Муниципальное общеобразовательное учреждение Крутоярская средняя общеобразовательная школа
https://www.uchportal.ru/load/53-1-0-96313
https://www.uchportal.ru/load/53-1-0-96313
Опыт применения проектной технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности
Номинация: Лучшая практика применения метода проектов и исследования в урочной и внеурочной деятельности
Вид методической продукции: Методические материалы
Калиновская Любовь Михайловна
учитель истории, обществознания
МОУ Крутоярская СОШ
п. Крутоярский 2018 год
Аннотация
В работе раскрыт опыт организации проектной технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности. Представлен методический материал (уроки с применением данной технологии, различные виды проектов, разработки внеурочных мероприятий).
Данный материал способствует повышению качества успеваемости, формирует интерес к предмету, мотивирует учеников к самостоятельной, творческой деятельности.
Может быть полезен учителям истории, обществознания при проведении уроков, в ходе подготовки к ВПР и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Представленный опыт заинтересует классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе.
СОДЕРДЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………. 3 – 4 стр.
Описание системы работы……………………………………… 5 - 9 стр.
Заключение……………………………………………………….. 10 -11 стр.
Список используемой литературы…………………………….. 12 стр.
Приложения……………………………………………………….13 - 36 стр.
Пояснительная записка
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет
не тот человек, который не научился читать,
а тот, который не научился учиться»
(Элвин Тоффлер)
Современное общество требуют переориентации обучения, сегодня мало дать ученику готовые знания, необходимо формировать умения и развивать навыки, творческие способности, самостоятельность мышления, чувство личной ответственности. При таком подходе к организации обучения, ученик не просто вооружается знаниями, он по новому относится к самому процессу познания, к процессу добывания знаний, учится применять их для решения проблем в быстро меняющемся мире. В последнее время в обществе наиболее значимыми являются такие качества личности как: владение универсальными способами деятельности; владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда; способность к самообразованию; воспитанность. Если ученик не будет обладать этими качествами, то он не сможет реализовать себя в современном обществе.
Традиционными методами организации образовательного процесса сформировать эти социально- значимые черты невозможно. Нужны другие приемы и методы обучения.
На мой взгляд, оптимальной педагогической технологией в настоящее время является метод учебного проектирования.
Метод проектов, позволяет решать одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации, что в свою очередь ведет к повышению качества. Традиционные приемы малоэффективны, не всегда позволяют увлечь, заинтересовать учебой. Проектная технология способствует вовлечению в работу и сильного, и слабого ученика, потому как каждый получает возможность выбрать какое задание, в соответствии со способностями и интересами, ему выполнять. В процессе работы над проектом учащиеся сами ставят цели, определяют пути их достижения, учатся самостоятельно добывать, анализировать информацию, делать выводы, применять полученные знания на практике. Проект дает ученикам опыт , способствует развитию личности. На мой взгляд, эта технология дает ответы на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?» и в полной мере соответствует основным требованиям ФГОС.
Сущность технологии проектной деятельности заключается в личностно-ориентированном обучении, в процессе которого происходит развитие личности, способной самостоятельно принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем.
Выполняя проект, учащиеся ставят цель и изначально четко представляют, какой результат должны получить. В завершении работы видят, что им удалось сделать. Проекты позволяют выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
Цель данной работы: демонстрация опыта применения проективной технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Задача: передать свой опыт работы по повышению качества знаний путем применения проектной технологии. Выполнение данных задач поможет сформировать коллегам собственную систему проектной деятельности с учащимися и повысить качество преподавания истории и внеклассной работы по предмету.
Ведущая идея опыта: создание на уроках истории и во внеклассной работе условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, повышение мотивации к предмету путем применения проектной технологии.
На протяжении последних 5 лет использую в работе проектную технологию. За данный период времени мной накоплен большой опыт, которым я хочу поделиться.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы учителями истории в практике преподавания предмета и при организации внеурочной деятельности.
