Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»
Оценка 4.9

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
экология
Детсад
21.05.2018
Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»
Продолжительность опыта 1 год. Возраст участников 5-6 лет. Экспериментирование предоставляет детям возможность самостоятельно добывать знания,основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. На первом этапе исследования я использовала методику «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленную на изучение мотивации детского экспериментирования. изучили место детского экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации. Результаты фиксировались в таблице и диаграммах.
Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно.docx
«Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно­ исследовательской деятельности» Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания. В.П. Вахтеров. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире  что­то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми красками радуги.  Оставляйте всегда что­то недосказанное,            чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз                       возвратиться к тому, что он узнал".      Сухомлинский В. А Введение    Дети   старшего   дошкольного   возраста   отличаются   пытливостью   в исследовании окружающего мира. Важнейшими чертами детского поведения являются   любознательность,   наблюдательность,   жажда   новых   открытий   и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем   ребёнка   мире.   Именно   в   этом   возрасте   поисковая   и исследовательская   деятельность   занимает   ведущее   место   и   помогает   в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира. Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из­за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем. Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что   если   механизм   познания   окружающего   мира   взрослым   и   ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый,   познаёт   окружающий   мир   в   процессе   самостоятельного взаимодействия   с   этим   миром,   активного   экспериментирования   с   ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Актуальность. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных   технологий,   призванных   содействовать   развитию   творческих способностей   детей,   формированию   навыков   саморазвития   и самообразования. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый   толчок   в   развитии   с   введением   Федерального   Государственного стандарта дошкольного образования. В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают создание благоприятных условий развития   детей   в   соответствии   с   их   возрастными   и   индивидуальными особенностями   и   склонностями,   развитие   способностей   и   творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6 ФГОС ДО) В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   ДО   ребёнок   должен   быть: любознательным,   активным,   интересующимся   новым,   неизвестным   в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.          Экспериментирование   вызывает   у   ребенка   интерес   к   исследованию, развивает   мыслительные   операции   (анализ,   синтез,   классификацию, обобщение),   стимулирует   познавательную   активность   и   любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование   как   нельзя   лучше   формирует   эту   потребность   через развитие   познавательного   интереса.  Развиваясь   как   деятельность, направленная   на   познание   и   преобразование   объектов   окружающей действительности,   детское   экспериментирование   способствует   расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов   познания   окружающей   действительности   позволит   ребенку   стать субъектом   учения,   научиться   учиться,   что   является   одним   из   аспектов подготовки   к   школе,   позволяет   развить   интеллектуальную   активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Эксперименты   положительно   влияют   на  эмоциональную  сферу   ребёнка,  на развитие   его   творческих   способностей,   они   дают   детям   реальные представления   о   различных   сторонах   изучаемого   объекта,   его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента   идёт   обогащение   памяти   ребёнка,   активизируются   его мыслительные   процессы,   так   как   постоянно   возникает   необходимость совершать   операции   анализа   и   синтеза,   сравнения   и   классификации, обобщения   и   экстраполяции.   Необходимость   давать   отчёт   об   увиденном, формулировать   обнаруженные   закономерности   и   выводы   стимулирует развитие   речи.   Следствием   является   не   только   ознакомление   ребёнка   с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.           Детское   экспериментирование   тесно   связано   с   другими   видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль   облегчает   проведение   опыта,   в   то   время   как   пополнение   знаний способствует развитию речи).          Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка,   тем   точнее   будет   зарегистрирован   результат   природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления   с   природой,   тем   точнее   он   передаст   его   детали   во   время изобразительной деятельности.           Не   требует   особого   доказательства   связь   экспериментирования   с формированием   элементарных   математических   представлений.   Во   время проведения   опыта   постоянно   возникает   необходимость   считать,   измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время облегчает владение экспериментирование.      Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё   надо   обследовать   по   всем   анализаторам,   а   все   полученные   при   этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются,   математическими     операциями какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями.        Природа сделала инстинкт   познания   в   раннем   возрасте   очень   мощным,   практически непреодолимым.   С   возрастом   потребность   в   познании   нового   ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает   особых   страданий   при   невозможности   открывать   что­то   новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную.      Однако,   как   доказал   Н.Н.   Поддъяков,   лишение   возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в   раннем   и   дошкольном   возрасте   приводят   к   серьёзным   психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое   время   это   не   учитывалось   системой   дошкольного   образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи, ­ это широкое внедрение   метода   организованного   и   контролируемого   детского экспериментирования дома и в детском саду.            Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе   системно­деятельностного   подхода   и   призвана   конкретизировать требования к результатам начального общего образования. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.            Новые   социальные   запросы,   связанные   с   переходом   нашей   страны   к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком   инновационном   потенциале,   обусловили   возрождение   интереса   к идеям  развивающего  обучения,  ядром   которого  является   познавательное   и личностное развитие ребёнка.              Одной   из   главных   задач   современных   образовательных   учреждений, провозглашенных   в   концепции   модернизации   российского   образования, является   создание   необходимых   и   полноценных   условий   для   личностного развития каждого ребёнка, формирования его активной позиции.          Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего   может   помочь   человеку   не   просто   выжить   в   современном   мире,   а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по   отношению   к   жизни   является   важнейшей   задачей.   А   значит,   весьма актуальным   становится   вопрос   о   том,   как   создать   для   детей   разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.  Объект опыта:  процесс  формирования познавательно – исследовательской деятельности Предмет опыта: методы активизирующие условия развития познавательно ­ исследовательской активности у детей посредством экспериментов, опытов. Гипотеза:  Разработанный   комплекс   мероприятий   способствует   развитию познавательно – исследовательской активности  наблюдательности, Цель  –   способствовать   развитию   у   детей   познавательной   активности, любознательности,  стремления   к   самостоятельному познанию   окружающего   мира   и   размышлению,  формирования   начальных естественнонаучных представлений  Задачи: Задачи исследовательской деятельности  формирование   предпосылок   поисковой   деятельности,   интеллектуальной инициативы;  развитие   умения   определять   возможные   методы   решения   проблемы   с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;  формирование   умения   применять   данные   методы,   способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;  развитие   желания   пользоваться   специальной   терминологией,   ведение конструктивной   беседы   в   процессе   совместной   исследовательской деятельности;  способность   выдвигать   гипотезы   и   самостоятельно   сформулировать выводы Задачи экспериментальной деятельности:  Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:  Развитие у детей представления о химических свойствах вещества.  Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.)  Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.  Развитие элементарных математических представлений  о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.  Развитие   у   детей   умение   пользоваться   приборами   –   помощниками   при проведение   экспериментов   микроскоп, чашечные   весы,   песочные   часы,   линейка,   сантиметровая   лента, бинокли)  (увеличительные   стёкла,  Развитие у детей умственных способностей.  Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение. Методы  1.Методы стимуляции и мотивации;  Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы:  Вопросы,   помогающие   прояснить   ситуацию,   выдвинуть   гипотезу   и   его   содержание   и   природную понять   смысл   эксперимента, закономерность:  Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чём – либо, что он думает по этому поводу». 2.Игровые методы:  Экспериментальные   игры   позволяют   убедиться   в   достоверности физических явлений и закономерностей. 3. Практические:  Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание   пересыпание   сыпучих   материалов   позволяют исследовательской овладевать способами   жидкостей, самостоятельно деятельности.     4. Наглядные:  Схемы   проведения   к   опытам,   таблицы,   иллюстрации   природных   и физических явлений на дошкольном уровне. Метод   драматизации;   когда   ребёнок   берёт   роль   Незнайки,   Почемучки, лаборанта или учёного. Форма   работы   с   детьми:   групповая,   подгрупповая.  Фронтальная; индивидуальная. Форма проведения.  Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства.  