«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс
Оценка 4.6

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
окружающий мир +2
1 кл—4 кл
14.05.2018
«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс
Воздух очень важен для человека. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания. Но только ли для дыхания нужен воздух? Мы предположили, что воздух нужен не только для дыхания человека. Цель нашего исследования – опытным путём выявить свойства воздуха, которыми пользуется человек.«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс
Зачем нужен воздух.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа посёлка Хурмули Солнечного муниципального района Хабаровского края На районную конференцию «Старт в науку – 2017» Зачем нужен воздух? Выполнил: Дорошенко Дмитрий Владимирович, ученик 1 класса Руководитель: Дорошенко Светлана Александровна Солнечный 1 2017 Содержание: 1. Введение………………………………………………………….3 2. Основная часть 2.1. Состав воздуха……………………….………...…….……4 2.2. Атмосфера……….. …………………………...…………..5 2.3. Свойства воздуха, которые человек использует……..…6 2.3.1. Результаты опроса………………………………….….7 2.3.2. Воздух необходим людям, животным и растениям....7 2.3.3. Воздух нужен для горения костра, печи, свечи ..........8 2.3.4. Воздух  нужен  для  надувания  воздушных  шаров  (мыльных пузырей, шин и т.п.)……………………...10 2.3.5. Воздух применяется в компрессоре, краскопульте и  т.п………………………………………………………11 2.3.6. Воздух нужен для воздухоплавания………………...12 2.3.7. Человек приручил воздух……………………………13 2.4. Воздуху нужна помощь…………………………..……….13 3. Заключение…… …………………………………...……….…..15 Список источников……………………………………………...16 1. Введение. Всю жизнь с ним живем,  а ни разу не видели.  Я очень люблю смотреть детские каналы, например, «Карусель». Особенно, мне нравятся передачи, в которых ставят эксперименты, делают опыты.  2 Меня заинтересовала тема «Воздух», о которой я видел серии «Фиксиков», «Почемучки». «Шишкину школу» и «АБВГДейку». Я давно знаю, что воздух очень важен для человека. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания. Но   только   ли   для   дыхания   нужен   воздух?   Представим,   что   у   каждого человека   есть   баллон   с   кислородом,   например,   как   у   космонавтов   или водолазов, возможно даже искусственно полученный. Значит ли это, что жизнь на Земле без воздуха не изменится? В своей работе я отвечаю на вопрос: зачем нужен воздух? Мы предположили, что воздух нужен не только для дыхания человека. Цель  нашего исследования – опытным путём выявить свойства воздуха, которыми пользуется человек. Задачи: изучить литературу и другие источники информации по теме, выяснить значение терминов по теме и составить словарь, проанализировать полученные результаты опроса и экспериментов, сделать выводы о необходимости воздуха в разных сферах жизни. Объект изучения работы – воздух. Предмет – свойства воздуха, которые использует человек. Результаты исследовательской работы могут помочь ребятам понять, что, хоть воздух и не виден, но играет важную роль в жизни человека и планеты в целом. 2. Основная часть. Он – прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас. 3 Воздух –  это смесь газов, образующих вокруг Земли защитный слой — атмосферу.  2.1. Состав воздуха. На   сайте   «Полная   энциклопедия»   [8]   и   из   детской   энциклопедии   [1]   я узнал, что основные составляющие воздуха — азот и кислород. В воздухе есть также   небольшие   примеси   благородных   газов,   углекислого   газа   и   некоторое количество твердых частиц — копоти, пыли.  Пятая часть воздуха составляет кислород. Воздух необходим всем живым организмам для дыхания, а растениям — ещё и для питания.  Интересно,   что   самыми   активными   поставщиками   кислорода   являются мельчайшие   планктонные   водоросли   морей   и   океанов.   