В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКУМА.
Современные направления развития среднего профессионального образования определяют приоритетный развивающий характер образовательной деятельности среднего специального учебного заведения, что требует создания условий для развития – саморазвития личностей студента. В процессе его самостоятельной , исследовательской и поисковой работы.
Все это обязывает педагогический коллектив объединяться идеями развивающих педтехнологий обучения и практически внедрять их в образовательный процесс. Поэтому закономерно, что одной из главных задач, поставленных администрацией техникума перед методслужбой было внедрение инновационных педтехнологий в образовательной деятельности и прежде всего через создание условий для профессионального развития- саморазвития педагогов.
Данная задача реализовывалась поэтапно:
1-ый этап 1996/97 уч.год. - - организационно-подготовительный:
педколлектив был ознакомлен с опытом развивающего обучения К.Я.Вазиной на 3-х дневных семинарах «Человек – природно – социальная саморазвивающаяся система»
Организационная подготовка. 1996/97уч.год.
После аттестации А.Я. Горкунова провела однодневный семинар по технологии КИМс педколлектива. Многие впервые услышали о системе К.Я. Вазиной, многие были удивлены, но также многие проявили желание далее обучаться и внедрять данную методику. Была сделана заявка в учебно методцентра Арзамасского с/х колледжа на дальнейшее обучение коллектива.
2-ой этап – 1997/98 уч.год - системное изучение теоретической базы опыта:
учеба педколлектива на семинарах «Блочно-модульная систематизация предметного содержания", «Технология развивающего обучения», проводимых руководителем научно-методического центра базового регионального Арзамасского с/х колледжа.
Ознакомились с тем, как строится занятие по технологии КИМ, учились сконструировать
целевое пространство, поисковое пространство, рефлексивное пространство.
Преподаватели на семинаре сами создавали средства:
- структурировали предмет
- осваивали технологию создания авторской программы по дисциплине (Уже тогда появилась авторская программа по учебной практике по 2710 «Введение в специальность».) Кудряшова Р.А., Кипрова А.Ю.
- строили модули, дп
3-ий этап 1998/99 уч.год – преобразующий (внедренческий).
Сформировалась творческая группа из 15 преподавателей, начинающих работать
По технологии коллективной мыследеятельности:
- по новому моделируются занятия в режиме погружения, классные часы по технологической модели: целевое, поисковое, рефлексивное пространство
- идет работа по методобеспечению предметов новыми средствами: система древ понятий, блочно-модульное структурирование содержание.
4-ый этап 1999/2000 уч.год – системно-практическая работа педколлектива в инновационном режиме: прежде всего по освоению и внедрению технологии блочно-модульной технологии развивающего обучения (технологии КИМ – коллективной мыследеятельности).
Обязанности данной технологии.
- способствует развитию у студентов и педагогов: главной фигурой в технологии является человек, как уникальный периродный механизм.
- содержанием саморазвития человека является система деятельности позволяющая ему успешно взаимодействовать в непрерывно –меняющихся жизненных ситуациях.
- процесс обучения организуется как непрерывное системной овладение обучающимися предметными способностями, позволяющими человеку успешно функционировать в той или иной среде
- методологическим средством систематизации, исследованияпредметного содержания является модуль, древо понятия, сематическое поле, критерии осознания студентами предметного содержания. Средством самостоятельного поиска знаний является древо понятия.
- учебный процесс организуется по технологической модели обучения:
целевое поисковое рефлексивное
пространство пространство пространство
Для перехода на эту технологию преподавателями-новаторами были разработаны блочно-модульные программы и соответствующая система методобеспечепния для создания развивающего пространства в предметном содержании.
Данная творческая группа с целью распространения своего опыта систематически проводит преподавателей цикл открытых занятий по блочно-модульной технологии
- по дисциплине иностранный язык на тему: «Объединенный рынок» (Липовая Любовь григорьевна)
- преподаватель Кущ Роза Васильевна по дисциплине «Основы социологии и политологии» на тему: «Социальные групы».
- преподаватель Кипрова Алевтина Юрьевна по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Чрезвычайные ситуации» и др.