Разрешено свободное размещение детей;  Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности;  Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)    Тип исследования: долгосрочный     Теоретическая база опыта.        Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал   значение   этой   деятельности   для   детей   и   подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что   оно   дает   реальные   представления   о   различных   сторонах   изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.     Разработку   теоретических   основ   метода   экспериментирования   в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской   академии   образования   Н.   Н.   Поддъякова.   Большой   вклад  в развитие   метода   внесли   ученые   С.   Л.   Новоселова,   А.   Н.   Леонтьев,   Л.   М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И .Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.      При основ понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания,   добытые   самостоятельно,   всегда   являются   осознанными   и   более прочными.   За   использование   этого   метода   обучения   выступали   такие авторитеты педагогической науки как  Я.А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж.­ Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие       Подтверждение значимости экспериментальной деятельности в развитии детей на примере высказываний выдающихся педагогов.     Коменский Я.А., 1658 г. «Основной предпосылкой для того ( речь идет об образовании. – Авт.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального» источник: Коменский Я.А. Мир чувственных естественно­научных   формировании вещей   в   картинках.   История   дошкольной   зарубежной   педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 67     Локк Дж., 1693 г. « Они (речь идет о детях.­ Авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть   обязывает   нас   не   вводить   их   в   заблуждение»   Источник:   Локк Дж.Мысли   о   воспитании.   История   дошкольной   зарубежной   педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 85      Песталоцци И.Г., 1800­1805гг. «Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай   истинный   мир,   явления   и   предметы,   сложные   или   такие,   которые могут   обернуться   к   ребенку   разными   сторонами,   проходят   перед   ним     в возможно большем количестве…» Источник: Песталоцци И.Г. Дневник   Песталоцци   о   воспитании   сына.   История   дошкольной   зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 137    «…созерцание (чувственно восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения… Все, что следует затем , является   просто   результатом,   или   абстракцией,   от   этого   чувственного восприятия» Источник: Памятная записка Песталоцци История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 159      Манасеина М.М., 1880 г. «…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда   помнить,   что   им   прежде   всего   и   главным   образом   следует   по возможности   полнее   и   лучше   освоиться   с   окружающим   миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и  факты, наблюдения и опыты» Источник:   Манасеина   М.М.   О   воспитании   ума   (до   8   лет)   Антология педагогической   мысли   России   второй   половины   Х1Х   начала   ХХ   вв. Составитель Лебедев П.А. М., 1990, с.409     Роттенберг В., 1984 г. «… школьное  обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых   методов   преподавания,  основанных   на   максимальном   использовании образного типа переработки информации…В основе таких методов лежит не изучение абстрактных  физических формул с последующей демонстрацией… а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого   дети   сами   выводят   физический   закон»   Источник:   Роттенберг   В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» Знание – сила. 1984 №12, с.38­39     Запорожец А.В. «В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного   познания   действительности,   которые   имеют   неоценимое значение  не  только  для  настоящего,  но  и  для  будущего, которые  сыграют важную роль в деятельности взрослого человека» Источник: Запорожец А.В. Значение   периодов   детства   для   формирования   детской   личности. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед.  ин­тов. Сост. Мироненко В.В. 20ое изд. М., 1987, с.314­315      Поддъяков Н.Н., 1997 г. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность   экспериментирования  пронизывает   все  сферы  детской  жизни, все   детские   деятельности,   в   том   числе   и   игровую.   Последняя   возникает значительно позже деятельности экспериментирования» Источник Поддъяков Н.   Сенсация:   открытие   новой   ведущей   деятельности.   Педагогический вестник.1997. №1,с.6      Иванова А.И., 1999 г. «…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания,…без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!» Источник: Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.2007. с.6       Исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:  Экспериментирование   является   особой   формой   поисковой деятельности,    в  которой   ярко   выражены   процессы   возникновения   и развития   новых   целей   и   мотивов   личности,   лежащих   в   основе самодвижения и саморазвития дошкольников.   направленная   на   получение   новых   сведений,  В   экспериментировании   мощно   проявляется   собственная   активность детей,   знаний (познавательная   форма   экспериментирования),   продуктов   детского творчества  – новых построек, рисунков, сказок  и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).  Экспериментирование   лежит   в   основе   любого   процесса   детского творчества.  