Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии
Оценка 4.7

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Оценка 4.7
Научные работы
doc
администрации
Взрослым
07.10.2018
Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии
Автором описан опыт использования кейс - задач как оценочного средства сформированности творческого уровня профессиональных и общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа на примере профессиональных модулей ПМ.01 Диагностическая деятельность и ПМ.02 Лечебная деятельность. Опыт педагога имеет системный характер. Оценка творческого уровня сформированности компетенций предполагает диагностику умений обучающихся. Достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей студентов, жизненных установок, профессиональных позиций и профессионального мироощущения.Автором описан опыт использования кейс - задач как оценочного средства сформированности творческого уровня профессиональных и общих компетенций у обучающихся медицинского колледжа на примере профессиональных модулей ПМ.01 Диагностическая деятельность и ПМ.02 Лечебная деятельность. Опыт педагога имеет системный характер. Оценка творческого уровня сформированности компетенций предполагает диагностику умений обучающихся. Достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей студентов, жизненных установок, профессиональных позиций и профессионального мироощущения.
Статья_Кейс_метод_Олипа А_В.doc
Опыт использования метода кейс ­ задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии А.В. Олипа, преподаватель педиатрии  высшей квалификационной категории БПОУ  ВО «Череповецкий  медицинский колледж  имени Н.М. Амосова» Актуальность.  Модернизация   среднего   профессионального   образования характеризуется   переориентацией   его   на   личностную   парадигму   и компетентностный подход как приоритетный, что отражено в ФГОС СПО нового поколения.   Освоение   педагогами   методов   активного   обучения   актуально   для повышения эффективности   образовательного процесса. В России до сих пор не начата работа по разработке и централизованному выпуску кейсов для среднего медицинского образования.  Состояние   проблемы.  Оптимизация   медицинского   образования   –   это приведение  системы  образования  к  такому  уровню, который  может  обеспечить каждому студенту стабильные максимальные результаты обучения и воспитания, близкие   к   их   теоретическим   пределам,   наиболее   экономным   путём   с минимальными   затратами   времени   и   усилий   студентов   и   преподавателей   (Л.Б. Наумов).   Одной   логикой,   как   правило,   ситуацию   не   решить.   Очень   важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.  Оценка   креативного   уровня   сформированности   компетенций   у   студентов предполагает   диагностику   творческих   умений   обучающихся   и   основывается   на следующих   критериях:   ­   способность   к   творчеству;   ­   владеть   навыками саморазвития   ;   ­   способность   генерации   альтернативных   вариантов   решения проблемы;   ­   осуществление   социально   ­   профессионального   саморазвития; ­способность   генерировать   оригинальные   идеи,   отклоняться   от   традиционных шаблонов   мышления,   готовность   к   новациям;   ­   умение   создавать   документ, который   отличается   оригинальностью   и   новизной;   ­   самостоятельно   решать проблемы, которые связаны со способами выполнения работ на отдельном участке практической деятельности фельдшера.   Интересным   способом   оценки   творческого   уровня   сформированности компетенций являются кейс ­ задачи. Цель кейс ­ метода ­ научить студентов в ходе   самостоятельной   работы   или   при   работе   в   группе   ­   анализировать информацию,   структурировать   ее,   выявлять   ключевые   проблемы,   генерировать альтернативные   пути   решения,  оценивать   их,  выбирать   оптимальное   решение   и вырабатывать   программы   действий   и   оценивать   творческий   уровень сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа. Основная функция   кейс   ­   метода   ­   учить   обучающихся   решать   сложные неструктурированные   проблемы,   которые   не   возможно   решить   аналитическим способом. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.  Метод case ­study, или метод конкретных ситуаций, от аглийского case –  случай,   ситуация)   –   метод   активного   проблемно­ситуационного   анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).   