Они   вырабатывают ежегодно этого газа в 10 раз больше, чем растения на суше [5]. Попадая в легкие, кислород с помощью красных кровяных телец питает все клетки   организма,   сжигает   пищу   и   вырабатывает   тепло,   так   необходимое человеку. Для   лечения   больных   широко   применяются   кислородные   подушки, кислородные маски, кислородные ванны и коктейли. Из сайта «Все для детей» [5] я узнал, что существуют организмы, которые не нуждаются в кислороде –  многие бактерии, некоторые грибы, водоросли и некоторые животные, например, паразитные черви. Большое   содержание   азота   в   атмосфере   не   дает   поглощать   лишний кислород, потому что это небезопасно для здоровья. Азот как бы разбавляет кислород и предохраняет наши легкие. Он используется в промышленности для получения аммиака, производства удобрений. В металлургических процессах он 4 нужен   при   сварке   металлов.   Жидкий   азот   используется   в   холодильных установках[8]. На химическом шоу я видел опыты с жидким азотом и делал мороженое. Весь   растительный   мир   нуждается   в  углекислом  газе.   Листья   растений поглощают его из воздуха и выделяют в воздух кислород.  Организму   человека   углекислый   газ   тоже   нужен,   но   в   небольшом количестве. Перенасыщение организма углекислым газом может стать причиной смерти. 2.2. Атмосфера. Из детской энциклопедии я узнал, что вся наша планета окутана плотным слоем воздуха. Называется этот слой атмосферой Земли [1] (Приложение 1).  Без атмосферы на Земле не было бы жизни. Воздушная оболочка влияет на климат   на   планете,   защищает   Землю   от   испепеляющего   солнечного   жара, губительного ультрафиолетового излучения и космического холода. Если   бы   Земля   не   была   покрыта   воздушной   оболочкой,   человечество страдало бы от небесных снарядов – метеоритов. Прежде чем упасть на землю, метеориты   сталкиваются   со   слоями   атмосферы,   их   полет   замедляется,   они раскаляются и сгорают, не причиняя землянам вреда. Тем не менее метеориты падали на землю много раз, например, знаменитый Челябинский метеорит [6]. Полярное сияние возникает в верхних слоях атмосферы и, хотя это земное явление,   причиной   его   являются   процессы,   происходящие   на   Солнце (Приложение 1) [5]. Очень важную работу выполняет воздух – следит за климатом на нашей планете.  Перегоняет   холодный   воздух   на   юг,  тёплый  –  на  север.  С   морей   и 5 океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не замёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы [1, 8]. Из серии «Фиксиков» я узнал, что такое аэрозоли (Приложение 1). Пыль,  дым,  туман  ­   все  это   естественные   аэрозоли.  Когда   лучи   Солнца проходят через капельки дождя, рождается радуга (Приложение 1). Пыльца   в   воздухе   во   время   массового   цветения   каких­либо   растений (например,   березы,   тополя)   ­   это   тоже   аэрозоль.   А   ещё   микробы­аэрозоли, которые выделяет больной при чихании и кашле, распространяют инфекции. Но существуют и аэрозоли, лечащие болезни. Распыленные лекарственные вещества   используются   для   профилактики   и   лечения   заболеваний.   Еще   в далекие   времена   на   Руси   для   борьбы   с   болезнями   применяли   аэрозоли. Помещение,   где   находились   больные,   окуривали   дымом,   сжигая   для   этого лекарственные травы. В наши дни их обычно производят в газовых баллончиках. В   таких   же   баллончиках   выпускают   аэрозольные   краски,   которые   наносятся путем распыления. Пульверизаторы (распылители), которые используются для распыления дезодорантов, туалетной воды, лака для волос, опрыскиватели для растений ­ все они работают по принципу создания и распыления аэрозоля. 2.3. Свойства воздуха, которые человек использует. Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. 6 Всем известно, что воздух повсюду. Если взять лист бумаги и помахать им с разных сторон, мы ощущаем ветер, т.е. воздух. Если подуть в воду через соломинки, мы увидим, как в воде образовались пузырьки (Рисунок 1). Мы выдыхаем воздух, значит пузырьки — это воздух! И мы его обнаружили.  Рисунок 1. Как увидеть воздух. 2.3.1. Результаты опроса.  Для того, чтобы выяснить зачем нужен воздух, мы решили провести опрос  среди учащихся 1, 3, 5, 6, 7 классов и взрослых (родителей нашего класса,  учителей) через анкетирование (Приложение 2).  Каждой группе нужно было предложить 5 ответов на вопрос: зачем нужен  воздух? Больше   всего   различных   вариантов   предложили   взрослые.   