Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл +1
14.05.2018
Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс
Сохранение природы - нужное дело, это как забота о доме, в котором живешь. У нас появилась реальная возможность восполнить взятое у природы в рамках своего школьного двора. Мы предположили, что участие в проекте «Подари дереву жизнь» даст учащимся нашей школы новые знания, привлечёт внимание школьников к проблемам экологии, исчезновения лесов, сплотит учащихся разных классов. Цель проекта — улучшение экологической обстановки на прилегающей к школе территории за счет зеленых насаждений с целью воспитания трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе, развития творческих способностей учащихся.Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс
Подари дереву жизнь.docx
Содержание: Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Лёгким нашей планеты нужна помощь…………..………..............5 1.1. Зачем нужны деревья?................................................................................5 1.2. Сколько нужно деревьев для учёбы?........................................................6 Глава 2. Наша помощь зелёному другу ………….………...……….…...…..8 2.1. Сравнительный анализ способов решений экологических проблем.…9 2.2. Результаты анкетирования…………………………………….……..….10 2.3. Мероприятия проекта……………………………………………………11 2.3.1. Экологические беседы…………………………………………………11 2.3.2. Конкурс рисунков, листовок………………………………...………...12 2.3.3. Эко­викторина………………………………………………………….12 2.3.4. Акция «Подари Дереву Жизнь»………………………………….……12 Заключение…… …………………………………...……….…………………16 Список источников информации…………………………….………………17 Приложения. Введение. Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все,  2 что он может, как прекрасна была бы Земля наша».  А.П. Чехов  Я давно заинтересовалась проблемами экологии и, главное, как я могу помочь в их решении. Мне нравится принимать участие в конкурсах «Мода из отходов», «Подари вторую жизнь вещам», я пробовала делать бумагу из макулатуры. В 4 классе моя исследовательская работа касалась проблемы чистоты воды, а исследование моего брата в этом году – чистоты воздуха. Осенью на слёте волонтёров нам было дано задание придумать эко­акцию, я предложила акцию   «Подари   дереву   жизнь»,   в   цель   которой   –   привлечь   школьников   к   проблеме уменьшения   площади   леса,   к   восстановлению   зелёных   массивов,   и   очень   захотелось превратить мечту в реальность. Как только я рассказала о мероприятии близким и друзьям, появилась и поддержка. Директор нашей школы, администрация поселка одобрили эту идею. Появляются все новые и новые технологии, строятся заводы, различные здания, а про зеленый мир большинство людей забыло, но, если не обращать внимания на экологию, мы не сможем жить на планете Земля.  Проблема сокращения площади лесов привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности, но мало говорить о проблемах, их нужно решать.  Сохранение природы ­ нужное дело, это как забота о доме, в котором живешь. У нас появилась реальная возможность восполнить взятое у природы  в рамках своего школьного двора. Мы  предположили,   что   участие   в   проекте   «Подари   дереву   жизнь»   даст   учащимся нашей   школы   новые   знания,   привлечёт   внимание   школьников   к   проблемам   экологии, исчезновения лесов, сплотит учащихся разных классов. Цель  работы   —  улучшение   экологической   обстановки   на   прилегающей   к   школе территории   за   счет   зеленых   насаждений   с   целью воспитания   трудолюбия,   любви   к   своей школе, бережного отношения к природе,  развития творческих способностей учащихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  экспериментально доказать, что каждый человек использует большое количество бумаги, а значит и деревьев, 3  привлечь внимание школьников к проблемам экологии, исчезновения лесов,  изучить информацию по теме ландшафтного экологического проектирования среды на примере школьного участка,  собрать материал об особенностях деревьев, используемых для озеленения дворов и улиц,  проанализировать условия их произрастания, посадка и уход за ними,   организовать сбор мусора с территории школьного участка,  подготовить места для посадки деревьев и цветов,  высадить деревья, организовать уход за ними,  обогатить школьников знаниями о проблемах экологического состояния Земли,  сплотить   учащихся   разных   классов,   волонтёрской   организации   «Руки   добра»   в процессе совместной работы над проектом.  Тип   проекта  –   практико­ориентированный,   внеурочный,   долгосрочный,   социальный, исследовательский.  Объект изучения – экология.  Предмет – экологическая обстановка школьного двора. Методы   исследования   –  опрос   (анкетирование),   сравнение,   анализ,   обобщение, математический расчёт, составление плана озеленения. Результаты  работы  могут   помочь   ребятам   понять,   что   мы   не   можем   оставаться   в стороне, проблемы экологии касаются каждого из нас. 4 Глава 1. Лёгким нашей планеты нужна помощь. Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. Сладков Артемий Николаевич Экологи всего мира уже много лет бьют тревогу. Наша планета настолько загрязнена продуктами   жизнедеятельности   человечества,   что   отвечает   нам   изменениями   в   климате, наводнениями и цунами.  Все   взаимосвязано.   Постоянный   выброс   загрязнений   в   атмосферу   (в   частности   от автомобилей),   вырубка   лесов,   многокилометровые   мусорки,   захоронения   радиационных отходов, сточные воды в лесные водоемы и т.д. День за днем мы стремительно ухудшаем мир вокруг   себя   и   становимся   заложниками   такой   ситуации.   Конечно,   можно   бесконечно рассуждать,   что   во   всем   виноваты   только   крупные   производства,   нефтяные   добывающие компании и прочие «вредители». Но, может, пора начать с себя? 1.1. Зачем нужны деревья? Наши зелёные друзья играют очень важную роль в нашей жизни, недаром их называем «легкие планеты»: поглощают пыль и углекислый газ,  вырабатывают кислород, выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы, повышают влажность воздуха и стабилизируют влагообмен между поверхностью земли и атмосферой, выполняют шумозащитные функции,  формируют микроклимат, служат преградой ветру, не дают ливням разрушать почву, 5 корни связывают почву в одно целое,  перепревшие листья питают почву, шум деревьев создаёт полезный акустический фон, под кроной деревьев так хорошо укрыться в жару, а еще деревья очень украшают нашу землю! 1.2. Сколько нужно деревьев для учёбы? Вырубка лесов происходит по всему миру. Основные источники, потребляющие лес — производство целлюлозы, и в первую очередь для бумаги. А уже далее стоит мебель и прочие деревянные конструкции. Задумывались ли Вы когда­нибудь, сколько деревьев надо срубить для одной книги среднего размера? Источники   данных   для   расчётов   –   лесной   форум   Гринпис   России   и   GreenEvolution (экологическое   образование),   ведущий   инфокоммуникационный   проект   России   и   СНГ, посвященный комплексному развитию зеленых технологий) [10, 5]. По   данным,   которые   приводит   А.   