Компьютерные (новые  информационные)  технологии  обучения ­  это  процесс подготовки   и   передачи   информации   обучаемому,   средством   осуществления которых является компьютер.[8] 6 Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах: I ­ как "проникающая" технология ­ применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач; II ­ "основная" ­ определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей; III   ­   "монотехнология"   ­   когда   все   обучение,   все   управление   учебным процессом,   включая   все   виды   диагностики,   мониторинг,   опираются   на применение компьютера. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно­   предназначенные   для   решения   определенных технические   средства, педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. 1.2 Роль ИКТ в учебном процессе. Важной   составляющей   информатизации   образовательного   процесса   является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.   Задача состоит в том,   чтобы   использование   информационно­коммуникационных   технологий стало   обычным   и   привычным   в   деятельности   учителя   предметника,   стало неотъемлемой, органичной частью любого урока. По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4  часть услышанного   материала,   1/3   часть   увиденного,   1/2   часть   услышанного   и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен   в   активные   действия   в   процессе   обучения.   Компьютер   позволяет создать   условия   для   повышения   эффективности   образовательного   процесса, раздвигает возрастные возможности обучения. Сегодня   функциональные   возможности   многих   современных   средств информатизации   значительно   опережают   возможности   их   использования. 7         Информационно­коммунникационная   технология   применения   средств ИКТ в предметном обучении основывается на: использовании определенных педагогических программных средств; деятельности учителя, управляющего этими средствами; повышении мотивации и активности обучающихся на уроке, вызываемом интерактивными свойствами компьютера. Управляюще­обучающая деятельность учителя состоит из: общего   стратегического   планирования   использования   компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование педагогического процесса. Здесь учитель подбирает или выстраивает дидактические модули и блоки с учетом методических, логических, психологических и других соображений; тактического тематического планирования; планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.) управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического   осуществления   интеграции   традиционных   и   компьютерных средств; личностного   взаимодействия   с   учащимися (обобщение,   консультации, воспитательные воздействия). Интерактивность   компьютера позволяет   существенно   изменить   способы управления   учебной   деятельностью,   вовлечь   учащихся   в   активную   работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию [4]. Кроме того, ученик   сам   может   задавать   компьютеру   предпочтительную   форму   помощи (например,   демонстрацию   способа   решения   с   подробными   комментариями), способ изложения учебного материала. Использование компьютерных программных средств. Черчение. Чертежи на компьютере. Системы автоматического проектирования САПР. 8          Изобразительное   искусство. Компьютерное   рисование   в   программных средствах CorelDraw, Pain­brash. Энциклопедии шедевров мирового искусства. Цели использования информационных технологий в обучении: повысить наглядность учебного материала; расширить спектр активных методов обучения; разнообразить содержание учебного материала; разнообразить формы подачи учебного материала. Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ: наглядность активизация методов обучения разнообразие форм обучения на уроке Мотивация учителя: снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля) способность быть «современным учителем». На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки   и   презентации,   что   дает   возможность   повысить   эффективность процесса обучения. С   помощью   компьютерных   программных   средств   мы   знакомимся   с творчеством   великих   художников,   скульпторов,   архитекторов,   с   шедеврами мирового искусства Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно   методических   материалов   для   образовательного   процесса,   их совершенствование,   разработка   новых   методик   и   программ   –   актуально   на сегодняшний день. Педагогическая   цель,   которую   я   поставила   перед   собой,   заключается   в следующем:  повышение качества знаний  учащихся; 9          совершенствование   методики   проведения   уроков   по   изобразительному искусству с применением ИКТ; обеспечение   дифференцированного   подхода      к   учащимся   в образовательном  процессе; обеспечение   условий   для   адаптации   ребят   в   современном информационном обществе. Для достижения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи: совершенствовать   накопленные   компьютерные   программные   продукты по   искусству.   Создавать   новые   компьютерные   программные   продукты   для  образовательного процесса в школе; продолжать   разработку   методик   использования   ИКТ   в   преподавании изобразительного   искусства;   совершенствовать   технологию   применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы; широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс; совершенствовать профессиональную ИКТ­ компетентность педагога; обобщать и передавать опыт работы учителям своей школы, района. проводить   психологические   исследования   и  диагностику   деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса. 1.3 Понятия «эффективность» и «качество» в образовательном процессе Проблема повышения качества и эффективности образования не теряет своей значимости   и   актуальности   в   современных   условиях.   Требования, предъявляемые к человеку со стороны государства и общества, непрерывно растут.   Специалисты,   обладающие   высоким   уровнем   профессиональной 10 подготовки,   общей   и   профессиональной   культуры   и,   безусловно,   имеющие хорошие показатели физического и психического здоровья, оказываются более востребованными на рынке труда. При этом качество образования является неотъемлемой   составляющей   той   системы,   которая   это   качество воспроизводит, т.е. системы образования. Существует два подхода к толкованию понятия «качество». Первый подход, с позиции   которого   качество   рассматривается   как   философская   категория, выражающая   существенную   определенность   объекта,   благодаря   которой   он является именно этим, а не иным [17]. Философское понимание качества в нашей   работе   имеет   существенные   ограничения,   т.к.   