Опыт организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Оценка 5

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Оценка 5
docx
другое
28.02.2021
Опыт организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Выступлениеи на обл семинаре 2021.docx

Опыт организации проектно – исследовательской деятельности

 

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые участники семинара.

          Я представлю Вашему вниманию опыт организации проектно – исследовательской деятельности и расскажу о методах  и  приёмах, которые я применяю при  организации проектно - исследовательской  деятельности младшего школьника.

Слайд 2.

Американский философ и педагог Джон Дьюи, ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. По мнению В. Килпатрика, лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Слайд 3.

Актуальность проектно-исследовательской деятельности состоит в том, что перед каждым учителем  стоит задача способствовать привлечению учащихся в активный познавательный процесс на основе проектной деятельности для формирования общеучебных компетенций.

При организации  проектно - исследовательской работы учащихся необходимо соблюдать ряд этапов. Вы видите их на слайде.

Не читать.

I Этап. Подготовка к проектно - исследовательской работе.

1. Учащиеся должны найти проблему – то, что на их взгляд они хотят  изучить и исследовать;

2.Формулировка темы проекта;

3.Описать   актуальность проектной работы, т. е. обосновать  выбор именно этой темы работы;

4.Определить цель проектной работы и постановка  задач проекта;

5. Высказать одну или несколько гипотез

6. Выбрать оптимальный вариант решения проблемы;

7. Составить план работы для реализации своего исследовательского проекта.

Слайд 4.

1 этап. Подготовка к проектно - исследовательской работе. Включает ряд этапов:

Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем её решить Известный философ Ф. Ницше  писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».

Слайд 5.

Умение видеть проблему развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и всё же для его развития можно подобрать упражнения и методики, которые помогут в решении этой педагогической задачи. Представлю некоторые из них:

  «Посмотри на мир чужими глазами»

  «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

  «Составьте рассказ, используя данную концовку»

  «Сколько значений у предмета»

  «Назовите как можно больше признаков предметов»

  «Тема одна – сюжетов много»

    «Неоконченный рассказ»

 

 

1

 

 

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение  смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.

Например, читаю рассказ:  В вагон трамвая вошёл младший школьник, который не может заплатить за проезд. Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров и школьника.

Слайд 6. Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»                                                     

Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так: «Представь, что твои игрушки научились разговаривать. Что бы они смогли рассказать о себе, друг о друге, о тебе?» При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.

Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Читаю  детям концовку рассказа и предлагаю сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваю в первую очередь логичность и оригинальность изложения. «Продолжи рассказ. Придумай самое необычное его продолжение, то, до чего никто другой никогда не додумается».                                                                                                                                                        Слайд 7. Например: Читаю детям концовку рассказа «Вышла кошка на крышу погулять. Вдруг выросли у нее крылья, большие, сильные, как у крупной птицы». Предлагаю  составить  рассказ, используя данную концовку.

(На слайде. Примеры концовок: «Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась». «Маленький щенок приветливо вилял хвостом». «Котенок сидел на дереве и громко мяукал».)

(Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Учащимся предложили определенный финал, но ситуация привлекшая к нему остаётся неизвестной. Благодаря определённым логическим, творческим навыкам, дети должны выстроить всю ситуацию, начиная с причины и заканчивая данным финалом.

 

Слайд 8.Упражнение  «Неоконченный рассказ»

Читаю  рассказ, например. «Утром небо покрылось чёрными тучами и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Необходимо продолжить рассказ несколькими способами.

1) Представить, что ты ребёнок и просто гуляешь во дворе. Как ты отнесёшься к появлению первого снега?

2) Представьте что ты водитель грузовика, едущего по дороге или лётчик, отправляющийся в полёт, или мэр города, ворона сидящая на ветке дерева, зайчик или лисичка в пруду. Как ты отнесёшься к появлению первого снега?

Аналогичных рассказов можно придумать множество.

Используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

 

2

 

 

 

Слайд 9. Упражнения, которые позволяют тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

При этом  мы обычно используем следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если

1 Задание типа «Найдите возможную причину события»

Предлагаю детям найти причину следующих событий:

-звонят колокола:

- трава во дворе пожелтела;

- медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

- друзья поссорились.

2. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез (применяется в ряде одарённых детей за рубежом Дж. Фримен,Англия.

Например: «Чтобы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих , чтобы случилось в результате.

3. Задание «Почему это происходит?»

- Почему птицы низко летают над землёй.

- На столе лежит открытая книга.

- На улице начал тать снег.

- Троллейбус сигналит над окном.

- Мама сердится.

Задание станет интереснее, если придумать два – три фантастических неправдоподобных объяснения.

Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов:

Слоны стали меньше кошки;

Люди стали в несколько раз меньше или больше, чем сейчас и т.д.

Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

4.Упражнение  «Давайте вместе подумаем»:

·         Почему корабль не тонет?

·         Почему самолёт не падает?

·         Почему человек не летает?

·         Почему медведь зимой спит?

·         Почему плачут, когда режут лук?

5. Упражнение на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

Сумка Соль Пипетка Носовой платок Зубочистка Автомобиль Молоток

6.Упражнение предполагающее обратное действие

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

7.Упражнение «Найдите возможную причину события»

·         За нужной книгой мне пришлось идти в районную библиотеку.

·         Не горит лампочка в люстре.

·         Сегодня в парке весь день звучала музыка.

·         Сегодня понедельник, а мама не пошла на работу.

·         Наступила зима, а утки не улетели.

3

 

 

 

Слайд 10. II Этап. Планирование проектно-исследовательской работы включает несколько этапов.

1. Определить где планируешь искать информацию;

2. Определиться со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и  анализировать информацию;

3. Выбор способа представления результатов работы, т. е. в какой форме будет отчёт (текстовое описание, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);

4. Установить  критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования полученного результата исследовательской работы(исследовательского проекта).