Метод   относится   к  неигровым   имитационным   активным   методам обучения  и   рассматривается   как   инструмент,   позволяющий   применить теоретические знания к решению практических задач. Анализ конкретных учебных ситуаций ­ метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:   выявление, отбор и решение проблем;   работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;   анализ и синтез информации и аргументов;  работа с предположениями и заключениями;  оценка альтернатив;   принятие решений;   слушание и понимание других студентов— навыки групповой работы.  Классификация кейсов. По сложности:  1­   иллюстративные   учебные   ситуации   –   кейсы,   цель   которых   –   на определенном   практическом   примере   обучить   студентов   алгоритму   принятия правильного решения в определенной ситуации; 2­   учебные   ситуации   –   кейсы   с   формированием   проблемы,   в   которых описывается   ситуация   в   конкретный   период   времени,   выявляются   и   четко формулируются   проблемы;   цель   такого   кейса   –   диагностирование   ситуации   и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; 3­   учебные   ситуации   –   кейсы   без   формирования   проблемы,   в   которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; 4­ прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.  Разработка практических ситуаций может происходить двумя способами: на основе описания реальных событий и действий реальных работников или на базе искусственно сконструированных ситуаций. Материал для этих ситуаций может быть взят либо из реальной практики работы разных медицинских организаций, либо   проблема   может   быть   сконструирована   в   соответствии   с   заранее определенными требованиями. По сути, кейсы – интегрированные комплексные проблемно­ситуационные   Отличительной   особенностью   кейс­задачи   является   отсутствие задачи. однозначных решений, побуждающее студента искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор. Описание опыта.  В кабинете педиатрии  создан банк кейсов 3­го уровня. Для«case  studies»   используются   клинические   случаи   и   истории   болезни конкретных   детей.   В   архиве   проводится   отбор   историй   болезни   с   типичным вариантом течения заболевания, с различными вариантами осложнений. К каждой клинической   ситуации   и   истории   болезни   разрабатываем   задания   или   вопросы. Например,   определите   причины   и   предрасполагающие   факторы   возникновения заболевания;   оцените   по   имеющимся   данным,   на   какой   стадии   патогенеза находится пациент в такой­то день пребывания в больнице. На занятиях по педиатрии студенты решают кейсы коллегиально в малых группах   (групповое   решение   докладывают   спикеры)   или   внеаудиторно самостоятельно   с   письменным   отчётом.   Case   ­   study   используем   также   для проверки   понимания   студентами,   уже   пройденного   материала,   оценки   его усвоения, определения умения применять полученные знания на практике.   Также используется   интересный   вариант   метода,   когда   обучающимся   для   разбора   и анализа   предлагаются   реальные   проблемы   практического   здравоохранения.   Это позволяет   приблизить   процесс   обучения   к   профессиональной   деятельности   и получить   реальную   отдачу   от   реализуемых   в   колледже   программ профессиональных модулей. Так, на занятии по теме: Гипервитаминоз Д студенты знакомятся с описанием ситуации, сложившейся в пос. Климовское Череповецкого района   Вологодской   области.   В   кейсе   дается   достаточно   подробное   описание событий,   реально   имевших   место   (с   указанием   точной   хронологии.   Описание содержит   указания   на   отношения   и   поведение   участников   событий   в   виде высказываний, описания их действий. Материалом для анализа послужила статья Б.В.   Лимина,   Т.Н.   Николаевой   из   журнала   «Здравоохранение   Российской Федерации».   Введение   в   ситуацию   предваряет   клинический   разбор   патологии. Затем студентам предлагается кейс­задание. Порядок работы над практической ситуацией: 1.Ознакомление с ситуацией. 2.Выявление проблем. 3.Анализ имеющейся информации. 4. Уточнение выявленных проблем и определение степени их значимости. 