1.ВВЕДЕНИЕ
Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства»
Автор: Сизикина Н.А. – музыкальный руководитель структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»
МБДОУ «Детский сад "Планета детства" комбинированного вида»
Образование: средне-специальное, диплом с отличием Я №288900, дата выдачи 30.06.1979 - воспитатель детского сада; высшее - учитель русского языка и литературы МГПИ им. М. Е. Евсевьева, диплом МВ №221128, дата выдачи 5.07.1985г
Общий педагогический стаж: 41год
Педагогический стаж в данной образовательной организации: 3 года
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» В.А. Сухомлинский
Музыка создает чувства, которых нет в
жизни.
Станислав
Виткевич
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека
Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».
Д. Шостакович.
Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Музыкальная культура является частью художественной культуры. Ребенок - дошкольник накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и общее развитие.
Дошкольный возраст является особенно важным для последующего овладения ребенком основами музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности будет создано эстетическое сознание, это станет отличной базой для последующего духовного становления.
Музыкальная культура начинает формироваться в детстве. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Музыкальный язык, имеющий общую с речью природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства. В семье ребенок слышит колыбельные песни матери, народную музыку. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Основы музыкальной культуры дошкольника
закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно
здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся
пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему
окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.
Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями
формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития
эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь
эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе
эстетического сознания личности человека.
Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что
музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает
работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на
эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта,
Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы
организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом, мы видим,
какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.
Интенсивное изменение окружающей жизни,
активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют
педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и
воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
В связи с этим возросла потребность музыкально-педагогической практики
в инновационных педагогических технологиях музыкального образования
дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.
В процессе обучения мы должны воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу. Только тогда мы сможем выполнить свой долг по отношению к тем, кого развиваем и учим. Возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества в настоящее время связана именно с нравственным воспитанием.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Зачем нам нужно нравственное воспитание дошкольников?
Могу с точностью сказать, что не все дети интересуются
музыкой, многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к
происходящему, не запоминают музыкальные произведения.
Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома
классическую музыку не слушают, в театры ездят очень редко, слушают чаще всего
современную музыку. Тема, выбранная мною, является очень актуальной в воспитании
дошкольников на современном этапе развития общества.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального
социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду, слышат и наши дети. Её
ритмы «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное
воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект,
личность. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально
оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить
настоящую музыку.
Искусство – одно
из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности,
стимулирования его развития. Главная цель моей работы состоит в том, чтобы
воспитанники полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью.
Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: «В детях, с самых ранних лет, должно
развиваться чувство изящного, как один из первейших элементов человечности.
Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе – тем
лучше».
Музыкальные занятия являются островком, где от гибели спасаются доброта, любовь, сострадание, совесть, бескорыстие, чувство долга, патриотизм и многое другое, им родственное.
От чувства – к чувствам. И в этом – подлинная цель художественного (эстетического развития) человека», – сказал Б.М. Неменский, педагог в области психологии художественного образования и воспитания. Нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого человека. Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности». Главное – не только «обучать», но и обеспечить «влияние» на нравственность. Конечная цель музыкального воспитания в сфере общего развития ребенка состоит, прежде всего, в области морали, нравственного совершенствования.
Теоретическая база опыта.
В работе с детьми по нравственному воспитанию средствами музыкального искусства мне помогла следующая литература:
1. «Детство» - общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т.И.Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А.Михайлова.
2. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и др.
3. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников», «Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
4. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры», «Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
5. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания», Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
6. Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников», Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
7. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве», «Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10
8. Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко», «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
9. Тютюнникова Т.Э «Элементарное музицирование с дошкольниками» 2004
10. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. – СПб, 1999.
11. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ. – М., 2000.
12. Зимина А.Н. Народные игры с пением. – М., 2000.
13. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкальной культуры под ред. и сост. Т.В. Похитайло. – Омск, 2011.
14. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / под ред. О.Л. Князевой. – М., 2004.
2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Как педагогу, мне не безразлично какими вырастут наши дети, будут ли они иметь музыкальное образование, народные корни, раскрывающие красоту души своего народа. Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю приобщению детей к произведениям народного творчества. Их сила воздействия возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности ребенка. Исходя из этого, я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, частушек, плясок, хороводов, музыкальных игр, а также активно включались в работу на занятиях и в работу по подготовке к праздникам и развлечениям.
Интеграция духовно-нравственного компонента в музыкальную деятельность происходит посредством проведения мной тематических занятий, досугов и праздников, посвящённых событиям ГКК:
группы |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Подготовитель-ная группа |
День Знаний. «В сторону скуку, капризы и лень».
|
1 неделя сентября
|
старшая группа
|
«Празднуем именины в нашем театре» |
2 неделя сентября |
средняя группа
|
«Осень-Чародейка в гостях у ребят». |
3 неделя |
2 младшая группа |
Разбросала осень листья… |
4неделя |
подготовительная группа |
Музыкальная гостиная. «Музыкальные краски осени». |
1 неделя октября
|
старшая группа
|
Журавлиная песня осени. |
2 неделя октября
|
средняя группа
|
«В гостях у Витаминки». |
3неделя октября
|
2 младшая группа |
По дорожкам, по тропинкам бродит осень… |
4 неделя октября
|
подготовительная группа |
Авторские песни Сизикиной Н.А. «Поет моя душа о маме». |
1 неделя ноября |
старшая группа
|
«Мама, твоим теплом земля согрета».