Новизна работы
Повышение качества образования сегодня одна из острейших проблем. Решение которой можно найти путем модернизации содержания образования, оптимизации технологий учебного процесса. На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций, это ведет к повышению самооценки ученика и помогает его самореализации. Главный результат использования проектной технологии на уроках истории: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в группе, обрабатывать информацию, планировать работу индивидуально и в группе.
Описание системы работы
Творчески работающие преподаватели всегда ищут пути и способы совершенствования преподавания предмета и возможности повышения качества знаний. Учителя стремятся к обновлению содержания образования, используя новые педагогические технологии. Соответствуя требованиям ФГОС стараются создать условия для того чтобы ученики смогли проявить самостоятельность. Этому способствует технология учебного проекта.
Проектная технология - это средство обучения, способствующее повышению эффективности работы учителя. Она способствует решению задач, поставленных перед учителями истории и обществознания стандартами образования. Проектную технологию применяю в урочной, внеурочной деятельности и в воспитательной работе, сочетая при этом учебную и воспитательную работу, как учитель-предметник и как организатор воспитательной работы. Считаю, преподаваемые мною учебные предметы наиболее благоприятными для реализации данной технологии.
Начинала работу с изучения теоретического материала по данному вопросу. Наиболее полезными стали работы Саплиной Е.В., Дорджиевой Л.А, Худина А.Н.. Севериной О.А. и другие.
Применение проектной технологии вначале работы вызывало определенные трудности. Самым сложным моментом в организации работы, лично для меня является – подготовительный этап, выявление проблемы, постановка цели. Сложно было спланировать и организовать краткосрочный проект, в рамках одного учебного урока. Трудно было определить разницу, отличие между научно-исследовательской работой и проектом. Не всегда удавалось увлечь, заинтересовать весь класс. Возникали трудности с систематизацией и оформлением материала.
Далеко не каждый урок можно и нужно проводить с использованием проектного метода, поэтому при составлении предметных программ на год, планирую темы, разделы, по которым будут выполняться проекты ( вывешиваю их на стенде, для того чтобы ученики могли заранее знать)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Руководствуясь программными требованиями по предмету, определяю, какие знания и умения будут формироваться у учеников в процессе работы, какой опыт они приобретут.
Трудности
преодолевались в процессе работы, путём проб и ошибок, путём дополнительного
изучении литературы, практических наработок коллег.
В
настоящее время накоплен собственный опыт, который может быть полезен учителям
истории, заместителям директоров по воспитательной работе.
В своей деятельности практикую краткосрочные и долгосрочные,
коллективные и индивидуальные, практико-ориентированные, информационные и
творческие проекты.
Особенность моей работы по использованию проектной технологии заключаются в том, что часть проектов связана с изучением истории родного края.
Применяя данную технологию на своих уроках ставила перед собой задачи: научить учеников ставить и достигать цели; добывать информацию; ориентироваться в информационном пространстве; проводить исследования; презентовать полученные знания. развиваю воображение учеников, учу применять полученные знания на практике. Формирую коммуникабельность, умение сотрудничества, исследовательские умения. Вместе с учениками отрабатывали этапы работы над проектом, учились правильно их оформлять. Готовила им памятки - алгоритмы защиты выполненных проектов, считаю этот этап немаловажным в работе, здесь происходит самопредставление, публичная самореализация личности. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Начинала применять метод проектов на уроках. Урок с использованием данной технологии строила на основе организации самостоятельной индивидуальной, парной, групповой учебно-познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Сама выполняла роль тьютера, была консультантом. Моя роль сводилась к зарождению идеи проекта и мотивации учеников на его выполнения. При необходимости помогала им осуществлять самостоятельные исследования, координировала работу групп. Кроме того была экспертом, анализировала результаты выполненного проекта.