Ярошенко,   руководитель   лесного   отдела   Гринпис России, на производство одной тонны печатной бумаги требуется от 3.5 до 5 кубических метра древесины, средний объём хлыста (считайте одного дерева) в эксплуатационном фонде РФ   составляет   0.33   кубических   метра   [10],   а   значит   для   изготовления   1   тонны   бумаги понадобится: от 3,5 м3:0,33 м3=10,6 (11 деревьев) до 5 м3:0,33 м3=15,15 (16 деревьев), для изготовления 1 тонны картона требуется 1,6 м3, 1 тонны газетной бумаги – 2,8 м3, 1 листа ДСП (16 мм) – 0,097 м33, На примере нашей семьи мы вычислили, сколько деревьев нужно, чтоб собрать учеников в школу (Приложение 1): 6  ежегодно   требуется   примерно   0,06   дерева   для   первоклассников   и   0,11   дерева   для семиклассницы – незначительный показатель, но в школу только в нашем посёлке пошли 28 первоклассников и 25 семиклассников, а это уже 1,68 дерева на один только 1 класс и 2,75 – на 7 класс,  а также в нашей семье  ежегодно используется 0,12 дерева (4 пачки бумаги А4 по 500 листов),   2,5 дерева находится в нашей библиотеке (208,4 кг),  15 деревьев понадобилось для изготовления мебели. К   сожалению,   растрачивая   бумагу   в   несметных   количествах,   мы   никогда   не задумывались, сколько деревьев идет на то, чтобы изготовить хотя бы 1 тетрадку, в которой мы черкаем и вырываем листы. А сколько деревьев в год на бумагу "рубите" вы? 7 Глава 2. Наша помощь зелёному другу. Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади. (русская народная пословица) С   самого   детства   следует   закладывать   в   новое   поколение   не   только   знания,   но   и правильное отношение к природе, подкрепляемое ежедневными поступками. Это и станет личным вкладом каждого в общую копилку сохранения окружающей среды. Так в чем же оно заключается? Что мы можем сделать для улучшения экологической обстановки? 2.1. Сравнительный анализ способов решений экологических проблем. 1. Беседы с учениками. Минусы: многие ученики не воспринимают беседы всерьёз, понадобится много времени для подготовки, быстро забудется слушателями. Плюсы: общение между учениками, развитие навыка работы в команде. 2. Плакаты, листовки, газеты. Минусы:   очень   долго   рисовать,   малоэффективны,   занимает   много   места,   лишние затраты природных ресурсов. Плюсы: развитие художественных навыков организаторов, развитие навыков работы в группе. 3. Субботник. Минусы: мало желающих поучаствовать в субботниках, погода может помешать. Плюсы: очищение окружающей среды, общение между учениками. 4. Отключить электричество на один час (час Земли). Минусы: несмотря на оповещения, многие забывают о наступлении акции. Плюсы: природа «отдыхает» 8 5. Пересесть с автомобиля на велосипед. Минусы:   велосипед   можно   использовать   только   летом,   дальние   расстояния   на велосипеде не преодолеть, велосипед медленно едет, мало мест на велосипеде, зависимость от погоды. Плюсы: ЗОЖ, на велосипеде можно ездить с любого возраста, велосипед дешевле, не нужно иметь прав. 6. Создание социального ролика. Минусы: необходимы специальные знания, навыки. Плюсы:   современное   решение,   привлекает   внимание,   подготовка   ролика   развивает креативность. Вывод: На тему «экология» неэффективно проводить беседы и раздавать листовки, и я решила   привлечь   молодежь   садить   деревья,   т.е.   на   себе   прочувствовать   всю   тяжесть восстановления «легких Земли». Проанализировав плюсы и минусы разных способов решения экологических проблем, я решила   провести   следующие   мероприятия   в   рамках   проекта   «Подари   дереву   жизнь», приурочив их к датам в экологическом календаре (Приложение 2): Мероприятие   посвящённые   дню эко­беседы, матери­Земли конкурс рисунков, листовок подготовка   участка   к   посадке (субботник) дренажные работы Срок проведения 17­21 апреля 21 апреля – 12 мая 21 апреля, 12 мая 28 апреля – 12 мая подготовка саженцев 12 – 14 мая эко­викторины акция «Подари дереву жизнь» 12 мая 14 мая конкурс #мойзеленыйдруг   фотографий 14 – 24 мая 2.2. Результаты анкетирования. Дата в экологическом календаре 22.04 – Международный день Матери­Земли 22.04 – Международный день Матери­Земли 12 мая – День экологического образования   12 мая – День экологического образования   14 мая – Всероссийский день посадки леса­2017  24 мая – день парков   9 Для того, чтобы выяснить отношение учащихся нашей школы к проблеме озеленения школьного двора, мы решили провести опрос в 6, 7, 10 классах (41 человек) и предложили вопросы:  1) Нравится ли тебе пришкольный участок? (Диаграмма1.) Диаграмма 1 Частично; 29% Нет; 71% 2) Нужно ли озеленить наш школьный двор? (Диаграмма 2) Диаграмма 2 Нет; 24% Да; 76% 10 3) Что хотел бы изменить на пришкольном участке? Предложенные ответы     дорожки Школьный сквер (парк, сад) Выровнять асфальт  Проложить школьного крыльца до калиток Парковка для велосипедов  Лавочки  Беседка  Сделать скульптуру Класс и количество ответов 6 класс (10 чел.) 10 (100%) 2 (20%) 7 класс  (19 чел.) 4 (21%) 2 (10,5%) 3 (15,7%) от 10 класс (12 чел.) 12 (100%) 3 (25%) 1 (10%) 3 (15,7%) 1 (5%) 2 (10,5%) 1 (8%) 1 (8%) Всего (41 чел.) 26 (63,4%) 7 (17%) 3 (7,3%) 3 (7,3%) 3 (7,3%) 2 (4,8%) 1 (2%) Вывод:   учащихся   нашей   школы   волнует   вопрос   обустройства   школьного   двора,   их предложения касались в первую очередь озеленения (63,4%), восстановления  асфальтного  Проблема покрытия  (17%)   и   дорожки   от   школьного   крыльца   до   калиток   (7,3%). благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день. 2.3. Мероприятия проекта. Мысли глобально, действуй локально. (экологический лозунг) Лес ­ лёгкие нашей планеты, хочешь изменить мир ­ начни с себя! Если каждый человек на Планете будет каждый год сажать хотя бы по одному дереву, то ежегодно деревьев на Земле будет становится на 7 миллиардов больше. Если каждый будет стараться внести свой вклад в сохранение природы, то наш мир изменится к лучшему. Реализацию нашего проекта мы начали с проведения экологических бесед, в которых обнажали проблемы окружающей среды.  2.3.1. Экологические беседы. С   17   по   21   апреля   были   проведены   беседы,   посвящённые   международному   «Дню Матери­Земли», с учениками среднего и старшего звена. Об этом празднике знали немногие, поэтому я начала свою беседу с традиций проведения этого дня.  Из истории праздника: Международный день Матери­Земли отмечается, начиная с 2010 года,   ежегодно 22   апреля.   Установлен Генеральной   Ассамблеей   ООН в   2009­м   году. Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения 11 глобальных экологических проблем. В разных странах организуются: конференции, выставки, закрытие   автомобильного   движения   на   оживленных   улицах   крупных   городов,   уборка территории и посадка деревьев. Одним из доводов проведения последующей акции стали выводы из моего исследования «Сколько нужно деревьев для учёбы?». Я предложила ребятам принять участие в проекте «Подари дереву жизнь», и для запуска этой акции мы решили первым делом провести субботник, чтобы очистить территорию от мусора.  Беседы   ко   дню   Матери­Земли   прошли   успешно,   многие   ученики   заинтересовались. Также мы нарисовали большие, яркие плакаты, фотографии которых отправили на конкурс в Солнечный. Я запланировала, когда будет проходить подготовка участка к посадке деревьев.  2.3.2. Конкурс рисунков, листовок. Детям трудно сформулировать свои мысли словами, а в рисунке через художественный образ воплощаются их мысли и идеи.  Я уже проводила конкурс рисунков, посвящённый «Осенней неделе здоровья». Ученики начальной школы активно принимали в нем участие. 2.3.3. Эко­викторина. Я   подготовила   викторину   (Приложение   3),   которая   будет   способствовать,   развитию познавательного   интереса,   формированию   экологической   культуры   учеников   младших классов. Это мероприятие приурочив её к дню экологического образования 12 мая.  