Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"
Оценка 5

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад—4 кл
02.04.2017
Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"
Данный материал можно использовать как на педсовете, так и для проведения семинара по теме. Его цель: показать значение эмоциональных реакций в обучении; познакомить педагогов с приемами управления эмоциональным состоянием, основными способами воздействия в педагогическом общении. Понятие "эмоции" рассматриваются с разных сторон.
педсовет.docx
«Использование эмоциональных реакций в обучении» Цели:  показать значение эмоциональных реакций в обучении; познакомить       педагогов с приемами управления эмоциональным состоянием,    основными способами воздействия в педагогическом общении.                                              План. I Вступление.                                                                                                                                                                               1) Значение развития эмоциональной культуры ребенка                                                                                                         2) Эмоции как важнейшая составляющая жизнедеятельности человека. II Основная часть.                                                                                                                                                                      1) Мастерство педагога в управлении своим эмоциональным состоянием.                                                                           2) Основные способы воздействия в педагогическом общении.                                                                                              а) Метод заражения и подражания.                                                                                                                                            б) Метод внушения  и убеждения                                                                                                                                               3) Невербальное общение. III Заключение.                                                                                                                                                                          а) Энергообмен.                                                                                                                                                                            б) Условия развитие эмоциональной культуры детей I 1.  В настоящее время в сфере образования отмечается недооценка роли эмоционально­чувственного воспитания. Эта недооценка является противопоставлением чувственного и рационального воспитания. Казалось, культура все больше   внимания  уделяет   чувствам,  эмоциям  и     в  то  же  время  мы   все   меньше  встречаемся  с   сочувствием  и готовностью помочь окружающим. Возникающий  в результате дефицит эмоционально­ценностного отношения к миру приводит к грубости, цинизму, примитивности  жизненных ориентация детей. Эмоциональная культура есть часть   общей   культуры,   основополагающее   свойство   личности,   умение   понимать   и   регулировать   эмоции.     Чем свободнее ориентируется человек в мире эмоций, тем наиболее адекватна будет его эмоциональная реакция на явления действительности, тем выше его культура мышления и поведения.               Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности  педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Эмоции и  чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных  действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны  активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать  деятельность, подавлять или угнетать.              Искусство воспитания заключается в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у учащегося, с тем, что субъективно значимо для него. И если воспитателю удается затронуть то, что является для воспитуемого важным и значимым,  то это непременно вызовет нужную реакцию. В таком случае безразличное отношение  к определенному  факту  перестает быть  безразличным.  При этом большое значение имеет опора на имеющиеся у ребенка потребности; именно они являются источником развития личности. Изучение генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого­педагогическое значение: воспитание  допускает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование  эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от  того, какие ощущения вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи и так  далее.     2.     Эмоции как важнейшая составляющая жизнедеятельности человека.         