в   философии   эта категория не носит оценочного характера, поэтому невозможно говорить об измерении качества, его оценке. В работе рассматривается качество с позиции так называемого производственного подхода, где ключевым является понятие «качество продукции» как совокупность свойств продукции, обуславливающих ее   способность   удовлетворять   определенные   потребности   населения. «Продукцией» вуза являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества. Есть два подхода к рассматриваемой оценке качества: 1) по образовательным услугам, т.е. по процессу; 2) по характеристике конечного продукта, т.е. по результату. В работе понятие «качество образования» используется именно во втором   аспекте   (производственный   подход),   где   качество   образования выражается в его результатах. Чтобы   определиться   с   понятием   «качество   образования»,   следует,   прежде всего, обозначить, что же понимается под образованием, т.е. качество чего, собственно говоря, мы определяем.   прежде   всего, Итак,   если   рассматривать   образование   как   процесс,   то   его   качественной характеристикой   выступает,   педагогическая   система, обеспечивающая   эффективность   учебно­воспитательной   деятельности.   Это степень   и   совокупность   используемых   преподавателями   современных педагогических технологий обучения и воспитания студентов, функционально и   организационно   отражающих   структуру   их   совместной   творческой деятельности. 11 1.4 Психолого­педагогическое обоснование использование ИКТ на уроках искусства Одним   из   очевидных   достоинств   мультимедийного   урока является усиление   наглядности.   Использование   наглядности   тем   более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем,   репродукций,   иллюстраций.   В   таком   случае   проектор   может   оказать неоценимую   помощь.   Однако   достичь   ожидаемого   эффекта   можно   при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности: узнаваемость наглядности,   которая   должна   соответствовать предъявляемой письменной или устной информации; динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным,  причем   соответствовать   изучаемой   в   данный   момент   учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами; продуманный алгоритм видеоряда изображений.   Вспомним   уроки,   где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя   время,   терялся   темп   урока.   Средства   мультимедиа   дают   учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю   достаточно   детально   продумать   последовательность   подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим; оптимальный   размер наглядности.   Причем   это   касается   не   только минимальных,  но  и  максимальных размеров, которые  тоже  могут  оказывать негативное   воздействие   на   учебный   процесс,   содействовать   более   быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения   на   экране   монитора   ни   в   коем   случае   не   соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора;     12  оптимальный размер предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном. Вывод по первой главе: Различное   восприятие   информации   учащимися   на   уроках   с   использованием мультимедийного   оборудования   позволяет   сочетать   различного   типа информацию:   голосовую,   графическую,   видео­   и   аудио­   информацию   через технические   средства.   Если   позволяет   содержание   учебного   материала трактовать   в   виде   текста   и   в   виде   схем,   то   это   может   способствовать расширению способов подачи материала. Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение исторических   событий   и   фактов   может   сопровождаться   показом   слайдов   с картами, схемами и фотографиями [10]. Компьютер   гарантирует конфиденциальность.   Результаты   деятельности ученика   известны   только   ему.   Задача   учителя   сохранить   психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика. Глава II. Опытно­экспериментальная  работа по изучению использования ИКТ и инновационных методических комплексов на уроках ИЗО 2.1 Технология использования ИКТ на уроках искусства Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, 13 учителям   на   предметах   искусства   необходимо   сделать   информационно­ коммуникационные   технологии   (ИКТ)   новым   средством   художественно­ творческого развития учащихся. 1.Методика Громовой Мультимедиа презентации на уроках.   Мультимедиа   презентации   –   электронные   диафильмы,  включающие   в себя анимацию, аудио­ и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.            Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе   изучения   новой   темы   и   на   любом   этапе   урока,   как   с   помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.         Используя   возможности   программы   PowerPoint,   мной   были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают  разнообразить уроки. Так, уроки­презентации широко используются: во время знакомства с декоративно­прикладным народным творчеством  во время изучения темы  при закреплении темы            Так,   например,   презентация   «Натюрморт»   используется   для фронтальной работы с классом, но с ней же ребята могут работать ребята и индивидуально   (Приложение   1).   Эту   презентацию   можно   использовать   в разных классах (например, по программе Б.М. Неменского в начальной школе или для работы в кружке). 14 Создание   данных   уроков   требует   от   учителя   умения   пользоваться компьютерной   техникой   и   большого   количества   времени,   что   в   итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету. 2. Методика Кукушкиной Интегрирование урока с информатикой.           Обычно проходит в компьютерном классе. Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания   кроссвордов,   рисунков   (графический   редактор   Paint   и   другие приложения); учить выполнять проектные работы (MicrosoftPowerPoint); учить красиво и грамотно оформлять тексты (текстовый процессор MicrosoftWord); в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счет использования ПК.          Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов.               На первом этапе предлагается провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал урока.                На втором этапе учитель информатики повторяет с учащимися основные   правила   работы   с   программным   продуктом,   которым   они   будут пользоваться на уроке.                 На   следующем   этапе   учащиеся   индивидуально   работают   за компьютером по выполнению задания.              На четвертом этапе проходит защита работы, ее показ и оценка обоими учителями.              На пятом этапе определяется степень достижения целей и задач, поставленных на уроке, подводятся итоги, выставляются отметки. 15 Могут   проводиться   интегрированные   уроки   информатика­ИЗО­ литература («Оформление сборника сказок»). 