Не   все   мои одноклассники   сразу   смогли   ответить   на   вопрос,   долго   думали.   Самый популярный ответ – для дыхания. Мы проверили опытным путём каждый предложенный ответ. 2.3.2. Воздух необходим людям, животным и растениям. Окружает нас всегда, Мы им дышим без труда. 7 Все опрошенные ответили, что воздух нужен для дыхания человека (всех живых существ) (Приложение 2). Я   узнал,   что  обычный   здоровый человек сможет прожить   без   еды  около двух месяцев, без воды около недели, а без воздуха – около минуты. Попробуйте не дышать. Сколько у вас получилось? Мы с друзьями устроили соревнования, кто дольше всех задержит дыхание. Самый лучший результат у Максима – 39 секунд, у меня – 27 секунд. Мировой рекорд – 22 минуты и 22 секунды [7].  Нам ещё долго надо тренироваться!  Если   возьмём   два   растения,  одно   накроем   банкой,  а  другое   оставим   со свободным   доступом   воздуха.   После   длительного   времени   растение   под банкой завянет.  Из наблюдений: растение в душном помещении через два­три дня вянет. Вывод: Воздух необходим для жизни человека, живых существ и растений. Мы не можем не дышать. 2.3.3. Воздух нужен для горения костра, печи, свечи. Я коварный поджигатель.  Вы огня хотите ­ нате!  Я всесильный окислитель,  Если только дров дадите. Летом мы часто собираемся на даче, разводим костёр, сидим у самовара. Я заметил, что папа и дедушка дуют на угли, а огонь не только не гаснет, но ещё и ярче горит. Я тоже пробовал дуть, но не такое­то простое это дело! Тут секрет нужно знать! 8  Возьмём   три   свечи,   укрепим   на   столе   и   зажжём.   Одну   свечу   накроем стаканом, другую — банкой, а третью оставим открытой (Рисунок 2, 3).      Рисунок 2.                                             Рисунок 3. Свеча в стакане сейчас же погаснет; в банке будет гореть дольше, но через некоторое время и она потухнет. Открытая свеча не гаснет, пока вся не сгорит. Из детской энциклопедии я узнал, что сгорает не весь воздух, а только кислород, как только этот газ в сосуде заканчивается – свеча гаснет. Вывод 1: Для горения нужен воздух, а именно, кислород.  Поставим зажжённую свечу на стол и накроем её цилиндрическим плафоном или стеклом от керосиновой лампы (Рисунки 4). Свеча быстро гаснет. Рисунок 4.                                                          Теперь освободим отверстия для крепежей у плафона или поставим стекло на две ровные дощечки (Рисунки 5, 6). Зажжённую свечу накроем так, чтобы воздух свободно проходил под ламповое стекло снизу. Теперь свеча горит и не гаснет. 9 Рисунок 5.                                Рисунок 6. Вывод 2: Для горения нужен постоянный приток свежего воздуха. Это   свойство   воздуха   учитывают,   когда   делают   отверстия   в   горелке керосиновой   лампы,  а   также   в  нижней   части   самовара.  Через   эти   отверстия притекает   свежий   воздух,   необходимый   для   горения.   У   печи   для   этого устраивают поддувало. Вывод 3: Чтобы прекратить горение, нужно приостановить доступ воздуха к горящему предмету.  Если горящие угли плотно закрыть в горшке, они гаснут. То же происходит и   с   углями   в   самоваре,   когда   его   «заглушают»   крышкой.   Если   на   человеке загорелась одежда, на него сразу же надо набросить одеяло, пальто или другую одежду, чтобы лишить пламя воздуха. 2.3.4. Воздух нужен для надувания воздушных шаров (мыльных пузырей, шин и т.п.).   Какой   праздник   без   воздушных шариков! А выдувание мыльных пузырей –  одно из любимых развлечений.  Оболочки   пузыря   и   шарика   имеют эластичные   свойства,   поэтому   воздух внутри давит на все участки внутренней­  стенки, а пузырь и шарик раздуваются [9], (Рисунки 7, 8).  Рисунок 7. 10 Вывод 1: Воздух занимает весь объем, он упругий.  Рисунок 8.  Ударим  мячом  об  пол. Воздух  в мячике  сжимается. Но  так  как   воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.  Если прикрепить воздушный шар на лёгкую игрушечную машинку (Рисунок 9), надуть и резко отпустить, то струя воздуха, вырывающаяся из шарика, толкает машинку в противоположном направлении (Рисунок 10). По такому принципу работают реактивные двигатели. Рисунок 9.                                              