|
2неделя ноября |
средняя группа
|
День матери. «В маминой улыбке солнышко сияет…»
|
3 неделя ноября |
2 младшая группа |
Моя мама лучше всех.
|
4 неделя ноября |
подготовительная группа |
«Здравствуй, зимушка-зима!» |
1неделя декабря |
старшая группа
|
Путешествие в зимний лес «Зимняя фантазия» |
2 неделя декабря |
средняя группа
|
На пороге Новый год. «Новогодняя сказка» |
3 неделя декабря |
2 младшая группа |
«Волшебница – зима» |
4 неделя декабря |
подготовительная группа |
Фольклорный праздник «Крещенские морозы» (работа кружка «Чудикерькс»). |
2 неделя января |
старшая группа
|
Музыкальная гостиная. «Рождество – в целом мире торжество!» |
3 неделя января |
средняя группа, |
Поэтическая гостиная «Причуды зимы» |
4 неделя января |
2 младшая группа |
Госпожа Метелица в гости нас зовет… |
1 неделя февраля |
средняя группа |
«Как на наши именины…» |
2 неделя февраля |
старшая группа
|
Праздник ко Дню Защитников Отечества: «Отечества славные сыны» |
3 неделя февраля |
подготовительная группа
|
Праздник ко Дню Защитников Отечества: «На страже Родины» |
4 неделя февраля |
подготовительная группа |
«Цветы я маме подарю» |
1 неделя марта |
старшая группа |
«Край мой мордовский, край мой любимый» (отчетная работа кружка «Чудикерькс» и кружка «Серебристый голосок»). |
2 неделя марта |
средняя группа
|
Театрализованное представление «Весенняя сказка» |
3 неделя марта |
2 младшая группа |
Лес – наш зеленый друг.
|
4 неделя марта |
подготовительная группа |
День смеха. «Громкий смех все любят люди нормальные». |
1 неделя апреля |
старшая группа |
День Земли. Праздник «Цвети, Земля!» |
2 неделя апреля |
средняя группа |
Пусть будет прекрасной Земля!» |
3 неделя апреля |
2 младшая группа |
«Хороши у нас в саду цветочки».
|
4 неделя апреля |
старшая группа |
«Поклонимся великим тем годам…» |
1 неделя мая |
средняя группа |
Светит солнышко в окошко. |
2 неделя мая |
2 младшая группа |
Лесная азбука. «Книжки – малышки в гостях у мишки». |
3 неделя мая |
подготовительная группа |
«До свиданья, детский сад!» |
4 неделя мая |
Все досуги и праздники разнообразны по содержанию и форме. В них вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные, православные и современные песни, а также танцы, игры, инсценировки, что позволяет детям получить незабываемые яркие впечатления.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Участвуя в вебинарах Михаила Семеновича Казиника, я научилась подходить к своей работе по-новому, нетрадиционно, как говорят сейчас. М. С. Казиник умеет в каждом ребенке видеть индивидуальность, ту изюминку, которая делает ребенка личностью необыкновенной, одаренной. А главное, что у него особый подход к каждому ребенку, потому что он чувствует его душу и понимает его внутренний мир.
В воспитании музыкой он видит совершенствование человека, его нравственный стержень. Он сравнивает музыку с молитвой, с великими звуковыми волнами Вселенной, которые спасают от агрессии, несут свет любви к ближнему. Михаил Семенович выразил мысль, что «музыка – самая главная дисциплина. В ней и математика, и физика, и гармония, и красота».
Мне понравился его подход к музыкальному развитию ребенка, его способностей, первых шагов в музыке, творческого подхода к ребенку как личности. Методику его работы с детьми я переняла и почувствовала, что дети меня стали лучше понимать.
Михаил Семенович считает, что его задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… «Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую», – говорит Михаил Семенович. Я в восторге от его методики и во многом теперь опираюсь на неё. Педагог, автор уникальной методики воспитания детей: «Ребенок с рождения знает, что музыка сильнее слова». Он считает, что «нужна школа нового типа, школа будущего, где география – это место, история – это время, а искусство и мысль – наполнение», то есть интеграция и уникальность – вот что он считает главным в музыкальном развитии детей.
18 декабря 2019 года я провела открытый просмотр интегрированного занятия по познавательному и музыкальному развитию «Времена года». Применение мной интеграции на музыкальных занятиях обеспечивает разностороннее развитие личности ребёнка. Интегрированные музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребёнка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребёнка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
10 февраля 2022 года было проведено мною ещё одно интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию «Край мордовский – родина моя» с целью расширения у детей знаний о республике Мордовии, пробуждения у них интереса к национальным традициям, воспитания чувства прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии с использованием авторского творчества, любви и уважения к малой родине в традициях народной культуры.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных технологий, способствуют развитию детской музыкальной одаренности и развития творческого потенциала.
