Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
конспекта доклада
на тему: Опыт организации надомного обучения детей с аутистическими расстройствами
учитель биологии
Цибенкова Т.П.
Самара, 2019 г.
слайд
В современных условиях утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, приобретает особое значение. Вот уже 14 лет как я работаю в коррекционной школе, 11 лет из них обучаю детей с РАС. И каждый раз открываю для себя что-то новое. Ключевое представление об этих детях заключается в том, что мозг людей с аутистическими расстройствами обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у обычных людей и коммуникативные навыки отличаются несовершенностью , поэтому важно, ребёнка с Растройтвами Аутистического Спектра адаптировать к своему окружению, и постепенно расширять его социальное пространство.
Слайд
В нашей школе для детей с расстройствами аутистического спектра обучение организовано как в очной форме, так и в форме очно-заочного обучения.
Слайд Мой нынешний индивидуальник Федор учится в школе второй год, ему рекомендовано врачебной комиссией обучение на дому. Федор быстро пресыщается, устаёт, часто отвлекается. Снижена мотивация к учебной деятельности. Наблюдаются аффективные реакции: крик, плач. Малейшие трудности вызывают протест и отказ от работы. Ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своей деятельности.
Слайд Для ребенка составлена адаптированная образовательная программа, введены специальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, способствующие формированию его представлений об окружающем и связанные с личным опытом ребенка, способствующие отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков. Мальчик посещает школу для занятий со специалистами.
Слайд Важным условием при обучении детей с РАС является организация пространства. На столе имеется всё необходимое для занятия. Лишние вещи находятся в сторонке, так как у ребенка повышенная отвлекаемость на внешние раздражители. Такая организация особенно важна в первые годы обучения, пока идет формирование базовых регулятивных учебных действий.
Слайд
Процесс обучения и воспитания этих детей очень длительный. Проходят дни, недели, месяцы, казалось бы без видимых результатов. Тем неменее каждый урок с Масловыи Федором является маленьким шагом к успеху. Именно из таких шажков состоит путь социализации ребенка с аутистическими расстройствами.
Слайд
Для отработки поведенческих навыков и формирования учебного стереотипа я «заключаю» с обучающимся поведенческий договор. В начале каждого занятия прописываются правила, которые мальчик должен соблюдать, чтобы получить (сок (конфету, работу с пластилином) . Федор получает награду, если выполнены все условия.
Пример договора
Я сижу, как ученик, внимательно слушаю. Я выполняю задания учителя.
Во время урока я не выхожу из класса.
Если во время урока Федор нарушает пункт договора, то я читаю правило, которое он нарушил. В последнее время поведение мальчика стало соответствовать этим правилам. В конце занятия я говорю, что он хорошо занимался, как «хороший послушный ученик). Этим помогаю мальчику освоить роль ученика. Очень важно четко планировать деятельность ученика с расстройством аутистического спектра в течение урока. Слайд Поэтому в начале каждого урока мальчику предлагается план/расписание, в котором прописаны все структурные компоненты. Федор уже читает. Это помогает Ф. чётко понять, что и в какой последовательности будет происходить на уроке. Выполнив пункт плана, мальчик обводит его в кружок.
Пример урока математики
План
Проверка домашнего задания (Повторение состава чисел 12-14)
Изучение нового материала.
-Решение примеров N2 19 стр. 25. Физминутка.
-Решение задачи N2 23 стр. 26.
-Запись домашнего задания.
Введение подобного расписания помогает учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить определенные правила поведения, обеспечить ребенку визуальность и предсказуемость при ожидании смены деятельности. Заранее прописанный план повышает уровень самостоятельности ребенка и позволяет ему: подготовиться к смене деятельности;
Слайд
Для Ф. характерно быстрое пресыщение и утомление. Одно из
средств преодоления данного нарушения - выбор адекватного способа мотивации ребёнка на учебную деятельность. Мотивация формируется спонтанно, на основе жизненного опыта ученика: Ф. «хочет радовать маму», чтобы та дала ему компьютер или планшет, поэтому нужно сидеть на уроке красиво, правильно, не кричать, выполнять задания.
Условием психологического комфорта на уроках является индивидуализация темпа обучения. Для ребёнка характерен медленный темп работы. Для успешного усвоения учебного материала я предлагаю разные формы работы: выполнение части задания в учебнике устно, другой части - письменно в тетради, бланки с адаптированными заданиями, листы, карточки, требующие минимального заполнения, задания в тетрадях на печатной основе.
Слайд Важно во время ypoкa не допустить переутомления, вовремя переключить внимание на другой объект или сменить вид деятельности. На уроках проводятся физминутки, игры на внимание, которые особенно нравятся мальчику. С детьми, имеющими РАС, необходимо заниматься физическими упражнениями, т.к. подобные занятия помогают им формировать образ тела, улучшать координацию движений.
Слайд
В результате использования разнообразного конструкторского материала, дидактических пособий и игрушек разборного характера, у ребенка появляется направленность на взаимодействие с педагогом, что способствует его социализации.
Слайд
Вот такие интересные картинки мы рисовали с Федором, Арттеррапия, формирует контакт и коммуникации между мной и ребенком. Арттерапия помогает ребенку с РАС почувствовать свою уникальность, передать свои переживания, эмоции.
Слайд
В качестве вспомогательных технических средств я использую компьютерные программы
Слайд
·с родителями я рассказываю, что необходимо развивать и
воспитывать в ребенке, подчеркиваю его индивидуальность. Призываю родителей объединять усилия для выработки единых требований. Стараюсь доверительно сообщать о своих сомнениях, затруднениях, спрашиваю советов и прислушиваюсь к ним. Показываю родителям свое доброжелательное отношение к ребёнку.
Для себя я определила следующие правила при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и стараюсь их придерживаться
· Не повышать голос. Говорить СПОКОЙНЫМ доброжелательным тоном.
·Не обсуждать успехи или промахи ребенка с РАС в его присутствии: он все слышит, воспринимает, анализирует.
• Общаясь к ребенку с РАС, использовать самые простые слова, не вызывающие у него затруднений в понимании.
• Ограждать детей с РАС от любых стрессовых ситуаций: они могут стать причиной агрессивного поведения.
• Многократное повторение, проговаривание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут адаптироваться в дальнейшей жизни.
• Содержание уроков ориентирую на усвоение жизненно необходимых навыков (самообслуживания, общения, навыкам поведения в обществе, обращения с деньгами), которые помогут им стать независимыми людьми.
Таким образом, учет особых образовательных потребностей обучающегося с РАС способствует успешному усвоению учебного материала, а значит и его социализации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.