Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.12.2018
Многочисленные исследования педагогов и психологов подтверждают тот факт, что отношение ребенка к самому себе, восприятие себя, самооценка во многом определяют его поведение и успехи в жизни. Каждому ребенку хочется быть востребованным, успешным, неповторимым и непохожим на других. Именно занятия в театральном кружке позволяют выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность личности каждого ребенка, приобщить его к общечеловеческой культуре, к нравственным ценностям своего народа.
доклад.docx
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Н.А. Грязнова
Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов
является значительное расширение дополнительного образования. Именно дополнительное образование
зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего
человека. Именно оно наиболее полно отражает склонности ребенка к той или иной деятельности, позволяет
проявить его индивидуальность и раскрыть способности.
Н.В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… . Это такая кафедра, с которой
можно много сказать миру добра».
Театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным
ценностям своего народа. Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени.
Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это
уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку
зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени.
Основной целью моей программы является создание условий для воспитания нравственных качеств
личности воспитанников, творческих умений навыков средствами театрального искусства, организации их
досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Предлагаемый курс формирует представление о специфике театрального искусства, собственных
возможностях в данной области, обеспечивает условия для воспитания и развития художественного вкуса
посредством освоения различных пластов человеческой культуры.
Срок реализации программы – 5 лет.
Занятия в группах первого и второго года обучения проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа. 35
года обучения – по 3часа.
Формы проведения занятий:
фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуальнофронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповая – организация работы в группах;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, работа над ролью со сценарием.
Формы занятий
мотивационные диалоги, проблемные обсуждения, дискуссии, метод проекта, игры, упражнения, репетиции,
коммуникативные и игровые практикумы, творческие мастерские коллективнотворческие дела,
импровизации, этюды, инсценирование, спектакли, тренинги.
Основными принципами построения программы являются:
Принцип деятельного освоения искусства
Принцип многомерного и многообразного проявления личности.
Принцип взаимосвязи восприятия и продуктивной творческой деятельности.
Принцип формирования собственной индивидуальности через познание и воплощение другой личности.
Принцип формирования целостного художественного сознания.
Особенность программы заключается в построении образовательного процесса посредством
последовательного перехода воспитанников от одной ступени мастерства к другой.
I СТУПЕНЬ (1 год обучения) Подготовительный этап
II СТУПЕНЬ (3 года обучения) Основной этап
III СТУПЕНЬ (1 год обучения) Творческая практика «Наставничество».
Каждая ступень представляет собой определенный уровень образования, отличается особенностью
содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на
занятиях дидактического и наглядного материалов.
После первого года обучения проходит коллективнотворческое дело в форме отчетного выступления
перед сверстниками и родителями, где подводятся итоги деятельности объединения. После второго года обучения дети активно участвуют в концертной деятельности, принимают участие
в театральных конкурсах и фестивалях.
После третьего года обучения участники программы походят практику на отрядах городских
оздоровительных лагерей образовательных учреждений района в качестве отрядных вожатых и применяют на
практике полученные знания, умения, навыки в организации досуга детского коллектива.
После четвертого года обучения участники программы выступают в качестве помощников и
организаторов творческих дел ДЮЦ, в течение учебного года участвуют в подготовке и проведении массовых
мероприятий, используя многообразие методик при их проведении.
В конце пятого года обучения это лидеры, которые могут планировать, организовывать и проводить
коллективные творческие дела на уровне ОУ, района, проводить обучение активов детских объединений ОУ
района «Школа вожатых», «Школа актива».
Для оценки уровня усвоения программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, с целью
выявления лидерских качеств, уровня коммуникативности, социальной адаптированности и эмоциональной
комфортности;
анкетирование и тестирование детей с целью выявления их интересов, мотивации участия в мероприятиях;
неформальные беседы с обучающимися;
промежуточный – праздники, соревнования, занятиязачеты;
конкурсы внутри коллектива;
участие в школьных, районных досуговых мероприятиях;
итоговые представления в конце каждого полугодия;
участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах.
