Опыт работы по формированию грамотной устной речи у обучающихся начальных классо
Оценка 4.6

Опыт работы по формированию грамотной устной речи у обучающихся начальных классо

Оценка 4.6
docx
06.10.2020
Опыт работы по формированию грамотной устной речи у обучающихся начальных классо
Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы.docx

Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Черепкова Ольга Сергеевна 

учитель начальных классов

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Я бы хотела сегодня поговорить на очень важную на мой взгляд тему «Развитие грамотной устной речи у младших школьников на уроках и во время внеурочной деятельности»

    Ежегодные изменения  в организации образования в школах предъявляют новые требования к деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменились сама политика и концепции образования, изменились и дети, приходящие в школу.

     В связи с государственно-политическим переустройством в Российской Федерации востребована творческая личность, свободно владеющая связной речью как орудием интеллектуальной деятельности, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной практики. Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

     Потребность в общении – это самое главное в жизни человека.

     В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность.

    Наша жизнь теперь неразрывно связана с телефонами, компьютерами, Интернетом. А Глобальная сеть в свою очередь диктует обществу свои правила. Цифровой мир  не требует лексической грамотности. Сталкиваясь с проблемой зависимости детей от компьютерных игр, мы замечаем сокращение пассивного словаря ребенка. Обыденные слова все чаще заменяются словами-паразитами, заимствованными из чатов игр.

     Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры.

«Как же сформировать грамотную устную речь у учащихся начальной школы»?

     Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают, как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

 

    Первый шаг на пути обучения речевой коммуникации – показать ученикам, что речью необходимо управлять, её нужно уметь контролировать.

Занятия по развитию речи призваны создать у учащихся мотивацию к использованию выразительной и грамотной речи и обеспечить их инструментами общения: расширить словарный запас, ознакомить со способом реализации языка в звучащей речи.

    Таким образом можно сформулировать следующие требования к организации учебных занятий:

  • Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
  • Деятельностный характер обучения;
  • Создание и поддержание у учащихся потребности в совершенствовании собственной речи;
  • Коммуникативное поведение учителя на уроке.

    Мне бы хотелось подробнее остановиться на деятельностном характере обучения. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. При деятельностном подходе целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

    В современной трактовке модель деятельности на уровне учебного элемента имеет следующие 4 этапа:

  • этап мотивационно-ориентировочный;
  • этап уяснения знаний;
  • этап отработки умений (навыков);
  • этап контроля.

    Каждый из перечисленных этапов познавательной деятельности преследует свои дидактические цели.

    Задача мотивационно-ориентировочного этапа – привести обучаемого в состояние готовности к восприятию материала, подлежащего усвоению. Включает две фазы: мотивационную и ориентировочную.

    Под уяснением понимают порождение, возникновение в сознании обучаемого новых образов, понятий и систем понятий. Уяснить – значит понять изучаемый предмет, создать о нем правильное представление, увидеть его (в прямом или переносном смысле).

    Под отработкой понимается совершенствование знаний, возникших в процессе уяснения, за счет выработки умений применения знаний. Следует подчеркнуть, что отрабатывать можно только то, что уяснено. Нельзя закрепить то, чего нет, в процессе отработки знаний продолжается уяснение (знания уточняются, дополняются), т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, легкости, прочности и т.д.

    Контрольный этап познавательной деятельности связан с установлением того, достигнута ли цель обучения. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного хода действия возникает необходимость исправления, коррекции деятельности.

Контрольная работа, зачет, экзамен – это не этап познавательной деятельности, а вид учебной деятельности! Работа по формированию грамотной устной речи учащихся включает 

3 этапа: подготовительный, определяющий, обобщающий.

 

1 этап –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: подготовить речевой аппарат ребенка, развить правильное дыхание. Помочь учащимся добиться чёткого и ясного произношения звуков.

На первом этапе проводятся следующие упражнения

  • Дыхательные
  • Артикуляционные
  • Пальчиковая зарядка

    Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

    Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Задачи развития речевого дыхания:

  • Следует тренировать длинный выдох, а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха;
  • необходимо тренировать умение рационально и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.

Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

  • вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот;
  • вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Пример упражнения для развития речевого дыхания:

  • “Разминка”.
    вдох носом, выдох через рот;
    вдох, задержка дыхания, выдох;
    вдох, выдох по порциям
  • "Футбол".
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

    Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Например:

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам
очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки
тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали.
И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам
растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
хоботок есть у меня.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).

    Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитию моторной функции речи. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками.

    В период обучения грамоте включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а так же различные массажи. Я предлагаю интересный массаж для пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

   Массаж пальцев.

Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Аладдин,
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трем мы лампу Аладдина.

Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).

“Ладонь – кулак”

Руки положить на стол:

1.     ладони прижаты к столу;

2.     одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);

3.     разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).

    Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

    И надо помнить, что на первом году обучения подготавливается почва для формирования языковой компетенции ребенка, и как мы эту почву подготовим, то потом на ней и вырастет.

2 этап – ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ

Цель: закрепить достигнутые результаты по развитию речи учащихся путём систематического проведения речевой разминки на уроках. В систему упражнений добавляются ортодологические разминки, позволяющие предупредить неправильное произношение.

3 этап – ОБОБЩАЮЩИЙ

На этом этапе хотелось бы остановится поподробнее.

 1.Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

     Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

     Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.

     Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.

     Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:

1) расширить детский словарь;

2) пассивный словарь сделать активным;

3) обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

       Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики С.Н.Лысенковой. Задания здесь направлены не только на запоминание нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова разбиты на блоки, у каждого блока свое название.

Например: «учебные вещи», «Россия», «на реке», «птицы» и т.д.

Каждый блок вывешивается на неделю в классе. Работа проводится по следующему плану.

Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов (по толковому словарю), подбор названия блока.

Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).

Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.

Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.

Пятница. Словарный диктант (с использованием слов из предыдущих блоков).

Лучшие творческие рассказы озвучить…

     В 3 – 4 классах этапы данного плана можно усложнить. Например, найти значение слова в толковом словаре дома самостоятельно и т.д.

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи.          

     Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.

       Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, «дом ­пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.

      Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.

Из своей копилки пословиц и поговорок могу предложить такие: Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде. Доброе дело и в воде не тонет.

Задания могут быть такими:

1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.

2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.

      Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.

    Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка в частности много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор, работу можно ненавязчиво продолжить во внеклассных мероприятиях.

Например, игра «Переведи на русский язык». Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Дети любят «переводить» такие пословицы.

Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.

1.     Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам).

2.     Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).

3.     Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).

4.     Сын леопарда тоже леопард (Африка).

5.     Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет).

6.     После обеда приходится платить (Англия).

7.     Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция).

Примерные варианты ответов: 1) Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2) Шило в мешке не утаишь. 3) Мал золотник, да дорог. 4) Яблоко от яблони недалеко падает. 5) Куда иголка, туда и нитка. 6) Любишь кататься, люби и саночки возить. 7) Пуганая птица всего боится.

    Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;

- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;

- в некоторых загадках можно использовать рифму.

    Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к., выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми.

Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.

Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой.

Обыгрывание скороговорок:

- проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивлённо, озабоченно, разочарованно…);

- проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);

- импровизационное инсценирование скороговорок;

- создание скороговорных приветствий.

Можно устроить «Скороговорный круг». Для этого по кругу передаётся какой-то предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого человека своя).

Поиграйте в игру «Скороговорная лента». На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или верёвочку). По команде два человека начинают её скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернёт ленту и при этом правильно произнесёт скороговорку.

Скороговорки с продолжением. Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать её можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершён, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось.

Расшалившийся малыш

- шипел на кошку,

- шлёпнул Шурика шёлковым шарфом,

- смешивал вермишель с шоколадом,

- навешивал вермишель на уши щенку,

- швырял шишки в шкаф ...

Такие виды работы чаще использую на внеурочном занятии  по «Этической грамматике»

 

2. Словесное рисование.

 

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие:

- умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;

- умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты,

метафоры, олицетворения;

- умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

Сейчас это делать становится все труднее, т.кколичество часов на уроки литературы сокращены до минимума. И все таки стараюсь хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания:

·         Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

·         Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты.

·         Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.

·         Придумайте ( подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:

·         Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

·         Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;

·         Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

·         Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.

·         Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Задания:

·         Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.

·         Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору.

·         Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.

·         Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения:

·         Какие настроения автора вы почувствовали?

·         Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.

·         Выразите возникшие у вас чувства.

·         Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.

 

 

3. Математическая речь.

 

     Изучение математического языка, знакомство с его компонентами ­неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций ... Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.

     Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений­-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия. Например, «Как построить отрезок?», «Как решить задачу?», «Как решить уравнение?» и т.п.

Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы. Чтобы не быть голословным, приведу пример сочинения­-описания. «Треугольник. Треугольник – это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначать буквами А,В,С и др. В треугольнике есть три угла».

       Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т .п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся. Можно предлагать темы, связанные с историей возникновения математических понятий и их терминов или символов («Как возникло название…?», «Как возник знак ...?», «Как люди научились считать?»).

       Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. Например, треугольник может изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений его величин (площади, периметра и т.п.). а с числами могут производится какие-то сказочные арифметические действия, изменение «внешнего вида» (цифрового обозначения).

К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

       Сочинения-загадки - это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

Например, в форме описания: «Это число есть и у собаки, и у кошки, и у стула. У человека его нет. Но когда человек был еще маленьким, у него тоже было это число. Это число состоит из двух одинаковых чисел». В форме сказки: «Жило-было одно число. Решило оно изменить свою внешность. Пошло в салон красоты и объяснило, как оно хочет выглядеть. Работники салона красоты сказали, что для этого числу достаточно приподнять шляпу и надеть поясок. Какое число пришло в салон красоты, и как оно хотело выглядеть?».

Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, математической речи, на формирование положительных эмоций в обучении математики.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Возможно, мое выступление помогло вспомнить некоторые из них. Буду рада, если мое выступление было вам полезно и интересно. Желаю успехов!


 

Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека

Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека

Каждый из перечисленных этапов познавательной деятельности преследует свои дидактические цели

Каждый из перечисленных этапов познавательной деятельности преследует свои дидактические цели

Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот; вне речи вдох и выдох…

Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот; вне речи вдох и выдох…

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам

Без пальто гулял глупышка, И замерз он как ледышка

Без пальто гулял глупышка, И замерз он как ледышка

Активный словарь у детей невелик

Активный словарь у детей невелик

Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно

Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно

Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки

Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки

Такие виды работы чаще использую на внеурочном занятии по «Этической грамматике» 2

Такие виды работы чаще использую на внеурочном занятии по «Этической грамматике» 2

Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору

Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору

Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т

Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т

Заключение. Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы

Заключение. Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2020