Опыт применения командной работы на уроках математики для формирования функциональной грамотности
Оценка 4.8

Опыт применения командной работы на уроках математики для формирования функциональной грамотности

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
математика
5 кл
08.11.2022
Опыт применения командной работы на уроках математики для формирования функциональной грамотности
Аннотация: в статье представлен опыт учителя математики по использованию командной работы для формирования гибких навыков и функциональной математической грамотности. Показана организация работы групп с конкретными приемами. Автор использовала материалы курсов повышения квалификации «Апгрейд 45 минут или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI века на каждом уроке» сингапурской компании MentorEd International.
статья Гребнева ГА.docx

Гребнева Галина Александровна

Кандидат философских наук, учитель математики МАОУ « »Академический лицей №95 г. Челябинска» »

mail@al95.ru,   454021, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Молдавская, д. 23 « »Б» », тел.:+7(351)214-55-95

Опыт применения командной работы на уроках математики для формирования функциональной грамотности

 

УДК 372.851                   ББК 74.262.21

Г79

 

Аннотация: в статье представлен опыт учителя математики по использованию командной работы для формирования гибких навыков и функциональной математической грамотности. Показана организация работы групп с конкретными приемами. Автор использовала материалы курсов повышения квалификации «Апгрейд 45 минут или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI  века на каждом уроке» сингапурской компании MentorEd International.

Ключевые слова: функциональная грамотность, гибкие компетенции, командная работа, техники, приемы, эффективность, конкурентоспособность, универсальность мета предметность, математическая культура, научная картина мира.

 

 

Функциональная грамотность выступает центральным понятием Международного исследования (PISA). Этот термин отражает обще учебную компетенцию, обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. Смысл функциональной грамотности – в мета предметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, в синтезировании всех предметных знаний для решения жизненных задач.

Итоговой целью школьного математического образования является формирование общенаучной картины мира и овладение учениками навыками, которые помогут им стать успешными, конкурентно способными членами общества. Формирование математической функциональной грамотности на протяжении всего школьного обучения – длительный, целенаправленный, поступательный процесс по освоению учениками способности «формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе» [4, стр. 3]

Основными документами, регламентирующими эту деятельность, являются:

1.  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

3.  Приказ от 11.05.2022 №577/320 «О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 №590/219»

4.  Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

5.  Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021г. № АЗ-583/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации».

Функциональная естественнонаучная и математическая грамотность лежит в основе формирования математической культуры, математической и далее научной картины мира.

Чтобы достичь глобальной, итоговой цели обучения, необходимо шаг за шагом, систематически формировать в учениках эти способности. Работая с предметным материалом на уроке, ученики научаются жизненно необходимым навыкам коммуникации, аргументации, тайм менеджменту и т.п.

Основным помощником человека в этом случае является критическое мышление. Нужно ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Необходимо отвечать себе на вопросы о точности услышанного или увиденного, обоснованности суждений, цели. Надо. С функциональной грамотностью связаны следующие компетенции: умение слушать и слышать говорящего, способность выбирать и использовать различные технологии; способность видеть проблемы и искать пути их решения; способность учиться всю жизнь. Такие способности при фронтальных формах обучения тяжело достижимы. Эффективным способом формирования функциональной грамотности является командная работа.

Современный школьник стал особенно прагматичен и требования сформировать у него функциональную грамотность является адекватным ответом современной педагогики на потребности современной молодёжи. Современные школьники очень часто задают вопрос: «Зачем мне это надо?». Школьник хочет знать, понимать и применять знания уже сегодня, а не ждать, когда ему какие-то знания пригодятся. Именно поэтому сегодня мы делаем акцент на формирование функциональной математической

В статье показаны конкретные приемы обучения, принимаемые при командной работе на уроках математики из опыта работы автора.

Механизм командной работы многим хорошо знаком. Его основу положены разработки Л. С. Выготского и других советских учёных педагогов, и заключается, в частности, в том, что в командной работе все члены имеют одинаковые права, одинаковую личную ответственность за процесс и результат деятельности команды, позитивную взаимозависимость. Командная работа характеризуется структурированностью и управляемостью.

Класс делится на команды по четыре человека, каждая команда имеет свой номер, места членов в команде нумеруются от 1 до 4. Эта работа организуется специальной карточкой на столе. Карточка определяет номера членов команды и учитель всегда точно знает номера своих учеников. Этот момент позволяется легко управлять командной работой.

Частый прием, используемый автором, это говорение или работа по кругу (в сингапурских технологиях называется Round Robin, и имеет несколько модификаций). При решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств такая работа очень эффективна. Ученики записывают пример в тетрадь и обмениваются тетрадями по кругу по часовой или против часовой стрелки. Каждый делает только одно действие, один шаг и отправляет тетрадь по кругу. Очевидно, что первый шаг, второй и третий у разных детей могут разница, поэтому у ученика возникает необходимость отслеживать не только логику своего размышления, но и логику товарища. По ходу решения ученик делать правки исправление, учится исследовать и понимать чужую логику. Этот приём помогает детям обнаруживать свои и чужие ошибки, вовремя их исправлять.

