Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни.
К.Д. Ушинский
В жизни главное для меня – сопереживание, живой поток между мной и другими, когда обе стороны дают от всего сердца.
М. Розенберг
Опыт проведения мероприятий на примере мастер-класса «Первая помощь пострадавшим»
Реформа медицинского образования проводится в соответствии со стандартами качества оказания медицинской помощи и требует совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В условиях реформирования системы здравоохранения медицинский работник обязан качественно исполнять свои профессиональные обязанности и владеть новыми, в том числе современными медицинскими технологиями.
В связи с чем в подготовку специалиста включены новые принципы обучения, направленные на получение непрерывного медицинского образования с применением современных технологий в медицине. Повышение безопасности жизни пациентов – одна из важнейших задач медицины. Именно cимуляционное обучение помогает решать эту проблему во всем мире и в России, так как прочно внедряется в систему медицинского образования на всех уровнях как одно из средств оптимизации и повышения эффективности работы лечебных учреждений и именно эта технология активно используется нами на практических занятиях «Неотложной помощи».
«Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу… Им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем» (King M., 1992). Благодаря многим исследованиям выяснено, что среди врачей широко распространено представление о том, что стресс в работе равнозначен неудаче и собственной слабости. Именно поэтому он вызывает основанное на чувстве вины отрицание и приводит к тому, что врачам трудно признаваться в наличии этих проблем, соответственно, трудно делиться ими и решать их.
Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмпатии , высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений.
Предупреждение профессионального стресса
В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о факторах риска.
Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Использование на занятиях ДПО здоровье сберегающих технологий, оправданных требованиями современной жизни, подготовка медицинских специалистов с учетом факторов окружающей среды, в которых они оказывают помощь пострадавшим, готовит их к подчас стрессовой практической работе с возможными минимальными «для себя» последствиями нагрузок чрезвычайных происшествий.
Профессиональный стресс — это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения социальных ролей и функций, недостаточной эмоциональной поддержки со стороны коллег и, зачастую, руководства.
В качестве факторов, негативно влияющих на психическое здоровье и психологическое благополучие населения, отмечаются: неопределенность, серьезность заболевания, дезинформация, социальная изоляция, экономические последствия пандемии COVID-19 и их влияние на благосостояние человека. Медицинские работники, оказывающие помощь инфицированным пациентам, находятся в группе высокого риска возникновения проблем со здоровьем и нуждаются в поддержке.
Как отмечалось выше, медицинские работники подвержены большому стрессу и имеют высокие риски возникновения неблагоприятных последствий. Причинами этого называются следующие: длительный рабочий день, риск заражения, нехватка защитного снаряжения, одиночество, физическая усталость.
Современные технологии симуляционного обучения на практических занятиях, позволяют решить широкий круг задач в последипломном образовании, давая возможность в рамках существующих программ повышать свою квалификацию без рисков для жизни для себя и для реальных пациентов, и снижая степенью подготовленности риск стрессовой нагрузки на медицинский персонал, оказывающий помощь пациентам в кризисных ситуациях и угрожающих жизни и здоровью факторах.
Одной из актуальных на сегодняшний день и эффективных форм проведения практического занятия является мастер-класс. Такая форма проведения практического занятия позволяет в себе объединить в информационном потоке все новейшие теоретические аспекты и тонкости практических ньюансов алгоритмов оказания помощи пациентам, поддержать специалистов-медиков, оказывающих помощь рассмотрением клинически оправданных тактик,
рациональным распределением сил, снижением стрессовой нагрузки.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Тематика мастер-классов включает в себя:
Задачи мастер-класса:
В ходе мастер-класса участники:
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Требования к организации и проведению мастер-класса:
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом.
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
· кратко характеризуются основные идеи технологии;
· описываются достижения в работе;
· доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
· определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
2.Представление урока (занятия), системы уроков (занятий):
· описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
· определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с
демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися:
· учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
· слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
· учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
· мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
· мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
5. Рефлексия:
· проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Смысл мастер-класса.
Действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо методикой, которая применялась и успешно внедряется ими с учетом требований современности.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Возможная модель проведения мастер-класса:
№ |
Ход занятия |
Время |
|||||
1 |
Вступительная часть: |
10 мин |
|||||
Организационный момент |
2 мин. |
||||||
Формулировка темы и ее обоснование |
2 мин. |
||||||
Определение цели и задач |
4 мин. |
||||||
План проведения занятия |
2 мин. |
||||||
2 |
Основная часть занятия. |
155 мин |
|||||
Контроль исходного уровня знаний (алгоритм соответствия) |
5 мин |
||||||
Изложение материала:
|
150 мин |
||||||
3 |
Подведение итогов: |
15 мин |
|||||
Итоговый контроль знаний (тестовый контроль) |
8 мин |
||||||
Самостоятельный контроль слушателей ответов на тесты, сверяя с эталоном |
2 мин. |
||||||
Подведение итогов обобщение пройденного материала |
5 мин. |
||||||
|
Всего |
180 мин. |
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии:
• Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи.
• Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей).
• Прогрессивность.
• Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
• Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
• Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
• Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
• Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации, приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
• Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
• Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
· Здоровье сберегающие технологии.
Основные элементы, методические приемы технологии проведения мастер-класса:
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; нужно представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами окрыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может проектировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование - представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Рекомендации по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)
Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
Составьте подробный план занятия.
Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.
Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно
начинать.
Задача - прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех.
Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего урока.
Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.
Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.
Не бойтесь задавать трудные вопросы.
Проведите в конце краткий анализ занятия «с учениками».
Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами.
Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.
Положительный результат обучения в работе мастер-класса, как мы считаем, состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:
1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии достигается активизация познавательной деятельности.
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединении использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.
Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.
Условия результативной работы «учеников» мастер-класса
• мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
• повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
• готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
• рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.
При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию мастера. Позиция мастера - это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Я никогда не видела глупого ребенка;
Я видела ребенка, который иногда делал
Вещи, мне непонятные,
Или поступал не так, как я ожидала;
Я видела ребенка, который не был там,
Где бывала я,
Но он не был глупым ребенком.
Не торопись возражать, а подумай:
Был ли он глупым или
Просто знал не то, что знаешь ты?
Рут Бебермейер
ЛИТЕРАТУРА:
1.. Машуков А.В. Организация и проведение мастер - классов. Методические
рекомендации . Челябинск, 2007.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» //Вестник
образования России – 2010. - № 4.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.— М.: Школа-Пресс, 2002.
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной
школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010.
5. Русских Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой
профессиональной деятельности // Методист. – 2002 - № 1
6. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие / Е. М.
Пахомова, Л.П. Дуганова. – М.: АПКиППРО, 2006.
7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер - классы. –
Волгоград: Учитель, 2008 .
Информационные источники:
— mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-i-provedeniyu-master-
— festival.1september.ru/articles/515316/
— www.openclass.ru/wiki-pages/51787
— https://policlinic4.kz/ru/tipspsychologist/adult?node=2125
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.