диагностика результативности усвоения программы, которая включает в себя оценку личностных
достижений воспитанников, социальнопедагогических результатов освоения программы и заключается в
таблице участия детей в мероприятиях, анкетах. (Приложение 1, 2, 2А)
Диагностика проводится два раза в начале и в конце учебного года.
По итогам тем проводятся «зачетные» занятия в форме творческих заданий и конкурсов, ролевых и деловых
игр, где обучающиеся должны продемонстрировать полученные знания и приобретенные умения.
итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого
обучающегося студии, является итоговый спектакль или театральное представление.
В процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
реализуется педагогическое сопровождение.
В связи с переходом детей на новую ступень развития изменяется и деятельность педагога
режиссера театра. Она развивается от позиции педагогаорганизатора в начале и до соратника
консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный
синтез разных позиций
Основными принципами работы с детьми являются следующие принципы:
1. Принцип импровизационности.
Быть готовым к импровизации в заданиях и условиях его выполнения. Быть готовым к просчетам и победам
как своим, так и учеников. Преодоление всех препятствий встречать как прекрасную возможность для живого
общения детей друг с другом.
2. Принцип дефицита информации или умалчивания.
Здесь комментарии необходимы деловые, самые насущные, дающие начальную установку к совместной
деятельности и общению детей друг с другом. Необходимо дать возможность уточнить у сверстников на
самом деле непонятный вопрос. Такое уточнение полезно и для тех и для других более чем многократные
разъяснения педагога. Сверстники поймут друг друга быстрее. К тому же начнут делать – поймут
3. Принцип приоритета ученической самодеятельности.
Часто «неверное» выполнение задания открывает новые возможности его применения, новую модификацию, о
которых педагог не догадывается. Здесь дороже сама активность детей, а не правильность выполнения
условий задания. Важно, чтобы постоянно существовала возможность тренинга в поисках решения проблемы и
самостоятельности в преодолении препятствий. . Именно здесь, в ситуации
4. Принцип дела, а не амбиций.
Один из центральных приемов это работа над заданием малыми группами
взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций, эффективно работают и постоянно оттачиваются
все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций
(учительученик, лидерведомый, дополняющий), так как группы по составу постоянно меняются. Возникает
объективная необходимость включения в работу каждого участника группы, так как держать ответ за группу
может выпасть на любого из участников по жребию: «Сегодня ты играешь Гамлета, а завтра участник
массовки».
5. Принцип «Не суди…»
Отрабатывается такт в умении «судить» работу другой группы по делу, а не по личным симпатиям и
претензиям, которые выливаются во взаимные обиды и боль. Чтобы избежать таких «разборок» педагогу
необходимо установить именно деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий. В дальнейшем,
изучая критерии оценок, ученики приучаются отслеживать и отмечать объективные стороны явления. Это
позволяет снять остроту проблемы столкновения амбиций в коллективной работе и более конструктивно
вести учет освоенного материала.
6. Принцип проблематизации.
Задание формулируется как некое противоречие. Например, невозможность выполнить теоретическое или
практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений. Это приводит к необходимости в
вооружении новыми знаниями. . Главным средством испытания любого предположения является опытная
проверка. Затем обязательно идет дискуссионный процесс доказательства или обоснования.
Знания, полученные таким образом, переживаются как субъективное открытие, понимание как личностная
ценность. Это позволяет развивать познавательную мотивацию ученика, его интерес к предмету
Увеличение потока информации, крен в сторону изучения точных наук в школе во многом
содействует ускорению умственного развития современных подростков. Это ускорение подчас
приобретает односторонний характер и ведет к ослаблению эмоциональной сферы ребенка.. Именно
неразвитость сферы чувств нередко сопутствует серьезным нарушениям подростками этических норм.
При существующих средствах массовой информации нынешний подросток многое может услышать,
увидеть, узнать. Однако в силу ограниченности его реального жизненного опыта, несформированности
многих моральных принципов и оценок, далеко не все воспринятое им становится фактом его сознания,
приобретает личностный смысл.
Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:
1. помощь в становлении самосознания подростка.
В творческом процессе, в творческом общении дети учатся отдельным методам самопознания, самоанализа,
самоконтроля.
Через тренинг различных способов поведения в предлагаемых обстоятельствах возможно не только
тренировать актерскую технику, но и выявлять и корректировать психодраматическими способами
личностные проблемы подростка;
В подростковом возрасте все силы ребенка направлены на самоутверждение – вот где театральная
деятельность выходит на первый план. Театр дает возможность самоутвердиться любому ребенку
Одно из ведущих мест в становлении личности занимает самооценка. Педагог должен помочь направить в
нужное русло процесс формирования адекватной самооценки.
Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность
самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или
иным причинам не может проявить себя ярко в чемто другом, например в спорте. Посещая
театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.
Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:
уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;
приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;
воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;
приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;
соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые
наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти; развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость,
альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;
приучение детей к дисциплине и самодисциплине;
формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное,
высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям,
навыкам и своему труду;
расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни .
Театральная студия ставит перед собой задачу подготовки двух полноценных спектаклей за учебный год,
помимо участия артистов в общешкольных традиционных мероприятиях.
Процесс подготовки спектаклей в театральной студии состоит из следующих этапов:
1 Этап «Замысел».
На данном этапе педагог совместно с обучающимися обсуждает варианты спектаклей, тему, основную идею,
актуальность выбора будущего спектакля, жанр, список персонажей, сюжет и композицию спектакля,
распределение ролей, замысел оформления, подбор музыкального сопровождения. На данном этапе
проводятся тренинги по актерскому мастерству, танцу, сценическому движению, сценической речи,
вокалу, оформлению спектакля.
Принципы репертуарной политики школьного театра:
принцип соответствия материала непосредственному жизненному интересу, кругу проблем, живо волнующих
подростков;
принцип соответствия избранного текста возможностям детей;
принцип соответствия избранного материала педагогической художественноэстетической задаче театра;
принцип соответствия материала идее целостного развития личности, возможность развернуть в нем спектр
развиваемых способностей: интеллектуальных, моторных, творческих, речевых и т.п.
Сценарий корректируется, уточняется всем коллективом в процессе работы;
Погружение в сценарий. Чтение, обсуждение.
Выбор роли для каждого. Кого я не только хочу, но могу сыграть.
Это важно, т.к.
Актеры, работая над разными ролями, начинают лучше понимать значение человеческих поступков и в
самой жизни тоньше улавливать внутренний смысл и разнообразие оттенков речи окружающих, вернее
оценивать собственные действия и действия других людей. Вместе с ролью усваиваются и определенные
социальные стереотипы. Актер, прожив роль, лучше осознает общественный смысл действий своего
персонажа, а, соответственно, и свой собственный.
Освоение роли должно пройти 3 стадии:
познавание – скрупулезное изучение персонажа,
переживание – строительство образа на материале собственных чувств и
воплощение – внутренняя готовность актера жить душевным миром своего героя.
2 Этап «Воплощение».
На этапе воплощения спектакля в жизнь происходит подбор и отрисовка эскизов костюмов, грима, декораций,
афиши, репетиции мизансцен с основным составом и индивидуально, репетиции танцев и песен, изготовление и
примерка костюмов, декораций и реквизитов.
3 Этап «Сборка».
На финальном этапе осуществляются прогоны (репетиции связок), монтировочные репетиции, печать
программок и афиш, генеральная репетиция, осуществляется премьерный показ спектакля.
Контроль на всех этапах обучения является необходимым для полноценной реализации данной
общеобразовательной программы.
Театр дает возможность воспитанникам приобщиться к сценическому искусству, потому что
накопление эмоциональночувственного опыта ребенка происходит через знакомство с театрально
творческой деятельностью на основе интеграции искусств. Воспитанник становится более
раскрепощенным, контактным, эмоционально отзывчивым, тоньше чувствует и понимает окружающий
мир.
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.