5. Распределить  задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

Слайд 11.

III этап. Исследование.

1. Собрать  необходимую информацию для исследования для проведения исследования, при необходимости, проведи расчёты , замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

2. Провести  то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Предлагаю ряд образовательных ситуаций, игр, упражнений с элементами экспериментирования.

Слайд 12. Игровые упражнения:

Экспериментирование с водой: «Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая, при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и  воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

 

 

4

 

 

 

Экспериментируем с песком: "Песчаный конус"

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

"Свойства мокрого песка"

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда пе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

"Волшебный материал"

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития школьников.

Например.  Эксперимент "Песчаный конус"

Предлагаю детям взять горсть песка и выпускайть его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напоминаю детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

Слайд 13.

IV этап. Выводы - логический итог рассуждений, умозаключение.

1. Провести  анализ, полученный в ходе исследовательской работы информации;

2. Дать  экономико – экологическое обоснование ( затратно, экономично – выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы).

3. Сформулировать  выводы (Добился ли того, что ставил в целях и задачах).         

Слайд 14.

Эффективным средством развития способности учащихся к суждению могут  быть следующие упражнения:

1. «Проверить правильность утверждений»

Например, утверждение:

Каменная соль – это полезное ископаемое. Верно ли утверждение, что сахар – тоже полезное ископаемое?

Дети: Нет.

 

 

 

5

 

 

 

 

Учитель: А я утверждаю, что сахар, как и каменная соль, полезное ископаемое, так как сахар, как и соль, белого цвета, состоит из отдельных кристалликов, плотно прилегающих к друг другу. Сахар, как и соль, легко растворяется в воде, придаёт воде сладковатый вкус. При ударе рассыпается на отдельные кристаллики, что говорит о его хрупкости.

Докажите, что я не права!

Дети: Сахар не является полезным ископаемым. Полезные ископаемые – это те природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности. Каменную соль добывают открытым способом, то есть на поверхности земли. Каменная соль образуется на дне солёных водоёмов.

А сахар получают из сахарной свёклы или из сахарного тростника. Свёкла и тростник – растения. Значит, сахар – не полезное ископаемое.

1.      Упражнение «Скажи, на что похожи?»

2.       «Назови как можно больше предметов»

3.      «Как люди смотрят на мир?»

Слайд 15. V этап. Отчёт и защита работы.

1. Оформить и подготовить представление результатов своей работы: защита в виде устного отчёта, устный отчёт с демонстрацией, письменный отчёт и краткая устная защита с презентацией.

2. Провести   защиту своей исследовательской работы (проекта) и принять участие в возможном обсуждении.

Проект нужно оформить  и представить его публично, показать,  ознакомить с ним других. Ребята или ребёнок не только представит собравшимся свою работу, но и будут  рассказывать, что их исследования верные, выводы правильные. Будут защищать то, что сделали.

Для выступления даю детям памятку.

Да\ю начало каждой фразы, а они дополняют её получая текст своего выступления.

Если текст групповой то советую составить текст выступления, а затем распределить, кто какую часть будет произносить.

Памятка

Тема моего (нашего проекта)….

Цель моей (нашей работы)…

Задачи моего (нашего) исследования…

Я (мы) выдвинул (а) (ли) гипотезу:…

Слайд 16. VI этап. Оценка процесса и результатов работы.

Начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

Первоначально  предлагаю ученикам следующие задания:

1)  Цветная оценка. 2)  Лист самоконтроля. 3) Зашифрованный рисунок.

Например.   Цветная оценка.

Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2)  Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.                                                                                                                                                                                Для развития самоконтроля и самооценки  использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

-  сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
- квадрат из треугольников по заданному образцу и др.
- елочку из треугольников:
- узор из геометрических фигур:

- разложить геометрические фигуры в заданном порядке:
2. Игра "Лесенка".
3. Игра "Число-контролер". Ученики получают карточки с примерами:
самоконтроль, саморегуляция
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Слайд 17.

Потом предлагаю ученикам

- сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;

- корректировать памятки;

- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

- составлении проверочных заданий для самоконтроля.

Слайд 18.

В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

- мозговая атака;  составление схемы-коллажа; самоконтроль по собственной инициативе.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Слайд 19.

В завершении своего выступления отмечу. Грамотно организованная проектная деятельность учащихся представляет учителю широкие  возможности для формирования универсальных учебных действий. В процессе работы над проектом ученик учится организовывать собственную деятельность, осуществляет контроль и самоконтроль, овладевает навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы. Проектно исследовательская  деятельность делает учащихся творческими участниками процесса познания, способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизнедеятельности.

Слайд 20.

Спасибо за внимание.

 

 


 

Опыт организации проектно – исследовательской деятельности

Опыт организации проектно – исследовательской деятельности

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Слайд 9. Упражнения, которые позволяют тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи

Слайд 9. Упражнения, которые позволяют тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи

Слайд 10 . II Этап. Планирование проектно-исследовательской работы включает несколько этапов

Слайд 10 . II Этап. Планирование проектно-исследовательской работы включает несколько этапов

Экспериментируем с песком: "Песчаный конус"

Экспериментируем с песком: "Песчаный конус"

Учитель : А я утверждаю, что сахар, как и каменная соль, полезное ископаемое, так как сахар, как и соль, белого цвета, состоит из отдельных кристалликов,…

Учитель : А я утверждаю, что сахар, как и каменная соль, полезное ископаемое, так как сахар, как и соль, белого цвета, состоит из отдельных кристалликов,…

Игра "Лесенка". 3. Игра "Число-контролер"

Игра "Лесенка". 3. Игра "Число-контролер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021