3. Методика Шадрикова Виды   и   приемы   художественной   деятельности   школьников   на   уроках изобразительного   искусства   с   использованием   различных   форм   выражения: изображение   на   плоскости   и   в   объеме   (с   натуры,   по   памяти,   по  работа; представлению); конструктивная декоративная     и     восприятие   явлений   действительности   и   произведений   искусства; обсуждение   работ   товарищей,   результатов   коллективного   творчества,   в  процессе   которого   формируются   навыки   учебного   сотрудничества  (умение   договариваться,   распределять   работу,   оценивать   свой   вклад   в  деятельность   и   ее   общий   результат)   и   индивидуальной   работы   на  уроках;   изучение   художественного   наследия;   подбор   иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). 1.Изучение нового учебного материала.  Данный этап предполагает: •   постановку   конкретной   учебной   цели   перед   учащимися   (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение  целей  и  задач,  которые  ставит  перед  собой  учитель  на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; 16 •   описание   основных   форм   и   методов   организации   индивидуальной   и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; •   описание   методов   мотивирования   (стимулирования)   учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала  Таким   образом,   у   учащихся   формируются   ключевые   компетентности, предъявляемые образования: умение   обобщать,   анализировать,   систематизировать   информацию   по Государственными     стандартами   интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных   источниках;   осознание   коммуникативная   компетентность; полезности получаемых знаний и умений. 2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; 17 •   описание   методов   мотивирования   (стимулирования)   учебной   активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. Программные и технические средства:  Кино–, аудио– и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети.  Слайд­фильмыможно   использовать   на   всех   темах   и   включать   в   любой   этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика,   ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. 2.2. Опыт учителя в использовании ИКТ на уроке изобразительного искусства Для   работы по изучению использования ИКТ на уроках проводилось экспериментальное исследование   на базе   МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс. В исследовании принимали участие 27 школьников 2­3­го классов, в возрасте  8­9 лет.   В   процессе     экспериментального   исследования   мы   использовали следующие   методы:   урок   с   мультимедийной   поддержкой   по   методике Громовой, урок в компьютерном классе по методике Кукушкиной и урок с использованием     уроках использовались   индивидуальные,     групповые,   фронтальные   методы   работы. видеосредствпо   программеШадрикова.На Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы. 18 1.  С   помощью   составленной   презентации   на   тему   «Натюрморт»   и благодаря  методам   Громовойудалось   привлечь   внимание   детей   к   уроку   и вдохновить их на написание своего натюрморта. В процессе урока мы старались помочь ребятам сформировать умение самостоятельно   находить   решение   творческихзадач,   отвечающих   выбранной технике;   научить   детей   эмоциональному   восприятию   произведений художников. Помимо того, в процессе урока у учеников развивается память, внимание,   кругозор,   пространственное   мышление,   развивается   умение оценивать свою деятельность и работу по классическим критериям. К   концу   урока   ученики   все   вместе   полюбовались   замечательными натюрмортами, которые сегодня написали. За  такую дружную, плодотворную, замечательную работу похвалить можно всех ребят.  Результаты учеников: Ученик Изучение нового материала Работа на уроке Готовый натюрморт Оценка Антонов Бутаков Валиева Вялков Головко Грачёв Егоров Журавлёв Звонарёв Злобина Ильясов  Казаков Каирова Казакова Канев Лапина + + + +­ + + + +­ +­ + + + + + + + + + + ­ + + + + +­ + + + + + + + + + + + + + + + ­ + + + + + + + 5 5 5 4 5 5 5 5 3 5 5 5 5 5 5 5 19 Левина Мишина Мясин Новикова Рогозин Силин Толстикова Тохова Устюжанин Чернов Шамшина + + + + + + + + + + + ­ + + + + + + + + + + + + + + + ­ + + + + + 4 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 2.   Использование  метода   Кукушкиной  в   образовательном   процессе ведет   к   переориентации   учебного   процесса   на   разнообразные   виды самостоятельной   деятельности   учащихся,   на   приоритет   деятельности исследовательского,   поискового,   творческого   характера.   Для   ученика   это возможность   максимального   раскрытия   своего   творческого   потенциала, возможность проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.  На протяжении урока подтвердилось, что самостоятельная деятельность ученика за компьютером помогает творчески развиваться ребенку. Ученики в процессе  обучения расширяют  свой кругозор,  приобретают знания   о   природе,   обществе,   мышлении,   познают   окружающий   их   мир.   В процессе   обучения   формируются   практические   и   теоретические   умения   и навыки, умения и навыки самостоятельной работы. О результативности решения данной задачи можно судить по тому, что все   ребята   без   исключения   увлечённо   выполняли   данное   им   задание (Приложение 2). Результаты учеников: 20 Ученик Антонов Бутаков Валиева Вялков Головко Грачёв Егоров Журавлёв Звонарёв Злобина Ильясов  Казаков Каирова Казакова Канев Лапина Левина Мишина Мясин Новикова Рогозин Силин Толстикова Тохова Устюжанин Чернов Шамшина Следование правилам работы + + + +­ + + + +­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Обсуждение работы в классе + + + ­ + + + + +­ + + + + + + + ­ + + + ­ + + + + + + Оценка 5 5 5 3 5 5 5 4 4 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 3.   По  методике   Шадрикова  был   проведён   урок­экскурсия   с   применением   Демонстрация   мультфильма видео   фрагмента   «Ворона   и   лисица».   сопровождалась кратким комментарием учителя. Показ   мультфильма   в   течение   урока   придавал   ему     художественность (целостность,   образность,   ассоциативность,   эмоциональность)   как   принцип организации.  21 Учащиеся с увлечением смотрели предложенный им фрагмент и удовольствием отвечали на вопросы учителя. Данная методика способствует развитию форм художественного воображения как   способности   выражать   эмоциональную   оценку   явления   в   чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств. К концу урока ребята продемонстрировали получившиеся работы, созданные ими в группах, и получили следующие результаты: Ученик Антонов Бутаков Валиева Вялков Головко Грачёв Егоров Журавлёв Звонарёв Злобина Ильясов  Казаков Каирова Казакова Канев Лапина Левина Мишина Мясин Новикова Рогозин Силин Толстикова Тохова Устюжанин Чернов Опрос учащихся по дом.