Также духовно-нравственный компонент интегрирую и в кружковую деятельность. В детском саду действует созданный мною вокальный ансамбль «Серебристый голосок». Я как руководитель кружка использую в работе свои авторские песни. Авторская песня помогает установить незримые нити общения между взрослыми и детьми на занятиях кружка. Авторские песни объединяет одно ценное качество – все они искренни. Это позволяет им касаться сокровенных струн человеческой души, становиться мощным средством человеческого общения.
Тематика моих песен – дружба, доброта, любовь к Родине, природе родного края, верность долгу и др.
С дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Серебристый голосок» можно ознакомиться на сайте ДОУ.
Проводимая работа не была бы столь эффективной без взаимодействия с семьями воспитанников. Беседы с родителями, консультации, совместная подготовка и проведение досугов и праздников, помогают мне формировать внутренний мир ребенка, раскрывать его природные дарования. Родители принимают активное участие в мероприятиях, оказывают помощь в изготовлении атрибутики, костюмов.
Осуществляя работу в направлении духовно-нравственного развития детей средствами музыкального искусства, я стараюсь делиться своим опытом с коллегами посредством педсоветов, «дней творчества», «дней открытых дверей», семинаров, образовательных чтений.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость.
В детском возрасте легче привить любовь к музыке, обучить певческим навыкам, показать все тонкости игры на музыкальных инструментах.
М. С. Казиник доказывает, что «Пение – это магия, музыка – это магия».
Малютки очень рано гармонизируются. Переход ребенка в этот мир из утробы матери – это огромный стресс для него, но если он появляется под музыку, стресс минимален. И это доказано.
В дошкольной сфере я проработала 17 лет, а в школьной – 23 года. На моих глазах созревали юные артисты. Прекрасный пример – сестры Аньчковы: Екатерина и Мария. За развитием их музыкальных способностей я наблюдала сначала в детском саду, затем в школе. И не только наблюдала, но и помогала познавать азы музыкального искусства. Талант девочек расцветал год от года. По окончании школы они учились на факультете национальной культуры МГУ имени Огарева.
Старшая Екатерина преподаватель музыки одной из школ города Саранска, а младшая Мария учится в пединституте им. М. Е. Евсевьева по специальности «Музыкальный руководитель». Мне приятно видеть при исполнении песен в их жестах, улыбке, голосе то, чему я их учила, прививая любовь к музыке. А это значит, что мой труд не пропал даром.
Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно - нравственная и творчески развивающаяся личность, живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.
Это человек, который откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Наиболее существенные особенности творческой деятельности С. Л. Рубинштейн проанализировал в статье «Принцип творческой самодеятельности». В первую очередь, он отнес к ним неразрывную связь с творчеством, а затем – связь деятельности с самостоятельностью.
В современном детском саду происходит накопление ребёнком ценного опыта познания, деятельности, творчества. Самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
В своей практике я опираюсь на отечественную теорию деятельности Рубинштейна, согласно которой творческую деятельность рассматривают, как особый вид педагогической деятельности. В этой теории основными компонентами выступают следующие показатели: мотив, цель, средства и результаты совместной работы.
Самая основная задача педагога лежит в мотивации своего подопечного. С этого начинается и процесс познания, и передача в дальнейшем опыта. На этом этапе главное – помочь подопечному определиться в выборе его цели, правильно определить цель и составить план к его выполнению, что будет уже половиной пройденного пути к успеху.
В чем состоит моя методика построения лестницы успеха? У каждого педагога – это свои проверенные приемы и методы. Лично для меня основным средством служит, прежде всего, креативность подхода к своей работе. Не стоит забывать о том, что творчество есть двухсторонний взаимообогащающий и взаимонаправляющий процесс. На определенном этапе он становится не менее важным и для самого музыкального руководителя. Для себя я рассматриваю творчество в виде процесса реализации следующих потребностей:
1.Потребность быть увиденным и понятым, и, конечно же, значимым, то есть служить примером для других. В своей практике я применяю методику актерского мастерства. Моя задача заключается в том, чтобы познакомить детей с различными моделями и шаблонами актерского творчества. Вместе с детьми я ставлю различные спектакли и мюзиклы, различные сценические танцевальные постановки для того, чтобы они могли себя правильно позиционировать на сцене.
Постановки помогают расширить границы возможностей детей, раскрыть их существующий потенциал и настроить на определенную волну понимания и восприятия. Дети с удовольствием принимают в них участие. В 2020 году мы ставили спектакль мюзикл – сказка «В лесной избушке». Ребята замечательно справились со своими ролями. Другим не менее важным примером служат сольные выступления детей.
2.Потребность в заботе. Есть такие выпускники, которые остаются надолго в памяти – сестры Аньчковы. Чтобы разжечь огонек творчества в детях, не нужно обладать каким – то магнетизмом. В современном мире широкое распространение информационных процессов приводит к социальным сдвигам в обществе.
Например, М. Кастельс так выразился о детях современного общества и выдвинул свою теорию. Детей настоящего времени он выделил в особую группу, которой дал название «Цифровые аборигены - дети поколения 2003 – 2023 г.г». У этих детей высшие психические процессы: мышление, память, восприятие, речь, внимание. Это все те черты характера, которые лучше помогают детям для адаптации к стремительным изменениям окружающей среды.