Наша жизнь состоит из непрерывных потоков импульсов ­ положительных и отрицательных. Их еще называют стимулами   или   раздражителями.   Наш   мозг   их   постоянно   интерпретирует,   иногда   осознанно,   но   чаще   всего бессознательно. От того, как мы истолковываем происходящее зависит качество нашей жизни, а в данном случае, и жизнь наших воспитанников. Если мы научимся сами и научим детей концентрировать внимание на положительных факторах,   в   нашей   жизни   будет   больше   искренности   и   радости,   душевные   и   физические   силы   будут восстанавливаться   быстрее.   Если   же,   напротив,   первоочередное   внимание   мы   будем   уделять   отрицательным моментам, то жизнь превратиться в мрачную процедуру.       Что такое эмоции? Эмоция, по словам С.И. Ожегова ­ это душевное переживание, чувство. Т.е ­ это реакция организма   на   потоки     импульсов,   поступающих   извне.   Эмоции   являются   важнейшей   составляющей жизнедеятельности человека. Как известно, ребенок, с рождения получающий мало эмоций, родительской любви и заботы,  развивается  намного хуже своих сверстников,  даже при равном  исходном  состоянии     здоровья.  Врачи объясняют это состояние эмоциональным голодом, так как именно эмоции поставляют человеческому организму энергию, направляющую его развитие.                    Природа самих эмоций различна. Эмоции, вызывающие в организме неприятные ощущения, считаются отрицательными. Другую группу эмоций составляют положительные эмоции. Их общим признаком является то, что они производят такие изменения в организме, которые вызывают приятные ощущения. Практические упражнения. 1)  Назвать как можно больше положительных и отрицательных эмоций поочередно.     (Работают две группы)      Примерные ответы                                                                                                                                                             Положительные:  радость, удовольствие, удовлетворение, спокойствие, счастье, любовь, нежность, восхищения,  умиления, сочувствие. Отрицательные: страх, ужас, унижение, уныние, скука, грусть, печаль, беспокойство, разочарования, отчаяние. Некоторыми  самыми распространенными эмоциями. 1.  Удовлетворение  ­   чувство   удовольствия,   которое   испытывает   тот,   чьи   стремления,   желания,   потребности исполнены и удовлетворены. Это исключительно психическое удовольствие, главное в котором ­ достижение цели. 2. Радость ­ это активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия, сопровождается переживанием сильной удовлетворенности собой и окружающим миром. Горе  переживается,   с   одной   стороны,   как   напасть,   бедствие,   несчастье,   т.е.   нечто,   обусловленное   внешними факторами, а с другой, ­ как состояние горечи (горе горькое), от которого не избавиться и которое все собой окрашивает.  Стыд ­ переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет самому себе, переживание неудовлетворенности собой, потеря самоуважения. Переживая стыд, человек  воспринимает себя уменьшающимся в размерах, беспомощным, стремится спрятаться, укрыться от окружающих. 2)  Что может у ребенка стать причиной:  страха, возбуждения, грусти, радости отчаяния?   (Педагоги обсуждают проблему, работая в парах или небольших группах.)  II   1. Мастерство педагога в управлении своим эмоциональным состоянием Рассмотрим процесс эмоционального взаимодействия в системе  «ПЕДАГОГ ­ ВОСПИТАННИК» или «учитель ­ ученик», «воспитатель ­ ребенок»             Умение   педагога   управлять   своим   эмоциональным     и   психологическим   состоянием   является   одним   из компонентов  педагогической  техники. «Управлять» ­  значит   не только  контролировать,  но  и  вовремя  снимать накопившее напряжение, приводить свое состояние в порядок. В ходе занятия педагог выполняет колоссальную работу: обучает, анализирует, принимает множество решений, удерживает внимание детей и т.д.             Нервное   напряжение,   злость,   досада,   невысказанное   раздражение   имеют   свойство   накапливаться     и препятствовать проявлению положительных эмоций.   Признанный авторитет в области изучения стрессов   Ганс Селье считает, что стрессы ­ это неотъемлемая сторона нашей жизни. Мы не должны избегать стресса. Мы можем использовать   его,   если   выработаем   соответствующую   философию   жизни.   Стресс   ­   это   реакция   организма,   с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Главное  в стрессе ­ способность организма быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Чем больше развита у   педагога   эта   способность,   тем   легче   и   радостнее   ему   работать.   