Из истории: Год возникновения знаменательной даты – 1991. Основная цель праздника 12 мая состоит в формировании у населения экологического сознания. В этот день в городах и поселках проводятся различные экологические акции, которые носят как просветительский, так   и   практический   характер:   проходят   выставки,   конференции   и   конкурсы   детского творчества на тему сохранения природы, люди участвуют в природоохранных мероприятиях – очистке   берегов   рек   и   водоемов,   уборке   парков,   озеленении   территорий.   Этот   праздник касается каждого, кто принимает участие в продвижении идеи защиты природы. 2.3.4. Акция «Подари Дереву Жизнь». 12 Сломать дерево ­ секунда, вырастить – года. (русская народная пословица)  Наши леса (как и по всей планете) подвергаются воздействию и уничтожению разными путями:   это   и   вырубки   (в   том   числе   незаконные),   и   деградация   лесов   вследствие хозяйственной   деятельности  человека,   и   пожары   [6].  Мы   хотим  внести   свой   вклад   в сохранение и восполнение леса. Наш выбор места посадки деревьев пал на школьный двор по разным причинам: 1. удобное расположение для ухода – возле школы, в центре посёлка (ученики могут приходить после уроков, в свободное время), 2.   давно   хотели   озеленить   школьный   двор;   внутренний   двор   ухоженный,   а   внешний пустой и безжизненный, 3. мы хотим посадить на школьном дворе разные виды дальневосточных деревьев, чтобы ученики на экскурсиях по окружающему миру видели наглядный пример некоторых видов растений, 4.   растения   можно   использовать   для   проведения   различных   научных   наблюдений   и опытов, что способствует формированию навыков разумного поведения в природе, 5.  наиболее   широко   используется   пришкольная   территория   в   учебном   процессе   и внеучебной работе, 6.   школьный   двор   и   школьная   территория   ­   эффективное   средство   формирования экологической культуры обучающихся. Становясь   участниками   проекта,   школьники   пробуют   себя   в   различных   социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе.  Подготовительный этап. 1   этап:   разработка   проекта   благоустройства   школьной   территории   начинается   с анализа особенностей территории, предполагаемой для озеленения (Приложение 4).  Плюсы:   есть   забор   вокруг   школы,   есть   асфальтированный   участок   (20   м*20   м), который   используется   для   игр,   прогулок   и   т.п.   и  не   асфальтированный   участок   перед школой, который нам предстоит озеленять (Приложение 4). 13 Минусы: школа находится в низине, двор долго в лужах, от этого асфальт уже местами пришёл в негодность, не асфальтированный участок переувлажнен, почва бедная, посаженные раннее деревья болеют, погибают, отсутствие мест для отдыха, небольшое количество цветов. Решение проблем:  переувлажнение решается отведением излишней влаги через каналы в канаву за забором, при посадке используем дренаж (Приложение 5), садим в короба с привозной землёй, деревья для посадки выбираем влаголюбивые (Приложение 6, 7):  Береза,   ива,   осина,   липа   –  быстрорастущие,   к   почвам   непривередливы,   не   боятся переувлажнения, легко найти посадочный материал (в лесу много молодняка, который без пересадки погибнет), несложно ухаживать Вяз вырабатывает много кислорода и быстро растет. Посадив рябину и калины, мы поможем зимующим птицам и украсим двор, ведь это  очень красивое дерево.  Тополь вырабатывает много кислорода, но его семена вызывают аллергию, нам надо  ограничить количество деревьев. Сосна, ель, пихта выделяют полезные фитонциды, красивы в любое время года, но не  очень любит влагу, требуют дренаж почвы и за ними требуется уход. Позволить себе посадить клен мы не можем, ведь он любит плодородную землю, а у нас  на участке сырая и каменистая почва. Размещать растения нужно в определенном порядке (Приложение 5, 4).  При выборе растений   необходимо   представить,   как   они   будут   изменяться   в   процессе   роста.   При размещении растений необходимо учитывать их высоту, форму, окраску цветков и листьев и время цветения. Хвойные деревья декоративны круглый год.  2   этап:  уборка   территории;   подготовка   инвентаря;   обработка   почвы;   подготовка посадочного материала – семян цветов; весенние посадки.  3 этап: уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка. В течении лета и осени за саженцами будут ухаживать волонтеры объединения «Руки добра». 14 4 этап: осенняя обработка почвы; осенние посадки; подведение итогов работы. Проект озеленения и цветочно­декоративного оформления территории школы «Подари дереву жизнь» ­ долгосрочный (2017­2020 гг.). Ожидаемые результаты:  экологическое   воспитание   школьников   в   процессе   проведения   акций   «Посади дерево», воспитание бережного отношения к живой красоте, созданной своими руками;  эстетическое оформление и озеленение территории школы;  развитие у учеников элементарных практических навыков по способам посадки и выращивания   кустарников,   растений,   приемам   ухода   за   ними   с   учетом   индивидуальных особенностей каждого вида;  организация работы на пришкольном участке;  стимулирование активной трудовой деятельности младших школьников;  итоги акции будут освещены на страницах школьной стенной печати и на школьном сайте. 15 Заключение. Я  не  могу  оставаться   в  стороне  от  проблем,   которых   очень  много  в  сфере  защиты природы.  Пусть на планете Земля будет очень много красивых, здоровых деревьев, радующих нас своей зеленью и свежестью! Хорошо, что есть люди неравнодушные к этим проблемам. Я верю, что все вместе мы спасем нашу планету! В рамках проекта «Подари дереву жизнь» уже проведена большая работа: беседы с учениками,   субботник.   Проанализировали   особенности   участка   перед   школой,   условия посадки и ухода за деревьями, которыми можно озеленить двор, составили схему озеленения школьного   двора,   начали   дренажные   работы.   Договорились   о   привозе   земли,   щебня,   о постройке коробов под саженцы и цветы. Впереди нас ждёт организация посадок, уход за саженцами, предстоит тяжёлый труд, но мы   уже   сейчас   обдумываем   планы   на   будущее:   организация   цветника   и   мест   отдыха, ежегодная организация акции «Подари дереву жизнь». Проект поможет решить многие задачи: рационально   использовать   большие   площади   для   организации   дизайнерских   зон пришкольного участка, улучшить экологическую обстановку и санитарно­гигиеническое состояние школьной территории, использовать флору как наглядный материал в учебной и внеучебной деятельности. Проводимая   работа   по   благоустройству   имеет   большое   значение   для   формирования трудовых   и   коммуникативных   качеств   обучающихся.   Экологическая   деятельность объединила   разные   возрастные   группы   учеников   и   взрослых   для   совместного   решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства.  Практическая   значимость   работы   состоит   в   том, что   мы   предлагаем   конкретный реальный путь – восполнение лесных ресурсов через посадку деревьев, привлечение внимания молодёжи к проблемам окружающей среды, повышать экологическую культуру. 