Опыт использования ресурсов образовательного портала Экокласс.рф на уроках естественнонаучного цикла и во внеурочной деятельности
Оценка 5

Опыт использования ресурсов образовательного портала Экокласс.рф на уроках естественнонаучного цикла и во внеурочной деятельности

Оценка 5
docx
05.11.2023
Опыт использования ресурсов образовательного портала Экокласс.рф на уроках естественнонаучного цикла и во внеурочной деятельности
Использование ресурсов образовательного портала Экокласс.рф на уроках химии, биологии и геграфии и во внеурочной деятельности.
Статья Экокласс.docx

Крылова Елена Викторовна,

учитель химии, биологии, географии,

МОУ "СОШ с. Кокшайск",

с. Кокшайск, Республика Марий Эл, Россия

 

Опыт использования ресурсов образовательного портала Экокласс.рф на уроках естественнонаучного цикла и во внеурочной деятельности

Интеграция в образовании – неотъемлемая черта времени. Развитие содержания современного российского образования направлено на формирование у обучающихся целостной картины мира. Реализация этой задачи неразрывно связана с межпредметной интеграцией в школьном учебном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения подчеркивают многосторонность результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, отмечая наряду с предметными и личностными важность метапредметных результатов. Реализация межпредметных связей в преподавании естественнонаучных дисциплин является ступенью перехода на метопредметный уровень обучения в условиях введения ФГОС.  

В процессе интегрированного преподавания решаются следующие проблемы:

- согласованность изучения смежных учебных дисциплин;

- ликвидация затрат времени на дублирование одних и тех же вопросов в программах разных учебных предметов;

- единство в интерпретации общих научных понятий, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения;

- перенос знаний и умений, полученных при изучении одних учебных предметов, на изучение других;

- реализация единого подхода к выработке у учащихся метапредметных умений и навыков;

- раскрытие взаимосвязей явлений, изучаемых на уроках по различным предметам;

- показ общности методов исследования, применяемых в различных науках.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Возникает потребность на уровне обучения в объединении знаний из разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е  идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.  Интеграция экологии в содержание предметов естественнонаучного цикла может служить способом интеграции этих предметов.

В качестве варианта экологизации  естественнонаучных дисциплин в школе хочу привести пример из своей практики - использование ресурсов образовательного портала Экокласс.рф на уроках химии, биологии и геграфии и во внеурочной деятельности.

 

"Волга! Мы с вами живем на берегу этой реки. С малых лет слышим мы это необыкновенно звучное, емкое слово. Произносим имя реки буднично, привычно.

Наш сегодняшний урок посвящен Волге. Волга очень ценна для нас и имеет важное значение в нашей жизни, хотя мы не всегда помним об этом и можем обходиться с нашей хранительницей не очень почтительно.

Сегодняшний урок – это возможность больше узнать о великой реке и о том, как мы можем заботиться о ней, чтобы не потерять все то, что она нам дает".

Так начинаются уроки, которые я проводила в средних и старших классах. За их основу был взят материал, опубликованный на образовательном сайте для проведения экоуроков Экокласс.рф.

На этом сайте размещены методические пособия по проведению уроков для учеников младших, средних и старших классов на темы сбережения воды, раздельного сбора отходов, новых технологий для экологии.

Каждый урок содержит подробный и понятный методический гид, познавательную анимированную презентацию с подстрочным текстом для каждого слайда, комплект для проведения интерактивной развивающей части урока: настольной игры, творческого задания, квеста, раздаточный материал в необычной форме: книжка-памятка для школьников, яркий плакат для класса.

Комплекты для занятий разработаны таким образом, что требуют от ведущего минимум усилий и времени для их подготовки и проведения. Но мы, учителя, как известно, натуры творческие, не спокойные, не любим простых путей. Всегда стремимся внести свое, что-то сделать по другому.  И, конечно, когда мне попался урок о Волге, нашей родной реке, сразу возникла идея о введении в него  краеведческого материала.