Рисунок 10. Вывод 2: Воздух сжимаем и упруг.  2.3.5. Воздух применяется в компрессоре, краскопульте и т.п.  Если положить шарик под кузов игрушечного грузовичка и надувать шарик. Кузов поднимается! (Рисунки 11, 12). 11 Рисунок 11.                                                                    Рисунок 12. На   шарик   можно   положить   небольшой   груз   –   воздух   справится.   Мы получили   модель   пневматического   подъемника.   Ее   применяют   в   насосах, отбойных молотках, кузнечных мехах,  компрессорах, станках на заводе и т.д. (Приложение 3).  Очень часто сжатый воздух выступает в качестве спасателя (Приложение 4). 2.3.6. Воздух нужен для воздухоплавания. Человек   всегда   хотел   летать,   преодолев   притяжения.   Наблюдения   над дымом   и   теплым   воздухом   натолкнули   людей   на   мысль   воспользоваться   их свойством летучести. Что произойдет с воздухом, если его нагреть?  Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в  теплую воду (Рисунок 14), сдувается – при погружении в холодную воду. Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надувается.  Рисунок 14. 12  Если   подержать   руку   над   батареей,   мы   почувствуем   теплый   воздух,   он поднимается вверх. Перед открытым окном мы чувствуем, что холодный воздух опускается вниз. Вывод: Горячий воздух легче холодного, поднимается вверх и это свойство используется в воздухоплавании (Приложение 5). 2.3.7. Человек приручил воздух. Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой! Ветер – это движение воздуха. Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух   прозрачный,  но   мы   можем   наблюдать   как   плывут   облака,  колышутся листочки на деревьях или создадим ветер с помощью вентилятора. Человек давно научился использовать ветер: в жаркую погоду освежать воздух вентилятором или кондиционером, собирать опавшие листья, пыль, мусор пылесосом, использовать электричество от ветряка, молоть на ветряной мельнице, сушить волосы феном, передвигаться по воде на парусниках и т.д. 2.4. Воздуху нужна помощь. В наше время во всем мире атмосферный воздух загрязняется вредными   химические   вещества   Выхлопные   газы   автомобилей, веществами. промышленных предприятий, лесные пожары, пыльные бури приводят к гибели 13 растительности и вызывают тяжелые заболевания у людей, причиняет вред не только здоровью людей, но и воде, почве, растениям, животным. Воздух дан в аренду нам,  Он один на всех землян. Чтобы жизнь торжествовала,  Охранять нам воздух надо.  Береги свою планету,  Ведь другой на свете нету! (Из стихотворения Г. Маршановой “Береги свою планету!”)  14 3.Заключение. В   соответствие   с   поставленной   целью   и   задачами,   нами   изучена литература, проведено анкетирование, поставлены эксперименты по выявлению свойств воздуха. Наше предположение подтвердилось: воздух необходим не только для  дыхания.  Выполняя работу я многому научился, узнал много нового:  Воздух необходим для жизни человека, живых существ и растений.   Для горения нужен воздух, а именно, кислород, постоянный приток свежего  воздуха.  Чтобы прекратить горение, нужно приостановить доступ воздуха к горящему предмету.  Воздух занимает весь объем, он упругий и может сжиматься.  Воздух помогает поднимать грузы, передвигать предметы.  Горячий воздух легче холодного, поднимается вверх и это свойство  используется в воздухоплавании. Особенно, мне понравилось выполнять эксперименты, делать самоходную  машину. Я бы хотел продолжить конструировать игрушки на основе  использования свойств воздуха и других предметов. Своей исследовательской работой я хотел привлечь внимание к проблеме:  хоть воздух и не виден, но играет важную роль в жизни человека и планеты в  целом. К сожалению, мы ощущаем его только тогда, когда его не хватает, или,  когда он загрязнен. Результаты исследования помогут провести социальный проект моей сестре. 15 Он вокруг, его не видим, только всем необходим:  Людям, мячикам и шинам, водолазу под водой.  Птичке, рыбке и машинам, вот загадочный какой! Список источников: 1. Большая энциклопедия знаний – М.: Эксмо, 2010, с.100­132. 