В   экспериментировании   органично   взаимодействуют   психические процессы   дифференциации   и   интеграции   при   общем   доминировании интеграционных процессов.  Экспериментироание во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.  Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.      Мне импонирует гипотеза Н. Н. Поддъякова, которую он сформулирован на основе обобщения своего богатого фактического материала в 1997 году, о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как   это   принято   считать,   а   экспериментирование.   Для   обоснования   своей гипотезы он приводит многочисленные доказательства:  Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых;   мы точно знаем, что игре детей надо учить. В экспериментально­поисковой   деятельности   ребенок   самостоятельно воздействует   разными   способами   на   окружающие   его   предметы   и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана ребенку взрослым, он строит ее сам.  В процессе экспериментирования достаточно четко выступает момент саморазвития:   преобразования     объекта,   производимые   ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, что, в свою очередь, позволяет производить новые, более сложные и совершенные, преобразования и получать новые знания об объекте и его свойствах. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом ребенок получает возможность ставить себе новые. Все более сложные цели.  Некоторые   дети   не   любят   играть;   но   это   не   значит,   что   они бездействуют,   они   предпочитают   заниматься   каким­либо   делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем   экспериментирования   психическое   развитие   ребенка затормаживается.  Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в   детской   деятельности     является   тот   факт,   что   экспериментально­ исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка,   в   том   числе   и   игровую.   Последняя   возникает   значительно позже деятельности экспериментирования          Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов: 1. постановка проблемы; 2. поиск путей решения проблемы; 3. проведение наблюдения; 4. обсуждение увиденных результатов; 5. формулировка выводов. Этапы внедрения опыта: 1 этап 1.1. Изучение   теоретических   аспектов   по   данной   проблеме   в   педагогике   и дидактике.   Знакомство   с   работами   ведущих   авторов   по   данной   проблеме исследования. 1.2.   Разработка   и   проведение   диагностики   детей,   с   целью   фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей. ( см. приложение) 1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов. 1.4. Определение основных форм работы с детьми . 1.5   Разработка   перспективного   плана   по   внедрению   в   практическую повседневную   деятельность   детей   опытов   и   экспериментов,   разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования. 1.6. Обогащение предметно­развивающей среды для реализации на практике опытно­экспериментальной   деятельности   детей,   оснащение   уголка экспериментирования:  специальная посуда ­ стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, и т.д…,  природный материал ­ камешки, песок, семена и т.п,  утилизированный материал ­ проволока, скрепки, нитки…  прочие материалы ­ лупы, термометры, микроскоп… Грамотное   сочетание   материалов   и   оборудования   в   уголке экспериментирования   способствуют   овладению   детьми   средствами познавательной   деятельности,   способам   действий,   обследованию   объектов, расширению познавательного опыта. 1.4.Подборка практического материала, включающего: Работа с детьми:  конспекты НОД с элементами экспериментирования  перспективный   план   по   проведению   непосредственно   опытов   и экспериментов  диагностику   детей   по   критериям   опытно­экспериментальной деятельности  картотеку опытов и экспериментов         Работа с родителями :  консультации для родителей по данной теме  памятки Работа с воспитателями:  консультации   2. Этап – основной 2.1. Реализация   поставленных   задач   осуществлялась   в   трех   основных формах:  непосредственно образовательная деятельность  самостоятельная деятельность детей  совместная   деятельность   взрослого   и   детей,   а   также   ребенка со сверстником Предлагаем подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее. Непосредственно образовательная деятельность. Мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы»,   они   необычны,   а,   главное   –   дети   все   проделывают   сами   и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что­то новое ­ «Занятия – открытия», много удивлялись ­ «Занятия­ удивления». После   занятий   у   детей   возникает   множество   вопросов,   в   основе   которых лежит познавательный мотив. Для   организации   самостоятельной   познавательной   деятельности   детей   в условиях   развивающей   среды   особую   значимость   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:  Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно   провести   опыты,   проверить   свои   предположения, почувствовать себя исследователями.  Проблемная ситуация;  «Чудесная коробка» с предметами  Совместное начинание Совместная   деятельность наиболее   привлекательная   для   нас   форма организации работы с детьми в опытно ­экспериментальной деятельности.  Позитивные моменты:  закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);  роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);   в   процессе   экспериментальной   деятельности   дети   получают   возможность удовлетворить   присущую   им   любознательность   (почему,   как,   зачем,   а   что себя   учеными,   если), почувствовать   исследователями, будет, первооткрывателями.   