Работа   учителя   невозможна   без   нервных «встрясок», невыраженных отрицательных эмоций, поэтому более эффективно не ругать детей за то, что они не дают педагогу  спокойно жить, а развивать в себе способность быстро приспосабливаться к изменениям.           Основной   способ   повышения   стрессоустойчивости   заключается   в   том,   что   мы   развиваем   способность переключаться, создавая для этого специальные условия. Их можно разбить на три группы: переключение в течение нескольких секунд; переключение в течение нескольких минут; и более длительные по времени условия. Нервное напряжение   всегда   сопровождается   мышечным.   Поэтому   способность   к   адаптации   прямо   зависит   от   умения расслаблять мышцы. Практические упражнения.  1. Тренинг по снятию напряжения.                                                                                                                                     Сделайте глубокий вдох, а затем выдохните весь воздух. Расслабьте ваше тело и скажите себе:           «Я хочу  освободиться. Я  освобождаюсь от всего напряжения. И чувствую спокойствие. Я в ладу с самим процессом жизни.  Я в безопасности». 2.  Задание микрогруппам: описать как можно больше способов для снятия напряжения на уроке или занятии. (Педагоги делятся опытом)    Вот несколько советов от Ганса Селье о том, как переключением может стать изменение отношения к миру. Развивайте в себе положительные чувства ­ это любовь к людям, включающая в себя благодарность,  уважение, доверие.   отрицательные чувства ­ ненависть, недоверие, презрение, ибо они вызывают только ответную жестокость     2. Основные способы воздействия в педагогическом общении.    Старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей. Старайтесь   избегать   даже   самых   мягких   форм   бессмысленного   мщения,   контролируйте   свои Традиционно   в   общении,   в   том   числе   и   педагогическом,   выделяют   четыре   основных   способа   воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.                     Заражение   ­  это   процесс   передачи   эмоционального   состояния   от   одного   индивида   к   другому   на психофизическом уровне контакта. Человек теряет способность управлять своими поступками, контролировать себя   и   окружающих.   Заражением   могут   сопровождаться   и   позитивные   и   негативные   явления   среди   детей. Позитивное ­  это трудовой энтузиазм, спортивный азарт при соревнованиях, активность и заинтересованность при изучении предмета и др. Опытные педагоги способны использовать заражение в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма. Негативными факторами могут быть смех, неожиданно возникший в трудный момент урока,   непонятно   откуда   возникший   шум,   зевота,   переход   на   крик,   повышенная   физическая   активность   на переменах и т.д. Обычно негативное проявление заражения связано с усталостью детей и педагогов, повышенным темпом   или   сложностью   урока,   эмоциональной   значимостью   обсуждаемых   вопросов.   Педагогам   необходимо помнить, что когда заражение возникло, остановить его сложно. Практические упражнения Обсуждения ситуаций в микрогруппах:                                                                                                                              А) Детский сад. В группу пришла новенькая девочка. Она домашняя и плачет. Глядя на нее, плакать начинает вся  группа. Ваши действия?     Б) Школа. На уроке физкультуры один мальчик не может прыгать через скакалку и весь класс над ним смеется. Ваши действия         Подражание ­ следование общим примерам, эталонам. Это один из механизмов освоение ребенком различных форм поведения, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры. Когда ребенок кому­нибудь или чему­нибудь подражает, он перенимает внешние черты и воспроизводит их в своем поведении. Кто является для наших  детей  примером  для  подражания?  (Мы)   Это  накладывает  на  нас большую  ответственность.  При случае воздействия нежелательного образца для подражания, мало его просто «развенчать» в глазах детей, необходимо при этом предложить им иной, значимый, эмоционально привлекательный образец.      Внушение ­ целенаправленное, аргументированное воздействие.  Основная особенность внушения заключается в том,   что   оно   влияет   на   психику   и   поведение   человека   против   его   воли.   Когда   педагог   работает   с   ребенком, основываясь на внушении, он должен: Хорошо продумать выводы, которые он делает, они не должны вызывать сомнения. Заботиться о своем авторитете, не давать невыполнимых обещаний и даже угроз, стараться, чтобы  слова не расходились с делом;  Умелый   педагог   владеет   самыми   разными   способами   внушения:   репликами,   мимикой   (выражение   радости, удовлетворения,   огорчения   и   т.