заданию + + + ­ + + ­ + + + + + + + ­ + + + + + ­ + + + ­ + Изучение нового материала + + + + + + + + +­ + + + + + + + ­ + + + ­ + + + + + Ответы   на вопросы   по мультфильму + + + + + + + + + ­ + + + +­ + + + + + + + + + + +­ + Работа в группе Оценка + + + + + + + + ­ +­ + + + + + + + + + + +­ + + + + + 5 5 5 5 5 5 5 5 3 4 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 3 5 5 5 4 5 22 Шамшина + + + + 5 По   итоговым   оценкам   и   уровню   заинтересованности   учеников   мы убедились   в   том,   использование   ИКТ   на   уроке   изобразительного   искусства повышает эффективность учебной деятельности. Применение интерактивных методик   и   педагогических   технологий   на   уроках   ИЗО   способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности,   ответственности;   критического   и   художественно­ образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации. Таким   образом,   процесс   обучения   изобразительному   искусству школьников   может  быть  эффективным,  если   в  учебной   деятельности   будут использованы ИКТ, так как: 1) их  использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся; 2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет   моделировать   различие   ситуации   и   среды,   развивая   при   этом творческие и познавательные способности учащихся; 3) использование ИКТ  усиливает  мотивацию и активность школьников. 2.3Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ. Рекомендации учителям. При   выполнении   проекта   учащиеся   показывают   самый   высокий   уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского   характера,   когда   необходимо   овладеть   методами   и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой 23 ситуации,   найти   новые   способы   применения   усвоенных   знаний.   Возможен вариант,   когда     класс   разбивается   на   несколько   групп,   и   каждая   из   групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать   большое   количество   информации,   в   результате   чего   ученики хорошо   ориентируются   в   данном   вопросе,   и   сложно   представить   себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме [3]. На   организационно­подготовительном   этапе   важно   ознакомить   учащихся   с основными задачами проектной работы, школьники распределяют между собой роли и обязанности, определяют задания для каждого: одна группа работает с текстом,   другая – с иллюстрациями. На поисковом этапе ребята собирают, анализируют   и   систематизируют   полученную   информацию   с   точки   зрения содержания   и   оформления.   Итак,   создание   творческого   мультимедийного проекта учащимися ­ это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и  познавательные приемы, создают  пространство для   самовыражения,   а   также   развивают   мотивацию   учебной   деятельности, способствуя   тем   самым   развитию   мотивационного   и   процессуального компонентов   познавательной   самостоятельности.   И   в   этом   дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль. Рекомендации учителям. Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного   искусства,   т.к.   они   позволяют   преподать   материал   в доступной,   интересной,   яркой   и   образной   форме,   способствуют   повышение уровня   мотивации   учебной   и   творческой   деятельности;   лучшему   усвоению знаний,   вызывает   интерес   к   познанию,   формирует   коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. 24 Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых   проблемах   школьного   обучения,   поэтому   необходимо   формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе. Преимущества использования ИКТ ­ индивидуализация обучения; ­интенсификация самостоятельной работы учащихся; ­ рост объема выполненных на уроке заданий; ­возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование   специальных   дисков.   Мультимедиа­система   электронного учебника   позволяет   наполнить   программу   звуком   естественных   процессов, продублировать   текст   голосом   диктора,   создать   необходимый   музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой   географический   процесс;   что   обеспечивает   большую   наглядность   и интерес учащихся; ­ повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия   форм   работы,   возможности   включения   игрового   момента: решишь верно примеры ­ откроешь картинку, вставишь правильно все буквы ­ продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности,   позволяя   вместе   с   учеником   получать   удовольствие   от увлекательного   процесса   познания,  не   только   силой   воображения   раздвигая стены   школьного   кабинета,   но   с   помощью   новейших   технологий   позволяет погрузиться   в   яркий   красочный   мир.   Такое   занятие   вызывает   у   детей эмоциональный   подъем,даже   отстающие   ученики   охотно   работают   с компьютером. ­Интегрирование   обычного   урока   с   компьютером   позволяет   учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более 25 интересным,   разнообразным,   интенсивным.   В   частности,   становится   более быстрым   процесс   записи   определений,   теорем   и   других   важных   частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел   его   на  экран),  ученику  не   приходится  ждать,  пока   учитель   повторит именно нужный ему фрагмент. ­   Этот   метод   обучения   очень   привлекателен   и   для   учителей:   помогает   им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые,   нетрадиционные   формы   и   методы   обучения,   стимулирует   его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера. ­ Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения   изучаемого   материала   у   всех   учащихся   и   своевременно   его скорректировать.   При   этом   есть   возможность   выбора   уровня   трудности задания для конкретного ученика ­Для   ученика   важно   то,   что   сразу   после   выполнения   теста   (когда   эта информация  еще  не потеряла  свою  актуальность)  он  получает   объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. ­Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных   с   информатикой,   ученики   овладевают   компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один   из   наиболее   мощных   современных   универсальных   инструментов   ­ компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это ­ возможность для учащихся проявить свои творческие способности; ­Возможности индивидуальной настройки по времени и способу демонстрации, как всего объёма, так и отдельных слайдов; 26 ­Презентация объединяет большое количество демонстрационного материала, освобождая   учителя   от   большего   объёма   бумажных   носителей   информации (репродукций, альбомов по искусству), предметов натуры (подчас их просто нет), аудио и видео аппаратуры и времени на её настройку на уроке и т.