Поэтому, как говорят – важно дать пищу ребенку вовремя, то есть окружить его именно такой цифровой образовательной средой. Создание такой среды – задача непростая, но возможная благодаря программе ФГОС, которая дает лучшее понимание педагогу о задачах на данном пути детского развития.
В настоящее время сформирована модель современного педагога, включающая личностные качества, черты характера, которые помогают адаптироваться к стремительным изменениям окружающей среды: повысить эмоциональный и социальный интеллект, толерантность, гибкость, самостоятельность и ответственность, открытость и инициативность. Для меня, прежде всего, это креативное мышление, функциональная и цифровая грамотность.
Поэтому я выступаю сторонником постоянного развития. Этому способствуют различные вебинары – онлайн, коллективные семинары, где не только можно ознакомиться с новой информацией, а также принять коллективное участие в обсуждениях общих образовательных вопросов и поделиться своим опытом с коллегами.
Таким образом, цифровая образовательная среда дает развитие не только детям нового поколения, а также благотворно влияет и на нас, их воспитанников, помогая идти в ногу со временем. Поэтому я применяю в своей работе понятные детям инструменты – технологии. Приложения для создания интерактивных заданий разных уровней сложности, викторин, флэш – карточек, заданий, способствующих развитию слуха у детей.
Например, всем известную игру «Угадай мелодию» можно интерпретировать по – новому. И здесь тоже несколько вариантов. Можно просто угадать песню персонажа по нескольким взятым словам и провести развлекательное занятие для детей, и второй вариант этого задания – закрепления, полученных знаний в изучении классической музыки. Этот принцип был использован мною в открытом районном занятии, проведенном в декабре 2019 года.
Также сюда можно отнести и мультимедийные учебные информационные системы управления учебным контентом, использующие для большей наглядности аудио, видео и даже анимацию с мощными инструментами – средствами оценки и адаптивной логикой. Например, онлайн - сервис video. online – convert. com помогает превратить презентацию в полноценное видео с наложением любой музыки. Это позволяет получить наглядный материал другого качества, тем самым повысив интерес детей к изучению.
Работая музыкальным руководителем в детском саду, я так же выделила группу ребят, которые хотят петь больше, чем все остальные, которые с замиранием сердца и необыкновенным трепетом трогают клавиши музыкальных инструментов. А при исполнении песен вкладывают в них свою душу. У них глаза искрятся, на щеках играет румянец. Уходя из детского сада в школу, они снова приходят в свой любимый мир детства, мир добра и света, чтобы искупаться в замечательных звуках музыки.
Например, Алиса Иванкина, занявшая 1 место в международном конкурсе Талантливые дети России-2019» за песню «Новогодняя ночь», приходит в детский сад «Звездочка», чтобы порадовать всех своими новыми песнями. Она с удовольствием разучила мои авторские песни «Пушкина сказочный мир», «Зимний вальс». Я вижу, что они ей очень нравятся.
В кружке «Серебристый голосок» я знакомлю детей со своими авторскими песнями о родном крае, о маме, школе, детском саде.
Среди детей есть и такие, кто тоже сочиняет песни. Конечно, они не очень складные, но в них живет душа ребенка. Оля Ледяйкина, сейчас уже ученица 1 класса, сочиняла песни. Я удивлялась тому, что девочка готова была часами петь свои немудрёные песенки о травинках, снежинках, облаках. Это замечательная фантазерка. Хотелось бы, чтоб эта искорка и в школе не угасла. Оля – дипломант 3 степени в номинации «Эстрадный вокал» во Всероссийском музыкальном конкурсе «Мелодинка».
В подготовительной группе Рома Тавторкин – лауреат 2 степени во Всероссийском конкурсе «Весенние трели» за песню «Про папу». С какой нежностью исполняет мальчик песни - это не высказать словами. Когда он поёт мою песню «Зимний вальс», то хочется танцевать, а когда трио девочек из подготовительной группы исполняют мою песню «Ромашки белые», на лице невольно сияет улыбка.
А это значит, моим песням жить – зеленый свет, широкую дорогу. А ребята тоже мечтают, фантазируют в своих небольших песенках. Это значит, я помогаю им развивать свои музыкальные способности, свое творчество, свой музыкально поэтический дар, тем самым выполняю цель и задачи программы своего кружка». Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» - сказал Чарльз Диккенс. Словами этого прекрасного человека я и руководствуюсь в своей работе.
Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в российских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала, в реализации игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности, а также в использовании на музыкальных занятиях авторских песен Сизикиной Н. А.
Проделанная работа по духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкального искусства не могла не отразиться на их успехах. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 65% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.
Знакомясь с народной, духовной музыкой, произведениями великих русских композиторов, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Дети получают разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что музыкальные занятия, досуги и праздники способствуют установлению нравственной, творческой атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Наблюдается положительная динамика в усвоении дошкольниками общечеловеческих духовных ценностей. Детям присущи такие качества, как доброта, любовь к Родине, ценность дружбы и товарищества, взаимопомощь, чуткость в отношении к ближнему, осуждение зазнайства, одобрение скромности.