Следующий прием автор часто использует на геометрии при решении задач, прием является авторским. Каждый номер в команде получает карточку с задачами. Одинаковые номера во всех командах получают одинаковые карточки. На решение отводится фиксированное время, по истечению которого участники под одинаковыми номерами собираются в одну группу и проверяют ответы. Если ответы у всех одинаковые, то ученики отправляются на свои места в свои команды и получают у учителя дополнительное задание. Если ответы разнятся, дети проверяют ответы по эталону, предложенному учителем и расположенному на доске. После этого ученики разбирают совместно решение, в котором получен правильный ответ, фиксируют его в своих тетрадях. После того как все задачи со всех четырех карточках разобраны, команды воссоединяются и готовятся слушать всем классом решения всех задач. Докладчики могут быть назначены учителем или выбраны по желанию учеников.

Ещё один приём командной работы удобен при повторении и закреплении теоретического материала: каждый ученик в команде в течение определенного времени проговаривает правила, формулирует основные постулаты, формулировки, определения, выводы по заданию учителя. Обязательно в течение отведенного времени. После первого ответившего отвечает второй, третий и четвертый. После того как все ответят, учитель задает вопрос командам, чьи ответы были более правильными, полными. Проверяет их. При такой работе ученики не только повторяют и закрепляют теорию, но и учатся быть внимательными слушателями, развивают критическое мышление.

Командная работа очень удобна при организации проверки домашнего задания. Проверка осуществляется в группах, а не фронтально всем классом. При обнаружении ошибок, недочетов, недопониманий дети пытаются справиться командой с трудностями, если это не удается, проблема выносится на весь класс.

Еще одна разновидность работы о кругу используется при решении уравнений, неравенств, систем уравнений, систем неравенств, преобразовании выражений. Прием заключается в том, что каждый ученик делает только одно действие, один шаг в тетради а затем передает ее по кругу. У каждого ученика своя тетрадь, свои шаги и свои действия. По окончанию работы дети сверяют полученные ответы. Если ответы верные, команда получает следующее задание. В противном случае, команда совместно ищет ошибки, если они не найдены персонально кем-то в ходе решения.

Приём «Письменный мозговой штурм» подходит как для уроков открытия нового знания, так и для уроков повторения. Каждый член команды получает 4 листка бумаги малого формата, карточку, на которой будет записывать ответ по заданию учителя. Учитель озвучивает задание, дети по очереди в своей команде в слух проговаривают свой ответ, кратко записывая его на карточку и выкладывают в центр стола. Другие ученики эту мысль записывать уже не могут и вынуждены формулировать новую. Дети «выкрикивают» свои ответы, но дают возможность другим членам команды выкрикнуть свой. После того , как 16 карточек лежат в центре стола. Команда выбирает то количество лучших ответов, сколько скажет учитель и затем озвучивает всему классу. Работает правило: если мысль прозвучала, другая команда не может ее озвучить, могут только дополнять.

Интересный прием «крестики – нолики»: на руках детей снова 4 карточки. На каждую карточку ученики записывают одно слово или словосочетание  по теме работы и помещают карточку в центр стола. После того, как все карточки записаны, ученики совместно выбирают 9 карточек, с которыми продолжат работу. Критерий выбора ученики устанавливают сами. Далее, каждый ученик составляет предложение в соответствии с темой урока или отдельным заданием учителя, использую обязательно три карточки по горизонтали, вертикали или диагонали. Эти предложения, мысли, сентенции дети записывают в свои тетради. После окончания работы, дети зачитывают ответы вслух в команде и выбирают наиболее удачные, правильные, интересны. После чего эти лучшие предложения ученики зачитывают вслух всему классу. Учителю остается только прокомментировать их, или при необходимости подредактировать.

Что же мы формируем у учеников, какие составляющие функциональной грамотности: коммуникативность, критическое мышление, умение сотрудничать, внимательное слушание, учебную активность, креативное мышление. Эти гибкие навыки необходимы каждому ученику не только в учебной практике, но и в последующей учебной и профессиональной жизни.

Командная форма работы может и должна использоваться не только на уроках математики. Командная работа и обозначенные приемы универсальны, могут применяться на любом предметы, не требуют большой предварительной подготовки и в то же время дают детям возможность быть активными участниками образовательного процесса.

 

Список источников и литературы

 

1.                     Выготский, Л. С. Мышление и речь : [монография] / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2007. – 350 с. – (Психолингвистика). – ISBN 5-87604-037-1.

2.                     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации»

3.                     Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 « Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

4.                     Приказ от 11.05.2022 №577/320 «О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 №590/219»

5.                     Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

6.                     Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021г. № АЗ-583/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации».


 

Скачано с www.znanio.ru

Гребнева Галина Александровна

Гребнева Галина Александровна

Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений

Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений

Основным помощником человека в этом случае является критическое мышление

Основным помощником человека в этом случае является критическое мышление

Ученики записывают пример в тетрадь и обмениваются тетрадями по кругу по часовой или против часовой стрелки

Ученики записывают пример в тетрадь и обмениваются тетрадями по кругу по часовой или против часовой стрелки

Еще одна разновидность работы о кругу используется при решении уравнений, неравенств, систем уравнений, систем неравенств, преобразовании выражений

Еще одна разновидность работы о кругу используется при решении уравнений, неравенств, систем уравнений, систем неравенств, преобразовании выражений

Учителю остается только прокомментировать их, или при необходимости подредактировать

Учителю остается только прокомментировать их, или при необходимости подредактировать

Письмо Минпросвещения России от 17

Письмо Минпросвещения России от 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022