Опыт организации надомного обучения детей с аутистическими расстройствами
Оценка 4.9

Опыт организации надомного обучения детей с аутистическими расстройствами

Оценка 4.9
docx
01.04.2020
Опыт организации надомного обучения детей с аутистическими расстройствами
Опыт организации надомного обучения детей с аутистическими расстройствами.docx

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 115 для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

 

 

 

 

 

                        

конспекта  доклада

на тему:  Опыт организации надомного обучения детей с аутистическими расстройствами

 

 

 

 

 

 

 

учитель биологии                                                                                                        

 Цибенкова Т.П.

 

 

 

Самара, 2019 г.

слайд

В современных условиях утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, приобретает особое значе­ние. Вот уже 14 лет как я работаю в коррекционной  школе, 11 лет из них обучаю детей с РАС. И каждый раз открываю для себя что-то новое. Ключевое представление об этих детях заключается в том, что мозг людей с аутистическими расстройствами обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у обычных людей и коммуникативные навыки отличаются несовершенностью , поэтому важно,    ребёнка с Растройтвами Аутистического Спектра адаптировать к своему окруже­нию, и  постепенно расширять  его социальное пространство.

Слайд

В нашей шко­ле  для детей с расстройствами аутистического спектра обучение орга­низовано как в очной форме, так и в форме очно-заочного обучения.

Слайд  Мой нынешний индивидуальник  Федор учится в школе второй   год, ему рекомендовано врачебной комиссией  обучение на дому.  Федор быстро пресыщается, устаёт, часто отвлека­ется. Снижена мотивация к учебной  деятельности. Наблюдаются аффек­тивные реакции: крик, плач. Малейшие трудности вызывают протест и отказ от работы. Ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своей деятельности.

Слайд Для ребенка составлена адаптированная образовательная программа, введены специальные занятия со специалистами: психологом, логопе­дом,   способствующие формированию его представлений об окружающем и связанные с личным опытом ребенка, способству­ющие отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков. Мальчик посещает школу для занятий со специалистами.

Слайд Важным условием при обучении детей с РАС является организация пространства.   На столе имеется всё необходимое для занятия. Лишние вещи находятся в сторонке, так как у ребенка повышенная отвлекаемость на внешние раздражители. Такая организация особенно важна в первые годы обучения, пока идет формирование базовых регулятивных учебных действий.

 

Слайд

Процесс обучения и воспитания этих детей очень длительный.   Проходят дни, недели, месяцы, казалось бы без видимых результатов. Тем неменее каждый урок с Масловыи Федором является  маленьким шагом к успеху. Именно из таких шажков состоит путь социализации ребенка с аутистическими расстройствами.

Слайд

   Для отработки поведенческих навыков и формирования учебного стереотипа я «заключаю» с обучающимся поведенческий договор. В на­чале каждого занятия прописываются правила, которые мальчик дол­жен соблюдать, чтобы получить  (сок (конфету, работу с пластилином) .   Федор получает награду, если выполнены все условия.

Пример договора

Я сижу, как ученик, внимательно слушаю. Я выполняю задания учителя.

Во время урока я не выхожу из класса.

Если во время урока Федор  нарушает пункт договора, то я читаю прави­ло, которое он нарушил. В последнее время  поведение мальчика стало соответствовать этим правилам. В конце занятия я говорю, что он хорошо занимался, как «хороший по­слушный ученик). Этим помогаю мальчику освоить роль ученика. Очень важно четко планировать деятельность ученика с расстрой­ством аутистического спектра в течение урока. Слайд Поэтому в начале каждо­го урока мальчику предлагается план/расписание, в котором прописаны все структурные компоненты. Федор уже читает.  Это помогает Ф. чётко понять, что и в ка­кой последовательности будет происходить на уроке. Выполнив пункт плана, мальчик обводит его в кружок.

Пример урока математики

План

Проверка домашнего задания (Повторение состава чисел 12-14)

 Изучение нового материала.

-Решение примеров N2 19 стр. 25. Физминутка.

-Решение задачи N2 23 стр. 26.

-Запись домашнего задания.