Приступая к проекту, сначала обозначали проблему, выдвигали цель, задачи, четко определяли планируемый результат, намечали пути и способы деятельности. Согласованная работа всего класса, индивидуальные действия каждого ученика направлялись на достижение результата. Действия учеников строю сообразно интересам, возможностям, учебным умениям. Непосредственно во время урока применяю индивидуальные и групповые проекты. Индивидуальный, выполняется в виде опережающего домашнего задания. На уроке, при объяснении нового материала организуется только его представление, защита.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Групповые проекты выполняются во время учебного занятия. Сначала формулируется определенная проблема, предлагаются пути ее решения. Затем формируются творческие группы, по 4-5 человек, ( часто по желание учеников, иногда по их интересам, бывает и по моему усмотрению), которые рассматривают отдельные направления, вопросы проектного задания. После чего создаются условия (технические средства, справочная литература, документальные источники и т.д.) для работы. От слаженной согласованной работы каждого зависит общий результат. Такая работа позволяет ученикам проявить себя, формирует умения находить информацию, анализировать её, систематизировать, отбирать главное, воспитывает самостоятельность, ответственность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
В своей практике применяю долгосрочные коллективные проекты. В этом учебном году в 8 классе на протяжении всего периода изучения истории Отечества осуществлялся долгосрочный проект «История XIX века в иллюстрациях», часть которого представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 5.
Использование наглядности, один из методических приёмов, активизирующих учебную деятельность, помогающих достичь высоких результатов.
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ включают в себя задания с иллюстративным материалом, которого практически никогда не бывает в школьном учебнике. Анализ результатов показывает, выполнение этих заданий - проблема для учеников. Они с ними не справляются, не набирают баллов, получают низкие оценки. Так возникла идея проекта. К тому же есть пословица «лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Поэтому совместно с учениками было принято решение о реализации проекта. Весь материал курса был разбит на блоки по правителям ( Александр I, Александр II и т. д.)
Период правления каждого царя делился по направлениям деятельности
( внутренняя политика, внешняя политика, культура), кроме этого готовился материал о сподвижниках царя, ярких личностях этого периода. Класс делился на группы, каждая освещала свое направление. Работа осуществлялась дома, самостоятельно. На урок ребята приносили готовый материал, в виде презентаций, газет, плакатов. Во время изучения нового темы они демонстрировали результат работы. На основе полученного материала, к следующему уроку другие ученики готовили проверочные работы. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Осуществлялась сменяемость направлений. Одна группа сначала освещала внутреннюю политику, при изучении другого правителя - внешнюю, во время правления следующего — культуру и т.д. Этот подход способствовал повышению качества. В итоге работы над проектом составлен альбом.
Работа с иллюстративным материалом способствовала лучшему запоминанию изучаемых событий, решению образовательных задач, обогащению учеников опытом эстетического восприятия мира.
Результаты проекта использовались 9-классниками при сдачи ОГЭ и помогли им получить хорошие результаты. Тот же результат получили 11- классники по ВПР. Все ученики 9 и 11 класса задания связанные с иллюстративным материалом выполнили ( проблема - плохое качество, отсутствие цвета в распечатанных проверочных и экзаменационных материалах). Такого результата работы нельзя проследить на уровне самих авторов данного проекта, они не выполняли ВПР, не сдавали ОГЭ, зато у них хорошие текущие оценки, хорошие результаты проверочных работ и на 10% повысилось качество успеваемости по итогам учебного года.
Применяю проектную технологию во внеурочной внеклассной работе. В рамках традиционной декады наук учениками 9 класса выполнен мини проект «Наши герои», результатом стала стенная газета.
ПРИЛОЖЕНИЕ7. С целью воспитания патриотизма, чувства гордости, любви к родному краю члены краеведческого кружка выполняли исследовательский проект «Улицы Челябинска». В процессе реализации решались задачи: расширять знания об истории края, о людях, прославивших его. В результате были оформлены буклеты по теме проекта, проведена виртуальная экскурсия по улицам областного центра.