16 Список Интернет­источников:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. allforchildren.ru/why/how45.php calcsoft.ru/skolko­vesit­pachka­bumagi­formata­a4 esquire.ru/ecology­27 fermer.ru/book/export/html/58630 greenevolution.ru/blogs/skolko­derevev­unichtozhaetsya­radi­bumagi­2/ nature­time.ru/2013/11/globalnaya­karta­obezleseniya­s­vyisok/ nature­time.ru/2014/01/skorost­rosta­derevev/ ru.wikipedia.org www.7dach.ru www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=6&t=1447 www.sdelaemsami.ru/landdiz06.html www.zgorod­nn.ru/articles/62/ Приложение 1. Сколько нужно деревьев для учёбы? [2, 3, 10, 5] 17 Источники данных для расчётов – лесной форум Гринпис России и GreenEvolution  (экологическое образование), ведущий инфокоммуникационный проект России и СНГ,  посвященный комплексному развитию зеленых технологий) [10, 5]. На производство одной тонны печатной бумаги требуется от 3.5 до 5 кубических метра  древесины, средний объём хлыста (считайте одного дерева) в эксплуатационном фонде РФ  составляет 0.33 кубических метра [10], а значит для изготовления 1 тонны бумаги  понадобится: от 3,5 м3:0,33 м3=10,6 (11 деревьев) до 5 м3:0,33 м3=15,15 (16 деревьев), для изготовления 1 тонны картона требуется 1,6 м3, 1 тонны газетной бумаги – 2,8 м3, 1 листа ДСП (16 мм) – 0,097 м3, Мы вычислили, сколько бумажной продукции нужно, чтоб собрать ученика в школу: 1. Для этого вычислили сколько нужно деревьев для получения 1 кг бумаги, взяв  среднее значение кубометров древесины – 4 м3: 1 кг бумаги = 4/1000 м3 древесины = 12/1000 деревьев 1 кг бумаги = 0,004 м3 древесины = 0,012 деревьев 2. Тетради на печатной основе (в том числе атлас и контурные карты) для 7 класса весят 1,95 кг, что составляет 1,95*0,012=0,0234 дерева 3. Тетради на печатной основе для 1 класса и бумажные материалы для дошкольника и  двух школьников по весу составляют по 2,7 кг:  2,7*0,012=0,0324 дерева 4. Учебники 1 класса весят 1,5 кг 1,5*0,012=0,018 дерева 5. Учебники 7 класса весят 6,6 кг 6,6*0,012=0,0792 дерева В итоге:  чтоб собрать в школу первоклассника, требуется 0,06 дерева (0,0324+0,01+0,018), чтоб собрать 7­классницу – 0,11 дерева (0,0234+0,01+0,0792) Для изготовления мебели требуется: 18 шкаф в зале – 13 листов, шкаф­купе в коридоре – 4 листа, шкаф в спальне – 6 листов, 2 двухъярусные кровати – 7+4 =11 листов, шкафы в детской – 4 листа,  шкафы на лоджии – 2+2+3=7 листов кухонный гарнитур – 6 листов  В итоге для изготовления мебели потребовалось примерно 51 лист – это 15 деревьев: 51*0,082 м3=4,2 м3 ДСП,  51*0,097=4,95 м3 дерева,   4,95 м3:0,33 м3= 15 деревьев  Полученные значения представлены в таблице, данные для расчётов выделены цветом:    Бумажная продукция (масса, объём) бумага 1 тонна Количество дерева  (масса, объём) 3,5­5 куб м 0,33 куб м 3,5­5 куб м Количество дерева  (в шт.) 11­16 1 11­16 0,004 куб м 13­21 г 1 тонна листов А4  (400 пачек по 500  листов) 1 кг 1 лист А4 (5 г) 4 пачки бумаги  1,95 кг 2,7 кг 2,75 кг 6,6 кг 1,5 кг 208,4 кг 1 тонна 1 тонна 1 лист 16 мм (0,082 куб м) 51 лист =4,2 м3 1.6 куб м 2,8 куб м 0,097 куб м 4,95 куб м Тетради ученицы 7  класса Тетради ученика 1  класса Бумажные  материалы для  дошкольника и двух  школьников Учебники 7 класса Учебники 1 класса Домашняя  библиотека картон газетная бумага ДСП Мебель из ДСП 0,012 0,12 0,0234 0,0324 0,0324 0,0792 0,018 2,5 5 8­9 0,3 15 19 Вывод: Мы вычислили, сколько деревьев нужно, чтоб собрать учеников в школу, и для изготовления мебели на примере нашей семьи (см. таблица): ежегодно   требуется   примерно   0,06   дерева   для   первоклассников   и   0,11   дерева   для семиклассницы, а также ежегодно используется 0,12 дерева (4 пачки бумаги),  2,5 дерева находится в нашей библиотеке (208,4 кг), 15 деревьев понадобилось для изготовления мебели.   20 Приложение 2. Экологический календарь. В экологическом календаре мы собрали все основные экологические, связанные с защитой  деревьев, праздники и даты России и мира.  День заповедников и национальных парков России   11  января 2  февраля 3 марта 20 марта День Земли. Всемирный день водно­болотных угодий Всемирный день дикой природы Во всем мире 20 марта, по инициативе ООН, празднуется День Земли.  Причем в календаре международных праздников существует два Дня Земли – в День весеннего равноденствия, а второй – 22 апреля.  21 марта Международный день лесов    21 марта, во всем мире отмечается Международный день лесов или  Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году и с тех пор  отмечается ежегодно.  25 марта Час Земли­2017  Время проведения Часа Земли в 2017 году — 25 марта с 20:30 до 21:30 по  местному времени. Час Земли (Earth Hour) — это глобальная ежегодная  международная акция, организованная Всемирным фондом дикой природы  (WWF) День экологических знаний   Ежегодно 15 апреля во многих странах мира  отмечается День экологических знаний. Он ведет свою историю с 1992 года. Дни защиты окружающей среды от экологической опасности  15  апреля 15      апрел я–5      июн я 18–22   реля 22  апреля     ап 12 мая 14 мая 22      мая 24 мая 5 июня Марш парков Международный день Матери­Земли       22 апреля, отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник  — Международный день Матери­Земли (International Mother Earth Day),  проводимый под эгидой ООН, — день нашего общего уютного дома.  День экологического образования    12 мая Россия и страны бывшего СССР отмечают День экологического  образования. Праздник, цель которого – актуализация экологических знаний  во всех науках и всех сферах человеческой деятельности, был учрежден в  1991 году. Всероссийский день посадки леса­2017  Ежегодно весной в нашей стране проходит экологическая акция  «Всероссийский День посадки леса», организованная по инициативе  Федерального агентства лесного хозяйства.  Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры  и фауны Земли)  Европейский день парков   Всемирный день окружающей среды 21 День эколога День создания юннатского движения в России    День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Российские дни леса    Леса – это легкие нашей планеты. От их объема и состояния во многом  зависит то, каким воздухом мы дышим. Кроме того, лес – источник  неисчерпаемых богатств, он кормит, одевает, согревает и лечит.  День рождения Гринпис День работников леса Неделя Всемирной акции «Мы чистим мир» («Очистим планету от мусора»)   Акцию «Очистим планету от мусора», получившую впоследствии статус  всемирной, впервые провели в сентябре 1993 года жители Австралии – они  массово вышли на очистку океанских пляжей. Постепенно к акции  присоединились другие страны. День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г.  — Всемирный союз охраны природы)  Всемирный день охраны мест обитаний День работников заповедного дела в России Международный день без бумаги Российский День без бумаги­2017  «Научимся использовать бумагу рационально!» — таков основной тезис  международной «безбумажной» кампании, которая ежегодно проходит  осенью по всему миру. Международный день энергосбережения День вторичной переработки    15 июня 11 сентя бря 15  сентября 15      сентя бря 17  сентября 21  сентября 21­27  сентября 5 октябр я 6  октября 14  октября Последн ий  четверг  октября 26  октября 11  ноября 15  ноября 29 ноябр я  15 декаб ря  29  декабря Источники:  День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП) День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) Международный день сохранения биоразнообразия. http://www.calend.ru/holidays/ecology/ http://www.mfgs­sng.org/eco/1329.html  22 Приложение 3.  Вопросы эковикторины. 1) Какая птица самая большая в мире? (Страус.) 2) Любимое лакомство аистов. (Лягушки.) 3) Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.) 4) Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.) 5) Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.) 6) Птица­гадалка. (Кукушка.) 7) Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.) 8) Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.) 9) Из нее выводятся головастики... (Икра.) 10) В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.) 11) Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.) 