д.),   тоном   голоса   (доброжелательным,   подбадривающим   или,   наоборот, осуждающим),   взглядом,   настроением,   умелым   построением   речи.   К   формам   внушения   относятся   и   прямые воздействия, выражающиеся через приказы, наставления, команды. Они способствуют  выработке у детей действий, выполняемых автоматически («Открыли учебники», «Сели на стульчики» и т.д.). Ответственность педагога здесь очень высока, так как дети полностью доверяют его мнению о целесообразности данного действия.            Основным отличием метода убеждения от остальных методов воздействия является наличие логики. При использовании   данного   метода   следует   строго   придерживаться   темы   разговора,   следить   за   тем,   чтобы   все доказательства были уместны и противоречили друг другу. Еще одно условие ­ внутреннее ощущение педагогом равенства его и учеников при убеждении, признание за учениками равного права в аргументации и возражении.    Все применяемые методы убеждения можно разделить на три группы: логические, риторические (базирующие на методах ораторского искусства), и спекулятивные, основанные на подавлении другого человека или манипуляции его мнением. Остановимся на некоторых из спекулятивных методов. Метод   преувеличения   действительной   важности   события   или   последствия,   которое   повлечет   за Метод   использования   авторитета:   свои   слова,   мысли,   просьбы   выдаются   за   слова   более  собой поступок человека.  авторитетного человека (директора, родителей или учителей)  собеседника (например: «Что ты в этом понимаешь!»)  Практическое упражнение.                                                                                                                                                      А) Определение индивидуальной внушаемости человека: написать пять любых                                                          мужских имен (русских), затем 5 женских (казахских). Чем больше повторилось имен, тем выше внушаемость. Метод   дискредитации   собеседника:   вместо   аргументации   человек   унижает   или   оскорбляет Метод введения в заблуждения: чтобы убедить собеседника, ему дают ложную информацию. Б)  Метод   ложного   убеждения.   (Приводится   выступающим   любой   ложный   факт,   педагогам   его   нужно опровергнуть) Например: колобок сам виноват, что лиса его съел        3. Невербальное общение. Невербальное общение ­  это  общение без помощи речи.  От  60  до 80%  информации в обычном,  повседневном общении   человек   принимает   невербально.   К   невербальному   общению   относятся:   выражения   лица,   телесные движения (позы, жесты) перемещение в пространстве, взгляд, тактильные ощущения. Педагог, основным видом которого   является   общение,   должен   грамотно   использовать   в   своей   работе   знания   о   невербальных   средствах общения.      Если мы хотим понять человека, а в нашем случае ребенка, то мы должны обращать  внимание на его жесты, непроизвольные движения, позы, внешнее проявление вегетативных изменений (покраснение, побледнение, дрожь, испарина   и   т.д.).   Данный   язык   иногда   является   более   правдивым   и   может   больше   сообщить   нам,   чем   речь. Невербальный   язык   меньше   поддается   сознательному   контролю,   а   вегетативные   изменения   вовсе   не контролируются.         Каждый   человек   имеет   определенную   пространственную   зону   вокруг   тела.   Размер   этой   зоны   обусловлен социально и национально. Личную пространственную территорию можно разделить на четыре зоны. 1)  интимная   зона  (15­20   см),  наиболее   охраняемая,   вторжение   собеседника   в   эту   зону   нежелательно.   При насильственном вторжении человек чувствует беспомощность, беззащитность, слабость или, иногда, повышенную агрессивность. 2) личная зона (от 50 до 120 см). Это расстояние обычно разделяет людей в дружеском общении. 3)  социальная зона  (от 120 до 160 см).  На таком расстоянии обычно держатся от посторонних людей или, не доверяя этим людям. 4)  общественная зона  (более 360 см)  Это расстояние наиболее удобно, когда мы адресуем свои слова большой аудитории Практические  упражнения. А) Обсуждение ситуации. Педагог ведет индивидуальную беседу с ребенком. При этом ребенок переминается с ноги на ногу, оглядывается, крутится и тем самым получает замечание от учителя. С чем это может быть связано? В)  Показать мимикой:   удивление, огорчение, страх, радость, печаль, безразличие, вдохновение. Угадать по выражению лица данные эмоции    III  Заключение.         