Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
27.04.2018
В данной работе представлен опыт работы педагога по программе "Социокультурные истоки" во второй младшей группе детей дошкольного возраста, который включает в себя не только проведенную работу с детьми на данном этапе, но и плодотворное взаимодействие с родителями, помогающее объединить дошкольное учреждение, детей и родителей с целью формирования духовно-нравственной основы личности, присоединения к духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.Файл содержит описание опыта работы педагога во второй младшей группе детей дошкольного возраста по программе "Социокультурные истоки", включающий взаимодействие с родителями с целью присоединения их и детей к духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Опыт работы по программе Истоки.docx
Слайд 1.
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к
духовнонравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление
в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением
традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением,
распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного
отношения к историческому наследию российского народа.
Слайд.2
В прошлом году наша группа (2 младшая) начала работу по духовно
нравственному и нравственнопатриотическому развитию детей дошкольного возраста
через социокультурный системный подход к истокам в образовании, разработанный
профессором Российской академии естественных наук И.А. Кузьминым.
Основная цель и задачи программы «Истоки» представлены на слайде.
Слайд 3.
Эффективным средством формирования системы духовнонравственных ценностей
и высоких нравственных чувств у детей и родителей являлись книги для развития детей 34
лет. Комплект книг для развития соответствует структуре и содержанию программы
«Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста.
Основная цель книг этого комплекта – создать условия для приобщения детей и их
родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также
единый контекст воспитания и общения в ДОУ и семье.
Основные ценности, на которые направлены книги – научить детей понимать, что
есть Добро и Любовь в жизни человека.
Программа младших дошкольников началась с постижения детьми и их родителями
доброго слова, доброго мира и доброй книги. Как Вы обратили внимание именно так
названы книги для развития детей 34 лет. Слайд 4.
Обращаю Ваше внимание на следующий слайд.
В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» были проведены следующие
занятия с детьми:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Занятие
Задача
«Любимое имя»
«Доброе слово»
«Ласковая песня»
«Праздничная песня»
«Любимый образ»
«Образ света»
«Добрый мир»
«Добрая книга»
«Любимая книга»
Представление о своем имени, именах родных
людей, о том, как ласково они звучат из уст
близких людей.
Знания о добрых словах и их значении в жизни
человека, о взаимосвязи доброго слова и
вызвавшего его чувства.
Пение любимой колыбельной песни.
Представление о празднике Рождества, о
добрых делах, совершаемых в праздник.
Представление о влиянии доброго слова и
доброго дела на чувства мамы.
Знание потешки, стихотворения о солнышке,
чтение их наизусть.
Представление о добром мире, о добрых
отношениях с окружающими.
Представление о доброй книге.
Представление о том, чему научила любимая
книга ребенка.
Осваивая первую книгу для развития «Доброе слово» и участвуя в занятиях
«Любимое имя», «Доброе слово», «Колыбельная песня», «Праздничная песня» подводили
детей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека.
Слайд 5
Через занятие «Любимое имя», которое было проведено совместно с родителями,
дети прикоснулись к традиции имянаречения, а родители прочувствовали значимость
выбора имени ребенка. На занятии дети передавали друг другу мяч по кругу, называя свое
имя, а родители ласково называли при этом имя своего ребенка, читали потешки про
имена, родителям было предложено оформить первую страницу Альбома «Мои истоки»,
где родители вписали на рушничок любимое имя их ребенка. С этой страницы началось
присоединение детей и их родителей к созданию семейной летописи, личного альбома
ребенка, который создается совместно с родителями в течение дошкольного детства.
Главная задача создания такого альбома – это выбрать самое важное для своей семьи и для
себя в определенном программном контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах своей первой книги. Личный альбом ребенка является
наглядным пособием родственных связей в семье и помогает ребёнку выразить чувства
гордости за свою семью, вызывать положительные эмоции. Родителям было предложено
дома оформить страничку альбома «Имя ребенка» с описанием значения имени.
В группе ввели также традицию отмечать именины детей, играя в хороводную игру
«Именины».
Слайд 6.
С целью формирования у детей духовнонравственных ценностей при организации
совместной деятельности планировались и проводились хороводные и подвижные игры,
чтение художественной литературы, беседа по произведению, разучивались потешки,
стихи, колыбельные песни.
Главным произведением книги «Доброе слово» является русская народная сказка
«Теремок». Работая над содержанием сказки использовали особенности диалоговой речи
героев в работе над богатством родного сказочного слова. После работы по содержанию
сказки родителям было предложено вместе с детьми оформить рисунок к сказке
«Теремок». В детском саду мы с детьми рассматривали эти рисунки и рассказывали по ним
сказку, проводили инсценировку. Данная работа позволила детям глубже понять основную
идею сказки: дружба, согласие, взаимопомощь помогли зверушкам построить новый
теремок.