Проводимая работа помогает наладить контакт с родителями воспитанников, что способствует укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Родители играют важнейшую роль в музыкальном образовании, когда речь заходит о расширении музыкального кругозора ребенка. В течение многих лет исследователи отмечали, что дети, чьи семьи более музыкально ориентированы, значительно более развиты в своем музыкальном поведении, чем дети, которые испытывают менее музыкально ориентированную среду.
Результаты исследования известных педагогов свидетельствуют о том, что существует большая разница между семьями, которые в той или иной степени обучают своих детей музыке, и семьями, которые вообще не занимаются интеграцией музыкального образования. Они пришли к выводу, что богатая музыкальная среда дома способствует воздействию музыки на ребенка и улучшает музыкальные способности ребенка. Исследования также показывают, что родители развивают более сильную связь со своими детьми, когда они наслаждаются музыкой вместе.
Таким образом, музыка является не только инструментом, который способствует росту и развитию ребенка, но и помогает семье проводить качественное время и получать удовольствие. Поскольку нет ничего негативного в приобщении детей к музыке, это деятельность, которой родители могут наслаждаться со своими детьми, как можно чаще. Даже если регулярная доза прослушивания классической музыки вряд ли приведет к внезапному улучшению способностей, она оказывает положительное влияние на ритм, движение и социальные и слуховые навыки ребенка в долгосрочной перспективе. Кроме того, есть много краткосрочных преимуществ. Прослушивание музыки может быть успокаивающим, развлекательным и забавным для родителей и детей. В этом смысле не имеет значения, является ли обстановка тихой комнатой с родителем или занятой снаружи или внутри музыкального класса с другими детьми, пока дети наслаждаются этим.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому в своей работе я пытаюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Но, к сожалению, в связи с высокой степенью занятости, не все родители посещают проводимые для них мероприятия. Однако следует отметить, что процент посещения мероприятий родителями старших дошкольников гораздо выше, нежели младших.
Для осуществления работы по интеграции духовно-нравственного компонента в музыкальную деятельность необходима прочная научно-теоретическая база, которой не достает в дошкольном образовании. Кроме того, недостаточно методических разработок для детей дошкольного возраста и практического материала.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт работы может быть использован музыкальными руководителями образовательных учреждений, ориентированных на духовно-нравственное становление детей.
На сегодняшний день опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкального искусства обобщен и распространен среди педагогов Чамзинского муниципального района, Республики Мордовия, России посредством:
• выступлений:
ü на августовском секционном совещании музыкальных руководителей Чамзинского муниципального района;
ü на методическом объединении для музыкальных руководителей Чамзинского муниципального района;
ü на семинарах, конференциях, форумах ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»;
ü В республиканской библиотеке имени А. С. Пушкина, музее имени А. И. Полежаева г.Саранска, в детском приюте «Надежда».
• публикаций:
ü в районной газете «Знамя»;
ü в научно-методическом и информационном журнале «Народное образование Республики Мордовия»;
ü на личной странице сайта детского сада;
ü на личном сайте http://lira.tmweb.ru
ü Также мною созданы педагогические копилки, где собраны музыкальные игры, колыбельные песни, потешки, прибаутки, песенки-заклички и др.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Мороз А.А. Образ русской школы / А.А. Мороз. – СПб.: Сатисъ, 2002.
2. Андреев В.Ф. Праздники и обряды на Руси / В.Ф. Андреев. – М.: Вече, 2006.
3. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления/ А.С.Базиков. – Тамбов: ТГМПИ, 2002.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.
5. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л.: Ленинградский педагогический институт, 1989.
6. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа / Л.В.Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005.
7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.
8. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей / Д.А. Рытов. – М.: Владос, 2001.
9. Сухомлинский В.А. Музыка // В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1978.
10. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. – М.: Наука, 1979.
5. ПРИЛОЖЕНИЕ:
Видео конкурса юных дизайнеров в младшей группе «Флора-дизайн» https://youtu.be/VIGccuqH8q8
1. Семинар-практикум на тему: «Методы и приёмы развития творческой активности у дошкольников» https://zvezdacham.schoolrm.ru/sveden/employees/18116/336847/
2. Конспект интегрированного занятия по познавательному и музыкальному развитию на тему “ Времена года”. http://www.maam.ru/users/2155596
3.Конспект интегрированного занятия по познавательному и музыкальному развитию на тему “ Край Мордовский - родина моя»”.