д., но ни в коей мере не исключаю применение вышеперечисленного на уроке. Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения: ­ Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах. ­У   учителей   недостаточно   времени   для   подготовки   к   уроку,   на   котором используются компьютеры. ­Недостаточная компьютерная грамотность учителя. ­Отсутствие контакта с учителем информатики. ­В   рабочем   графике   учителей   не   отведено   время   для   исследования возможностей Интернет. ­Отсутствие демонстрационного центра. ­Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. ­   Не   предусмотрено   деление   класса   на   группы   при   проведении   занятия   в компьютерном классе. ­Не хватает компьютерного времени на всех. ­В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках. 27 ­ При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно­иллюстративным методам. В   начале   XXI   века   социокультурные   изменения   связаны   со   становлением информационного   общества.   Необходимо   учитывать   последствия   таких перемен,   развитие   и   внедрение   компьютерных   технологий   во   все   сферы деятельности. В этой связи и образование перестраивается на новую систему подготовки   школьников   к   жизни   в   информационной   цивилизации.   Поэтому современный педагог должен вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определенной учебной области, но и, используя   компьютерные   и   Интернет   –технологии,   формировать   у   ребенка культуру работы с информацией. Бурное   развитие   технических   средств   обучения   привело   к   возникновению нового   педагогического   понятия   ­   “технологии   в   образовании”. Применение   их   в   учебном   процессе   —   путь   повышения   эффективности обучения,   особенно   заметен   с   введением   в   учебный   процесс   персональных   “Педагогические   технологии”   рассматриваются   как компьютеров. совокупность педагогических методов и приемов эффективного использования технических средств обучения и воспитания. Ребенок, будучи от природы одарённым учеником, в школе постепенно теряет интерес   к   обучению.   Так   часто   случалось   и   случается.   И   дело   здесь   не   в способностях детей, а в организации процесса обучения. С   появлением   компьютеров   процесс   обучения   становится   наиболее естественным,  в  основе   которого   лежат   естественное   любопытство   детей,  а компьютер — средство для удовлетворения этого любопытства. 28 Использование мощного потенциала мульмедийныхпрезентаций, созданных   и настроенных   на   конкретный   урок   и   конкретную   аудиторию   позволяют знакомить   учащихся   с   мировой   художественной   культурой,   осуществлять межпредметные   связи.   Специфика   уроков   ИЗО   в   том,   что   в   них   явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д.. Отбор   учебного   материала,   его   структурирование,   способы   построения мультимедийных   презентаций   проводятся   мной   с   учетом   целей   обучения   и особенностей творческих интересов детей. Осмысление   материала   невозможно   без   постоянного   обновления   его содержания. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать   индивидуальные   особенности   учащихся:   задавать   темп   изучения материала,   адаптировать   учебные   знания   к   возможностям   ученика, осуществлять   разноуровневое   обучение.   Целью   обучения   на   таких   уроках является   неполучение   хорошей   отметки,   а   удовлетворение   познавательного интереса. Новые педагогические технологии позволяют сделать учебный процесс более интенсивным, повысить его качество, заинтересовать школьников в предмете, способны разгрузить учителя и разнообразить сероватые школьные дни. Каждая технология появляется тогда, когда в ней возникает потребность. В настоящее   время   в   России   идет   становление   новой   системы   образования, ориентированного   на   вхождение   в   мировое   образовательное   пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно­воспитательного процесса. Традиционные способы информации – устная и письменная речь уступают компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 29 Возможна организация с учащимися работы на компьютерах в программе Paint. Успешно   проходят   уроки   по   декоративно­прикладному   искусству. Использование   на   уроках   изобразительного   искусства   простейшего графического редактора типа Paint вполне достаточно с точки зрения учебных целей.   Принцип   рисования   –   закрашивание   каждого   отдельного   пикселя рисунка   (маленького   элемента   –   точки),   которые,   сливаясь,   дают   общую картину.   Для   работы   используются   такие   инструменты,   как   кисточка, карандаш, резинка, графические примитивы, применение которых похоже на использование циркуля, лекал, линеек при рисовании на бумаге. Абсолютное  большинство  учеников с удовольствием  рисуют  в  графическом редакторе.   При   выполнении   практических   заданий   заметно   проявляются творческие способности детей к рисованию. Заключение Учебный   предмет   "Изобразительное   искусство"   вносит   особый   вклад   в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных,   коммуникативных,   через   организацию   совместной   учебной деятельности,   использование   проектных,   игровых,   поисковых,   диалоговых методов,   активизирующих   учебно­познавательную   деятельность   ИКТ, учащихся. Применение   ИКТ   способствует   развитию   познавательного   интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями. 30 Вовлечение   учащихся   в   процесс   использования   ИКТ,   создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по   развитию   и   совершенствованию   организационных,   интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. Преимущество ИКТ – гибкость:  можно использовать один и тот же материал как   на   уроках   объяснения   нового   материала,   так   и   на   повторительно­ обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.                                                                       Так   мы   понимаем,   что   для   того,   чтобы   научить   ребёнка   искать информацию,   необходимо   широко   вводить   в   учебный   процесс   работу   со всевозможными   дополнительными   источниками   информации.   Вовлечение   создания   собственных учащихся   в   процесс   использования   ИКТ, мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию   организационных,  интеллектуальных,  информационных   и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащает учащихся знаниями в их образно­понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся науроке. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он   остается   всего   лишь   многофункциональным   техническим   средством обучения.   