 

Урок "Живая Волга", размещенный на портале, посвящен ежегодному Дню Волги, который отмечается в нашей стране 20 мая. Выяснилось, что мало кто знает об этом празднике. Ребятам было сказано, что в будущем также планируются подобные уроки, основой которых станут уже их наработки, тот материал, который они подготовят сами (получив конкретные задания).

Т.к. ученики старших классов уже имеют определённыё багаж знаний из уроков географии, биологии,  истории, с ними  мы начали с небольшой разминки-викторины. Я задавала вопросы о Волге, ее истории и значении для человека, о связи с другими реками, о животных, которые ее населяют.

 Затем ученикам  предлагалось попробовать самим разобраться в том, как устроена река и какие ресурсы необходимы, чтобы дать жизнь биологическим видам, как именно факторы среды влияют на благополучие водоема. На каждую группу был выдан набор карточек и схема с изображением водоёма. Карточки - природные источники и влияние  деятельности человека -  надо было соотнести со схемой. По мере выполнения задания схема заполнялась и проходило обсуждение каждого этапа.

После заполнения на слайде появлялись надписи с проблемами, которые привели нашу реку в чрезвычайно плачевное состояние. По-сути, мы с учениками смоделировали процессы, которые происходят из-за деятельности человека. Действительно, состояние нашей прекрасной Волги далеко не удовлетворительное. В бассейне Волги расположено около 45% всех промышленных и 50% сельскохозяйственных предприятий России. Здесь построено более 100 городов, в том числе с миллионным количеством жителей. Необходимо понять, как снижать каждому из нас в отдельности, и всем людям вместе, отрицательное влияние на Волгу, чтобы сохранить эту уникальную реку.

При обсуждении этих вопросов я коснулась проблем, которые непосредственно связаны с нашим регионом:

1. "Химпром" имени Ленинского комсомола, завод ядохимикатов, сооруженный в городе Новочебоксарске в водоохранной зоне рек  Волга и Цивиль. Предприятие оказывает мощную химическую нагрузку на близлежащие терриории. Время от времени его трубы становятся мощными «ядовитодышащими драконами», и мы, жители Кокшайска не раз оказывались под их влиянием. (Презентация)

Задание для учащихся. Выяснить, какое влияние на живые организмы оказывают химические вещества, попадающие в атмосферу и воду с этого предприятия. (Можно использовать при проведении уроков химии)

2. Проблема Чебоксарской ГЭС.

На Волге во второй половине 20-го века был построен крупнейший в мире каскад ГЭС и водохранилищ. Зачем это было сделано?

 Для борьбы с засухой. Для выработки электроэнергии. Для создания единой воднотранспортной системы.  Однако, что до сих пор идут споры о том, действительно ли это улучшило ситуацию или экологического и социального ущерба получилось больше, чем пользы: затопленные сельскохозяйственные территории, ушедшие под воду деревни и поселки, снижение способности воды к самоочищению – все это гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд.

Чебоксарская ГЭС, строительство которой началось в 1968 г, должна была завершить создание Волжско-Камского каскада, но сегодня она остается полувековым долгостроем в связи с противоречиями между регионами по поводу оптимальной отметки уровня  воды водохранилища. Уровень Чебоксарского водохранилища — тот случай, когда понять можно всех (и сторонников, и противников), но что делать — неизвестно. 

Задание для учащихся: Разделившись на группы, собрать информацию "за" и "против" выведения Чебоксарской ГЭС на проектную мощность, оформить в виде сообщений и презентаций и провести урок в форме дискуссии. (Можно использовать при проведении уроков географии или в рамках внеурочной деятельности )

На уроках "Живая Волга" дети познакомились с новым понятием - ВОДНЫЙ СЛЕД. Чтобы оценить нагрузку, которую создает человек на водные ресурсы, ученые используют понятие "водный след". Водный след – это количество пресной воды, которая потребляется и загрязняется на протяжении всего жизненного цикла вещи.