2. Тин Том. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения –  М.: Издательский Дом Мещерякова, 2010, с.26­43. 3. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для  детей. Набор развивающих карточек – СПб.: Речь, 2010. 4. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха. – СПб.:  Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. Интернет­источники:   allforchildren.ru/why/ 5. 6. ru.wikipedia.org 7. www.mhealth.ru/form/fitnessnews/obnovilsya­rekord­ginnessa­po­ zaderzhke­dyxaniya/ 8. www.polnaja­jenciklopedija.ru/nauka­i­technika/vozduch 9. www.voprosy­kak­i­pochemu.ru/pochemu­puzyri­kruglye/ . 16 Приложение 1. Словарь терминов. Атмосфера – слой воздуха вокруг Земли, удерживается силой притяжения.  Это защитный слой планеты, защищает её обитателей от солнечного  ультрафиолетового излучения и метеоритов. Аэрозоль – это мельчайшие частицы твердых веществ или жидкости,  находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии. Они настолько легки и малы,  что не падают на землю. Воздушные потоки не дают им осесть. Естественные  аэрозоли образуются под действием природных сил, например, при  вулканических извержениях, сочетании эрозии почвы с ветром, явлениях в  атмосфере. Вертолёт – винтокрылый летательный аппарат, у которого подъёмная и  движущая силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими  несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Дирижабль – летательный аппарат легче воздуха, который может двигаться  в любом направлении независимо от направления воздушных потоков. Духовые музыкальные инструменты —музыкальные инструменты,  представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного  устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний  заключённого в них столба воздуха. Компрессор – энергетическая машина или устройство для повышения  давления (сжатия) и перемещения газообразных веществ. Полярное сияние – свечение верхних слоёв атмосфер планет вследствие их  взаимодействия с заряжёнными частицами солнечного ветра. 17 Радуга – атмосферное, оптическое и метеорологическое явление,  наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или  Луной) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как  разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого  излучения. Самолёт – воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с  помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно  других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу. Неподвижное  крыло отличает самолёт от и вертолёта, а наличие двигателя — от планёра. От  дирижабля и аэростата самолёт отличается тем, что использует   аэродинамический, а не аэростатический способ создания подъёмной силы. Фотосинтез – процесс преобразования энергии света в энергию химических  связей органических веществ на свету фотоавтотрофами при участии  фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений). 18 Приложение 2. Среди учащихся 1, 5, 6, 7 классов (40 человек) и 10 взрослых (родителей  нашего класса, учителей) было проведено анкетирование. Каждой группе нужно  было предложить 5 ответов на вопрос: зачем нужен воздух? Результаты анкетирования представлены в таблице: Предложенные ответы Для дыхания  (дышать, чтоб живое  существовало, для  жизни) Надувать шарики  Для растений  (фотосинтез) Для костра (огня,  свечи, печи) Чтобы плавать под  водой (водолазу) Накачивать колёса  (шины) Кислородные  подушки В компрессоре  В вентиляторе Чтоб летать  (воздухоплавание,  воздушные шары) Чтоб говорить Измерять давление Количество ответов 1 класс (10 чел.) 10 5 класс (10 чел.) 10 6 класс (10 чел.) 7 класс (10 чел.) 10 класс (10 чел.) Взрослые (10 чел.) 10 10 10 10 Всего ответов 60 человек 60 9 2 1 3 1 3 1 1 1 1 2 2 3 4 5 1 2 2 2 2 2 1 13 10 9 5 3 2 2 2 2 2 1 19 1 1 Обогащение  аквариума  кислородом Круговорот воды в  природе В музыкальных  инструментах Чтобы дуть на ранку,  для охлаждения Чтобы  ультрафиолетовые  лучи не убивали всё  живое Чтобы был озоновый  слой Чтобы были слышны  звуки Для WF Для откачивания  воздуха из пакетов с  вещами 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Приложение 3. Интересные факты. Где используется сжатый воздух? Сжатый воздух используют в пневматических машинах. Это, например,  отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь  и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают  сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти аппараты применят,  например, для очистки стен.  Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для окраски стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым воздухом  открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и  автобусов. Стоп­краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся в действие  сжатым воздухом.  В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах  используется сжатый воздух. Используется он и в двигателях внутреннего  сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением  сжатого воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов  применяется сжатый воздух. В духовых музыкальных инструментах, когда мы выдыхаем струю воздуха  (например, во флейту), то воздух дрожит, и возникает звук: орган, волынка,  21 флейта, туба, труба и др. Большое значение имеет сила и длина выдаваемого  потока воздуха.  В губной гармонике звук происходит благодаря вдуванию потока воздуха  губами музыканта. В ударных инструментах, например, барабан, ­ барабанщик  ударяет палочками по туго натянутой коже, она колеблется, и воздух внутри  этого инструмента производит звук. У струнных инструментов с помощью  вспомогательного резонатора (например, деки) происходит акустическая связь  между смычком и окружающим воздухом, воздух колеблется, и возникает звук. Приложение 4. Сжатый воздух – спасатель. Воздушный пузырек оказывается превосходным помощником человека в  разных ситуациях. Как был поднят «Садко»?  В широком просторе океана гибнут ежегодно тысячи крупных и мелких  судов, особенно в военное время. Наиболее ценные и доступные из  затонувших кораблей стали извлекать со дна моря. Пролежав на морском  дне 17 лет, превосходный ледокол «Садко» был поднят и вступил опять в  строй.  Под корпусом затонувшего судна в грунте морского дна водолазы прорыли 12 туннелей и протянули сквозь каждый из них прочное стальное полотенце. Концы полотенец   были   прикреплены   к   понтонам,   намеренно   потопленным   подле ледокола.  Понтонами служили полые непроницаемые железные цилиндры 11 м длиной и 5,5 м в диаметре. Чтобы заставить понтон опуститься на дно, его заполняют водой. 22 Схема подъема «Садко»; показан разрез ледокола, понтоны и стропы. Когда концы стальных строп были прочно прикреплены к потопленным  понтонам, в цилиндры стали с помощью шлангов нагнетать сжатый воздух. Воздух же подавался в цилиндры под давлением и, следовательно, должен  был вытеснять воду из понтонов. Облегченные цилиндры с огромной силою  выталкивались окружающей водою на поверхность моря. Они всплывали в воде,  как аэростат в воздухе. (Я. Перельман "Занимательная физика". Книга 2. Глава  6. Свойства жидкостей и газов. «Как был поднят «Садко»? [6]).  В 1906 году в США строили туннель под дном реки Ист­Ривер. Молодой  инженер Филипп Брешер, стоя на мосту, любовался проходившими судами.  Он заметил, что на поверхность воды всплывает множество воздушных  пузырьков (как потом выяснилось, сжатый воздух просачивался из  подводного туннеля сквозь какие­то неплоЁтности). От наблюдательного  взора Брешера не укрылось, что пузырьки, поднимаясь там, где только что  прошел пароход, успокаивали волнение, поднятое судном. «Значит,—  догадался Брешер,— воздух способен утихомиривать волны?» В 1908 году Брешер соорудил первый пневматический волнолом в бухте  Атлантик­Сити. Сильный прибой был настолько успокоен воздушными  пузырьками, что к дамбе подкатывала только легкая безвредная рябь. Немного позднее у нефтяной пристани Сан­Педро в Калифорнии установили  23 еще один пневматический волнолом. Как только волны достигали пузырчатой  преграды, они немедленно рассеивались. В Советском Союзе первый пневматический волнолом был устроен в 1930  году. Спустя пять лет был устроен пневматический волнолом и на Черном  море. В результате волны высотой до 1,5 метров, гулявшие по бухте, были  полностью погашены воздушными пузырьками. Какими же достоинствами обладает воздушный укротитель волн? ­ трубы пневматического волнолома можно перенести куда угодно, ­ компрессор включают лишь тогда, когда с моря начнет наваливаться волна, ­ трубы пневматического волнолома можно изогнуть как угодно, ­ пневматический волнолом в тысячи раз дешевле каменного,  ­ трубы изготовляют из полиэтилена, не поддающегося коррозии в морской воде.  