В этом учебном году был завершен проект «Краеведческий дозор» по истории п. Крутоярский. В мае-июне творческой группой в рамках волонтерского движения реализовывался социально-значимый проект «Моя граница». Авторы познакомились с историей пограничных войск, собрали материал о бывших пограничниках нашего поселка, провели общедеревенский праздник, посвященный 100-летию пограничных войск. Данный проект расширил знания учеников о родном крае. После
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование проектной технологии на уроках, во внеурочной деятельности позволяет мне создавать условия для самореализации учеников. Способствует их творческому развитию, позволяет им осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализирует значимость исторического материала, учит применять их на практике. . Совместная работа сплачивает участников проекта, формирует коммуникативные способности. Во время защиты они демонстрируют опыт публичных выступлений, самостоятельность, индивидуальность, умение оформлять результаты, составлять презентации .
Моя система работы даёт стабильные результаты: общая успеваемость по истории составляет 100%, качество знаний – более 60-65%. Ежегодно ребята принимают участие в муниципальных и региональных этапах олимпиад по истории, обществознанию, в различных конкурсах, научно-исследовательских конференциях и занимают призовые места. Чтобы до конца убедиться в эффективности применения метода проекта, сравнивала знания учеников 9 и 11 класса по одной и той же теме «Великая Отечественная война»
9 класс |
11 класс |
Метод проектов 1. «Герои Сталинградской битвы». 2.Персональный исследовательский проект «Челябинск – фронту!». 3.Индивидуальный информационный проект «Военная техника времен Великой Отечественной войны» 4.Групповой среднесрочный проект «СССР в Великой Отечественной войне»
|
Традиционные уроки |
После изучения материала был проведен контрольный срез знаний. Результаты которого, представлены в таблице.
Показатели |
Результаты |
Результаты |
|
9 класс |
11 класс |
Общая успеваемость |
100 % |
100 % |
Качественная успеваемость |
70% |
50% |
Оценки «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» |
30% 40% 30% |
10% 40% 50% |
Подобным образом сравнивались результаты и по другим темам. Итог везде один, качество выше при использовании метода проектов. Вывод: проектная деятельность способствует повышению качества образования.
Проводила опрос среди учеников, как они относятся к применению проектной технологии, что дала именно им данная методика. Вот ответы учеников:
50% - узнал гораздо больше нового интересного;
40% - научился не только ставить цели и задачи, но и решать их;
60% -могу найти материал и защитить его.
30% - помогают получить хорошую оценку
60% - могу отвечать перед всем классом
Некоторые ученики пишут:
- что они испытывают гордость, собственную значимость от того, что могут быть самыми умными (даже умнее учителя), тогда когда поработали над темой проекта и нашли много нового, интересного материала;
- работа над проектом помогает мне проявить себя и проверить свои возможности;
- часто над проектом я работал вместе с родителями, это здорово.
Проводила анкетирование среди учеников, чему они научились, работая над проектами.
В процессе работы над проектом я научился |
результаты |
||
8 класс |
9 класс |
11 класс |
|
Ставить цели |
60 |
80 |
90 |
Планировать свою деятельность |
|
|
|
Собирать, анализировать и выбирать необходимую информацию |
80 |
70 |
80 |
Создавать электронную презентацию |
80 |
80 |
100 |
Писать доклад |
60 |
50 |
60 |
Оформлять альбомы, буклеты |
100 |
40 |
40 |
Заинтересовывать окружающих |
40 |
40 |
40 |
Разрабатывать план и текст представления проектной работы |
40 |
60 |
60 |
Таким образом, из ответов учеников видна их заинтересованность данной работой, ее значимость для учеников.
Обобщив опыт работы, хочу обратиться к коллегам с предложением: Представленный материал может быть использован вами в работе, кроме того наработанный вами опыт можно рассмотреть на методическом заседании учителей истории. Имеющийся материал неплохо было бы размещать на сайте учителей истории.
Нам необходимо понять в первую очередь лично для себя, применение проектной технологии позволит привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным.
Проектная технология, формирует и развивает личные качества ученика и расширяет кругозор самого учителя. Уроки истории представляют собой огромное поле для организации проектной деятельности учащихся и широкий простор для творчества преподавателя.
Список литературы
1. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3. Дорджиева Л.А. Организация проектной деятельности учащихся Элиста, 2006 год.
4. Саплина Е.В. Проектная деятельность. ( Современные образовательные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла ).М., 2007г.
