В статье представлена система работы с детьми дошкольного возраста по охране физического и психического здоровья. Применение доступных игр , упражнений в игровой форме, позволяет сформировать у детей потребность в сохранении своего здоровья.Несомненно такая работа проводится при тесном взаимодействии с родителями, что является одним из главным критерием успеха.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит»
«Охрана физического и психического здоровья детей»
Подготовила: воспитатель
Таланова Ирина Африкановна
г. Нижневартовск
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
К. Д. Ушинский.В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану
здоровья имеет особое значение. По мнению ученых,
дошкольный возраст относится к так называемым критическим
периодам в жизни ребенка. Нервные процессы отличаются
быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное
перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных
состояний и невротических реакций. Не случайно именно в
этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с
такими проявлениями в поведении детей, смена настроения,
повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети
быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно
двигаются. У многих детей наблюдается ускорение роста, так
называемое первое вытяжение, при котором мышцы не
успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка
появляются мышечные боли, что может стать причиной
бессонницы. Кроме того, с периодом вытяжения врачи
связывают различные функциональные изменения в сердечной
мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка.
В период дошкольного детства происходят «глубинные»
перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной
частотой детских инфекций и представляющие серьезную
опасность для здоровья ребенка.
Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один
из самых ответственных периодов его жизни, необходима
огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и
дошкольном образовательном учреждении. Государством
принят ряд нормативно-правовых документов,
непосредственно направленных на совершенствование охраны
здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании»
указано, что «образовательное учреждение создает условия,
гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся,
воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий
дошкольное образовательное учреждение, имеет законное
право на сохранение и укрепление своего здоровья.
Следует учесть, что самая главная потребность ребенка- это
любовь, теплота, эмоциональный контакт. Чтобы у детей было
хорошее самочувствие, правильно протекало физическое,
психическое и социальное развитие, дети должны чувствовать,
что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят,
принимают и такими, какие они есть, относятся к ним всегдадоброжелательно. Ребенку необходима ситуация успеха. Для
этого педагоги и родители должны поддержать его, вселить
уверенность, помочь.
Таким образом, одной из важных задач, стоящих перед ДОУ
и семьей, является охрана нервно- психического здоровья
детей.
Виды деятельности в течении дня : из опыта работы в
нашей группе с нашими детьми.
1.Минутка здоровья. Игровые упражнения интересны и легко
ими воспринимаются.
Гимнастика мозга. Автор Поль Деннисон: развивает
межполушарные взаимодействия.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»;, «Ухо-нос»(левой рукой
взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо,
отпустить , хлопнуть в ладоши и поменять положение рук
наоборот.
2.Эмоционально-стимулирующая гимнастика проводится в
утренние часы, можно как приветствие друг друга. Начинается
день с улыбки и это будет отличной гимнастикой для лица.
Важно , чтобы гимнастикой были увлечены дети, поскольку
жизнерадостность и хорошее настроение содействуют
разрядке нервной системы, повышают тонус и в значительной
степени обеспечивают оздоровительный эффект.
Необходимость проведения такого вида гимнастики
обусловлена утренним состоянием ребенка: некоторые дети
заторможены, другие возбуждены. Она стимулирует и
приводит в порядок психическую и физическую активность
детей, уравновешивает их эмоциональное состояние, улучшает
самочувствие и настроение.
3.Минутки открытий проходят в форме созерцания предметов
или явлений природы, где дети учатся замечать удивительное
в простом.
4.Минутки фантазии направлены на преображение
действительности: дом моей мечты, чудо – дерево ит.д.
5.Минутка доброго чтения- как элемент библиотерапии. Он
гармонично дополняет другие виды оздоровления детейпосредством слова. Этот вид деятельности присутствует,
думаю у многих ,рекомендуется перед обедом, для
гиперактивных детей- успокаивающая (стихи и проза о
доброте, милосердии, природе М.Пришвин; В.Бианки;
И.Токмакова; Г Сапгир, Я Аким и др.), для детей гипоактивных –
литература , стимулирующая эмоциональные
переживания(Б.Заходер, С Маршак, Д.Хармс и др.)
6. Минутка шалости. Больше подходит для прогулки, так как
у нашей группы есть небольшая особенность, у нас 17
мальчиков и 2 девочки, то энергии у нас не занимать, поэтому
на прогулке детям предлагается пошалить: имитируя
различные движения, ребенок преображается. В этот
момент»включатся « все биоактивные точки и зоны ,
расположенные на коленях, локтях и пальцах, ребенок играет с
собственным телом. Имитационные игры служат отличной
профилактикой простудных заболеваний, снятию стрессов,
закаливанием и т.д. при отборе материала используются
произведения фольклора, вымышленные и реальные сюжеты
из жизни.
7 Минутки открытий или деревотерапия.
8 Танцетерапия или танцы в кругу. Круг-это самая
комфортная пространственная форма для организации
психологических контактов .Ребенку важно быть в «центре
событий», чтобы все лица были обращены к нему. Происходит
реабилитация личности («Лаватта», «Танец маленьких утят»
ит.д.).
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и
систем организма. Для успешного решения этой задачи мы
используем различные средства физического воспитания в
комплексе: закаливание и движение (утренняя гимнастика,
развивающие упражнения, подвижные игры, досуги,
спортивные занятия). Большое внимание уделяется
профилактике заболеваний: плоскостопие ( с детьми
проводятся специальные упражнения, используются
массажные коврики, дорожки здоровья) , органов зрения( при
поддержке родителей в группу было приобретено
оборудование для проведения подвижных и спортивных игр,
тренажеры). В нашей группе много детей с заболеваниями
органов дыхания, поэтому в своей работе , часто используемоздоровительные игры, которые помогают в игровой форме
научить ребенка заботиться о своем здоровье. Планирование
подвижных игр позволяет в течение дня обеспечить
двигательный режим ребенка.
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над
сам" — так гласит восточная мудрость.
собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в
сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.