Вот, например, сколько воды нужно, чтобы сделать чашку чая? 200-300 миллилитров? Это то количество воды, которое мы наливаем в чашку. Такое использование воды называется прямым. Но, чтобы вырастить чайные кусты, тоже была нужна вода. Если мы учтем всю воду, которая была потрачена на то, чтобы 3 грамма заварки чая появилось и добралось до нашего стола, то получится не 250 мл, а около 34 литров. Использование той воды, которую мы не видим, называется косвенным. Наше косвенное потребление воды обычно в 50-100 раз больше, чем прямое. Водный след включает в себя как прямое, так и косвенное использование воды.

Учащимся предлагалось изучить затраты воды для удовлетворения наших основных потребностей и разработать план по снижению водного следа. Выполняя эти задания, ученики узнали, что человек может использовать воду, и при этом не разрушать природные водоемы. В природе все очень взаимосвязано, и важно учитывать, к чему могут привести необдуманные действия.

В заключении урока, чтобы лучше запомнить те простые правила, что мы узнали, предлагалось собрать книжку-памятку.

 В средних классах подход был несколько иной. Сначала (используя заранее приготовленную презентацию) я сама поближе познакомила ребят с нашей любимой рекой: откуда она берет начало, через какие территории она проложила свой путь, какие города расположены на ее берегах, люди каких национальностей в них живут, какая флора и фауна окружает великую реку и где заканчивает она свой бег.

Со своей работой - презентацией "Река моего детства" перед ребятами выступила ученица 6-го класса Мочалова Настя (Пример слайдов).

Учащимся также было объявлено, что сегодняшний урок будет иметь продолжение (будет проведена настольная игра, успех в которой будет зависить от того, насколько они ответственно подойдут к заданиям). Ребята получили задания по группам и должны будут рассказать о Волге, выступив в роли: географов, историков, биологов, экологов, искусствоведов и литераторов (образ реки Волга в живописи и в литературе).

Это только один пример использования экоурока образовательного портала Экокласс.рф., на данный момент размещено 20 таких уроков. Благодаря своей интерактивности и современности они стали очень популярны среди учетилей и учеников. (43 157 учителей провели в своих классах экоуроки; 2 000 000 школьников стали участниками уроков ).

За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Успешная интеграция экологии в содержание предметов естественного цикла возможна лишь в том случае, если учителя соответствующих дисциплин будут иметь четкие представления об основных направлениях реализации межпредметных связей курсов физики, химии, биологи, географии и располагать системой методов их осуществления.


 

Скачано с www.znanio.ru

Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии, географии,

Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии, географии,

Возникает потребность на уровне обучения в объединении знаний из разных наук об одних и тех же объектах действительности, т

Возникает потребность на уровне обучения в объединении знаний из разных наук об одних и тех же объектах действительности, т

Каждый урок содержит подробный и понятный методический гид, познавательную анимированную презентацию с подстрочным текстом для каждого слайда, комплект для проведения интерактивной развивающей части урока: настольной…

Каждый урок содержит подробный и понятный методический гид, познавательную анимированную презентацию с подстрочным текстом для каждого слайда, комплект для проведения интерактивной развивающей части урока: настольной…

Действительно, состояние нашей прекрасной

Действительно, состояние нашей прекрасной

Уровень Чебоксарского водохранилища — тот случай, когда понять можно всех (и сторонников, и противников), но что делать — неизвестно

Уровень Чебоксарского водохранилища — тот случай, когда понять можно всех (и сторонников, и противников), но что делать — неизвестно

В заключении урока , ч тобы лучше запомнить те простые правила, что мы узнали, предлагалось собрать книжку-памятку

В заключении урока , ч тобы лучше запомнить те простые правила, что мы узнали, предлагалось собрать книжку-памятку

межпредметных связей курсов физики, химии, биологи, географии и располагать системой методов их осуществления.

межпредметных связей курсов физики, химии, биологи, географии и располагать системой методов их осуществления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023