Опыт
привлечения родителей к образовательному процессу в условиях школы-интерната
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Однако существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи.
Во-первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.
Во-вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.
В-третьих, в обществе происходит обострение не только социально-экономических, экологических, демографических, но и социально-психологических проблем. Оно связано с усугублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся с ОВЗ,
- дополнительное образование неслышащих детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития неслышащего ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.
Вся работа с родителями в нашей школе-интернате осуществляется в несколько этапов:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Традиционные формы |
Нетрадиционные формы |
Коллективные: |
Индивидуальные: творческие дела. |
Родительское собрание |
Семейные традиции. |
Общешкольная конференция |
История моей семьи. |
Родительский лекторий |
Талисман семьи. Гороскоп семьи. |
Вечер для родителей |
Семейная книга рекордов. |
Родительские чтения |
Географическая карта моей родословной. |
Семинар |
Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое). |
Практикум |
День рождения в семье. |
Заседание |
Праздники семьи. |
“Круглый стол” |
Семейные увлечения. |
“Педагогическая гостиная” |
“Четыре способа обрадовать маму”. |
“Устный журнал” |
Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры). |
Тренинг |
Мой семейный альбом. |
Спортивные соревнования |
Известные люди семьи. |
Акция “Милосердие” |
Папа может все, что угодно. |
Акция “Книжка”, “Игрушка” |
Наш дом театр, музей, оранжерея…. |
Трудовой десант |
Песни (сказки) моей бабушки. |
Субботник |
Самое ласковое мамино слово. |
Творческий концерт |
Мое любимое блюдо. |
Выставка |
Я горжусь своим дедом! |
Вернисаж |
Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения. |
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
На данном слайде представлена анкета, как вы все знаете это одна из первых форм работы с родителями, которое мы проводим регулярно. Тематика анкет, существующих в нашей практике разнообразна. Это и:
ü Анкета для родителей «Давайте познакомимся!»
ü Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями".
ü Анкета для родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями".
ü Анкета для родителей «Школа глазами родителей».
ü Анкета для родителей «Вы и ваши дети».
ü Анкета для родителей «Как я знаю своего ребенка».
ü Анкета для учащихся «Самооценка отношений в семье».
ü Анкета для учащихся «Детско-родительские отношения».
ü Анкета для родителей «Результаты учебного года».
Например, при проведении анкетирования в нашей школе, по вопросу удовлетворенности родителями услугами образовательной организации процент ежегодно растет и в прошлом году достиг 98% удовлетворенности.
Отношение родителей к воспитанию детей с нарушенным слухом зависит от уровня их образования и культуры, от материальных условий семьи, морально-психологического климата и личностных установок в восприятии собственного ребенка. Особое значение имеет деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в стремлении понять особенности нарушенного развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания ему коррекционно-развивающей помощи.
Сотрудничество школы и семьи проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития, и привлечении их к участию во внеурочной работе. Организационно-педагогическая работа обеспечивает объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным слухом. Для полноценного участия в этих мероприятиях родителей, имеющих нарушения слуха, используются специфические средства общения, в том числе разговорный (или калькирующий) жестовый язык.
Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).
Другое направление работы с родителями педагогов нашей школы-интерната – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания. В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" предлагаются для родителей психодиагностические методики для самоисследования по вопросам развития, образования и воспитания детей.
Пройдя тестирование, родители получают возможность узнать уровень родительской тревожности, требовательности, строгости, самостоятельности, предоставляемой ребенку.
После этого возможно самостоятельно определить напряженность в детско-родительских отношениях, узнать, насколько сплоченной является семья, ее способность адаптироваться при стрессовом воздействии, в том числе, в период прохождения детьми экзаменов, а также многое другое.
Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома.
Методические рекомендации: «В помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков».
Подробная информация на сайте: telefon-doveria.ru
Рекомендации подготовлены по материалам Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета
Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении.
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта обучающихся.
Указанные материалы доступны для просмотра на информационно-просветительском портале "Растимдетей.рф", на сайте нашего образовательного учреждения internat.27.ru
Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей —
8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации.
Еще одна функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:
ü оказание помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
ü коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
ü связь с административными и правоохранительными органами;
ü участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей)
Проведение мастер-класс
По кинезиологии
Песочная терапия
По развитию творческого мышления (АР терапевтические технологии (рисуночные тесты проводятся в парах родители-дети дом-дерево-человек, колесо баланса, карта внутреннего мира)
Сравниваются родители и дети
Посещение учебных воспитательных мероприятий
Тренинги мастер-классов педагога-психологов
Раздаем буклеты информационные по развитию мелкой моторики
Эмоциональной сферы
По взаимодействию
Как похвалить ребенка 99 способов
Консультации по видео конференц-связи
По вацап
Консилиумы по видео ВКС ( видео конференц связь)
Города всего региона
Семья 4 летней девочки Комсомольск-на-Амуре
Как сесть, где сесть, как говорить….
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
С возможностями выхода на психологическое онлайн консультирование (бесплатное) центральные регионы России (Москва, Санк-Петербург)
Результаты рассылаются на почту родителей, где он может видеть какие есть проблемные зоны
На сайты родителей осуществляется рассылка методических рекомендаций по вопросам воспитания ребенка и инклюзивного образования
Скрининги
Развивалочки для детей
Взаимодействие с подростками суицидальные риски
Информируем родителей о возможности прохождения медиц комиссий
О включении в родительские сообщества
Ассациация родителей ранненго возраста
РО ВАРДИ
Муниципальное отделение ВАРДИ
СОНКА (некомерческие) Росточек, Реальная помощь, Аридонс, Счастливое детство, театр Луч)
Волонтеры нормотипичные дети приходят к нам для взаимодействия (мастер-класс)
Родители образ организ подготавливают своих детей к приходу в нашу школу
Наши дети волонреры
Толерантное отношение к детям с ОВЗ
Особенное детство (ранний возраст) ИРаВ(Санкт-Петербург)
Все с учетом возраста и особенностей
коронавирус
стихотворение жрушки
игра четверушки
коммуникация социализация толерантность
в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы.
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов
воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.