https://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanoe-zanjatie-po-poznavatelnomu-i-muzykalnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoi-grupe-krai-mordovskii-rodina-moja.html
4. Сценка-представление моделей одежды к конкурсу «Флора-дизайн» детского сада» http://www.maam.ru/users/2155596
5. Юмористическая сценка «Карлсон и пирог» http://www.maam.ru/users/2155596
6. Статья. Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в условиях ФГОС . http://www.maam.ru/users/2155596
7. Проект «Творим вместе» https://zvezdacham.schoolrm.ru/sveden/employees/18116/336847/
8. Проект «Наш мир театр» на сценарий сказки «В лесной избушке» https://zvezdacham.schoolrm.ru/sveden/employees/18116/336847/
9. Подготовка детей старшей группы к праздникам - 23 февраля и 8 Марта, Песенка для папы в исполнении Тавторкина Романа https://youtu.be/Y1WKg8gFOG0
Песенка «Моя мама лучше всех» в исполнении Кантеевой Насти https://youtu.be/COSZzdokeQY
Песенка «Подарок маме» в исполнении Тавторкина Игоря https://youtu.be/sduA7JPvC-c
10. Видео детской инсценировки национального танца "Балалаечка" в исполнении детей подготовительной группы https://youtu.be/wyER2gqd51M
11. Видео мордовского танца "Умарина" в исполнении детей подготовительной группы https://youtu.be/njZWXPgD2fs
12. Видео открытого занятия на тему “ Времена года”
https://youtu.be/YYNDwdwC7BY
13.Видео открытого занятия на тему “ Край Мордовский – родина моя»”
https://www.youtube.com/watch?v=0OAPCbn1glc
14.Танец подготовительной группы «Гляжу в озера синие» https://www.youtube.com/watch?v=mc8Juzn0fm4
15. Песня «Планета детства» подготовительная группа:
https://www.youtube.com/watch?v=tErQ5ISwj84
16. Танец «Ложкари», старшая группа:
https://www.youtube.com/watch?v=uUhThrerfZk
17. Виталина Кистанкина с песней «Звёздное детство» (старшая группа):
https://www.youtube.com/watch?v=pABZJu7d_a0
18.Танец «Детский сад», подготовительная группа:
https://www.youtube.com/watch?v=SnrdaqKqUHA
5.2.1 Интегрированное занятие по познавательному и музыкальному развитию в подготовительной группе «Край Мордовский – родина моя».
Цель: Уточнить и расширить представления старших дошкольников о своей республике, её прошлом, быте и культуре мордовского народа.
Продолжать знакомить с инновационными формами работы, способствующими разностороннему и гармоничному развитию детей, находить прекрасное в обычных явлениях природы. Привлечь старших дошкольников к общению на мордовском языке (эрзя языке).
Развивать восприятие музыки через интеграцию различных видов деятельности, организацию музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи:
1.Обучающие: закрепить понятие «малая Родина»; расширить знания детей о Мордовии, столице Саранск и других её городах. Вызвать интерес к родному поселку Чамзинка и другим населенным пунктам, обогащать и активизировать словарь.
2.Развивающие: продолжать развивать связную речь детей; музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Пробуждать у детей интерес и стремление к общению на мордовском языке (эрзя языке), к национальным традициям и культуре мордовского народа. Развивать родное музыкальное искусство и музыкальную культуру региона.
3. Воспитательная: воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии с использованием авторского творчества, любовь и уважение к малой и большой Родине в традициях народной культуры, языка, любви к нему, патриотические чувства к Мордовии, бережное отношение к природе родного края.
Интеграция прослеживается в следующих образовательных областях:
«Здоровье» - сохранение физического и психического здоровья.
«Физическая культура» - формирование правильной осанки.
«Социализация» - развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношений со сверстниками.
«Безопасность» - правила поведения в игре.
«Познание» - формировать элементарные представления об окружающем мире.
«Коммуникация» - развивать свободное общение взрослых и детей, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Чтение художественной литературы» - декламация авторских стихов
«Музыка» - развивать музыкально - художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству русского и мордовского народов, авторским песням.
«Этномузыкальное образование» - эмоциональное освоение народного музыкального искусства.
Материалы и оборудование:
компьютерные презентации: «Деревья Мордовии», «Птицы и животные Мордовии», «Достопримечательности города Саранска», «Легенда о рождении мордовского народа»; кукла в мордовском наряде; экспонаты мини – музея «Национальная изба», чугунок с кашей, деревянные ложки, презентация «Героев имена»; видеоролик «Самобытность культуры мордовского народа»,
Ход НОД.
Дети входят в музыкальный зал под "Гимн Чамзинского района" (Слова и музыка Сизикиной Н.А.)
Встают полукругом.
Муз.руководитель:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Как я рада видеть вас в музыкальном зале.
Собрались все дети в полукруг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг - другу улыбнемся.
Поприветствуем друг - друга:
-Здравствуйте!
Муз.руководитель:
Край мордовский - родина моя.
Край мордовский - дружная семья.
В ней живем, как друг и брат,
А при встрече говорим: "Шумбрат!
1 ребенок: Благодатный мордовский край! Это наша малая родина!
2 ребенок: Шачома край - признаются в любви к нему мокшане.
3 ребенок: Тирень - ёнксонок-ласково и нежно называют его эрзяне.
4 ребенок: Туган илемне яратам !- с любовью говорят о нем проживающие здесь татары.
5 ребенок: Родная, родная Земля,- как клятву верности произносят русские, украинцы, белорусы - потомки поселившихся здесь славян.
Муз.руководитель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
-Верно, Россия.
-А какой главный город России?
-Да, это Москва.
-Как называется наша Республика?
-Мордовия.
-Назовите столицу Мордовии.
-Город Саранск.
-Какие города Мордовии вы ещё знаете?
