Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Оценка 4.8

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.12.2018
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Многочисленные исследования педагогов и психологов подтверждают тот факт, что отношение ребенка к самому себе, восприятие себя, самооценка во многом определяют его поведение и успехи в жизни. Каждому ребенку хочется быть востребованным, успешным, неповторимым и непохожим на других. Именно занятия в театральном кружке позволяют выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность личности каждого ребенка, приобщить его к общечеловеческой культуре, к нравственным ценностям своего народа.
доклад.docx
Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения Н.А. Грязнова             Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов  является значительное расширение дополнительного образования. Именно дополнительное образование  зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего  человека. Именно оно наиболее полно отражает склонности ребенка к той или иной деятельности, позволяет  проявить его индивидуальность и раскрыть способности.            Н.В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… . Это такая кафедра, с которой  можно много сказать миру добра».  Театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным  ценностям своего народа. Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени.  Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это  уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку  зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени.                Основной целью моей  программы является создание условий для воспитания нравственных качеств  личности воспитанников, творческих умений  навыков средствами театрального искусства, организации их  досуга путем вовлечения в театральную деятельность.               Предлагаемый курс формирует представление о специфике театрального искусства, собственных  возможностях в данной области, обеспечивает условия для воспитания и развития художественного вкуса  посредством освоения различных пластов человеческой культуры. Срок реализации программы – 5 лет.  Занятия в группах первого и второго года обучения проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа. 3­5  года обучения – по 3часа.                Формы проведения занятий:  ­  фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;  ­ индивидуально­фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;  ­ групповая – организация работы в группах;  ­ индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, работа над ролью со сценарием. Формы занятий  мотивационные диалоги, проблемные обсуждения, дискуссии, метод проекта, игры, упражнения, репетиции,  коммуникативные и игровые практикумы, творческие мастерские коллективно­творческие дела,  импровизации, этюды, инсценирование, спектакли, тренинги.              Основными принципами построения программы являются:  Принцип деятельного освоения искусства  Принцип многомерного и многообразного проявления личности.  Принцип взаимосвязи восприятия и продуктивной творческой деятельности.   Принцип формирования собственной индивидуальности через познание и воплощение другой личности.   Принцип формирования целостного художественного сознания.                Особенность программы заключается в построении образовательного процесса посредством  последовательного перехода воспитанников от одной ступени мастерства к другой. I СТУПЕНЬ (1 год обучения) ­ Подготовительный этап  II СТУПЕНЬ (3 года обучения) ­ Основной этап III СТУПЕНЬ (1 год обучения) ­ Творческая практика ­ «Наставничество».                  Каждая ступень представляет собой определенный уровень образования, отличается особенностью  содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на  занятиях дидактического и наглядного материалов.             После первого года обучения проходит коллективно­творческое дело в форме отчетного выступления  перед сверстниками и родителями, где подводятся итоги деятельности объединения. После второго года обучения дети активно участвуют в концертной деятельности, принимают участие  в театральных конкурсах и фестивалях.             После третьего года обучения участники программы походят практику на отрядах городских  оздоровительных лагерей образовательных учреждений района в качестве отрядных вожатых и применяют на  практике полученные знания, умения, навыки в организации досуга детского коллектива.            После четвертого года обучения участники программы выступают в качестве помощников и  организаторов творческих дел ДЮЦ, в течение учебного года участвуют в подготовке и проведении массовых  мероприятий, используя многообразие методик при их проведении.            