Представляю вашему вниманию деление опытом по экологическому воспитанию дошкольников.
. Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Формы и направления работы
по экологическому воспитанию
МДОУ д/с № 3 «Теремок» п.Горный
Краснопартизанского района Саратовской области
Подготовила: Лаврикова Е.А.,
воспитатель МДОУ д/с № 3
«Теремок» п.Горный
Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда
остаётся сыном природы».
Планета Земля наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен
заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
К сожалению, люди забывают об этом и по нашей вине гибнут леса, загрязняются
озера, реки. И мы должны их беречь и охранять, воспитывать в людях бережное
отношение к природе и начинать нужно с самых маленьких. «Природа это то, что
ближе и доступнее пониманию маленького человека» раскрыть перед ребёнком
красоту природы и научить её видеть дело очень сложное. Для этого педагог
должен демонстрировать своим примером правильное отношение к природе и
активно по мере своих возможностей, вместе с детьми участвовать в
природоохранной деятельности. Исходя из этого, важным направлением в
деятельности нашего детского сада является экологическое развитие.
Целью работы педагогического коллектива ДОУ является: формирование
личности ребенка с новым экологическим мышлением, способного осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего
жить в гармонии с природой.
Задачи:развивать у детей желание сохранять окружающий мир природы;
совершенствовать предметноразвивающую среду;
развивать познавательную активность и любознательность;
совершенствовать педагогическую культуру родителей по
вопросам экологического воспитания.
В нашем образовательном учреждении созданы условия для реализации данного
направления. Подготовлена и оформлена развивающая среда: имеется
экологическая комната, где находятся уголки природы, уголки
экспериментирования, материально техническая база отвечает всем
требованиям.
В своей работе педагоги МДОУ д/с № 3 «Теремок» п.Горный опираются на
следующие программы:
• Основная образовательная программа МДОУ д/с № 3 «Теремок» п.Горный
Краснопартизанского района Саратовской области;
• «Юный эколог» С. Н. Николаева и другие.
Педагоги ДОУ активно используют разнообразные формы и
направления работы с детьми:
• Проведение НОД
• Чтение художественной литературы
• Опытноэкспериментальная деятельность
• Наблюдения
• Акции
• Праздники и развлечения
• Экологические игры
• Субботники
• Участие в конкурсных мероприятиях
• Работа с родителями
• Работа с педагогами
Экскурсия – одна из трудоемких и сложных форм обучения. На экскурсиях
дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями ихобитания. Собирали листочки деревьев, другие растения и делали гербарий.
Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес
к природе.
Совместно с детьми проводили опыты и эксперименты: со снегом, с водой,
образование инея, с солью, с песком и другие. Разработана картотека опытов и
экспериментов.
Одной из важных форм работы по экологическому развитию являются
праздники и развлечения, они сильно воздействуют на эмоциональную сферу
личности детей, все это усиливает впечатления ребенка о красоте и
неповторимости природы. А также педагоги ДОУ активное участие в районный
мероприятиях. Это муниципальный конкурсфестиваль «Праздники цветов»,
«Краски уходящего лета», «Масленица» и другие.
Работа по экологическому образованию параллельно ведётся и с семьями
воспитанников. В работе с родителями используем такие формы работы, как
консультации, беседы, анкетирование, педагогические ширмы лэпбуки,
конкурсы и акции.
В ДОУ ведётся работа с педагогами. Делимся опытом через показ открытых
занятий, участвуем в конкурсах, тематических педсоветах. А также принимаем
активное участие в работе районных методических объединений.
Весь коллектив ДОУ принимает активное участие в субботниках по
благоустройству территории детского сада. Это уборка территории, посадка
цветов и овощей на участке, покраска уличного оборудования.
На основании Указа Президента РФ Владимира Владимировича
Путина 2017 год объявлен Годом экологии в России. В нашем детском саду был
разработан план мероприятий, посвящённых году Экологии и оформлена папка
передвижка.Одной из интересных форм работы является акция. 22 апреля 2017 года в
ДОУ была проведена акция «Берегите Землю». В ходе проведения акции с
детьми были реализованы следующие мероприятия: беседы на экологические
темы: « Мусор Земле не к чему», «Осторожно, огонь», просмотр клипа «Земля –
наш общий дом», решение проблемных ситуаций на темы: «Как нужно беречь
планету?», «От чего нужно защищать планету?», выставка рисунков. А
воспитанники старшей и подготовительной группы совместно с воспитателями
вышли на улицы нашего посёлка с памятками «Берегите Землю» с просьбой не
засорять всё окружающее нас.
23 мая 2017 года в ДОУ прошёл конкурс юных чтецов «Родная природа
Саратовской земли», где воспитанники читали стихи о природе родного края,
проявив всю свою артистичность, эмоциональность исполнения.
Педагоги нашего ДОУ принимают активное участие в различных конкурсных
мероприятиях:
1. Конкурс чтецов о родной природе «Родная природа Саратовской
земли»
2. Смотр – конкурс «Осенние фантазии»
3. Участие в конкурсах на интернет сайтах:
«Новое Поколение»
«Просвещение»
«Гордость России»
«Доутесса»
Sertification.ru
«Педобщество»
«wiki soiro»
«Саратов сегодня»
«Страна талантов» и др.В результате проведённой работы, мы видим хорошие результаты:
сформированы начала экологической культуры детей, дети учатся практическим
действиям по охране природы, развиваются умственные способности детей,
которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать
выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
Родители стали понимать необходимость формирования экологической
культуры, стали более внимательными к тому, как дети ведут себя по отношению
к природе.
Мы не останавливаемся на достигнутом, будем дальше вести работу по
экологическому воспитанию в ДОУ.
Список использованных источников:
1. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации. Для занятий с детьми 27 лет.
2. Чернякова В. Экологическая работа в ДОУ.
3. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников.
4. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом
воспитании детей // Дошкольная педагогика. 2009. № 6. С. 5457.