Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Кушвинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Опыт работы:
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье»
Составитель:
Таг Наталья Вадимовна
Должность:
Воспитатель
МАДОУ № 9
г. Кушва 2019 г.
Словосочетания «здоровьесберегающие, здоровьесохраняющие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать нетрадиционные формы работы. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ повышать компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничать с семьей по введению и реализации ФГОС ДО.
Приоритетным направлением в моей деятельности является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка и его семьи.
Я поставила перед собой следующие цели:
Цель педагогического опыта: Внедрить систему здоровьесберегающих технологий в ДОУ и каждую семью, повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков здоровья, используя нетрадиционные методы оздоровления дошкольников.
Задачи:
В работы с родителями применяю нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены вашему вниманию на слайде в таблице.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Формы проведения общения |
С какой целью используется эта форма |
Информационно-аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов. |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и физическими особенностями детей дошкольного возраста. Семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы. |
Наглядно-информационные: |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей. |
Информационно-ознакомительные; информационно-просветительские |
Основной задачей форм организации сбор, обработка и использование данных о семье. |
«Информационно – аналитические» формы |
Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, мною была проведена оценка оздоровительного потенциала. |
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но 90% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, дети не посещают спортивные учреждения. Более 70% не соблюдают режим дня и питания. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей.
Провожу анкетирование родителей по вопросам здоровьсбережения детей, выявление педагогической грамотности родителей, так -же работает телефон доверия, почтовый ящик.
Использую Познавательные формы для ознакомления родителей с особенностями физкультурно-оздоровительной работы с детьми, применяю методы и приемы по формированию у родителей практических навыков. Общение строится на основе диалога, открытость, искренность и доброжелательности. Это:
Семинары практикумы, по профилактике плоскостопия.
Родительские клубы, по формированию здорового образа жизни.
Педагогические гостиные, по развитию двигательной активности.
Устные педагогические журналы, о методах закаливания.
Провожу мастер – классы с родители и детьми все с желанием принимают участие по нетрадиционным техникам оздоровления детей (массаж мелкими шишками и массажерами).
Используя мультимедийное оборудование, просвещаю родителей о здоровьесберегающих технологиях применяемых в работе с детьми в детском саду, рекомендую родителям использовать их в вечерние часы и в выходные дни. Это такие технологии как:
Игротерапия - игры, которые лечат. На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания.
Игры с песком. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.
Изотерапия - Для изотерапии используются все виды художественных материалов.
Все виды творчества, обладают лечебными свойствами.
Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, развитие движений с музыкой доставляет детям удовольствие. В выходные дни включив ребенку музыку. Музыка способствует развитию творчества, фантазии в движении.
Ароматерапия. В доме можно высаживать цветы герани, собрать цветы ромашки и листочки мяты, в ароматических подушечках это действует на детей успокаивающе, конечно – же, соблюдая индивидуальный подход. Ароматерапию можно использовать перед сном в период подъема заболеваемости для профилактики респираторных инфекций применять масла шалфея, эвкалипта.
Организую мастер – классы в домашних условиях, организация игр в вечерние часы и выходные дни (рисованием пальцами ног) интересное занятие для детей и их родителей. А так -же обучение родителей оздоровительной работе в условиях семьи (точечные массажи по профилактике простудных заболеваний).
Просвещаю родителей о том, чтобы в доме были созданы условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.
Необходимо организовать такие центры, которые пользуется популярностью у детей, поскольку реализуют их потребность в двигательной активности. Можно заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки, подлезание под дугу, игры с мячом, метание.
Современные подходы к организации предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и семье.
В каждом доме предлагаю устроить, тихий уголок для ребенка который располагает к наблюдению, мечтам и тихим беседам. Можно оборудовать его комфортным креслом, ковриком на полу, аквариумом с рыбками, ребенок слушает музыку, рассматривает иллюстрации книг особенно полезно посетить такое место в вечерние часы, чтобы успокоить нервную систему перед сном.
Для развития тактильных ощущений в детской комнате каждого ребенка можно создать соответствующую среду без затрат из семейного бюджета, плоды каштана, шишек, ореха, применять для профилактики плоскостопия.
В работе с родителями использую Досуговые формы, родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников.
Развлечение для детей и родителей «Будь здоров», «Семейные игры», «Мама и я спортивная семья», «Мы с папой силачи», «Летний праздник» с участием родителей, «Зимний праздник» с играми родителей и детей.
Использование этих форм способствует тому, что родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Наглядно-информационные формы работы с родителями организация ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На мой взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурную деятельность прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты.
Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о профилактике здорового образа жизни. В приемной имеется уголок, который пропагандирует детей и родителей к движениям, активному отдыху на воздухе. Совместная деятельность родителей, положительно влияет на воспитанников.
Родители отмечают, что у их детей формируются такие качества, как целеустремленность, выносливость, ответственность и самостоятельность.
Хорошие результаты показывают и данные мониторинга физических качеств, что благодаря внедрению в педагогический процесс в ДОУ и семью здоровьсберегающих технологий положительно влияет на развитие детей.
Достигли определенных целей в снижении заболеваемости на 0,2% по сравнению с прошлым годом.
Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, имеет определённые положительные результаты. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли максимально, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.