Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками
Оценка 4.7

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
23.04.2018
Опыт работы по использованию метода ТРИЗ  в работе с дошкольниками
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. Предлагаю вниманию свой опыт работы по этой теме.
триз опыт.docx
деятельности   детей   дошкольного   возраста;   сплочение   детско­взрослого коллектива. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 331 г. Челябинска» Опыт работы   по использованию метода ТРИЗ  в работе с дошкольниками                  воспитатель 1 кв. категории Ю.А. Старикова  В детском саду воспитателем я работаю более 15 лет. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. Но в 2010 году, пройдя обучение на модульных курсах «ТРИЗ в познавательном развитии   дошкольников».   После   обучения   на   курсах,   просмотрев   много методического  и  практического  материала   педагогов  других  ДОУ,  взяв   за основу   пособие   Гин,   С.   «Занятия   по   ТРИЗ   в   детском   саду:   пособие   для педагогов   дошкольных   учреждений»,   я   начала   активно   использовать   этот метод   в   работе   с   детьми.   В   январе   2015   года   выступала   на   городском семинаре­практикуме «Современные технологии в условиях ведения ФГОС ДО: ТРИЗ и РТВ», а в ноябре 2015 года провела мастер­класс по этой теме для   педагогов   ДОУ.   Возможно,   ТРИЗ   до   сих   пор   обсуждают,   выискивая плюсы и минусы, неоднозначно к нему относятся и многие педагоги нашего ДОУ. Но я вижу только плюсы. Как и где использовать ТРИЗ: * в воспитании у детей качеств творческой личности; * в коррекции правильного звукопроизношения; * в формировании словаря; * в развитии лексико­грамматических средств языка и связной речи; * в развитии элементарных математических представлений; * в развитии конструктивной деятельности. Цели   этой   работы:    внедрение   метода   детских   проектов   с   целью вовлечения родителей в педагогический  процесс; стимулирование интереса родителей   к   взаимодействию   с   педагогами   в   вопросах   образовательной Челябинск   2016г. Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью,  сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде. В   конце   40­х   годов   возникла   теория   ТРИЗ,   Генрих   Саулович Альтшуллер   –   автор   Теории   Решения   Изобретательских   Задач   (ТРИЗ).   В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году.     В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н. Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно   поставленная   работа   с   дошкольниками   может   существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа». С   появлением   ТРИЗ   стало   возможным   массовое   обучение   детей технологии   творчества.   Адаптированная   к   дошкольному   возрасту   ТРИЗ­ технология   позволяет   воспитывать   и   обучать   ребенка   под   девизом «Творчество во всём!». Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность,   с   другой   ­   поисковой   активности,   стремления   к   новизне, склонности к творческому воображению.  Данный   опыт   поможет   педагогам,   начиная   уже     с   младшего дошкольного   возраста   развивать   у  детей  нестандартное   мышление.   Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы.  Что   развивает   в   детях   теория   ТРИЗ?   Конечно   же,   память, воображение,   фантазию   и   самое   главное   –   творческую   личность.   Тех,   кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего­то нового.   В   человеке   борются   два   противоречия.   ТРИЗ   поможет   детям научиться анализировать, решать разного рода  проблемы. ТРИЗовское   мышление – это объединение всех видов мышления + знание   объективных   законов   развития   систем   и   умение   пользоваться приемами решения творческих задач. Элементы ТРИЗ в познавательном развитии детей. Результативность опыта                   Подводя итоги работы по данной проблеме  можно отметить: мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми  в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления. Если   на   конец   года   второй   младшей   группы   высокий   уровень составлял   9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%. Полученные результаты     подтверждают   положительные изменения использования     технологии   ТРИЗ   с   дошкольниками.   Методы   данной технологии   позволили   мне   успешно   решить   задачи   интеллектуального развития дошкольников. Адресная направленность опыта  Данный опыт может использоваться   творческими   воспитателями в работе с детьми,  начиная уже с младшего  дошкольного возраста. Данный опыт может использоваться   творческими   воспитателями в работе с детьми,  начиная уже с младшего  дошкольного возраста. Спасибо за внимание! Позже   мы   начали   называть   и   использовать   значки   материал,   из которого   выполнен   данный   предмет,   части   предмета,   их   количество, температура, где это можно было выяснить, и появился значок «настроение, эмоции». На данном этапе в нашем использовании 5 значков анализаторов и 15 признаков объектов. Позже в работу будут добавлены значки «пространство», «время», «влажность», «масса», «природный, рукотворный».   Во   время   тематической   недели   «Дружба»,   я   загадывала   ребятам загадки,   в   которых   описывала   подарки   для   гостей   группы,   опираясь   на значки­признаки объектов. Дети увлечённо слушали и даже смогли разгадать мои загадки. Для составления загадок я использовала 8 значков­признаков, описывающих подарки для гостей .        В конце тематической недели родителям предложила составить новый совместный   с   детьми   рассказ   «Подарок   другу».   Ребятам   нужно   было раскрасить рисунок, так будто бы это игрушка – подарок для друга и потом по   значкам   составить   рассказ   об   этой   игрушке.   