5. Северина О.А. История 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Волгоград. 2010г.
6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2000
7. Худин А.Н. Проектная исследовательская деятельность в старших классах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тематика проектов.
История древнего мира 5 класс
1.Изобретения и открытия первобытных людей.
2.Древнейшие виды письменности.
3.Индия – родина сказок о животных.
4.Древняя культура Китая.
5.Религии мира.
6.Патриотизм греков в войнах с персами.
7.Олимпийские игры
8.Знаменитые сооружения древности.
Тематика проектов. История 9 класс
1. «Россия на рубеже - XIX - XX веков»
(Индивидуальный информационный проект. Продукт- презентация)
2.«Российские революции начала ХХ века»
(Событий индивидуальный проект. Продукт- участие во всероссийском конкурсе)
2. «Советско-афганская война»
(Парный практико-ориентированный исследовательский проект. Продукт – выступление на научной конференции)
4 .«Гражданская война»
(Групповой краткосрочный проект. Продукт - доклады, сообщения, сочинения)
5.«Герои Сталинградской битвы»
(Индивидуальный краткосрочный проект. Продукт – презентация)
6. «Челябинск – фронту!»
(Персональный исследовательский проект. Продукт-альбом)
7. «Военная техника времен Великой Отечественной войны»
( Индивидуальный информационный проект. Продукт- слайд шоу)
8. «СССР в Великой Отечественной войне»
(Групповой среднесрочный проект. Продукт- папка с материалом, в том числе краеведческим)
9. «Перестройка от А до Я»
(Среднесрочный проект. Продукт – энциклопедический словарь перестройки).
10. «История в песнях»
(Творческий проект. Продукт – концерт с показом слайдов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Защита проекта
Подготовка защиты проекта:
1.Составь письменно краткий план выступления, лучше каждый пункт на отдельном листочке.
2.Подготовь наглядностость для лучшего восприятия твоего выступления презентация, газета, макет, буклет,
3.Четко определи, расчитай времы своего выступления .
4.Подумай о таких деталях как одежда, прическа, бейджик, указка и т. д.
5.Проведи репетицию своего выступления перед родителями.
6. Попробуй представить какие тебе могут быть заданы и продумай ответы на них.
Защита проекта:
1. Поприветствуй аудиторию
2. Озвучь тему , автора и руководителя проекта
3. Обоснуй мотив, назови цели, задачи, гипотезу
4. Четко, эмоционально, убедительно, с примерами раскрой суть работы.
5. Говори грамотно, внятно, избегай незнакомых, неизвестных понятий терминов.
6. Не допускай чтения текста, на всякий случай у тебя в руках карточки с планом, которые помогут тебе.
·Не забывай опираться на наглядность
·Четко сделай вывод, продемонстрируй результаты работы.
·Во время защиты покажи собственную заинтересованность проблемой и заинтересуй других.
·Прежде чем ответить на задаваемые вопросы, хорошо подумай.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Индивидуальный ученический проект
Пояснительная записка
В историю России Петр вошел как великий реформатор. С ним начался новый период русской истории. Столкнувшись с очевидным экономическим и культурным отставанием нашего государства от стран Европы он начал необходимые преобразования. .
По телевидению слышал, что его деятельность, в настоящее время вызывает споры у историков. Это объясняет мой интерес к жизни Петра I . Оценка деятельности царя-реформатора противоречива: одни восхищаются им видя в нем гениального политика, другие осуждают за произвол , самодурство.
Этим объясняется актуальность данной темы.
Цель работы: используя материалы различных источников глубже познакомиться с личностью Петра I .
Задачи:
1.Рассмотреть личность Петра.
2.Собрать и сравнить материал историков о Петре I.
3.Сделать вывод о личности на основе изученных событий.
Гипотеза: Пётр I – великий реформатор и великий тиран.
Значимость: Возможность применения полученных данных при подготовке к ОГЕ .
Объект: личность и реформы Петра I.
Методы исследования.
Рассмотрение, анализ и оценивание деятельности царя.