5. Анализ сильных и слабых сторон рассматриваемой ситуации. Студентам   даются   чёткие   рекомендации   по   методу   case   ­   study: при  чтении описания кейса  необходимо определить   проблему  и  установить,  на каком уровне принимается решение; •   рекомендуется   перечислить   факты,   данные   в   описании   ситуации,   и установить,   что   уже   известно   и   что   требует   уточнения   или   определенных допущений; • следует написать всевозможные альтернативные решения, которые могут быть приняты в данной ситуации; •   Необходимо   как   можно   шире   применять   известные   теории   и   уже пройденный   учебный  материал   при  формулировании   альтернатив,  их   анализе   и окончательного выборе решения. Результаты работы могут быть представлены в письменной форме (если решение представляется   как  индивидуальное)  или   в  форме   устной   презентации   от   лица микрогруппы   с   подготовкой   плакатов   (если   это   необходимо),   разделением функций   между   участниками   группы   (содоклады)   в   зависимости   от   задач, решаемых ими в ходе анализа проблемы, содержащейся в описании практической ситуации.   Студенту надо делить, в чем заключается проблема, проанализировать ее в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути ее решения. Задача, предложенная в case­study, может иметь несколько вариантов решения. Сase­study обычно не завершается определением "правильного" или "неправильного" решения; различные подходы к решению выявленной проблемы могут быть рассмотрены на равных основаниях. В дискуссии по разбору различных вариантов решений следует проанализировать   предлагаемые   в   них   методы,   оценить   их   приемлемость   и эффективность в предложенных условиях. Процесс выработки решений составляет сущность метода разбора практических ситуаций, и этот процесс часто является не  менее   важным, чем  само  решение.  Основное   назначение  метода  case­study ­ закрепление   и   углубление   знаний,   выработка   алгоритмов   анализа   типичных ситуаций, позволяющих быстро узнавать аналогичные ситуации в практике своей работы и принимать по ним наиболее действенные решения, а также активизация обмена слушателями. Способы разработки и порядок анализа практической ситуации. опытом между       Кейс включает в себя:  ситуацию – клиническое наблюдение, проблему из реальной жизни;   контекст   ситуации   ­   хронологический,   исторический,   контекст   места, особенности действия или участников ситуации;  комментарий ситуации, представленный автором;  вопросы или задания для работы с кейсом;  приложения.          по которым описание готовится Во время разработки практической ситуации (case ­ study) определяется ее цель,   формулируется   проблема,   определяется   структура   проблемы,   перечень вопросов, ситуации. Обучающимся дается письменное описание проблемы или ситуации, требующей анализа,   и   их   просят   выявить   основную   проблему,   проанализировать предложенную   информацию   и   выработать   наиболее   эффективное,   с   их   точки зрения, решение. Описание ситуации может быть различного объема, разной может быть ситуаций.               При   групповой   работе   за   индивидуальным   рассмотрением   следует   этап группового обсуждения, а затем презентация результатов группового обсуждения. Если   над   анализом   ситуации   работали   несколько   подгрупп,   то   каждая   из   них готовит   собственную   презентацию.  После   презентаций   результатов   работы   всех групп   над   предложенной   практической   ситуацией   преподаватель   комментирует прозвучавшие   итоги. Обучающимся   обычно   задается   ряд   вопросов   для   анализа   и   обсуждения выводы   и   предложения   и   подводит детализации описании степень при   и для           ее   вопросов Примеры предложенной   практической   ситуации.  Чаще   всего   эти   вопросы   направлены   на прояснение   того,   какую   оценку   ситуации,   рассматриваемых   в   ней   проблем, действующих лиц, их поведения в данной обстановке, принимаемых решений дают обучающиеся, каковы возможные последствия развития предложенных ситуаций и т.п. анализа: • В чем состоит основная проблема? Какие еще проблемы вы можете выделить в ситуации? представленной •Можно ли условиях? •Какие проблем? возможны   •Какие этические, юридические или моральные затруднения возникают или могут возникнуть проблем? •Как   вы   оцениваете   поведение   фельдшера   ФАПа   (поликлиники)   в   данной обстановке? поступили? •Каковы,   по   вашему   мнению,   причины,   побудившие   такого­то   медработника таким­то последствия? •Какая   информация   необходима   для   решения   данного   вопроса?   Какой   набор процедур   вы   бы   использовали,   чтобы   получить   необходимую   информацию? анализа?  •Какие данных   выявленных   Каковы   могут выводы   можно     проведенного   решить решения выявленных действиям? (их) пути сделать   из процессе   быть   решения бы   Как   вы         в                         в   Выводы: 1. Системное использование кейс ­ заданий активизирует креативность студентов, развивает   аналитические   и  коммуникативные   способности,  оставляя   обучаемых один на один с реальными ситуациями. 2.   Метод   case­study   интегрирует   в   себе   технологии   развивающего   обучения, включая   процедуры   индивидуального,   группового   и   коллективного   развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых. Метод выступает как   технология   коллективного   обучения,   важнейшими   составляющими   которой выступают работа в подгруппах и взаимный обмен информацией. 3.   Метод   case­study   в   обучении   можно   рассматривать   как   синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в   ситуацию,   формировании   эффектов   умножения   знания,   озарения,   обмена открытиями   4.   Разбор   практических   ситуаций   ­   это   один   из   самых   эффективных   методов активного   обучения   навыкам   принятия   решений   и   решения   проблем.,   навыкам анализа,   диагностики   и   принятия   решений,   которые   позволят   им   быть   более успешными   при   решении   похожих   проблем   в   своей   профессиональной деятельности. 5. Кейс ­ задания можно применять как индивидуальное домашнее задание при организации внеаудиторной самостоятельной работы с последующим обсуждением клинической ситуации разными студентами на занятии. 6.   Считаем   целесообразным   применять   кейсы   на   итоговом   занятии   каждого профессионального модуля.   . 7.   Необходимо   разрабатывать   собственные   практические   ситуации   и   типичные проблемы, с которыми сталкиваются фельдшеры. 8.   Рекомендуется     разработка   методических   рекомендаций   для   студентов   по использованию кейсов. 9. Кейс­метод завоёвывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.  10.   Анализ   ситуаций   сильно   воздействует   на   профессионализацию   студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. 11. Кейс ­ метод эффективно способствует формированию общих компетенций:   принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях   и   нести ответственность за них;   брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды   за   результат выполнения заданий;  работать   в   коллективе   и   команде,   продуктивно   общаться   с   коллегами, потребителями;  понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;  организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые   методы   и способы выполнения профессиональных задач. Литература  Гордин   В.Э.   Использование   кейс­метода   в   производственной   и преддипломной практике студентов [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http://ejournal.finec.ru/view/?id=12  Дерябина   О.А.   Методы   менеджмента   проекта   [Электронный   ресурс].   ­ Режим доступа: http://novgorod.fio.ru/projects/Project1219/index.htm   Метод   проектов   как   педагогическая   технология   [Электронный   ресурс].   ­ Режим доступа:  http://rc.asu.ru/docs/db/school/_444.doc   Окно  в ситуационную методику [Электронный   ресурс]. ­  Режим доступа: http://www.casemethod.ru/   Полат   Е.С.   Метод   проектов   [Электронный   ресурс].   ­   Режим   доступа: http://www.iteach.ru/metodika/a_2wn3.esp   Примеры использования педагогических технологий в профильном обучении           Примеры   применения   метода   проектов   [Электронный   ресурс].   ­   Режим [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа:  http://edu.of.ru/attach/17/7031.doc   доступа: http://informatica.osu.ru/heading5/best/Sharipova/proect/   Смолянинова   О.Г.   Кейс   метод   обучения   [Электронный   ресурс].   ­   Режим  http://lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASE­ доступа: STUDY/articles/ECase/ECase.html         Яшунина   Т.Г.,   Кравцун   Н.В.,   Гагиева   Н.Б.   Использование   технологии проектного обучения в практике учителей МОУ лицея №6 [Электронный ресурс].  http://pedsovet.org/forum/index.php?   Режим   доступа:   ­ s=d41c167985b6a78eb0a967c6 4bac724c&act=Attach&type=post&id=357

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии

Опыт использования метода кейс - задач как оценочного средства сформированности компетенций у студентов медицинского колледжа на примере педиатрии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2018