Очень   важно   в   процессе   работы   задействовать   все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).               Совместную   деятельность   вне   занятий   с   детьми   старшего   возраста организовываем 1 раз в неделю по 15­20 минут. Работа   проводится   с   небольшими   группами   с   учетом   уровня   развития   и познавательных интересов детей. Методика проведения опытов и экспериментов.      Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с   определения   текущих   дидактических   задач.   Затем   выбираем объект, с   которым   знакомится   заранее   –   и   на   практике,   и   по   литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается   время   на   обдумывание,   и   затем   педагог привлекает   детей   к обсуждению методики и хода эксперимента. В   процессе   работы необходимо   поощрять   детей,   ищущих   собственные способы   решения   задачи,   варьирующих   ход   эксперимента   и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто   работает   медленно,   по   какой­то   причине   отстает   и   теряет   основную мысль. Заключительным   этапом   эксперимента   является подведение   итогов   и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е оформлять в рисунках, схемах. Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили. Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: Особенностями изучаемого явления, Наличием свободного времени, Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.       Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же,   наоборот,   интерес   к   работе   велик,   ее   можно   продолжить   сверх запланированного времени. Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:   Случайные:   эксперименты специальной   подготовки   не   требуют.   Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что­то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать   немалыми   биологическими   познаниями.   В   противном   случае интереснейшие   события   пройдут   мимо   детей   непонятыми,   незамеченными. Отсюда   следует,   что   подготовкой   к   случайным   экспериментам   является постоянное   самообразование   по   всем   разделам   биологии,   географии, земледелия. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить   истину,  проведя   несложное   наблюдение   «посмотри,   будет   ли кошка лакать квас?» Или:   «Ребята,   Коля   спрашивает,   нужно   ли   сегодня   поливать   цветы,   как проверить?». Детям   старшей   группы   становятся   доступными   и   двух   –   и   трехчленные цепочки   причинно­следственных   связей,   поэтому   им   чаще   надо   задавать вопрос   «Почему?»   И   сами   они   в   этом   возрасте   становятся   почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова. Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).  Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений) Предлагаю   вам   провести   небольшое   сравнительное   наблюдение   двух распространенных   комнатных   растений   –   сансевьерии   (щучий   хвост)   и сенполии (фиалки). Закончите предложения:          У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста… Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…          Щучий хвост более теневынослив, чем… Назовите сходства этих цветов:          ­ зеленые;          ­ цветут;          ­ требуют умеренного полива;          ­ размножаются делением куста или листовыми черенками. Назовите различия:          ­ в размерах;          ­ в окраске листьев;          ­ в форме листьев;          ­ в форме и цвете цветов;          ­ в отношении к свету.  Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам). Опять же, предлагаем сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед. Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); Сравнить, как изменяются в соединении их свойства: Воды   и   льда (вода   остается   прозрачной,   становится   холоднее,   ее   объем увеличивается, так как лед тает). Воды   и   снега (вода   теряет   прозрачность,   становится   холоднее,   ее   объем увеличивается, снег изменяет объем). Снега и льда (не взаимодействуют). Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его). Данная   работа   предусматривает   активное   вовлечение   родителей   к сотрудничеству   с   детьми.   Для   ребенка   важно,   чтобы   его   мама   и   папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти   воду   дома?   Для   чего   нужна   вода   и   бережете   ли   вы   ее?   Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме   этого,   родители   могут   помочь   в   оформлении   разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными   растениями   и   воспитывают   ответственность   за   их   жизнь   и здоровье. Для   просвещения   родителей   можно   провести   консультации   по   темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой». Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки   фотографий   «Моя   семья   в   лесу»,   «Моя   семья   на   даче»,   «Наши домашние питомцы» и др. В   конце   года   проводится   повторное   обследование   детей.   Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования. Количественные   данные   позволят   проследить   эффективность   работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. В   заключении   хочется   еще   раз   подчеркнуть,   что   в   детском   саду   не должно   быть   четкой   границы   между   обыденной   жизнью   и экспериментированием,   ведь   экспериментирование   не   самоцель,   а   только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!   