-Верно, Темников, Инсар, Краснослободск, Ардатов, Рузаевка, Кадошкино.
Муз.руководитель: Мордовия моя - сердце России.
Стихи о Мордовии Сизикиной Н.А.:
1 ребенок. Мордовия! Мой край неповторимый! - Настя К.
Чарует чистота небесной сини...
Ты в сердце удивительно хранимый,
Поэтами воспетый и поныне.
2 ребенок. Мордовия – жемчужина России – Ваня П.
Глазами голубых озер богата.
А земляки в родном краю такие,
Что берегут и чтут Россию свято.
3 ребенок. Мордва и русские в семье счастливой - Ангелина Р.
Венок любви плетут многовековый,
Работают и отдыхают всем на диво.
Открытий много и талантов новых!
4 ребенок. Звучат мелодии задорно, величаво - Клим К.
От Волги-матушки до берегов Суры.
И хочется воскликнуть: «Браво! Браво
Раздольным песням русских и мордвы!»
Песня "У Мордовии глаза моей Руси" (слова Н.Кузиной, муз. Н.Сизикиной)
1.У Мордовии глаза моей Руси.
Родники звенят и бьются в небо.
Красоту, Саранск, ты миру донеси.
Тем, кто никогда здесь раньше не был.
Припев:
Радуй, Республика, радуй, Мордовия,
Дочь у березовой, светлой Руси.
Гордость державная, наша Мордовия
Вечно с великой Россией расти.
2.А в Мордовии красивый наш народ
Новизною гордо пишет главы,
Прославляет труд и продолжает род,
Удивляя блеском общей славы.
3.Хорошеют наши села, города.
К светлым храмам ни одна дорога
Многолика, многогранна и горда
Ты, Мордовия, во славу Бога.
Муз. руководитель.
Я предлагаю вам посмотреть фильм «Быт и культура Мордовии».
Муз. руководитель.
Любимый край – Мордовии частица,
Ты вечной славой будешь окрылен,
Не устаем тобою мы гордиться.
Ты наше счастье –
Дети: Чамзинский район!
Как называется поселок, в котором вы, ребята, живете?
Ответы детей:
- Чамзинка.
Люблю я Чамзинку – чудесный милый край, - Полина Малашкина
Где красками все дивными играет
Что нравится - смотри и примечай.
Всё впечатления большие оставляет.
Мой светлый край, природы чистота. – Полина Грачева
Звон родников малиновкой звенящих.
Все дорого до малого куста
До боли в сердце сладостью томящей.
Люблю я Чамзинку за тот простой уют, - Вита К.
Где в парке можно поиграть и порезвится.
Там праздники с волненьем ждут,
Сияют счастьем родных и близких лица.
Люблю я Чамзинку – в том лести никакой. – Ангелина К.
До боли радостной, неповторимой.
И если говорю: «Еду домой», то значит,
В Чамзинский район любимый.
Муз. руководитель: А я живу в поселке Комсомольский. И вы, конечно же, там не раз бывали.
Муз. руководитель: Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная. И все же коренными жителями являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край и старается сделать его богаче и краше.
Сколько у нас в п. Чамзинка и п. Комсомольский новых построек: большие красивые дома, храм им. Михаила Архангела, железнодорожный вокзал, очень много новых магазинов.
Какие новые постройки вы знаете в п. Комсомольский?
-Дворец Спорта, Ледовый дворец.
Муз. руководитель:
Живет и крепнет малая держава
И мирные ликуют ют небеса
А земляков труды приносят славу
Их рук творенья дарят чудеса.
И, конечно же, красивы люди, которые своим героическим трудом и подвигами украшают свой мордовский край.
Презентация «Герои Чамзинского края».
Муз.руководитель: А раньше ничего этого не было. Хотите узнать, ребята, как жили люди раньше? Давайте попросим нам рассказать об этом сказительницу старины бабушку Алдуню. А вот и она.
(Входит Алдуня).
Алдуня: Шумбратадо, эйкакшт! Здравствуйте, дети! Шумбратадо, инжеть! Здравствуйте, гости. Давайте с вами познакомимся! Поможет мне в этом мордовская матрешка. Передавая её, вы будете называть свое имя на мордовском - эрзя языке. Встанем в кружок.
«Ты беги, беги, матрешка,
Быстро, быстро в хоровод
У кого в руках матрешка,
Свое имя назовет!
- Кода тонь леметь? («Как тебя зовут?»- спрашивает Алдуня у детей.
Дети: Монь лемем…(называют имена)
Алдуня: Вот мы с вами и познакомились на мордовском языке.
А вы знаете, что название поселка Чамзинка происходит от мордовских слов «чау нза»? В переводе на русский язык это обозначает «пустое место». Когда-то на месте центральной и самой застроенной части поселка было озеро, которое назвали «Байкал». Когда это озеро высохло, образовалось пустое место - «чау нза». Место это и сейчас называют Байкал.
Немало лет прошло, и рабочий поселок Чамзинка стал зеленым, красивым.
Алдуня: Мордва и русские с давних времен живут дружно, любят не только хорошо работать, но и хорошо повеселиться: поют песни, водят хороводы.
Хоровод «Край мордовский родной» (сл. и муз. Н.Сизикиной) - исполняют девочки.