Не   менее   важны   и   современные   педагогические   технологии   и инновации  в процессе  обучения, которые  позволяют  не просто  “вложить”  в       31 каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для   проявления   познавательной   активности   учащихся.   Информационные (или технологии,   в   совокупности   с   правильно   подобранными   спроектированными)   технологиями   обучения,  создают   необходимый   уровень качества,   вариативности,   дифференциации   и   индивидуализации   обучения   и воспитания. Библиографический список      1.Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. 447 с.. 343.    2.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном 32 11.   Ломов   С.П.,   В.С.   Кузин.   Эксперимент:   новое   содержание   общего процессе. – www. pedsovet.org    3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.       4.Выготский   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте.   ­   М.: Просвещение, 1991. – 125 с.       5.Губайдуллин   И.   А.   «Использование   информационно­коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения».    6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.    7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.    8.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. ­  М.,2006.     9.Информатизация   общего   среднего   образования:   Научно­методическое   пособие  /  Под  ред.  Д.Ш.  Матроса. – М.: Педагогическое  общество  России, 2004.      10.Кодесникова И.В. Информационно­компьютерные технологии на уроках искусства.  ­www.festival.1september.ru.   образования. Искусство. М.: Просвещение, 2002. 368 с      12.Ломов С.П. Дидактика художественного образования: монография. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 104 с.       13.   Полат   Е.С.,   Бухаркина   М.Ю.,   Моисеева   М.В.,   Петров   А.Е.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001      14Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994.       15Шамова   Т.И.   Теория   активизации   учебно­воспитательного   процесса.   – М.,2003.    16.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson­history.narod.ru    17.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.   18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.11.2013)    19.Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования // Федеральный  URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588(дата обращения: 05.11.2013) государственный   стандарт.     образовательный 33 ПРИЛЖЕНИЕ Приложение 1 Тема урока:  Изображение предметного мира – натюрморт.  Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ; Цели урока:  обучающая – познакомить   обучающихся   с   понятием   «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;  развивающая   – развивать   умение   учащихся   творчески   использовать выразительные   средства   изобразительного   искусства   при   работе   над натюрмортом;  воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе. Задачи урока:  дать   учащимся   знания   о   понятии   «натюрморт»,   представление   об особенностях   развития   жанра   и   значении   натюрморта   в   истории искусства;  учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;  узнать о понятии «стиль», его разновидности;  развивать творческую и познавательную активность. Оборудование: Изобразительный   ряд: репродукции   картин   натюрмортов (презентация),   образец   педагогического   рисунка   "ваза   с   цветами",   схема последовательности   рисования   натюрморта.   Проектор   для   показа   слайдов (ИКТ) 34 Для учащихся: альбом, графитный карандаш, акварель, ластик Технологии:   ИКТ,   здоровьесберегающие,   творческий,   дифференцированный подход. Основные понятия:  Натюрморт  Стиль Учащиеся должны: 1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»; 2. Уметь   анализировать   художественное   произведение   и   определять   его стиль; 3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом. Реализация основной дидактической цели урока:  проверка   качества   ЗУН   осуществляется   на   каждом   этапе   урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;  дифференцированный   подход   к   учащимся   проходит   на   этапе самостоятельной работы. План урока. 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Объяснение нового материала –  10 мин.  Сообщение темы урока.  Беседа. 3. Практическая работа – 24 мин. 35  Постановка художественной задачи.  Самостоятельная работа учащихся. 4. Подведение итогов – 5 мин.  Экспресс – выставка.  Анализ работ.  Карточка достижений Ход урока I. Организационный момент. 1.Приветствие класса.  слайд №1 2. Проверка готовности к уроку. II. Постановка темы урока.   слайд №2 Здравствуйте,   ребята.   Мы   начинаем   наш   урок.   Прослушайте,   пожалуйста, стихотворение   и   закончите   его,   при   этом   обратите   внимание   на   экран: (на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)­ слайд №3 Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, 36 Знай, что это – натюрморт. (на экране слово натюрморт) Молодцы. Вы дали правильный ответ. ­ А теперь ответьте, что обычно изображается на натюрмортах? (предполаг. ответы детей: фрукты, овощи, цветы, посуда, т.д.) ­ Как можно все это назвать одним словом? (предполаг. ответы детей: вещи, предметы). Верно. Итак, кто может назвать тему нашего урока сегодня? ­ слайд №4 (ответы детей) (На экране: Изображение предметного мира – натюрморт. ) Учитель. Тема урока:  «Изображение предметного мира – натюрморт». Сегодня вы   познакомитесь   с   изображением   предметного   мира   разными   стилями   и выразительными средствами. ­ слайд №5 Как   вы   поняли,   что   изображается   в   натюрморте?   Ответьте   на   вопрос   при помощи слайда. слайд №6 III. Изучение нового материала 1. Натюрморт   как   жанр.   История   возникновения   и   развития натюрморта.  Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?  Слайд   №7   ­   15 (СD   «Энциклопедия   зарубежного   искусства».   Жанр натюрморт.)  Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.  Слайд № 17.  (Голландский натюрморт) 37  Их   отличительная   особенность   –   удивительная   материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.  Замечательные   школы   натюрморта   сложились   в   Голландии,   Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.  Слайд № 18.   (Натюрморт Ван Гога)  Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?  Ответы   учащихся: Художник   преображает   предметы,   передает   свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.  Слайд № 19.  (Натюрморт А. Матисса)  Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?  Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.  Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?  Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.  Учитель. «Краски   в   картине   должны   будоражить   чувства   до   самых глубин»,   –   писал   французский   художник   Анри   Матисс,   выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.  