1.Энергообмен               Как же добиться того, чтобы  обучение  вызывало положительные  эмоциональные   реакции  и состояния? Как установить в классе ровный  эмоциональный  фон, помогающий, а не препятствующий  обучению?                Мировая психологическая практика показала, что создать такой фон в классе помогает благоприятный стиль общения, «личностно­ориентированный» (американский психолог Карл Роджерс). Этот стиль основан прежде всего   на   понимании   ребёнка   –   его   нужд,   потребностей,   на   знании   закономерностей   его   роста   и   развития   его личности. Путь авторитарности абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестаёт действовать. Ребёнок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. Он сохраняет авторитет, если остаётся образцом силы и опытности. Но не силы приказа, а духовной, личностной силы; и тон опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении.                 Ученик приходит в школу со своим эмоциональным багажом. По этому признаку педагог в большинстве случаев может безошибочно определить, из благополучной или неблагополучной семьи пришел ребенок. При этом понятие «благополучия» напрямую связано с эмоциональной атмосферой, царящей в семье, а не материальным благосостоянием. Трехлетний малыш, поступающий в детский сад, также уже имеет свой  эмоциональный багаж, и представление   об   эмоциональной   атмосфере   семьи   воспитатель   уже   получает.   Ребенок,   имеющий   багаж отрицательных эмоций, интуитивно будет стараться о них избавиться. При этом он может передавать эти эмоции где   как   своим   соклассникам   (согруппникам)   так   и   педагогу   или   любому   участнику   воспитательного   процесса. Педагог приходит в учебное заведение тоже со своим эмоциональным багажом, немалый вклад в который вносит социальная неустроенность, незащищенность.  Получая в какие­либо моменты отрицательные эмоции, педагог из­за своей особой социальной роли не имеет права их выплеснуть, т.е в большинстве случаев эмоция загоняется внутрь организма, работу. Любой человек обладает эмоциями двух разных уровней. Первый уровень ­ тот, который видят окружающие, второй ­ внутренний, это тот, который не замечает никто, но именно за счет энергии этих внутренних эмоций и происходят функциональные изменения в организме.                                               Современные требования к организации учебно­ воспитательного   процесса   направлены   на   организацию   личностно   ориентированного   обучения.   Первый практический шаг   в этом направлении можно сделать, если  педагог  будет рассматривать взаимодействия с ребенком с точки зрения эмоционального энергообмена. При этом важно иметь в виду следующее. разрушительную выполняет и     свою         Иметь   информацию   об эмоциональной   атмосфере  в семье.   Знания  об  этом  вряд  ли  могут  быть 1. полными, но даже самые незначительные моменты общения с родителями и ребенком уже дают информацию об основном  эмоциональном фоне семьи. 2. Педагог в общении с ребенком должен продумывать, какую эмоциональную реакцию вызывает его воздействие.   Зачастую   педагог   заставляет   менять   свое   поведение,   отношения   к   учебе   действую   нотациями, жалобами родителям, угрозами (поставить неудовлетворительную оценку или оставить на второй год). При этом зачастую не реализуется главная цель обучения  и воспитания ­ обеспечить позитивное развитие ребенка. 3. Диалог педагога с родителями должен быть конструктивен по своей сути. Когда педагог жалуется на поведение ребенка, это однозначно вызывает у родителей отрицательные эмоции, т.е. неприятные физиологические ощущения. Хорошо, если родители смогут справиться с этой ситуацией, в противном случае, они будут просто избегать учебное заведение, чтобы избежать неприятных ощущений. Практические упражнения.  А) Обсуждение ситуации.        Задача педагога сообщить родителям неприятное известие: ребенок разбил голову.         (Три педагога ­ три возможных варианта) Б) Обсуждение ситуации в группах. 1 гр. ­ уронил горшок с цветами;   2 гр. ­ забрал деньги у младшего ученика.     2.   Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость является характерной особенностью детей дошкольного и младшего школьного   возраста. Всякое явление, которое их затрагивает, вызывает яркий эмоциональный отклик. Это   должно   отразиться   и   на   учебной   деятельности.   Можно   выделить   следующие   условия   для   развития эмоциональной культуры ребенка в обучении.  