- преподаватель Черанева Людмила Ипполитовна , дисциплина «Микробиология» по теме:
Такие занятия проводятся в форме погружения с демонстрацией всех этапов технологической модели. Наглядно организуется работа студентов с такими средствами исследования систематизации познаваемого содержания, как: древо понятия, модуль.
Овладение студентами этими средствами наиболее эффективно проходит в тех группах , где работает несколько преподавателей по технологии КИМ.
Методическим кабинетом начата работа по созданию тематических видеосборников
с фрагментами открытых занятий по развивающим технологиям:
- опыт организации целевого, поискового и рефлексивного пространства
- методы работы с древом понятий и другое
Ценность данных материалов в том, что они могут быть использованы на занятиях школы педмастерства индивидуально преподавателями для самообразования.
Деловой интерес у преподавателей вызвала методическая конференция – «Творческий отчкет экспериментальной группы по внедрению технологий развивающего обучения и воспитания». Здесь были представлены:
1. Авторские блочно-модульные программы по дисциплинам:
- «Литература» (пр.Маликова Валентина Николаевна)
- «Информатика» (Смирнова Светлана Витальевна)
- по учебной практике по специальности «Технология молока и молочных продуктов» (автор Кудряшова Р.А., Кипрова А.Ю. – данная программа была отмечена 1-ым местом в обл.конкурсе (по линии КИУУ() областном смотре – конкурсе авторских программ в 2000 году.
- «Иностранный язык» (пр. Липовая Любовь Григорьевна),
- программа отмечена призовым местом в обл. смотре –конкурсе по Линии Кировского института усовершенствования учителей в 2000 году.
2. Материалы по методобеспечению технологии КИМ, которые уже применяются на занятиях:
- учебное пособие: «Система древ понятий по курсу дисциплины «Микробиология» (пр. Черанева Людмила Ипполитовна). Это практическое пособие для организаций самостоятельной работы студентов по освоению и систематизации , повышению курса предмета (может быть использовано на дневном и заочном отделении).
- Учебные пособия с системой модулей для организации исследовательской работы студентов по дисциплинам «Социология и политология» (пр. Кущ Роза Васильевна, по «Основам права» (пр. Фоминых Людмила Викторовна) и др.
Ценность этих пособий в том, что они содержат алгоритм исследовательской деятельности представлен в форме модуля.
Параллельно с работой группы, внедряющей технологию КИМ –коллективной индивидуальной мыследеятельности методический кабинет в системе проводит адаптационные занятия для тех преподавателей, которые хотели бы перейти на данную технологию:
- «Технологическая организация образовательного процесса»
- «Технология КИМ о технологии КИМ»
Теоретические занятия сочетаются с практическими: используются видеосюжеты по открытым занятиям преподавателей – новаторов.
Новым этапом в саморазвитии творческой группы явилось продолжение обучения в авторской школе «Саморазвитие человека» под руководством Горкуновой А.Я. по программе «Инновационные подходы к реализации государственных образовательных стандартов», результатом явилась разработка и издание методпособия книги в которой осмыслен систематизирован уже наработанный опыт по блочно-модульному структурированию предметного содержания и на основе этого освоено новое технологическое средство преобразования, систематизации содержания учебных дисциплин-сематическое поле учебных дисциплин и учебного плана (по выполнению специальности 2710 «Технология молока и молочных продуктов». В основе такой систематизации положена работа над понятиями познаваемго пространства.
Семантика – это учение о значение, об отношениях между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают. Для обеспечения научности, интегрированности с другими дисциплинами построения семантического поля учебной дисциплины основано на систематизации понятий по критериям:
- виды форм,
- виды отношений,
- нормы форм,
- нормы отношений,
- способы соединения форм и отношений,
- свойства форм,
- свойства отношений
Результаты такой работы:
- разработали инновационную базу методологических средств познания учебной дисциплины,
- интегрировали познание учебных дисциплин,
- осознали содержание учебных дисциплин через понятия,
- получили способ анализа и синтеза любого познаваемого содержания,
-
повысили свгою мировоззренческую
культуруи т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.