Алдуня: Красивый танец. А где находится Лысая гора?
Муз.руководитель: Бабушка Алдуня, я живу рядом с Лысой горой, и речка Нуя протекает у подножия Лысой горы.
Алдуня: Ребята, а вы любите мордовские сказки? Назовите их.
Ответы детей: «В лесной избушке», «Как собака друга искала».
Музрук.: Алдуня, а мне очень нравится «Легенда о рождении мордовского народа».
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку, и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ.
Песня Умарина» - Вита Кистанкина.
1.Чувтонь паро умарина,
Чувтонь мазы умарь чувто!
2.Козонь шачнесь умарина?
Козонь каснесь умарь чувто?
3.Покш ки чиресь сон шачокшнось,
Казань ки лангс сон касокшнось.
Перевод с эрзянского:
1.Дерево хорошее яблоня,
Дерево красивое яблонька!
2. Где родилось яблоневое дерево?
Где оно выросло?
3.У большой дороги родилось,
У Казанской дороги выросло.
Алдуня: А какие вы нарядные, на всех мордовские национальные костюмы! Раньше мордва каждый день ходили в мордовских костюмах. А знаете, сколько труда надо вложить, чтобы получилось такое красивое платье? Машин раньше не было, всё делалось вручную. Сначала в поле выращивали лен (это такое растение, из которого изготавливают ткани). Серпами вручную жали, так как не было комбайнов, затем сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками (показывает гребешок). По-мордовски называется «сэме». А вот это как называется, знаете? (показывает на прялку).
Дети: это прялка, чтобы прясть нитки.
Алдуня: Правильно. На такой прялке пряли нитки, а затем на домашнем ткацком станке из этих нитей ткали холсты вот такие (показывает). И нужно было отбелить, отбить, чтобы холст был мягче. Затем мордовские женщины шили рубахи – «панарт» и платья – «руцят» (показывает). А какие мастерицы были! Какие узоры вышивали, какие украшения делали! (демонстрирует мордовское платье). А по праздникам обували сапоги. (Показывает старинные сапожки). Ребята, а вы знаете, как называются лапти по-мордовски?
Дети: Карть!
Алдуня (продолжает): А раньше на ногах были лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина. Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее в старинных сундуках. В праздники в каждом доме пекли пшенные блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили позу, это напиток такой, как квас. Справляли веселые свадьбы.
Танец с ложками. – Алеша Давыдов, Настя Кантеева, Игорь Тавторкин, Ангелина Казакова.
Алдуня: А вы любите играть в мордовские игры? Давайте сейчас поиграем в игру «Лавочка». (Под музыку «Луганясо келуня» дети свободно двигаются по залу, пляшут, с окончанием музыки садятся на лавочку, кто не успел занять место, выбывает из игры)
Муз.руководитель: Природа нашего мордовского края прекрасна и летом, и зимой..
Стихи на морд.языке:
«Теле» («Зима») Игорь Тавторкин
Таго телесь тенек сась.
Васень ловне верде прась.
Сутямсь модась.
Кельместь лейтне
Кувсить кальтне ды килейтне.
«Ашо ловнесь» («Снег») Полина Малашкина
Ашо ловнесь, чевте ловнесь
Пры масторов цитни ловнекс
Мон чувтонь койме саинь
Кудов виде ян теинь
Янось ванькс, янось келей:
Садо инжекс, оят, ней!
«Ёлка» Клим Кайминов
Ёлка пиже ёлкине
Ёлка мазый ёлкине
Косо, ёлка, тон косыть?
Кода тон миненек сыть?
-Пиче вирьстэ тыненк сынь
Якшаматясь мартон сась.
Нурдынетнень сон ветясь.
Песня «Мордовская зима»
1.ребенок:
Семьей единой здесь живут соседи: - Вита К.
Чуваши, русские, татары и мордва.
И если кто в Мордовию приедет,
Забыть ее не сможет никогда!
2.ребенок.
Мордовия моя – сердце России! - Полина Д.
А значит, Родина для нас одна.
Наш дом – Россия, Великая Россия!
И до чего прекрасная она!
Алдуня: Молодцы, мне очень понравились и стихи, и песни. Я вижу, что вы любите наш мордовский край. Мне с вами было очень интересно. Но мне пора уходить.
Муз. руководитель: А теперь давайте простимся с Алдуней.
Дети: До свидания! Вастомазонок! До новой встречи.
Муз. руководитель: Дети, а вам понравилась наше занятие «Край мордовский – родина моя»? (Ответы детей).
Что запомнﮦилось больше всего нﮦа занﮦятии. Дети вырﮦажают свое отнﮦошенﮦие к занﮦятию:
- Пели песни, танцевали, читали стихи о родном мордовском крае, смотрели интересный фильм, играли в игру «Лавочки».
Муз. руководитель: Молодцы, ребята. Давайте прощаться.
Муз. руководитель поет вверх по гамме «До свиданﮦия».
Дети поют вниз по гамме «До свиданﮦия» и под песню «Цвети, Мордовия, цвети, моя Россия!» (сл. и муз. Сизикиной Н.А.) уходят в группу.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.