12) Кто часто меняет одежду не раздеваясь? (Хамелеон.) 13) Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.) 14) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.) 15) Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.) 16) Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.) 17) Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.) 18) Кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.) 19) Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.) 20) Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.) 21) Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.) 22) Из какого дерева делают спички? (Из осины.) 23) Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.) 24) Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза.) 25) Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) сантиметров.) 26) Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (Крапива.) 27) Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.) 28) Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.) 29) Самая маленькая птичка планеты? (Колибри. Ее размер не превышает полутора­двух 30) Наука о животных. (Зоология.) 31) Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.) 32) Самый чистоплотный зверек? (Барсук.) 33) Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.) 34) Инженер­строитель» дома на реке? (Бобер.) 35) Какой зверь, по праву, считается самым быстрым? (Гепард.) 23 36) Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде. (Рысь.) 37) Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (Заяц.) 38) Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.) 39) Когда ежи не колются? (Едва родившись.) 40)   Какое   животное   в   народе   прозвали   «косым»?   Почему?   (Зайца.   За   его   необычную раскосую форму глаз.) 41) Какое животное является обладателем самого громкого голоса? (Крокодил.) 42) Какую «коровку доят» муравьи? (Тлю­коровку.) 43) Какие ноги у жирафа длиннее ­ передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.) 44) Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу.) 45) Какая рыба названа именем человека? (Карп.) 46) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.) 47) Сколько ног у паука? (Восемь.) 48) А сколько ног у жука? (Шесть.) 49) Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой он сбрасывает свои рога.) 50) Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.) 51) Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.) 52) Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Ее рост ­3,5 см.) 53)   Какому   насекомому   мы   вынуждены   хлопать   в   ладоши   отнюдь   не   в   знак   своего восхищения и одобрения? (Комару, когда хотим его убить.) 54) Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни 120 лет и более.) 55) Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.) 24 Приложение 4. Схема озеленения школьного двора. Рисунок 1. Территория школы Рисунок 2. Школьный двор. 25 Рисунок 3. Определение размеров двора (20м*50м). Рисунок 4. Схема озеленения. Асфальтированное покрытие Не асфальтированное покрытие Рисунок 5. Схема озеленения школьного двора. 26 Короба с деревьями (2*10 м2) Короба с кустарниками (1,5*10 м2) Клумбы с цветами (1,5*10 м2) Дренажный канал (1*23 м2) Приложение   5.   Особенности   посадки   и   ухода   за   деревьями,   выбранными   для   озеленения школьного двора (по данным сайта «Семь дач» [9]). Общие правила. Посадка деревьев и кустарников ­ кратковременный, но очень ответственный эпизод. От того, как подготовлена почва и посадочный материал, как посажено каждое растение, зависит его   приживаемость   и   в   значительной   мере   долговременность   его   жизни.   Заранее   надо определить, кому из ребят можно доверить посадку. Посадку   деревьев   и   кустарников   начинают   с  подготовки   почвы   и   посадочных   мест. После   планировки   поверхности   территории,   предназначенной   для   посадки   древесных растений,   внесения   органических   и   минеральных   удобрений,   определения   места   посадки дерева или кустарника приступают к выкопке ям. Для деревьев в возрасте 10­12 лет стандартом является круглая яма диаметром 1 м и глубиной 80 см.  При   посадке   кустарников   диаметр   ямы   в   среднем   должен   составлять   60­70   см,   а глубина   ­   60   см.   При   групповой   посадке   кустарники   можно   размещать   в   одной   яме, выкопанной по размерам и форме группы. Для посадки живых изгородей обычно выкапывают 27 траншеи шириной 70 и глубиной 60 см. Кустарники в таких траншеях размещают в два ряда в шахматном порядке ближе к краям траншеи. После   выкопки   ям   нижняя   часть   заполняется   наиболее   плодородным   слоем   снятой земли. Верхнюю часть заполняют привозной растительной землей с добавлением органических и минеральных удобрений. В заранее подготовленной яме или котловане перед посадкой дерева или кустарника открывают только ту часть, которая необходима для свободного размещения корней. Корни должны размещаться свободно. Колья для подвязки деревьев длиной 1,5­2,0 м забивают перед посадкой в  плотный грунт основания ямы или  котлована. При рядовой посадке  деревьев прямая линия посадки устанавливается предварительным размещением кольев по шнуру. Перед   посадкой   корневую   систему   деревьев   или   кустарников   нужно   осмотреть   и обрезать все поврежденные части корней. После этого на дно ямы насыпают холмик земли, на котором   расправляют   корни,   затем   засыпают   их   растительной   землей,   слегка   встряхивая, чтобы земля равномерно заполнила пустоты между корнями. Уплотнять ее нужно от края к центру ямы. Сразу после посадки корневая шейка дерева или кустарника должна находиться на 3­5 см выше поверхности почвы, но быть присыпана растительной землей. После   полива   и   постепенного   уплотнения   почвы   в   посадочной   яме   дерево   (или кустарник)   несколько   осядет,   и   корневая   шейка   окажется   на   уровне   поверхности   почвы. Полив после посадки должен быть обильным независимо от влажности почвы. После   посадки   деревья   временно   подвязывают   к   кольям   свободно,   чтобы   не препятствовать   их   осадке,   а   через   20­25   дней   после   уплотнения   почвы   подвязывают окончательно.   Для   предотвращения   перетирания   коры   шпагатом   ствол   дерева   в   месте привязки обматывают мягким материалом. Дерево привязывают к колу «восьмеркой» в двух местах: на высоте 0,5 м от поверхности почвы и у вершины кола (1,5­1,8 м). В районах, где преобладают сильные ветры, деревья следует привязывать к двум­трем кольям на растяжке. В этом случае колья устанавливают наклонно к центру по краям посадочной ямы. Выбор деревьев для посадки: берёза, осина, сосна, липа, пихта, ива, калина, тополь,  рябина. Берёза. 28 Посадка.   В   специальном удобрении почвы береза не   нуждается.   Не   любит   близкого залегания грунтовых вод. Полив.   Поливайте,   пока   укореняется   молодое   деревце,   а   уже   в   будущем береза не потребует даже этого. После посадки молодые деревья первое время притеняют, это можно делать даже   мешковиной, укрывным   материалом, растений,     ветвями   высокими сорняками и крапивой. Вечером укрытие снимается, если это трава, она засыхает.  Удаление   паразитов. Часто   на березе можно   встретить   гриб­трутовик.   Его   нужно удалить, иначе повреждения древесины не избежать.  Осина. Осина совершенно непривередливое дерево. Воткни её ветку во влажную землю, а через  месяц уже и не вытащишь — прорастёт).  Расстояния между посадочными ямками делайте не менее 2 метров. На дно каждой  посадочной ямки насыпьте дренажный слой на высоту 8­10 см.  