Описание используемых методик В   исследовании   использовалась   методика   «Выбор   деятельности»   и диагностика, разработанная Л.Н.Прохоровой и Л.Н.Менщиковой. На первом   этапе исследования   мы   изучили   место   детского экспериментирования   у   детей   старшего   дошкольного   возраста.   Для   этого использовалась   методика   «Выбор   деятельности»   Л.Н.Прохоровой, направленная   на   изучение   мотивации   детского   экспериментирования.   На выбор   детям   предлагались   разнообразные   виды   деятельности:   игровая, экспериментальная,   трудовая,   изобразительная   и   т.д.   В   течение   недели проводилось наблюдение за тем, какой вид деятельности предпочтительнее.  эксперимент,   проведенный   в   начале   исследования   показал,   что экспериментирование   находится   на   втором   месте   детских   предпочтений (после   игры).   По   отношению   детей   к   данному   виду   деятельности   всех воспитанников оказалось возможным разделить на три группы. Первая группа (5 детей) ­ 23,8%. Дети проявляют активный интерес к экспериментальной деятельности; познавательное отношение к эксперименту устойчивое, с удовольствием участвуют в деятельности , активно обсуждают результаты и сам процесс. Вторая   группа   (13   детей)   ­   61,9%.   В   большинстве   случаев   ребенок проявляет   активный   познавательный   интерес   к   экспериментальной деятельности, не всегда участвуют в обсуждении. Третья группа (3 ребенка) ­14.3%. Дети редко проявляют познавательный интерес   к   экспериментальной   деятельности,   не   участвуют   в   обсуждении процесса и его результатов. Отношение детей к экспериментальной деятельности   мы оценивали по   степени   проявления   их   интереса,   активности   участия   в   обсуждении   и самой деятельности. В   исследовании   также   использовалась   диагностика,   разработанная Л.И.Прохоровой   и   Л.Н.Менщиковой,   которая   позволяет   оценить   уровень овладения   детьми   экспериментальной   деятельностью.   При   оценке сформированности   этих   умений   у   детей   интересны   не   количественные,   а качественные показатели. Важным становится не столько результат, сколько процесс   работы   ребенка   в   ходе   экспериментирования;   соответственно,   и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае выделены такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей   являются   также   рефлексивные   навыки,  то   есть   умение   детей формулировать   выводы,   аргументировать   свои   суждения.   Следовательно, показатели   сформированности   деятельности   экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, то есть   качественные   изменения   в   структуре   личности   и   их   проявления   во взаимодействии человека с окружающим миром. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности: 1.Целеполагание: ­   высокий   уровень:   ребенок   самостоятельно   видит   проблему,   активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; ­средний   уровень:   ребенок   видит   проблему   иногда   самостоятельно, иногда   с   подсказкой   взрослого,   высказывает   предположения,   выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (взрослого или сверстников); ­низкий уровень: ребенок не всегда понимает проблему, малоактивен в выдвижении   идей   по   решению   проблемы,   с   трудом   понимает   выдвинутые другими детьми гипотезы. 2.Планирование: ­высокий   уровень:   ребенок   самостоятельно   планирует   предстоящую деятельность,   осознанно   выбирает   материалы   и   предметы   для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями; ­средний   уровень:   ребенок   принимает   активное   участие   при планировании деятельности совместно со взрослым; ­низкий уровень: ребенок не стремится к самостоятельности, допускает ошибки   при   выборе   материала   для   самостоятельной   деятельности   из­за недостаточного осознания их качеств и свойств. 3.Реализация: ­высокий уровень: ребенок действует планомерно, помнит о цели работы на   протяжении   всей   деятельности,   в   диалоге   со   взрослым   поясняет   ход деятельности, доводит дело до конца; ­средний   уровень:   ребенок   самостоятельно   готовит   материал   для экспериментирования, исходя из качеств и свойств, проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы; ­низкий уровень: ребенок забывает о цели, увлекаясь процессом, тяготеет к   однообразным,   примитивным   действиям,   манипулируя   предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). 4.Рефлексия: ­высокий   уровень:   ребенок   формулирует   в   речи   достигнут   или   нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе, способен   устанавливать   разнообразные   временные,   последовательные, причинные связи, делает выводы; ­средний   уровень:   ребенок   может   формулировать   выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого; ­низкий уровень: ребенок затрудняется сделать вывод даже с помощью других,   рассуждения   формальные,   псевдологические,   ориентируется   на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание. Нами было проведено диагностирование детей по данным показателям, которое позволило определить уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью на начальном этапе. Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования Задачи педагогической диагностики: 1. Выявить   наличие   интереса   детей   старшего   дошкольного   возраста   к экспериментированию с предметами и материалами. 2. Выявить   особенности   проявления   исследовательской   активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально создан­ ных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей. 3. Определить наличный уровень развития исследовательской активности старших дошкольников. Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментиро­ ванию  используется  систематическое   наблюдение  за   свободной   дея­ тельностью   детей,   ее   направленностью   на   самостоятельное   исследование, экспериментирование. В процессе наблюдения необходимо  отметить,  кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они   используют;   какими   предметами   и   материалами   предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования. Получив   общее   представление   о   содержании   детского   эксперимен­ тирования, необходимо  оценить  каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:   предпочитаемые объекты для экспериментирования;   проявление настойчивости в исследовательском поиске;   умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;  эмоциональное отношение к процессу экспериментирования; Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации. Диагностическая   ситуация   «Выбор   деятельности»  (Л.   Н. Прохорова) Цель  —   исследовать   предпочитаемый   вид   деятельности,   выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 — игровая; 2 — чтение книг; 3 — изобразительная; 4 — детское экспериментирование; 5 — труд в природе; 6 — конструирование из разных материалов. Ребенку   предлагается   выбрать   ситуацию,   в   которой   он   хотел   бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл. Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу. Вова Н. Имя ребенка № п/ п 1 2 Матвей Б. 3 Варя Г. 4 Илья К. 5 Егор Д. 6 Аня Р. 7 Артём Б. 8 Арина Г. 9 Полина С. 10 Матвей Л. Выбор деятельности 1 2 3 1 1 2 3 1 1 1 2 11 2 3 3 2 3 11 3 1 1 2 1 8 4 4 3 2 3 2 1 11 5 5 3 3 3 9 6 6 2 2 1 2 8    Из этого обследования сделали вывод, что такой вид деятельности, как  экспериментирование, детям интересен и занимает первое место, наряду с  игрой и чтением книг Выявления   уровня   развития   исследовательской   деятельности   у дошкольников  Цель:   определить   уровень   развития   исследовательской   деятельности старших дошкольников после проведения эксперимента. Условия:   детям   предлагаются   задания,   используемые   в   констатирующем эксперименте. Задания выполняются индивидуально. Методы:   наблюдения,   анализ   деятельности,   метод   математической обработки данных. Содержания эксперимента: Детям предлагали задания: Задание 1. Цель:   проверить   уровень   сформированности   умения   видеть   проблемы   и выдвигать гипотезы, предположения. Оборудование:   карточки   с   изображением   Медведя,   Лисы   и   Зайца; изображения   окон   в   доме   каждого   из   животных;   карточка   прямоугольной формы, обозначающая отрез ткани. Задача 1. Проверить уровень сформированности умения видеть проблему. Формулировка задания: трое друзей ­ Медведь, Лиса и Заяц, отправились в магазин  «Ткани»  покупать   отрез   для   штор.  Им   понравилась   дона   и   та   же ткань. Но ее осталось немного. Как узнать, на чье окно можно сшить шторы из ткани? Дети предлагают свои варианты. Задача 2. Проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Формулировка задания: ты определил на чье окошко можно сшить шторы из этого отреза ткани. А что можно бы сшить каждому из друзей из этой ткани? Задание 2. Цель: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы. Оборудование: карточки с изображением деревьев, кувшинов, 3 мальчиков разного роста. Формулировка задания: посмотри внимательно на карточки, ты видишь на них разные предметы. Пожалуйста, задай мне как можно больше вопросов, глядя на эти карточки. Если ребенок затрудняется или ограничивается 1 ­ 2 вопросами, ему можно помочь, подсказав, что вопросы могут быть самыми разными и необычными. Задание 3. Цель:   проверить   умение   рассуждать,   описывать   явления,   процессы   и обобщать. Оборудование: 2 полоски ­ ленточки, например, желтого цвета, разные по длине; 2 условные мерки ­ белая и красная, разной длины. Формулировка задания: наши знакомые Медведь, Лис и Заяц собрались в гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты.   Ленты   должны   быть   одинаковой   длины.   Но   как   это   сделать,   наши друзья   не   знают.   Посмотри   внимательно   на   ленты.   Как   ты   думаешь, одинаковой   длины   они   или   нет?   Давай   проверим   твои   предположения   с помощь   мерок   (ребенку   предлагается   измерить   одну   ленту   белой   меркой, другую   ­   красной).   Сколько   раз   уложилась   по   длине   первой   ленты   белая мерка? А по длине второй ленты ­ красная мерка? Как ты думаешь, почему получились разные числа? Как убедиться, что ленты одинаковой длины? Задания 4. Цель:   определить   умение   проводить   эксперимент   с   реальным   объектом, проверить умение делать выводы и умозаключения. Задача 1. Определить умение проводить эксперимент. Оборудование:   пианино,   кубик,   карандаш,   кружка,   лист   бумаги,   мяч, веревка, кирпичик. Формулировка задания: предположим, что некоторое время музыкальные занятия будут проходить не в музыкальном зале, а в группе. Для этого нужно переставить пианино из зала к нам в группу. Единственное свободное место в группе между двух окон. Как узнать, войдет ли пианино на это место? Если дети   затрудняются,   подтолкнуть   их   к   выводу,   что   можно   было   бы попробовать поставить на выбранное место, но это трудно и неудобно. Как еще   можно   проверить?   Обратить   внимание   ребенка   на   предметы,   которые лежат   перед   ним.   