Введение подобного расписания помогает учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить опреде­ленные правила поведения, обеспечить ребенку визуальность и предсказуемость при ожидании смены деятельности. Заранее прописанный план повышает уровень самостоятельности ребенка и позволяет ему: подготовиться к смене деятельности;

Слайд

Для Ф. характерно быстрое пресыщение и утомление. Одно из

средств преодоления данного нарушения - выбор адекватного способа мотивации ребёнка на учебную деятельность. Мотивация формирует­ся спонтанно, на основе жизненного опыта ученика: Ф. «хочет радовать маму», чтобы та дала ему компьютер или планшет, поэтому нужно  си­деть на уроке красиво, правильно, не кричать, выполнять задания.

Условием психологического комфорта на уроках является индиви­дуализация темпа обучения. Для ребёнка характерен медленный темп работы. Для успешного усвоения учебного материала я предлагаю раз­ные формы работы: выполнение части задания в учебнике устно, другой части - письменно в тетради, бланки с адаптированными заданиями, листы, карточки, требующие минимального заполнения, задания в те­традях на печатной основе.

Слайд Важно во время ypoкa не допустить переутомления, вовремя пере­ключить внимание на другой объект или сменить вид деятельности. На уроках проводятся физминутки, игры на внимание, которые особенно нравятся мальчику. С детьми, имеющими РАС, необходимо заниматься физическими упражнениями, т.к. подобные занятия помогают им фор­мировать образ тела, улучшать координацию движений.

 

Слайд

В результате  использования разнообразного  конструкторского  материала,  дидактических пособий  и игрушек разборного характера, у ребенка появляется   направленность на взаимодействие с педагогом, что способствует его социализации.

Слайд

Вот такие интересные картинки мы рисовали с Федором, Арттеррапия, формирует контакт и коммуникации между мной и ребенком. Арттерапия помогает   ребенку с РАС почувствовать свою уникальность, передать свои переживания, эмоции.

 Слайд

 В качестве вспомогательных технических средств я  использую компьютерные программы

Слайд

·с родителями я рассказываю, что необходимо развивать и

воспитывать в ребенке, подчеркиваю его индивидуальность. Призываю родителей объединять усилия для выработки единых требований. Ста­раюсь доверительно сообщать о своих сомнениях, затруднениях, спра­шиваю советов и прислушиваюсь к ним. Показываю родителям свое доброжелательное отношение к ребёнку.

Для себя я определила следующие правила при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и стараюсь их придерживаться

·     Не повышать голос. Говорить СПОКОЙНЫМ доброжелательным тоном.

·Не обсуждать успехи или промахи ребенка с РАС в его присут­ствии: он все слышит, воспринимает, анализирует.

• Общаясь к ребенку с РАС, использовать самые простые слова, не вызывающие у него затруднений в понимании.

• Ограждать детей с РАС от любых стрессовых ситуаций: они могут стать причиной агрессивного поведения.

• Многократное повторение, проговаривание определенных, важ­ных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стерео­типов, которые помогут адаптироваться в дальнейшей жизни.

• Содержание уроков  ориентирую на усвоение жизненно необходимых навыков (самообслуживания, общения, на­выкам поведения в обществе, обращения с деньгами), которые помогут им стать независимыми людьми.

Таким образом, учет особых образовательных потребностей обучающегося с РАС способствует успешному усвоению учебного материала, а значит и его социализации.

 

  


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

В современных условиях утверждение

В современных условиях утверждение

Слайд Важным условием при обучении детей с

Слайд Важным условием при обучении детей с

Поэтому в начале каждо­го урока мальчику предлагается план/расписание, в котором прописаны все структурные компоненты

Поэтому в начале каждо­го урока мальчику предлагается план/расписание, в котором прописаны все структурные компоненты

Для успешного усвоения учебного материала я предлагаю раз­ные формы работы: выполнение части задания в учебнике устно, другой части - письменно в тетради, бланки с адаптированными…

Для успешного усвоения учебного материала я предлагаю раз­ные формы работы: выполнение части задания в учебнике устно, другой части - письменно в тетради, бланки с адаптированными…

Показываю родителям свое доброжелательное отношение к ребёнку

Показываю родителям свое доброжелательное отношение к ребёнку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020