Так   появилась   наша следующая   книжка­малышка   «Подарок   другу»,   в   ней   9   рассказов   из   10 предложенных родителям. Я уверенна, что эта форма работы положительна как для детей, для их познавательного и речевого развития, так и для детско­ взрослых взаимоотношений в детском саду и дома. Ведь родители, выполняя дома такую работу, проводят вместе со своим ребёнком в сотрудничестве лишние 10­15 минут, а это наша маленькая победа.  Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и   в   игровой   деятельности.   Успешно   вписывается   ТРИЗ   и   в   проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации,   здесь дети находят выход из проблемной ситуации,   составляют план её решения, продумывают   продукты   проекта,   а   потом   их   реализуют   в   практической деятельности.                           Считаю,   что   данная   технология   актуальна   при   решении следующих задач: ­ воспитание интереса ребенка к собственным открытиям; ­ осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления; ­   развитие у ребенка умения знать и любить себя; ­   развитие   творческого   воображения,   любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности; ­  развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах   человеческой   деятельности:   в   семье,   в   обществе,   во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой; ­   развитие   у   ребенка   чувства   уверенности,   базирующегося   на сознании   самоценности   при   безусловном   понимании   достоинств   и недостатков в себе самом и в окружающих. В   каждом   ребёнке   есть   что­то   особенное,   и   я   решила   дать   детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь  неправильности   или неточности  в ответах  или  размышлениях.  Я начала работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А. Венгер «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки»  с младшего возраста. Большое внимание уделяю систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши»; игры и игровые   упражнения   на   обучение   детей   умению   сужать   поля   поиска   в пространстве   «Лифт»,   «Да­нет»   и   другие.   Постоянно   использую   в   работе задачи­шутки,   которые   способствуют   преодолению   инерции   мышления   и являются гимнастикой для ума.       .         Работая   с   детьми   среднего   дошкольного   возраста,   я   попробовала применить   метод   «Мозговой   штурм».   Суть   его   в   том,   что   в   ходе непринуждённой   беседы   предлагаются   самые   различные   варианты   решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение   оценки   и   критики   предложенных   вариантов.   Более   того поощряются  самые неожиданные необычные предложения.  Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начала с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов. Начав работать с детьми среднего дошкольного возраста, попробовали описывать  предметы,  называя  их  характерные,   явно выраженные  признаки: цвет,   форма,   размер.   Во   время   тематической   недели   «Я   ­   человек», познакомила   с   детьми   с   анализаторами   человека,   их   схематическими изображениями. Выяснили вместе с детьми, какой анализатор за что отвечает: уши   слушают   звуки   вокруг   нас,   глаза   смотрят   вокруг   нас,   нос   нюхает   и улавливает   запахи   вокруг   нас,   рот,   язык,   зубы   и   губы   помогают   нам пережёвывать,  измельчать  пищу,  произносить  звуки  речи  и  пробовать  вкус пищи,   руки   и   ноги   выполняют   какие­либо   действия.   Но   самым   важным открытием для детей, на тот период, стало – значение человеческого мозга в организме.   Мы   выяснили,   что   за   всё   у   человека   отвечает   мозг,   он   самый главный человеческий орган, как и сердце. Без сердца человек не может жить, а   без   мозга   ­   не   может   думать,   чувствовать   вкус   еды,   слышать   звуки окружающего мира, видеть происходящее вокруг него, руки и ноги ничего не могут   делать,   т.к.   не   поступает   команда   от   мозга.   По   ходу   рассказа   о «помощниках   мозга»,   я   выставляла   перед   детьми   карточки­схемы   (дети называют их «значки»),  обозначающие признаки предметов: вкус, запах, звук, действие.        Позже,   подытожив   всю   работу,   проделанную   на   данном   этапе,   я решила попробовать применить ТРИЗ и в составлении рассказов с помощью схем, и использовать это в работе с родителями. По окончании недели «Я ­ человек»   я   предложила   родителям   совместно   с   детьми   заполнить   дома таблицы,   в   которых   нужно   было   нарисовать   и   подписать,   что   можно услышать, попробовать на вкус, почувствовать запах. Из 10 человек принесли заполненные   таблицы   6   человек.   Я   собрала   все   заполненные   таблицы   и оформила их в книжку­малышку «Слышим, чувствуем, пробуем». Следующим нашим   продуктом   стала   книжка­малышка   «Витаминка»,   в   которой   дети совместно с родителями составляли рассказы о своих любимых фруктах или овощах, опираясь на схемы­признаки и план рассказа. в этот рассказ из 12 человек   принесли   рассказы   9   человек.   Было   видно,   что   родители   охотно отзываются на эту форму взаимодействия с педагогом и детьми. Цели   этой   работы:     внедрение   метода   детских   проектов   с   целью вовлечения родителей в педагогический  процесс; стимулирование интереса родителей   к   взаимодействию   с   педагогами   в   вопросах   образовательной деятельности   детей   дошкольного   возраста;   сплочение   детско­взрослого коллектива. По мнению Сидорчук Т.А. дошкольники  младшего возраста способны выделить     12   признаков   объектов,   дети   среднего   дошкольного   возраста выделяют 16 признаков объектов.

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ  в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ  в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ  в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ  в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками

Опыт работы по использованию метода ТРИЗ  в работе с дошкольниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018