Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Кушвинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Опыт работы по теме: «Развитие физических качеств детей дошкольного возраста в процессе освоения нового содержания занятий по плаванию».
Составитель:
Инструктор по физической
культуры МАДОУ № 9
Таг Наталья Вадимовна
г. Кушва 2017 г.
Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях дошкольника.
К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.
В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, гигиенические и социально-бытовые факторы, оздоровительные силы природы. Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться вменяющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребёнка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
Гигиенические и социально-бытовые факторы составляют важнейшую предпосылку всестороннего развития и воспитания ребёнка. К одной группе факторов относятся средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей: гигиены окружающей среды (жилья, освещения, мебели, игрушек, одежды, обуви). Средство личной и общественной гигиены (гигиены питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребёнка, его отдыха, воспитание культурно-гигиенических навыков), лечебно-профилактические мероприятия.
Другую группу составляют рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр (состояние спортивных залов и участков, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви), соблюдение гигиенических правил, а также врачебный контроль за физическим воспитанием.
В системе физического воспитания оздоровительные силы природы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр (например, регулярное проведение на открытом воздухе), либо как относительно самостоятельные средства закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, купание и др.).
Результаты закаливания проявляются и в общем воздействии на ребёнка: укреплении его здоровья, развитии активности, воли и т.п. Особенно необходимо закаливание для слабых детей. По совету врача выбирают подходящий вид закаливания и последовательно проводят его, тщательно соблюдая ещё большую постепенность.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельности нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка.
Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах, что особенно важно для проживающих в северных районах страны, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены.
Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма.
У детей младшего и среднего дошкольного возраста сращение частей решетчатой кости и затылочной (основной) кости обеих половин черепа, окостенение слуховых проходов и носовые перегородки не завершены. Между костями черепа ещё сохраняются хрящевые зоны, так как продолжается формирование головного мозга. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при проведении физических упражнений и занятий по плаванию, потому что даже самые лёгкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам. Активно развивается позвоночник ребёнка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвонковых дисков обуславливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить плоскостопие.
Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. У дошкольников мышечная система развивается не равномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверхности бёдер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи, кистей, особенно у девочек, малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребёнка. Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которых в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавание является средством профилактики и лечения нарушений осанки. У ребёнка дошкольного возраста (по сравнению с периодом новорожденности) размеры сердца увеличиваются в 4 раза, что приводит к интенсивному формированию сердечной деятельности. Небольшой объём сердца, малая величина выброса крови в единицу времени не позволяют детскому организму увеличить потребление кислорода, однако сердечная мышца ребёнка обильно снабжается кровью за счёт широких просветов сосудов и быстрого кровообращения. Расширяют функциональные возможности сердца детей также эластичность сосудов и невысокий уровень артериального давления. Поэтому в данном возрасте сердце сравнительно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым относится и плавание.
У детей дошкольного возраста верхние дыхательные пути относительно узки, а так как слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, то при неблагоприятных условиях дыхания детей быстро нарушается. Рядом исследований доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, одним из самых трудных моментов при овладении навыков плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определённый момент. В отличие от обычного двухфазного, в воде осуществляется дыхание трёхфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох выполняется тем, что он выполняется в воду. Всё это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.
Нервная система в этот возрастной период также претерпевает существенные изменения. Особенно интенсивно развивается большие полушария мозга в частности, лобные доли. Изменения происходят и в основных нервных процессах. Так, увеличивается возможность тормозных реакций. Это повышает способность ребёнка подчинить своё поведение внешним требованиям.
В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается эластичность его нервной системы, отчего ребёнок становится более уравновешенным, лучше контролирует своё поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, и у ребёнка улучшается аппетит.
Рекомендуемая специалистами температура воды в детских бассейнах обычно ниже температуры тела ребёнка, поэтому совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывает благотворный, закаливающий эффект. При вхождении в холодную воду ребёнок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови. В кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием и постепенного снижения температуры воды от занятия к занятию время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь, закалённым ребёнок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.
Занятия плаванием оказывает на ребёнка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Но, впервые попав в воду, ребёнок чувствует себя неуверенно, скованно, поэтому требуется такт и участие, чтобы не вызвать страх и неприязнь к воде. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно организованные занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.
Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.