Посадку осины производят ранней весной, как только сойдёт снег, а земля слегка прогреется.  Не забывайте поливать саженцы по мере просыхания грунта.  Сосна. Сосны зимостойкие растения, отлично переносят низкую влажность воздуха. В отличие от   других   хвойных,   сосна   лучше   всего   растет   на   постоянно   освещенных   участках,   это чрезвычайно светолюбивое растение.  Для   посадки   лучше   всего   выбирать   песчаный   и   супесчаный   грунт,   если   же   вы высаживаете   растение   на   тяжелых   почвах   (таких   как   суглинки   и   глина),   понадобится дополнительный дренаж участка. Желательно, чтобы дренажный слой в посадочной яме был как минимум 20 см.  Для посадки лучше всего выбирать саженцы возрастом от 3 до 5 лет. Высаживают такие саженцы сосны в конце апреле или ранней осенью. Перед посадкой необходимо подготовить яму глубиной до 1 м. В посадочную яму добавляют смесь, состоящую из дерновой земли, верхнего   слоя   почвы,   речного   песка   или   глины   (в   соотношении   2:2:1).   Также   добавляем немного азотных удобрений, примерно 30­40 г. При посадке саженца в подготовленную яму необходимо, чтобы корневая шейка деревца находилась   на   уровне   земли.   Если   будет   проводиться   посадка   не   одного,   а   нескольких 29 деревьев,   для   них   нужно   оставить   как   можно   больше   места   как   минимум   4­метровый интервал. Практически всем видам сосны дополнительный полив не нужен, это исключительно засухоустойчивое растение, да и опавшая хвоя под деревом способствует удержанию влаги. Еще понадобится дополнительный осенний полив  (после окончания листопада) недавно  посаженным саженцам. Влажная почва меньше промерзает, поэтому риск обгорания  хвои  весной будет значительно меньше. Подкормка необходима молодым саженцам в первые два года после их посадки. Для  этого в подствольный круг дерева хотя бы раз в год вносят минеральные удобрения  (примерно 40 г/кв. м). В дальнейшем для нормального развития сосне будет хватать  органических удобрений, накопленных в хвойной подстилке под ней. Взрослые   деревья   зимостойки,   а   вот   молодые   сосны   желательно   на   зиму   укрывать, чтобы избежать солнечных ожогов. Для этой цели используют лапник. Им укрывают кроны саженцев в конце осени и не снимают его до середины августа. Еще, как вариант, можно использовать редкую мешковину или специальные чехлы.  Липа. Липа — теневыносливое дерево. К почвам непривередлива, но предпочитает песчаники, хорошо сдобрённые перегноем. Не терпит застоя грунтовых вод в районе корневой системы. Взрослые деревья легко переносят засуху, а вот саженцы нуждаются в регулярном поливе.  Посадочную яму для стандартных саженцев липы (50­70 см) сделайте глубиной не менее 50 см и столько же в диаметре. На дно засыпьте слой дренажа, высотой 10­15 см. Дренажный слой на ширину ладони прикройте перегноем, перемешанным с суперфосфатом (50­60 гр на каждую ямку). Затем в ямку помещают саженец и досыпают её почвенной смесью: дерновая земля, перегной, песок в соотношении — 1:2:2. После посадки саженец обильно поливают и в течение   2   последующих   лет   подкармливают   азотными   удобрениями   трижды   в   сезон.   Для этого можно использовать настой коровяка, богатый азотом, в пропорции: 1 кг навоза на 10 л воды. Подкармливать   взрослые   деревья   достаточно   дважды   в   сезон.   Ранней   весной   под каждое дерево вносится такой раствор: на 10 л воды добавляют 1 кг коровьего навоза, 20 гр мочевины и 25 гр аммиачной селитры. Осенью на 10 л воды добавляют 20 гр нитроаммоски.  В постоянном увлажнении почвы нуждаются лишь липовые саженцы и молодые деревца, а   взрослые   липы   засуху   переносят   прекрасно.   Их   необходимо   поливать   лишь   в   самые засушливые   периоды.   Объём   воды,   требуемый   взрослому   дереву:   20   л   воды   на   1   кв.м 30 проекции кроны. Рыхление околоствольного круга проводят 2­3 раза за сезон одновременно с удалением сорняков. Мульчируют в зиму торфом, древесной щепой, опавшими листьями или опилками на высоту 10­12 см (опавшими липовыми листьями предпочтительнее) Пихта. Она любит тень, так что можете выбрать для посадки самые затенённые участки вашего сада.  Пихтовые саженцы берите старше 4 лет, а высаживать их нужно в мае или в сентябре. Пихта любит глинистые почвы, ямы только выкопай заранее.  Ямки выкопай квадратами: 60х60 см и в глубину столько же. Лунки наполовину заполни почвенной смесью: глина — 2 части, 3 части перегноя и по 1­й части песка и торфа добавь. Да не забудь дно каждой ямки на 5­6 см засыпать дренажом. Пихта дренаж любит. И опилки нужны,   их   перемешаешь   с   почвенной   смесью.   В   каждую   посадочную   ямку   по   200­250   г нитроаммофоски   (азотно­фосфорно­калийного   удобрения).   Залили   мы   в   каждую   ямку примерно по 30 литров воды, вскопали дно каждой лунки на полштыка лопаты, засыпали гальку. Сверху гальки насыпали почвенную смесь, перемешанную с опилками и удобрением. Мульчирующий   круг  сделала   диаметром   50  см  (впоследствии  расширила   до  1  м),  а каждый сентябрь, освободив подножие деревьев от сорняков, присыпайте приствольный круг опилками (можно торфом). Корни пихты растут горизонтально, поэтому первые 2 года после посадки я в зиму укрывала мульчирующий круг лапником (на 3 год после высадки пихта уже не нуждается в укрытии на зиму).  Пихта не любит переувлажнения. Удобрять саженцы в течение 2 лет после посадки не нужно.   А   вот   с   3­го   года   нужно   под   каждое   деревце   вносить   по   200   г   универсального удобрения один раз в сезон.  Ива. Ива любит песчаные почвы и суглинки. Если возможно, выбирайте то место участка, которое наиболее влажное.  Высаживают весной, когда сошёл снег. Для низкорослой ивы будет достаточно ямки размерами   50х50х50   см,   для   высокорослой   сделайте   побольше.   Почву   ямки   рыхлим, удобряем   перегноем   и   обильно   увлажняем.   И   закапываем   корень   черенка.   Не   забывайте поливать иву на первых порах, когда она болеет от пересадки. Если лето засушливое, не жалейте воды, чтобы напоить иву.        Калина. 31 Калина   растет   на   освещенных   местах,   выбирать   для   нее   следует   нейтральные   или слабокислые   почвы. Не   любит   почвы   торфяные,   песчаные   и   подзолистые. Может   расти на неплодородной почве.   Для   улучшения   почвы   где­то   за   месяц   ее   обогащают   торфом и фосфор   Сажать   калину   можно   и   весной,   и   осенью.   Посадочную   яму   нужно   выкопать   40х50   см, но­калийными     удобрениями. глубиной около 40­50 см. Расстояние между кустами (деревьями) калины должно быть около 3 метров. Почвенная   смесь   должна   состоять   из   органических   (верхней   земли   из   ямы,   торфа, перегноя) и минеральных удобрений (около 3 столовых ложек мочевины и стакан древесной золы   или   доломитовой   муки). Золу   внесите   таким   образом,   чтобы   корни   с   ней   не соприкасались. После посадки вокруг приствольного круга сделайте лунку и полейте растение. Далее  почву замульчируйте древесными опилками или торфом. Молодые саженцы поливают  вечером, проливая почву на 40 см. Взрослые растения поливают во время вегетации и  образования ягод. Весной,   перед   тем   как   листья   распустятся,   нужно   внести   около   2   столовых   ложек мочевины в приствольный круг. Перед цветением в приствольный куст вносят около 2 ложек сернистого   калия   или   древесную   золу. В   середине   лета   под   калину   вносят   около   60   г комплексных   минеральных   удобрений.   