В конце пятого года обучения ­ это лидеры, которые могут планировать, организовывать и проводить  коллективные творческие дела на уровне ОУ, района, проводить обучение активов детских объединений ОУ  района ­ «Школа вожатых», «Школа актива». Для оценки уровня усвоения программы используются разные виды контроля:  ­ текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий, с целью  выявления лидерских качеств, уровня коммуникативности, социальной адаптированности и эмоциональной  комфортности; ­ анкетирование и тестирование детей с целью выявления их интересов, мотивации участия в мероприятиях; ­ неформальные беседы с обучающимися;  ­ промежуточный – праздники, соревнования, занятия­зачеты; ­ конкурсы внутри коллектива; ­ участие в школьных, районных досуговых мероприятиях; ­ итоговые представления в конце каждого полугодия; ­ участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах. ­ диагностика результативности усвоения программы, которая включает в себя оценку личностных  достижений воспитанников, социально­педагогических результатов освоения программы и заключается в  таблице участия детей в мероприятиях, анкетах. (Приложение 1, 2, 2А)  Диагностика проводится два раза ­ в начале и в конце учебного года.  По  итогам тем проводятся «зачетные» занятия в форме творческих заданий и конкурсов, ролевых и деловых  игр, где обучающиеся должны продемонстрировать полученные знания и приобретенные умения.  ­ итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.  Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого  обучающегося студии, является итоговый спектакль или театральное представление.      В процессе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе реализуется педагогическое сопровождение.                      В связи с переходом детей на новую ступень развития изменяется и деятельность педагога­ режиссера театра.   Она  развивается от позиции педагога­организатора в начале и до соратника­ консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный  синтез разных позиций Основными принципами работы с детьми являются следующие принципы: 1. Принцип импровизационности.  Быть готовым к импровизации в заданиях и условиях его выполнения. Быть готовым к просчетам и победам  как своим, так и учеников. Преодоление всех препятствий встречать как прекрасную возможность для живого  общения детей друг с другом.  2. Принцип дефицита информации или умалчивания. Здесь комментарии необходимы деловые, самые насущные, дающие начальную установку к совместной  деятельности и общению детей друг с другом. Необходимо дать возможность уточнить у сверстников на  самом деле непонятный вопрос. Такое уточнение полезно и для тех и для других более чем многократные  разъяснения педагога. Сверстники поймут друг друга быстрее. К тому же начнут делать – поймут  3. Принцип приоритета ученической самодеятельности.  Часто «неверное» выполнение задания открывает новые возможности его применения, новую модификацию, о  которых педагог не догадывается. Здесь дороже сама активность детей, а не правильность выполнения  условий задания. Важно, чтобы постоянно существовала возможность тренинга в поисках решения проблемы и самостоятельности в преодолении препятствий. . Именно здесь, в ситуации  4.  Принцип дела, а не амбиций.  Один из центральных приемов ­   это работа над заданием малыми группами   взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций, эффективно работают и постоянно оттачиваются  все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций  (учитель­ученик, лидер­ведомый, дополняющий), так как группы по составу постоянно меняются. Возникает  объективная необходимость включения в работу каждого участника группы, так как держать ответ за группу  может выпасть на любого из участников по жребию: «Сегодня ты играешь Гамлета, а завтра участник  массовки».  5. Принцип «Не суди…»  Отрабатывается такт в умении «судить» работу другой группы по делу, а не по личным симпатиям и  претензиям, которые выливаются во взаимные обиды и боль. Чтобы избежать таких «разборок» педагогу  необходимо установить именно деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий. В дальнейшем,  изучая критерии оценок, ученики приучаются отслеживать и отмечать объективные стороны явления. Это  позволяет снять остроту проблемы столкновения амбиций в коллективной работе и более конструктивно  вести учет освоенного материала.  6. Принцип проблематизации.  Задание    формулируется  как некое противоречие. Например, невозможность выполнить теоретическое или  практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений. Это приводит к необходимости в  вооружении новыми знаниями. .  Главным средством испытания любого предположения является опытная  проверка. Затем обязательно идет дискуссионный процесс доказательства или обоснования.  Знания, полученные таким образом, переживаются как субъективное открытие, понимание ­ как личностная  ценность. Это позволяет развивать познавательную мотивацию ученика, его интерес к предмету                      Увеличение потока информации, крен в сторону изучения точных наук в школе во многом  содействует ускорению умственного развития современных подростков. Это ускорение подчас  приобретает односторонний характер и ведет к ослаблению эмоциональной сферы ребенка.. Именно  неразвитость сферы чувств нередко сопутствует серьезным нарушениям подростками этических норм.  При существующих средствах массовой информации нынешний подросток многое может услышать,  увидеть, узнать. Однако в силу ограниченности его реального жизненного опыта, несформированности  многих моральных принципов и оценок, далеко не все воспринятое им становится фактом его сознания,  приобретает личностный смысл. Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:     1.    ­ помощь в становлении самосознания подростка. В  творческом процессе, в творческом общении дети учатся отдельным методам самопознания, самоанализа,  самоконтроля. Через тренинг различных способов поведения в предлагаемых обстоятельствах возможно не только  тренировать актерскую технику, но и выявлять и корректировать психодраматическими способами  личностные проблемы подростка;                В подростковом возрасте все силы ребенка направлены на самоутверждение – вот где театральная  деятельность выходит на первый план. Театр дает возможность самоутвердиться любому ребенку          Одно из ведущих мест в становлении личности занимает самооценка. Педагог должен помочь направить в нужное русло процесс формирования адекватной самооценки. Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность  самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или  иным причинам не может проявить себя ярко в чем­то другом, например в спорте. Посещая  театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.  Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:  ­ уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;  ­ приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;  ­ воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;  ­ приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;  ­ соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые  наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти; ­ развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость,  альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;  ­ приучение детей к дисциплине и самодисциплине;  ­ формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное,  высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям,  навыкам и своему труду;  ­ расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни . Театральная студия  ставит перед собой задачу подготовки двух полноценных спектаклей за учебный год,  помимо участия артистов в общешкольных традиционных мероприятиях.  Процесс подготовки спектаклей в театральной студии  состоит из следующих этапов:  1 Этап  ­ «Замысел».  На данном этапе педагог совместно с обучающимися обсуждает варианты спектаклей, тему, основную идею,  актуальность выбора будущего спектакля, жанр, список персонажей, сюжет и композицию спектакля,  распределение ролей, замысел оформления, подбор музыкального сопровождения. На данном этапе  проводятся тренинги по актерскому мастерству, танцу, сценическому движению, сценической речи,  вокалу, оформлению спектакля. Принципы репертуарной политики школьного театра:  ­ принцип соответствия материала непосредственному жизненному интересу, кругу проблем, живо волнующих подростков;  ­ принцип соответствия избранного текста возможностям детей;  ­ принцип соответствия избранного материала педагогической художественно­эстетической задаче театра;  ­ принцип соответствия материала идее целостного развития личности, возможность развернуть в нем спектр  развиваемых способностей: интеллектуальных, моторных, творческих, речевых и т.п. Сценарий корректируется, уточняется всем коллективом в процессе работы; Погружение в сценарий. Чтение, обсуждение. Выбор роли для каждого.  Кого я не только хочу, но могу сыграть. Это важно, т.к. Актеры, работая над разными ролями, начинают лучше понимать значение человеческих поступков и в  самой жизни тоньше улавливать внутренний смысл и разнообразие оттенков речи окружающих, вернее  оценивать собственные действия и действия других людей. Вместе с ролью усваиваются и определенные  социальные стереотипы. Актер, прожив роль, лучше осознает общественный смысл действий своего  персонажа, а, соответственно, и свой собственный.  Освоение роли должно пройти 3 стадии:  познавание – скрупулезное изучение персонажа,  переживание – строительство образа на материале собственных чувств и  воплощение – внутренняя готовность актера жить душевным миром своего героя.  2 Этап «Воплощение».  На этапе воплощения спектакля в жизнь происходит подбор и отрисовка эскизов костюмов, грима, декораций,  афиши, репетиции мизансцен с основным составом и индивидуально, репетиции танцев и песен, изготовление и примерка костюмов, декораций и реквизитов.  3 Этап «Сборка».  На финальном этапе осуществляются прогоны (репетиции связок), монтировочные репетиции, печать  программок и афиш,  генеральная репетиция, осуществляется премьерный показ спектакля.  Контроль на всех этапах обучения является необходимым для полноценной реализации данной  общеобразовательной программы.              Театр  дает возможность воспитанникам приобщиться к сценическому искусству, потому что  накопление эмоционально­чувственного опыта ребенка происходит через знакомство с театрально­ творческой деятельностью на основе интеграции искусств. Воспитанник становится более  раскрепощенным, контактным, эмоционально отзывчивым, тоньше чувствует и понимает окружающий  мир.

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения

Опыт формирования индивидуальности детей: реализация педагогического сопровождения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018