В 1908 году потерпел аварию пароход «Янки» (США). Спасательные работы  были затруднены сильным волнением. «Янки» погибал на глазах у людей.  Тогда капитан подоспевшего на помощь спасательного судна приказал  опустить возле «Янки» под воду на поплавках согнутую подковкой трубу  длиной в 30 метров. В трубе имелись 6­миллиметровые отверстия.  Компрессоры погнали в трубу сжатый воздух, и он стеною поднялся вокруг  погибавшего судна. Четырехметровые волны были успокоены, они уже не  мешали спасательным работам; пароход, находившийся на краю гибели, был  вызволен [4].  Возле шведского города Гётеборга строили новую верфь. При этом  понадобилось удалить со дна водоема более 500 кубометров скального  грунта. Сокрушить скалу отбойными молотками оказалось невозможно.  Тогда решили применить подводное взрывание. Однако тут возникла новая  24 трудность: неподалеку на берегу возвышалось здание насосной станции,  которое могло пострадать при взрыве. Вот тут­то вспомнили о чудодейственной успокаивающей силе воздушного  пузырька. Взрывная волна, устремившись к зданию, натолкнулась на три  линии воздушного заграждения; она была смята и отброшена прочь!  Гасящие свойства пузырьков воздуха оказались эффективными и при борьбе  с огнем. Вот какой опыт был поставлен еще в 1930 году в Туапсинском  порту. На воду вылили горящую нефть. Нефть легче воды и, плавая на ней, горит  вовсю. Тушить ее водой? Бессмысленно. Горящую нефть погасили с помощью... сжатого воздуха. Пустили в ход  компрессор волнолома. Сжатый воздух сквозь отверстия в трубе пузырьками устремился на поверхность горящего моря. И — чудо! Пожар прекратился.  Горящая нефть была разбита на множество отдельных островков и погасла.  На воде осталась лишь радужная пленка нефти...  Зимой 1955—1956 года была пущена установка для оттаивания льда.  Сжатый воздух подавался компрессорами в просверленные трубы,  уложенные на дно канала. Выходя из просверленных труб, сжатый воздух  энергично перемешивает придонные слои воды. Там, на дне, вода теплее, чем на поверхности, возле ледяного панциря. Воздушные пузырьки увлекают за  собою теплую воду и сталкивают ее «лоб в лоб» со льдом. Ударяясь об лед,  теплая вода постепенно подтачивает и растапливает его.  На шведском озере Меларен около побережья Балтийского моря с помощью  пневматического ледолома зимой создан 60­мильный судоходный канал  чистой воды, не замерзающий даже в самые лютые морозы.  Так воздушный пузырек сделал замерзающую воду незамерзающей и с  успехом заменил мощный ледокол...  На судоремонтном заводе зимой требуется ремонтировать пароходы. Судно благополучно вводится в док, но вслед за пароходом заплывает множество  льдин. Приходится ремонтникам вылавливать их и выбрасывать прочь —  25 работа канительная и трудная. Пробовали ставить у ворот дока  предохранительные решетки и щиты. Но они только мешали вводу судна, а  главное, не могли полностью преградить дорогу непрошеным льдинам. Тогда решили применить для борьбы со льдинами сжатый воздух. У  входных ворот дока разместили под самой поверхностью воды  просверленные трубы, по которым пустили сжатый воздух. Интересную картину можно было наблюдать, когда в док вводили  очередное судно для ремонта. Стальная громада медленно втягивалась в  док. А льдины, кружась и сталкиваясь, отплывали далеко назад, точь­в­точь как чаинки, когда отгоняешь их дуновением от края блюдца. Будто  невидимые багры с силой отпихивали лед. Воздушный пузырек дал льдинам от ворот поворот и сберег ремонтникам  много времени и труда. 26

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс

«Зачем нужен воздух"- исследовательская работа, 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018