Через   2   года   осенью,   когда   будете   перекапывать почву, внесите в нее перепревший навоз и комбинированные фосфорно­калийные удобрения. Если стоит засуха, минеральные удобрения можно растворять в воде. Тополь. Для того чтобы у дерева было больше шансов прижиться, высаживать его лучше всего весной, а не осенью. Обязательным условием при посадке пирамидального тополя является добавление в лунку дренажа, состоящего обычно из строительного мусора Рябина. Вырастить рябину обыкновенную можно на самой обычной почве. Благоприятнее всего сажать рябину осенью. Посадочную яму размером 60х 60 см заполняют плодородной почвой, добавляют в нее около 5 кг торфокопмоста или перегноя, 100 г удобрения калийного и 200 г  суперфосфата. После этого весь уход сводится к тому, чтобы вовремя пропалывать сорняки, удалять подвойную поросль, вносить удобрения, поливать и рыхлить почву. Приствольный 32 круг неплохо было бы еще и замульчировать (покрыть соломой, хвоей, засохшей травой). Перед началом плодоношения в приствольном кругу от поливов должна образоваться. Клён. Большинство кленов предпочитают светлые «места жительства», весьма требовательны к почве и влаге, довольно быстро растут в тени и не восприимчивы к ветру. Посадка производится весной или осенью: расстояние между деревьями составляет от 2 до 4 метров, а глубина посадочной ямы колеблется до 50 см. Прежде чем высаживать дерево следует добавить в подготовленную ямку минеральные удобрения в указанных пропорциях. Отметим, что клен спокойно переносит засуху, его нужно регулярно поливать: примерно 15 ­ 20 литров на одно растение для сухого периода. А если клен молодой, не помешает удвоенная порция воды. Полив следует осуществлять один раз в месяц в осенне­весенний период, и раз в неделю – летом. Рекомендуется постоянно наблюдать и за почвой, периодически производить неглубокое   рыхление   после   очередного   полива   и   прополку   сорняков,   во   избежание уплотнения посадочного места. Приложение 6. Породы деревьев и кустарников для озеленения [11, 12]. Основным материалом для зеленого строительства являются деревья и кустарники.  Основной ассортимент составляют виды деревьев и кустарников, которые длительное время произрастают и не теряют своих декоративных качеств. Это такие породы как: лиственные деревья:  Береза пушистая  Вяз шершавый  Клен остролистный 33  Липа мелколистная  Тополь белый, серебристый  Ясень обыкновенный  Рябина обыкновенная хвойные деревья:  Ель колючая, канадская, сербская  Лиственница европейская, обыкновенная лиственные кустарники:  Дерен белый  Калина обыкновенная, гордовина  Кизильник блестящий  Смородина альпийская, золотистая  Снежноягодник белый  Шиповник (роза) морщинистый  Пузыреплодник калинолистный  Сирень обыкновенная, венгерская  Клен Гиннала  Барбарис обыкновенный (ф. по окраске) Дополнительный ассортимент составляют виды, обладающие высокими декоративными качествами, но менее биологически долговечные или устойчивые в тяжёлых экологических условиях.  Дополнительный  ассортимент  гораздо шире  основного и  включает  большинство наиболее декоративных видов; он используется для озеленения парков, скверов или закрытых территорий различных учреждений, т.е. там, где условия для произрастания менее жесткие. К дополнительному ассортименту относятся: лиственные деревья:  Черемуха виргинская 34  Боярышник мягковатый, обыкновенный  Вишня пенсильванская  Груша уссурийская  Клен остролистный (формы), полевой, татарский  Липа крупнолистная, войлочная  Яблоня Недзведского, ягодная  Каштан конский хвойные деревья:  Ель обыкновенная (формы)  Кедр сибирский  Сосна обыкновенная, черная, горная  Пихта бальзамическая, одноцветная лиственные кустарники:  Барбарис Тунберга (ф. по окраске)  Боярышник петушья шпора, алмаатинский,  Бузина черная (формы)  Жасмин (чубушник) венечный  Ирга канадская  Калина бульденеж  Лапчатка (курильский чай)  Магония падуболистная  Спирея аргута, Вангутта, японская, рябинолистная  Форзиция 35  Вейгела  Дейция амурская, шершавая хвойные кустарники:  Можжевельник казацкий, горизонтальный  Туя западная лианы:  Виноград девичий, амурский  Жимолость каприфоль, вьющаяся  Древогубец  Ломонос (клематис, сорта)  Розы плетистая, сорта  Хмель  Актинидия коломикта  Луносемянник даурский Рассмотрим некоторые виды растений для озеленения. ЛИПА   МЕЛКОЛИСТНАЯ —   стройное   дерево   с   густой   сильно   ветвистой   кроной, имеющей овальную форму. У деревьев, выросших на свободе, крона, прикрепленная низко, имеет   куполообразную   форму,   концы   побегов   свисают   вниз.   Листья   липы   мелколистной длиной до 10 см, голубоватые снизу, весной светло­зеленые, летом темно­зеленые, осенью желтые.  ЛИПА   КРУПНОЛИСТНАЯ отличается   от   липы   мелколистной   более   крупными листьями   (до   12   см),   имеющими   темно­зеленый   цвет.   Листья   желтеют   и   опадают   на   две недели   быстрее,   чем   листья   липы   мелколистной.   Применяется   при   озеленении   участков детских   учреждений   и   школ.   Декоративна   во   всех   возрастах   и   во   все   времена   года,   но особенно летом. КЛЕН   ОСТРОЛИСТНЫЙ —   дерево   высотой   до   20—30   м.   Крона   плотная, широкоокруглая,   листья   темно­зеленые,   осенью   оранжево­желтые.   Очень   красив   в   период цветения. К почвам и влаге требователен, растет быстро, но не переносит уплотнения почвы. Незасухоустойчив, выносит полутень.  36 ВЯЗ   ОБЫКНОВЕННЫЙ —   дерево   высотой   до   25—30   м   с   красивой   эллиптической кроной   и   тонкими   ветвями.   Листья   плотные   темно­зеленые.   Теневынослив.   К   почвам требователен.   Зимостоек   и   засухоустойчив.   Газоустойчив.   Асфальтовые   покрытия   и уплотнение почвы задерживают рост вяза.  ТОПОЛЬ   БЕРЛИНСКИЙ —   дерево   высотой   20—25   м.   Крона   узкая,   почти цилиндрическая. Листья удлиненно­яйцевидные, светло зеленые. Растет очень быстро, в 15 лет   достигает   высоты   14—15   м.   К   почвам   требователен,   выдерживает   избыточное увлажнение. Светолюбив. Зимостоек, газоустойчив.  БЕРЕЗА БОРОДАВЧИТАЯ — дерево высотой до 15—20 м. Крона ажурная, удлиненно­ овальная или цилиндрическая. Дерево имеет тонкие свисающие ветви и чистую белую кору. В нижней части ствола у взрослых деревьев образуется темная корка. Листья весной ярко­ зеленые,   что   придает   дереву   особую   декоративность.   Растет   быстро,   в   10   лет   достигает высоты   5—6   м.   Корневая   система   поверхностная.   К   почвам   нетребовательна, негазоустойчива, очень светолюбива.  ДУБ КРАСНЫЙ — стройное дерево высотой 25—30 м с густой широкоокруглой или шатровой   кроной.   Листья   блестящие,   темно­зеленые,   осенью   ярко­красные.   Созревание желудей   двухлетнее.   В   условиях   Москвы   растет   удовлетворительно,   в   16   лет   достигает высоты   6   м,   в   30—35   лет—   12   м.   К   почвам   требователен,   светолюбив.   Дымо­,   газо­   и засухоустойчив. Не переносит застойной воды. Хорошо переносит пересадку. Способствует улучшению почвы. Декоративен и летом и осенью.  ЛИСТВЕННИЦА СИБИРСКАЯ — дерево с повышенными декоративными свойствами, высотой   до   40   м.   Крона   с   восходящими   мутовчатыми   ветвями.   Растет   быстро,   в   12   лет достигает   высоты   3   м.   К   почвам   нетребовательна,   светолюбива,   морозостойка, ветроустойчива. Недостаток влаги переносит хорошо. Газоустойчива, реагирует на газы лишь более медленным ростом и искривлением вершины.  ЕЛЬ ОБЫКНОВЕННАЯ — крупное стройное дерево с острой пирамидальной кроной. Сучья   несколько   опущены   книзу.   Требовательность   к   почвам   средняя.   