Слайд № 20.  (Натюрморт Пикассо) 38  Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.  Слайд № 21 (фотонатюрморт)  Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных   программ   можно   изобразить   трехмерную   графику. Появились фотонатюрморты.  Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.  Слайд № 22. (Стили натюрморта)  Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.  Слайд № 23 (Задание)  Творческое задание. «Стиль».  Мы   увидели,   как   развивался   жанр   натюрморта.   А   теперь   давайте попробуем разобраться  что помогает передать настроение в натюрморте?  Ответ ученика. Цвет.  Слайд № 24.  (Цвет)  Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, ­ мощное средство выразительности.  Слайд № 25.  (Колорит) 39  Художники   используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.  Слайд № 26.  (Контраст)  Цвета   могут   или   резко   различаться,   и   тогда   мы   назовем их контрастными,противоположными;  Слайд № 27.  (Нюанс)  или   же   могут   быть   сближенными,   и   тогда   мы   используем понятие «нюанс».  Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?  Ответ   ученика. Будут   преобладать   теплые,   яркие   цвета,   контрастное сочетание.  Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?  Ответ   ученика. Мы   выберем   холодный   колорит,   нюансовое   сочетание цветов.  Сравнение двух натюрмортов.  Учитель. Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.  Натюрморт   может   нам   рассказать   об   отношении   художника   к изображаемым   вещам.   Чтобы   лучше   это   почувствовать,   сравним   два произведения   Михаила   Врубеля (слайд   №28) и   «Розы   и   чертополох» Ильи Машкова  (слайд№29). 40  (слайд №28) «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала   ­   с   такой   нежностью   изображает   художник   её   бледные, фарфорово­ломкие лепестки.  Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её   прихотливые   формы.   Стоящая   в   простом   стакане,   роза   скромна   и прекрасна.  Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие   предметы   для   него   совсем   не   важны.   Мы   не   видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.  Роза у Врубеля­ это почти мечта, (слайд№29)­розы у Машкова ­ это тоже символ души,  души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).  Вот такое внутреннее содержание у этих работ. Давайте посмотрим на эти работы рядом  (слайд№30) ­Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?  Учитель. Итак,   в   работе   над   натюрмортом   мы   используем   следующие   отбор   элементов   изображения, средства   выразительности: композиционное решение, колорит. IV. Самостоятельная работа учащихся. 3. Физкультминутка. Упражнения для рук: 1.Массируйте,   начиная   с   кончиков   пальцев   к   ладони   так,   как   будто   вы надеваете узкую перчатку. 41 2.Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их. Учитель. Практическую   работу   «Изображение   натюрморта»   вы   будете выполнять сегодня  в технике акварельной заливки. Посмотрите на слайд: перед вами различные натюрморты (слайд № 31). Это ваза с цветами. Давайте посмотрим поэтапное построение нашего   натюрморта   и   нарисуем   его   на   альбомном   листе..   Посмотрите   на слайды. (слайд № 32­33) Сначала смотрим как правильно следует изобразить вазу, а затем в готовую вазу дорисовываем цветы. (слайд № 34­35). Соблюдайте порядок выполнения рисунка и правила, которые необходимы вам при   рисовании.   Эти   правила   находятся   на   экране   перед   вами.   Давайте   их повторим (на   экране   памятка   с   правилами,   дети   их   прочитывают   вслух хором). VII. Итог урока а) домашнее задание: слайд № 38­ 39 б) обобщение материала ­     Над   каким   изображением   на   картинах   вы   сегодня   работали?   (Над натюрмортом) ­   Что   представляет   собой   натюрморт?   (Картина   с   изображением   крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, фруктов, овощей, то есть предметов неживой природы) б) заключительное слово. 42 Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте   подтвердить   эти   слова   своими   рисунками:   как   ваше изобразительное   искусство,   созданное   сегодня,   «действует   на   душу»? Покажите  свои картины, проанализируйте изображённое на них,  полагаясь на правила выполнения натюрморта. Радуют или печалят использованные в них цвета? в) выставка работ учащихся. Анализ работ. Оценки учащихся. Карточка достижений. Учитель. А теперь давайте заполним «Карточки достижений». Учитель. Спасибо. Урок окончен. Слайд № 40 Приложение 2 Пейзаж в программе Paint Цель: обучать: систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и   умения   при   работе   на   компьютере   и   умения   при   работе   с  графическими примитивами, повысить уровень усвоения материала по теме: "Графический редактор"; развивать:   творческие   способности   ребёнка   средствами   изобразительного искусства;   развивать   внимание   наблюдательность,   память,   творческое   и 43 логическое   мышление;   художественный   вкус   и   творческое   воображение; навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях; воспитывать:   в   ребенке   творческое   воспитание   мира,   выраженное индивидуальное восприятие мира через средства искусства. Оборудование   и   пособия:   ПК,   программа   Графический   редактор   Paint; программа   Графический   редактор   AdobePhotoshop;   диски;   рисунки, нарисованные в Paint и "AdobePhotoshop" Форма урока: интегрированный урок ИЗО и информатики План урока Организационный момент ­ 1 мин. Актуализация знаний "Раскрась рисунок" ­ 5 мин. Объяснение нового материала ­ 8 мин. Практическое занятие в Райи ­ 10 мин. Физкультминутка (гимнастика для рук) ­ 2 мин. Анализ работ ­ 2 мин. Знакомство с новым редактором ­ 5 мин. Закрепление в форме игры ­10 мин. Итоги, домашняя работа ­ 2 мин. Ход урока Орг. момент. Учитель.   Дорогие   ребята,   сегодня   у   нас   необычный   урок   Изобразительного искусства, он проходит в кабинете информатики. 44 В начале урока мы выполним практическую работу на компьютере, которая называется   "раскрась   рисунок".   Познакомимся   с   интересными   картинами знаменитого   художника   Исаака   Ильича   Левитана.   Затем   поработаем   в   уже знакомой   программе   Раint   и   порисуем,   как   художники.   А   я   и   учитель информатики (представить) будем вашими помощниками и экскурсоводами в мире живописи. А еще в конце урока нас ждет интересная игра. А сейчас, ребята, внимание! ­ Вспомним правила техники безопасности работы за компьютером: Перед началом работы учащимся необходимо: 1. Убедиться в отсутствии видимых повреждений ЭВМ и рабочего места. 2 Начинать работу только по указанию преподавателя. 3. Если вы себя плохо чувствуете, то обратитесь к учителю. Учащимся строго запрещается: 1. Трогать разъемы соединительных кабелей. 2. Прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора. 3. Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления. 4. Класть ручки, книги, тетради на монитор и клавиатуру. 5. Работать во влажной одежде и с влажными руками. Актуализация знаний. Учитель.   Итак,   урок   начнем   с   работы   на   компьютере,   на   вашем   экране нарисован   контурный   рисунок,  который   нужно   закрасить   по   образцу,  в  той цветовой гамме, которая дана на доске (приложение 1, приложение 2). ­ Ребята, какой инструмент нам окажет большую помощь при выполнении этой работы? 45 Ответ. Это инструмент "Выбор цвета". Ребята   приступают   к   выполнению   работы   "Закрась   рисунок",   учитель информатики оказывает индивидуальную помощь. Учитель. Ребята! А как можно назвать рисунок, который вы закрасили? Ответ. Пейзажем. Объяснение нового материала (с использованием мультимедиа проектора показ материала "Шедевры русской живописи") Учитель.   Пейзаж   ­   в   переводе   (от   фр.   рауsаgе)   изображение   природы,   вид местности. Многие художники обращаются к этому жанру. Один из них ­ это Исаак Ильич Левитан (приложение 2). Его пейзажи называют лирическими, поэтическими, музыкальными. Левитан в первой своей картине "Осенний день. Сокольники" (приложение 3), передал мягкий колорит, мягкие цветовые переходы, влажный воздух, будто ренессансное сфуматто­обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящей в дымку, одинокая женская фигура, ­ всё создавало щемящее настроение грусти. Каждое лето и начало осени художник уезжает из Москвы за город, чтобы соединиться с природой. Рано утром Левитан уходил на этюды, днём писал. Картину   "Золотая   осень"   (приложение   4)   художник   писал   с   веселым настроением.   Он   рассказывает   о   солнечном   осеннем   дне.   Все   цвета   ­   это красный, зеленый, коричневый. А в картине "Над вечным покоем" (приложение 5) Левитан применил цветные серые оттенки, которые звучат здесь немного грустно.   Художник   изобразил   большое   небо   и   большое   пространство   воды. Маленький кусочек земли, как корабль, врывается в этот простор. ­ Ребята, какое настроение передал художник в этой картине? Ответ. Грустное, лирическое. 46 Учитель. Пейзажи Левитана часто именуются "пейзажем настроения". На его картинах   воплощаются   изменчивые   настроения,   состояния   тревоги,   скорби, предчувствия,   радости.   По   этому   художник   передает   объемную   форму предметов   обобщенно,   без   тщательной   проработки   деталей,   трепетными живописными пятнами. Художник эти картины писал масляными красками. Мы на уроках используем акварельные, гуашевые краски. Учитель информатики: ­   Сегодня   мы   будем   рисовать   пейзаж   в   программе   Paint.   Приступаем   к выполнению задуманного пейзажа, не забываем вводить элементы копирования, поворота, растягивания. Практическая работа. В   ходе   выполнения   учителем   информатики   оказывается   индивидуальная помощь. Некоторые готовые рисунки преобразовываются учителем с помощью программы   AdobePhotoshop,   весь   процесс   демонстрируется   классу   через проектор. Физкультминутка. Учащиеся повторяют упражнения по видеоролику. Закрепление материала. 1. Игра "Собери "пейзаж". Класс делится на две команды. Капитаны команд собирают пазл ­ пейзаж. Команда помогает. 2.   Кроссворд   (подготовлена   презентация),   основа   рисунка   и   инструмент   в программе Paint. Подведение итогов игры. Домашнее задание: Узнать, какие еще художники работают в жанре пейзажа. 47 Приложение 3 Урок экскурсия с разнообразными видами занятий с применением ИТК, аудио и видео фрагментами. Ход урока. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, проходите и рассаживайтесь за столы по своим номерам. Готовы ли вы к сегодняшнему уроку? Беседа Дорогие друзья, я приглашаю вас посетить музей… А какой мы с вами сейчас догадаемся,   после   просмотра   видео   фрагмента   мы   отгадаем   небольшой тематический кроссворд Идет просмотр мультфильма «Ворона и лисица» А теперь давайте ответим на вопросы О каком произведение идет речь? Кто автор этой басни? Кто главные герои? Какие они? Давайте вспомним басню Дети по 2­3 предложения читают  басню Басня И.А. Крылова Ворона и лисица Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, 48 И в сердце льстец всегда отыщет уголок. * Вороне где­то бог послал кусочек сыру; На ель ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр,­ Лисицу сыр пленил. Плутовка в дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь­птица!» Вещунья с похвал вскружилась голова, 49 От радости в зобу дыханье сперло,­ И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал­ с ним была плутовка такова Перед вами новый для вас термин иллюстрация Темой   нашего   урока   будет   «Иллюстрация   к   басне   И.А.Крылова   «Ворона   и лисица» Объяснение новой темы. Что такое иллюстрация? Иллюстрация – рисунок, фотография или другая работа, которая создается с целью выделить субъект, а не форму. Назначение иллюстрации­ объяснить или декорировать текстовое содержание книги, журнала, газеты. Наша   цель   сегодня   изобразить   иллюстрацию   к   басни   Крылова   «Ворона   и лисица» Презентация учителя Презентация учеников №1 Что за зверь лиса? №2 Что за птица ворона?   На прошлом уроке мы, рисовали с вами птиц, давайте вспомним этапы их построения Опрос учеников по схемам Схема №1 Связь с геометрическими фигурами 50 Схема №2 Разделение на творческие группы 1 группа изображают лису 2 группа изображают ворону 3 группа изображают  сыр группа   экспертов   (Вырезают   и   прикрепляют   лучшее   работы   к   доске   с декорацией, раздают раздаточный материал, управляют проектором) Расстановка мебели в мулитимедийнном кабинете: 1 группа рисует ворону (4­5 оценка) 2 группа рисует лису 5 оценка 3 группа  рисует сыр (3­4 оценка) Этапы рисования нанести композиционный квадрат нарисовать пропорциональный контур прорисовать характерные элементы обработать цветом Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная   работа   учащихся   сопровождается   звуками   леса,   что позволяет не только почувствовать, перенестись и успокоиться в ощущениях плавного спокойствия леса. Итак   самое   лучшее   произведение   каждой   группы   мы   возьмем   в   нашу декорацию 51 От первой группы это работа…… От второй это…. От третий это Давайте их вырежем и прикрепим на нашу доску, хорошо получилось? Мы молодцы. Оценки с пояснением для каждой группы Итоги. Выводы Давайте подведем итог урока. Что мы сегодня изучили нового? Какими средствами мы этого достигли? Понравился ли вам урок Для закрепления нового материала я даю вам брошюры путешествий по новой теме с кроссвордом, раскрасками и ребусами. До свидания. 52

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ

Оптимизация образовательного процесса на уроках ИЗО средствами ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018