Проведение мини - исследования среди одноклассников, выяснение их отношения к деятельности Петра.
Основная часть
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I
В процессе работы мною найдены следующие оценки:
- Известный русский историк Н.М. Карамзин отмечал: « Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей».
- Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за, что бы не признал в нем столь великого монарха…»
- Русский историк М.П. Погодин «…Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!...»
- Историк С.Ф. Платонов утверждал «Петр нарушил это развитие. Он своей насильственной реформой внес к нам чуждые, даже противоположные начала западной германской цивилизации. Он повернул правильное течение народной жизни на ложную дорогу заимствований. Он не понимал заветов прошлого, не понимал нашего «национального духа»
- Е.В. Анисимов заявляет: «В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежало четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Вершиной этой системы является трон…».
- Писатель К. Аксаков говорил: «…в результате реформ Петра I произошел раскол в обществе, служилый класс в культурном отношении отделился от народа (земщины), более того, государство стало вмешиваться в бытовые, нравственные, экономические устои народа, что пагубно сказалось как на состоянии государства, так и быте народа.»
-Известный философ западник Кавелин «Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне… Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь».
- Г.И. Головкин писал, что только благодаря Петру I его подданные «из тьмы ничтожества и неведения вступили на театр славы и присоединились к образованным государствам европейским».
- Левин И.В. заявлял: « Ныне у нас не царь, а антихрист — заставляет нас, монахов, есть мясо и с женами жить…».
- Историк Ключевский отмечает: «… реформы Петра I направлялись условиями его времени, до него не действовавшими, частью созданными им самим, частью вторгнувшимися в его дело со стороны. Война была важнейшим из этих условий. Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал …»
Заключение
За время, прошедшие после смерти Петра I появилось много разных оценок его личности и деятельности. Собранный материал показывает их противоречивость, противоположность. Одни (М.П. Погодина, Кавелин) восхищаются его целеустремленностью , неукротимой энергией. смелостью. С.М. Соловьев считает Петра «царем-революционером», который сумел европеизировать Россию, превратить ее в империю, влиятельную европейскую державу.
К.С. Аксаков и другие обличают Петра в том, что он повернул Россию на ложную дорогу заимствований, своими реформами внес к нам чуждые традиции. Обвиняют в неимоверной жестокости, насильственных методах проведения реформ.
В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Е.В. Анисимов считают, что новшества Петра имели под собой объективную основу и были необходимы России. Они ценят заслуги Петра и убеждены что они не могли обойтись без потерь для простого русского народа.
Проделанная работа позволяют мне сделать собственный вывод.
Петр не зря назван Великим, великими были его дела. Конечно, как человек он был наделен противоречивыми качествами, его трудно охарактеризовать однозначно. Я горжусь тем, что не только Петр стал Великим, при нем наше государство стало Великим, превратилось в империю. Да, Пётр жестокий, но жестоким было врем,я в котором он жил, и могло было стать еще жестче, если бы не реформы, проведенные им. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.
Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу. Любите свою Отчизну и гордитесь Россией.
Литература
1.Кушнир А.Г. Хрестоматия по истории, Т.II. М.,1999г.
2.Карамзин Н. М. История государства Российского, Калуга, 1993 г.
3.Ключевский В.О.Курс лекций по русской истории, Ч.IV, М., 1989
4.Анисимов Е.В.Петр Первый: рождение империи// История: люди, идеи, решения
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Урок «Русско-японская война» 11 класс
Цели урока:
Расширить, углубить знания о русско-японской войне за счет выполнения проект .
Продолжить формирование умений самостоятельской исследовательской работы, логического мышления, аналитических способностей.
Воспитание творческой личности, интересующейся историей своего государства.
Задачи урока:
1.Создать условия для того чтобы ученики самостоятельно узнали малоизвестные факты о изучаемом событии.
2. Выполнить исследовательский проект
Тип урока: личностно-ориентированный с применением проектной технологии
Форма урока: групповая работа
Ход урока
1. Оргмомент. Запись темы урока.