Можно   помочь   ребенку,   подсказав,   что,   используя некоторые   из   имеющихся   предметов,   можно   проверить,   войдет   ли   место пианино. Как это сделать? Какими предметами удобнее воспользоваться? Что нужно сделать? Задача 2. Проверить умение делать выводы и умозаключения. Формулировка задания: ты измерил пианино с помощью разных предметов. Какой   результат   у   тебя   получился?   Какими   предметами   было   удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить? Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, отраженные в диаграммах   по   каждой   диагностической   методике,   проведенной   в   начале учебного года и в конце: Диаграмма  Уровень   форсированности   умения   выделять   и   формулировать проблему 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% октябрь Столбец1 высокий средний низкий Диаграмма  Уровень   сформированности   умения   выдвигать   гипотезы   и   строить предположения: 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% октябрь Столбец1 высокий средний низкий Диаграмма  Уровень   сформированности   умения   формулировать   и   задавать вопросы: 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% октябрь Столбец1 высокий средний низкий Диаграмма Уровень   сформированности   умения   описывать   явления,   процессы; рассуждать и обобщать: 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% октябрь Столбец1 высокий средний низкий Диаграмма  Уровень сформированности умения делать выводы и умозаключения: 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% октябрь Столбец1 высокий средний низкий Диаграмма Степень самостоятельности при проведении эксперимента: 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% октябрь Столбец1 высокий средний низкий Результаты   контрольного   этапа   эксперимента   показали,   что   дети   стали активнее,   проявляли   инициативу,   творческий   интерес,  увлеченность исследовательской деятельностью, желание искать способ решения проблемы. Все   это   говорит   о   том,   что   у   детей   появилась   мотивационно­творческая активность, которая является основой успешной творческой деятельности  В процессе занятий у детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать определения понятий. Дошкольники   стали   внимательнее   друг   к   другу   и   к   себе,   проявляли сотрудничество, пытались находить причину своих удач или ошибок . Дети   стали   проявлять   большую   самостоятельность   при   проведении эксперимента, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов. Выводы и обобщения В результате анализа литературы были определены показатели, критерии и уровни исследовательской деятельности у старших дошкольников, которые определяют сформированность исследовательской деятельности. Показатели сформированности   исследовательской   деятельности:   умение   видеть проблему;   умение   формулировать   и   задавать   вопросы;   умение   выдвигать гипотезы;   умение   делать   выводы   и   умозаключения;   умение   доказывать   и защищать   свои   идеи;   умение   самостоятельно   действовать   на   этапах исследования. Критерии сформированности исследовательской деятельности: самостоятельность;   полнота   и   логичность   ответа;   правильность   выводов   и формулировок.   По   трем   уровням   сформированности   исследовательской деятельности можно проводить наблюдение за его развитием.  Проведя констатирующий этап эксперимента, получили, что большая часть всех детей показали средний уровень сформированности исследовательской деятельности;   меньшее   число   из   них   ­   достаточно   обладают   навыками исследовательского поведения; и довольно большой процент ребят не умеют вести поисковую деятельность по тем или иным причинам. И только 9,5% детей   владеют   навыками   ведения   исследовательской   деятельности. Деятельность детей должна быть организованна таким образом, чтобы форма организации учебной деятельности была направлена на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста.   Работа   по   формированию   исследовательской   деятельности   у   старших дошкольников   должна   проводиться   постепенно   и   поэтапно:   1   этап   ­ непосредственное   формирование   умений   и   навыков   исследовательской деятельности.   Содержание   первого   этапа   включало   в   себя   задания, направленные   на   развитие   памяти,   внимания   и   других   познавательных функций.   2   этап   ­   ознакомление   дошкольников   с   методикой   учебных исследований.   На   этом   этапа   предлагается   классификация,   при   помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований. 3 этап ­ проведение   детьми   самостоятельных   исследований,   когда   в исследовательский поиск вовлекалась вся группа, дети сами ставили цели и методы их достижения. Результаты   контрольного   этапа   эксперимента   показали,   что   дети   стали активнее,   проявляли   инициативу,   творческий   интерес,   увлеченность исследовательской деятельностью, желание искать способ решения проблемы. У   детей   совершенствовались   способности   сравнивать,   анализировать, формулировать   определения   понятий.   Дети   стали   проявлять   большую самостоятельность   при   проведении   эксперимента,   могут   рассуждать   по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов. Таким образом, мы считаем, что комплекс упражнений и заданий по формированию исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста при изучении   темы   величина   и   ее   измерительная   деятельность   был   подобран

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»

Опыт работы " «Экспериментирование как средство приобщения детей к познавательно- исследовательской деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2018