«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
3 кл
11.02.2017
Выступление «Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
Каждый педагог задаёт себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия.
Пояснительная записка.docx
Конкурсное испытание « Методический семинар»
Слайд 1 Здравствуйте! Я , Скакалина Н.Д учитель начальных классов МБОУ
«СОШ п.Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской
области»
Тема моего выступления «Опыт использования проектно –
исследовательской деятельности младших школьников »
Каждый педагог задаёт себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им
во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо
развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого
нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые
средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя
свои действия.
Слайд 2 В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования приоритетом названо формирование
универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере
способствует решению задачи повышения эффективности и качества
образования, предопределяет успешность всего последующего обучения,
поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять»,
а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Одним из
эффективных средств достижения данных результатов, является проектно
исследовательская деятельность, которая имеет высокую степень
самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной
деятельности; развитие социальных навыков школьников в процессе
групповых взаимодействий; межпредметная интеграция знаний, умений и
навыков. Участвуя в проектноисследовательской работе, учащиеся видят
конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и
вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и
личностные качества.
1 Слайд 3 На формирование опыта использования проектно –
исследовательской деятельности младших школьников, оказали влияние
следующие факторы: процессы модернизации сельской школы, внедрение
ФГОС, изучение и использование научнометодической литературы, участие в
работе РМО и ШМО, выступления на конференциях и семинарах, опыт
коллег.
Новизна опыта: Индивидуальный подход к развитию творческих
способностей детей младшего школьного возраста в процессе
исследовательской и проектной деятельности.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это?
зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у
любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское
поведение. Как учитель, я столкнулась с противоречием: — между
необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным
знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и
малым количеством разработок по организации проектно исследовательской
деятельности младших школьников.
Слайд 4 Актуальность данной темы очевидна: определяется социальным
заказом на творческую,
самостоятельную личность; потребностью
современной школы в разработке педагогической технологии развития умений
исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью
обогащения существующей в начальной школе практики организации
проектно исследовательской деятельности.
Слайд 5 Включение учащихся в проектно – исследовательскую деятельность
развивает внимание, творческое воображение, изобретательность,
находчивость, сообразительность, интеллектуальные способности и
познавательные возможности, что является необходимым в образовательной
2 деятельности и отвечает требованиям, предъявляемым ФГОС. Ведущей идеей
моего опыта является проектно – исследовательская деятельность как
активно формирующая компетентностный и деятельностный подходы,
выдвигающие на первое место умение решать проблемы и овладевать
способами деятельности.
Слайд 6 Изучив материалы научнометодической литературы, в своей
деятельности я использую рекомендованную Савенковым Александром
Ильичём – систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять
(лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать.
классифицировать. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из
них.
Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать
собственную точку зрения,) Задание “Посмотри на мир чужими
глазами”. Учитель читает детям неоконченный рассказ. “Утром небо
покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья
падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во
дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком
отправляющимся в полет; Задание “Тема одна – сюжетов много”.
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например,
тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих
птиц, школьников, идущих в школу и т. д.
Развитие умений выдвигать гипотезы
(уметь предвидеть события,
предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим,
возможно, что если, наверное).
3 Задания типа “Найди возможную причину события” Машина резко
затормозила.
Современные исследователи метода проектов (Гузеев, В.В.; Матяш, Н.В.;
Пахомова, Н.Ю.; Полат, Е.С.; Чечель, И.Д.), считают что его использование в
комплексе позволяет решать образовательные задачи (получение знаний по
предметам), развивающие (умение ставить проблему, планировать свою
деятельность, представлять её продукты и др.), воспитательные (умение
работать сообща, принимать мнение товарища и др.). Мне интересно
высказывание А.И.Савенкова «Проектирование и исследование
изначально принципиально разные по направленности, смыслу и
содержанию виды деятельности. Исследование бескорыстный поиск
истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой
задачи»
Слайд7 Проектноисследовательская деятельность предусматривает:
Проектирование собственного исследования, выделение целей и задач,
принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение
желаемых результатов. Цели и задачи:
Слайд 8 Развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные
цели; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои
достижения
Развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной
и письменной речи; умение обобщать и систематизировать информацию,
коммуникативные умения; развитие наблюдательности и внимания, умений
работать с художественными и научными текстами. «Нужно, чтобы дети, по
возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
4 Слайд 9. В процессе проектно – исследовательской деятельности
развиваются все УУД. Особое внимание уделяю коммуникативным УУД,
которые отслеживаются и при постановке проблемы, выборе темы, сборе и
обработке информации, анализе и обобщении полученных материалов, при
подготовке отчёта. Этапы можете проследить на слайде
Слайд 10. Крайне важными при реализации проектно – исследовательской
деятельности я использую активные методы обучения, которые являются
развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему
усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности,
повышению интереса к предмету, но и устранению перегрузок.
Слайд 11 12. За годы педагогической деятельности мною наработаны
методические материалы проектной и исследовательской деятельности. При
выполнении каждого нового проекта мы решаем несколько интересных,
полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других детей. Чтобы добиться
успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу. Моя задача состоит в том, чтобы найти и
организовать интересные формы процесса познания мира . Включение
школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,
предвидеть, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Проектные и
исследовательские работы которые я организую представлены на слайде.
Работа с аудиторией. Объект исследования «Ветер».
Слайд 13 Вывод о ветре
Слайд 14 Работа по проектно исследовательской деятельности в учебном
процессе не заканчивается. Во внеурочной деятельности мы продолжаем
работу, участвуя в муниципальных проектах: « Учитель, перед именем
твоим», «Дорога без опасности»; в региональных научно – практических
5 конференциях, всероссийских исследовательских проектах. На слайде вы
видите результаты.
Слайд 15 На слайде вы видите повышение качества знаний учащихся. Если во
2 классе качво знаний составляло – 43%, то уже в 4 классе – 63%.
При правильной организации проектно исследовательская деятельность
повышает качество знаний учащихся. На слайде результаты мониторинга,
диаграммы.
Слайд 16 Участие в конкурсах, конференциях способствует развитию
ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших
школьников, является средством их активизации, способствует
формированию предметных умений и универсальных учебных действий.
Слайд 17 Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью
учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить
настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой
работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное
ребёнком сообщение, составленная яркая презентация. Педагогический
результат – это, прежде всего, бесценный опыт самостоятельной, творческой,
исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый
спектр новообразований. Для меня, как для учителя, применение проектно
исследовательских технологий даёт дополнительную возможность
сотрудничества с родителями, построение новых отношений с учениками, а
также возможность роста профессионализма, отмеченного на различных
уровнях. Использование проектноисследовательской деятельности не только
возможно, но и эффективно в начальной школе.
Слайд 18 На слайде представлены формы и уровни распространения данного
педагогического опыта. Опыт моей работы в данном направлении размещен
на сайтах сети Интернет. Я всегда открыта к сотрудничеству.
Своё выступление хочется закончить такими словами:
Дорога к истине берет начало
Из детства светлого,
Где ум пытлив и гибок.
И пусть нам уготовано немало
Препятствий и, конечно же, ошибок,
Но увлеченно детские головки
6 Склоняются над пестрыми томами.
Пусть первые шаги еще неловки,
Но учатся они их делать сами.
Спасибо за внимание!
7
«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
«Опыт использования проектно – исследовательской деятельности младших школьников »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.