Слайд 7.
Литературные тексты для более глубокого осмысления детьми темы «Доброе
слово», которые представлены в книге для развития детей, использовали на музыкальных
занятиях, в игровой и театрализованной деятельности, на занятиях по развитию речи и
ежедневном групповом чтении детям.
Работая над темой «Доброе слово в семье» с родителями была проведена беседа
«Каким добрым словам вы хотели бы научить ваших детей?» и предложено вписать в
лучики солнца добрые слова, сказанные детьми.
Слайд 8. Работая над темой «Ласковая песня» использовали колыбельные песни на занятиях
по развитию речи, музыкальному воспитанию, в играх детей с куклой.
Родителям было предложено вписать на полог колыбели любимую песню своего
ребенка.
Слайд 9.
Работая над темой «Праздничная елка» читали и разучивали с детьми поэтические
«Доброе слово», создавали страницу Альбома «Мои истоки»,
тексты из книги
раскрашивая шары на рождественской елочке.
Слайд 10.
Книга «Добрый мир» состоит из трех частей «Любимый образ», «Образ света»,
«Добрый мир» основная мысль которой, что добрый мир – это мир, в котором мы сами
проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.
Слайд 11.
Активно проводилась работа при создании образа света: на занятиях, развлечении, в
повседневной жизни использовали песенки «Про солнышко», стихи, потешки хороводные игры, рассматривали иллюстрации, проводили беседы об образе солнышка. В «Творческой
мастерской» оформляли страницу альбома «Солнышко для мамы»
Работая над темой «Образ света» родителям было предложено оформить страницу
Альбома, вписать потешку о солнышке, рассказанную ребенком.
Слайд 12.
Работая над темой «Любимый образ» читали и разучивали стихи и песенки о маме,
объясняли значение пословицы «Материнское сердце, как летнее солнце» (Мама – добрая,
ласковая, светлая, заботливая, также как и солнышко». В повседневной жизни
рассматривали страницу Альбома «Любимый образ», рассказывали о маме, о том, как
можно помочь маме, называли добрыми, ласковыми словами. Танцевали хоровод «Мамины
помощники».
Слайд 13.
Было проведено итоговое совместное занятиеразвлечение «За что я благодарен
маме», которое позволило родителям задуматься об их роли в жизни детей, о
необходимости внимательного и благодарного отношения к своим родителям.
Слайд 14. В повседневной жизни учили детей обращаться ласково со сверстниками, говорить
добрые слова, ухаживать и проявлять заботу о других людях. Работу с книгой «Добрый
мир» закончили оформлением страницы Альбома с творческим заданием для детей –
нарисовать столько солнышек, сколько добрых людей их окружает, а родителям – вписать
в нарисованные солнышки их имена.
Слайд 15.
Работая с «Доброй книгой», которая включает две части «Добрая книга» и
«Любимая книга» читали детям потешки, песенки, прибаутки, рассказы, сказки, загадки,
которые учат детей добрым делам, побуждают стать добрее, внимательнее, воспитывают у
них бережное отношение и любовь к книге. Главным произведением в «Доброй книге»
является сказка «Репка», которая учит детей и взрослых согласию. В группе проводили
игру «Репка» с элементами моделирования и хороводную.
Было проведено занятие по теме «Любимая книга», где дети учились размышлять,
почему эта сказка добрая. Детям было предложено выбрать картинку с любимой сказкой и
раскрасить обложку своей любимой книги для страницы Альбома.
Слайд 16.
Результатом нашей работы во второй младшей группе было также выступление наших
детей на выпускном бале подготовительных групп с парным танцем «У тебя, у меня
звонкие ладошки», который мы разучивали в рамках работы по социокультурным истокам
с целью привития детям любви к сверстникам, взаимодействию, доброму отношению друг к
другу.
Таким образом, проведенная работа по программе «Истоки» позволяет детям выйти
на первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово,
Образ, Книга. У них развивается способность видеть Образ, слышать Слово, чувствовать
окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение, также у детей формируются
коммуникативные умения (умения слышать друг друга, проявлять свое отношение к
услышанному), проявлять доброту, ласку, внимание и любовь к людям.
Целенаправленная работа по формированию системы духовнонравственных
ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие
задачи: объединить усилия дошкольной Организации и Семьи с целью формирования у
взрослых и детей единой системы ценностей;
осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
повышать педагогическую культуру родителей.
Слайд 17. Спасибо за внимание!
Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Опыт работы "О рекомендациях по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС дошкольного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.