Растет   умеренно. Очень теневынослива, морозостойка, засухоустойчива. Не переносит застойной воды. Имеет поверхностную корневую систему, ветровальна. Сильно страдает от газов и пыли.  ИВА БЕЛАЯ — крупное дерево высотой до 25 м с широкоовальной кроной, длинными свисающими ветвями. Листья линейно­ланцетные, светло­зеленые, в молодости серебристые сверху   и   беловатые   снизу.   Растет   быстро,   к   почвам   требовательна,   очень   светолюбива, газоустойчива.  РЯБИНА ОБЫКНОВЕННАЯ ­ дерево высотой до 10—16 м с овальной кроной. Листья перистые,   ярко­зеленые,   осенью   красные.   Цветет   в   конце   мая.   Плоды   красные.   Растет умеренно. К почвам нетребовательна. Светолюбива, но выносит небольшое затенение. Сильно повреждается дымом и газами. Зимостойка и влаголюбива.  37 ЧЕРЕМУХА   МААКА —   дерево   высотой   до   12—15   м   с   гладкой   оранжево­желтой шелушащейся корой. Крона округлая, средней густоты. Листья ланцетные, блестящие. Цветы мелкие, без запаха, плоды черные, несъедобные. Растет быстро, на глубоких свежих почвах достигает в 10 лет высоты 7 м. Светолюбива. К почвам требовательна. Устойчива против зимних морозов и заморозков. Рекомендуется применять на всех участках озеленения (кроме участков детских учреждений) для групповых, одиночных, рядовых и аллейных посадок. ЯБЛОНЯ СИБИРСКАЯ (ягодная) — дерево высотой до 10 м или Кустарник высотой до 5 м с округлой густой кроной и тонкими голыми побегами. Листья блестящие, осенью желтые или розово­оранжевые. Цветы белые. Плоды мелкие. Яблочки красные или желтые, остаются на дереве всю зиму. К почвам нетребовательна, газоустойчива, светолюбив среднее, растет умеренно.  СИРЕНЬ ОБЫКНОВЕННАЯ — кустарник высотой до 4—8 м с плотной темно­зеленой листвой   и   крупными   пирамидальными   соцветиями   лиловых   или   белых   душистых   цветов. Цветет во второй половине мая. Растет умеренно. К почве требовательна, нагазоустойчива. Зимостойка и засухоустойчива.  БОЯРЫШНИК   ПОЛУМЯГКИЙ —   дерево­кустарник   высотой   до   8   м   с   крупными колючками и округлой густой кроной. Листья крупные, зазубренные, светло­зеленые, осенью — оранжево­желтые. Цветы крупные белые. Цветет в конце мая — начале июня. Медонос. Растет   медленно,   к   почвам   не   требователен.   Хорошо   переносит   стрижку.   Газоустойчив. Переносит полутень. Имеет густую крону, крупные красивые цветы и ярко­красные плоды. Применяется на всех участках озеленения (в детских учреждениях — для живых изгородей по внешнему ряду вдоль оград). ВЯЗ КУСТОВОЙ — кустовая форма вяза обыкновенного, образуется при ­правильной стрижке.   Применяется   на   различных   участках   озеленения   для   одиночных   и   групповых посадок и для живых изгородей. ИВА КОРЗИНОЧНАЯ — крупный кустарник или дерево высотой до 8 м с длинными одногодичными прутьевидными пушистыми побегами. Листья сверху темно­зеленые, снизу серебристые, линейно ланцетные, с завернутыми краями. Цветет перед распусканием листвы. К почвам требовательна, светолюбива. Газоустойчива. Особенно эффектны около водоемов.  ЧУБУШНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ — кустарник высотой до 3 м с удлиненно­овальной плотной   кроной.   Цветы   кремово­белые,   очень   душистые,   появляются   в   июне.   Растет умеренно,   к   почвам   довольно   требователен.   Светолюбив,   но   выносит   полутень.   Хорошо произрастает в условиях города, устойчив против запыления воздуха и уплотнения почвы. ПУЗЫРЕПЛОДНИК или   спирея   калинолистная   —   кустарник   высотой   до   3   м   с раскидистой кроной и темно­зеленой трехлопастной листвой. Цветы белые, цветет в июне — июле. Плоды пузыревидные, листья ярко­красные в период созревания плодов. Растет быстро, к   почвам   не   требователен.   Засухоустойчив   я   теневынослив.   Устойчив   против   газов. Зимостоек. Хорошо формируется.  38 БАРБАРИС ОБЫКНОВЕННЫЙ — многоствольный колючий кустарник высотой до 2 —3  м  с   плотной   матово­зеленой   листвой,  с  цветами   в  кистях  и   ярко­красными   ягодами. Цветет в конце мая — начале июня, ягоды появляются в конце августа и держатся до ноября. Растет   быстро,   к   почвам   нетребователен,   светолюбив.   Поражается   ржавчинным   грибкам, опасным для зерновых. Медонос. Фитонциден. Особенно декоративна его пурпурная форма. КАЛИНА ОБЫКНОВЕННАЯ БУЛЬДОНЕЖ — махровая форма калины обыкновенной с изящными шарообразными снежно­белыми соцветьями. Цветет в конце мая —начале июня. Теневынослива.   К   почвам   нетребовательна,   влаголюбива.   Газоустойчива.   Растет   довольно быстро. Очень эффектна в штамбовой форме.  СПИРЕЯ   ДУБРАВКОЛИСТНАЯ —   кустарник   высотой   до   2   м   с   длинными перекрученными ветками и округлой плотной кроной. Листья яйцевидно­эллиптические, по краям крупно зазубренные. Цветет в мае белыми в полушаровидных щитках цветами. Растет быстро, к почвам нетребовательна. Светолюбива, засухоустойчива.  РОЗА   ­   РУГОЗА и   шиповник   морщинистый   —   кустарник   высотой   до   1,5—2   м   с шаровидной кроной и побегами, густо покрытыми щетинистыми шипами. Листья толстые, морщинистые, блестящие, темно­зеленые, распускаются в мае и держатся в течение всего лета. Цветы темно­красные, красные, редко — белые, душистые. Плоды крупные, созревают в конце   июля,   съедобны,   содержат   витамин   С.   Растет   умеренно,   к   почвам   иетребователен. Светолюбив, газоустойчив, зимостоек, засухоустойчив.  МОЖЖЕВЕЛЬНИК   КАЗАЦКИЙ —   невысокий   стелющийся   кустарник   с распростертыми ветвями, ярко­зеленой хвоей и большим количеством шаровидных шишек буро­черного   цвета,   имеющих   густой   сизый   налет.   Морозостоек,   очень   засухоустойчив   и светолюбив, плохо переносит даже небольшое затенение, устойчив к дыму и газам.  Приложение 7. Породы деревьев, выбранные для озеленения [7,9]. Порода  дерева Берёза  Ива Высота  (10 лет) 3 – 6 м 1,5 ­3 м Плюсы  сильно иссушает почву растет на влажных  почвах Минусы  сильный  аллерген. Скорость роста Быстрорастущее  Очень  быстрорастущие  39 Липа  Осина 6 – 8 м 5 – 6 м Тополь 6 – 8 м К почвам  непривередлива морозоустойчива, не  боится переувлажнения часто используют для  озеленения,  вырабатывает много  кислорода. аллерген Быстрорастущее  Быстрорастущее  Очень  быстрорастущие  семена –  сильный  аллерген.  Рябина  Сосна  Пихта  Ель Вяз  4,5 – 7,6  м 6 – 8 м ягодами зимой питаются птицы выделяет фитонциды,  вечнозеленое растение.  требует дренажа почвы Быстрорастущее  Быстрорастущие  2 – 8 м часто используют для  озеленения,  вырабатывает много  кислорода требует обрезки Умерено растущие Клен  5 – 6 м красота  Калина  1,5 – 3 м ягодами зимой питаются птицы требует дренажа почвы Умерено растущие  Быстрорастущие  Сравнительная таблица деревьев, выбранные для озеленения. Выводы: Береза, ива, осина, липа – быстрорастущие, к почвам непривередливы, не боятся  переувлажнения, легко найти посадочный материал (в лесу много молодняка, который без  пересадки погибнет), несложно ухаживать. Вяз вырабатывает много кислорода и быстро растет. Посадив рябину и калины, мы поможем зимующим птицам и украсим двор, ведь это очень  красивое дерево.  Тополь вырабатывает много кислорода, но его семена вызывают аллергию, нам надо  ограничить количество деревьев. Сосна, ель, пихта выделяют полезные фитонциды, красивы в любое время года, но не очень  любит влагу, требуют дренаж почвы и за ними требуется уход. Позволить себе посадить клен мы не можем, ведь он любит плодородную землю, а у нас на  участке сырая и каменистая почва. 40

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс

Исследовательский проект "Подари дереву жизнь", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018