2.Вступительная беседа. Погружение в тему. Посмотрите внимательно, у меня в руках экспонат нашего музея. Книжечка, которую дарил солдатам Николай II проважая их на фронт.
Более 100 лет прошло с тех пор, как окончилась русско-японская война. В наши дни её называют «забытой войной», о ней практически не вспоминают, не хотят вспоминать. Она начиналась как «необходимая нам, небольшая, победоносная война», а принесла колоссальные потери. Наша армия терпела поражения и на суше, и на море. Порт-Артур, Шахэ, Мукден, Цусима. В предверии 110 летнего юбилея в 2014 году о войне вспомнили, освещали события на страницах газет, в телевизионных передачах. Говорилось о том, что на сегодняшний день остаётся много нераскрытых страниц этой войны. Ученые - историки продолжают собирать материал, вести исследования.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с малоизвестными фактами, событиями сражений. Узнать судьбы командующих русским флотом и итоги войны и составить проект «Русско-японская война».
3. Выполнение проектных заданий.
Класс разбит на 4 группы историки, исследователи, аналитики, эксперты.
Каждая группа работает по своему заданию.
Историки. Расскрывают вопрос «Основные события войны».
- Оборона Порт – Артура.
- Сражение на реке Шахэ.
- Битва под Мукденом.
- Цусимское сражение.
Исследователи. Готовят презентацию « Русский флот».
-Крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец».
-Флагманский броненосец «Петропавловск».
-Миноносец «Стерегущий» и крейсер «Богатырь».
-Броненосец «Севастополь».
-Крейсеры «Россия», «Громовой» и «Рюрик».
Аналитики. Анализируют проблему «Командный состав ».
-С.О.Макаров.
-З.П.Рожественский.
-А.М.Стессель.
-Н.И.Небогатов.
Эксперты. Составляют отчет – «Итоги русско-японской войны».
-Подписание Портсмутского мира ( сентябрь 1945г. )
-Потеря Россией Южного Сахалина в пользу Японии.
-Передача Японии Ляодунского полуострова и Порт-Артура.
-Потери России: 400 тысяч человек убитых и раненых.
-Гибель Тихоокеанского флота.
4. Защита групп
5. Выставление оценок
6.Домашнее задание: Подготовится к проверочной работе. Написать эссе «Русско-японская война-трагедия, героизм»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Часть проекта «История XIX века в иллюстрациях».
«Правление Александра I в иллюстрациях»
Пояснительная записка
Эпоха правления Александра I наполнена множеством различных исторических событий, важных, значимых дат. Это время развития культуры и искусства. Период деятельности великих реформаторов, талантливых полководцев, известных политических и общественных деятелей.
Проблемная ситуация: большой объем информации, отсутствие в учебнике наглядного материала вследствие чего, сложность осмысления, запоминания материала.
Цель: Представить период правление Александра I средствами изобразительного искусства (портреты, картины, карикатуры)
Задачи: Подобрать, систематизировать наглядный материал соответствующий данному периоду истории
Вид проекта: групповой, информационный, среднесрочный
Ожидаемый результат: иллюстративный альбом, помогающий лучшему восприятию и запоминанию данной темы.
Описание работы: Класс разбит на творческие группы, каждая из которых по собственному желанию выбирает направление работы, собирает, систематизирует материал, презентует его во время прохождения темы на уроке. К итоговому уроку составлен альбом.
Направления работы:
1группа ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I
2 группа ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I
3группа ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I
4группа РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I
5группа ПЕРСОНАЛИИ ЭПОХИ АЛЕКСАНДРА I
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Проверочная работа «Культура эпохи Александра I“
1.На какой иллюстрации изображены Павловские казармы:
а б в
2.Найди здание Эрмитажа:
а б в
3.Где изображено здание Сената :
а б в
4.Найди здание Смольного института:
а б в
5.Найди памятник Кутузову и Барклаю де Толли
а б в
6. Где изображены императорские конюшни
а б в
7.На какой фотографии изображен памятник Суворову
а б в
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Мини проект «Наши герои»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.