Создание эмоционально развивающей среды в учебном процессе. Для стимуляции эмоционально­ творческой деятельности используются   арт­терапии, релаксации, рефлексии, положительный настрой и т.д. Они нужны для создания творческой атмосферы, снятия внутреннего напряжения.  Межпредметная интеграция. Детей больше интересует поиск смысла, чем формальные знания. Интеграция является эффективным средством обучения на основе более совершенных методов, приемов и новых технологий.  синхронно, сбалансировано.  взглядов, изобразительных средств для выражения переживаний и ощущений При проведении работы по эмоционально­ценностному развитию детей, ориентированному на  взаимодействии педагога  с детьми, можно выделить несколько стратегических способов: Развитие   вербальных   и   невербальных   средств.   Комплексное   применение   мимики,   жестов, Увеличение   эмоционального   опыта.   Все   сенсорные   процессы   у   детей   должны   развиваться      быть открытым для детей разрешать детям учить себя, исправлять ошибки объединять свои усилия с усилиями детей не руководить жизнью ребенка, а лишь опосредованно влиять на выбор ребенка. развивать в каждом ребенке сознательное отношение к своему внутреннему миру;  создавать атмосферу ощущения собственной индивидуальности; оказывать содействие развитию эмоционального сопереживания, создавать атмосферу ощущения собственной  индивидуальности;      содействовать развитию эмоционального сопереживания другим людям; поощрять передачу эмоционального состояние разными выразительными средствами; создавать ситуации, когда дети помогают друг другу; использовать все возможности для объяснения ребенку социальных действий; поощрять детей  к совместной работе; демонстрировать разные виды социального поведения самим педагогом, сотрудничать с воспитанниками;   создавать атмосферу сотрудничества Развивая эмоциональную культуру ребенка, педагог должен помнить ряд правил, которые можно назвать «золотые ключи к душе ребенка» Начинай   урок   или  занятие   с     улыбки,   добрых   пожеланий   в   адрес   ребят.   Это   залог Интересуйся, с каким настроением дети пришли к вам. Вместо   вопроса   «вам   понравилось?»   спроси   о   чувствах   и   ощущениях.   «За   кого 1. радостного дня и хорошего урока. 2. 3. порадовались?» «Что огорчило?» «Что доставило удовольствие?» 4. 5. т.д.), развитие творческого начала. Сознательное использование эмоциональных реакций является необходимым условием для эффективного обучения. Навыки преподавателя  позволят  ему  построить  процесс  обучения  творчески и с  наибольшей  эффективностью. Такой   подход   позволяет   значительно   расширить   возможности   личностно   ­   ориентированных   и   развивающих технологий. А радость учебного процесса представляют собой главный путь педагога к пониманию внутреннего мира ребенка. Постарайся, чтобы каждый новый материал  увеличивал эмоциональный опыт ребенка. Главное на уроке ­ эмоциональное выражение ребенком своих чувств (в речи, рисунках и  Решение педсовета:             Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме использования эмоциональных реакций в обучении, можно вынести следующее решение:  1.  Взять за основу в практической деятельности каждого педагога личностно­ориентированный, а, следовательно, индивидуальный   подход в обучении, основанный на сознательном использовании эмоциональных реакций. 2.   Создавать   условия   для     формирования   и   развития   эмоциональной   культуры   дошкольников   и     младших школьников, для развития индивидуальных способностей, самосовершенствования и дальнейшей самореализации в социуме Литература, которую можно использовать при подготовке и проведении данного педагогического совета:     «Использование эмоциональных реакций в обучении» Завуч начальной школы. ­ 2007. ­ № 3 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. 1996 Купцов И.И. Воспитание воли. Начальная школа. 1981. № 3 Лугошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М. 1978 («Педагогика и психология»)  Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М 1983. Аффирмации. 1.    У меня всё получается просто великолепно. 2.    Я всё умею, всё могу и ничего не боюсь.  3.  Я верю в себя, я верю в свою способность создавать то, что мне нужно в жизни. Расслабление глаз.         Роль глаз в устранении нервного напряжения важна потому, что они расходуют до одной четверти всей нервной энергии, поглощаемой нашим организмом. Отдыхайте, отдыхайте спокойно, не напрягайтесь, не хмурьтесь, отдыхайте, отдыхайте спокойно.

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"

Педагогический совет "Использование эмоциональных реакций в обучении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017