Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
23.04.2018
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы.
Предлагаю вниманию свой опыт работы по этой теме.
триз опыт.docx
деятельности детей дошкольного возраста; сплочение детсковзрослого
коллектива.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 331 г. Челябинска»
Опыт работы
по использованию метода ТРИЗ
в работе с дошкольниками
воспитатель 1 кв. категории Ю.А. Старикова
В детском саду воспитателем я работаю более 15 лет. Когда первый
раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. Но в
2010 году, пройдя обучение на модульных курсах «ТРИЗ в познавательном
развитии дошкольников». После обучения на курсах, просмотрев много
методического и практического материала педагогов других ДОУ, взяв за
основу пособие Гин, С. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для
педагогов дошкольных учреждений», я начала активно использовать этот
метод в работе с детьми. В январе 2015 года выступала на городском
семинарепрактикуме «Современные технологии в условиях ведения ФГОС
ДО: ТРИЗ и РТВ», а в ноябре 2015 года провела мастеркласс по этой теме
для педагогов ДОУ. Возможно, ТРИЗ до сих пор обсуждают, выискивая
плюсы и минусы, неоднозначно к нему относятся и многие педагоги нашего
ДОУ. Но я вижу только плюсы.
Как и где использовать ТРИЗ:
* в воспитании у детей качеств творческой личности;
* в коррекции правильного звукопроизношения;
* в формировании словаря;
* в развитии лексикограмматических средств языка и связной речи;
* в развитии элементарных математических представлений;
* в развитии конструктивной деятельности.
Цели этой работы: внедрение метода детских проектов с целью
вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса
родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах образовательной Челябинск 2016г.
Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это
происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае
предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.
В конце 40х годов возникла теория ТРИЗ, Генрих Саулович
Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В
дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло
утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём
преодоления противоречий. Академик Н. Амосов отмечал: «Я убеждён, что
правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно
повысить интеллектуальный потенциал целого народа».
С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей
технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ
технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом
«Творчество во всём!».
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование
у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность, с другой поисковой активности, стремления к новизне,
склонности к творческому воображению.
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже
с младшего
дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Способ
использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок
научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет
легче разрешать проблемы.
Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память,
воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто
умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чегото
нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям
научиться анализировать, решать разного рода проблемы.
ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления +
знание объективных законов развития систем и умение пользоваться
приемами решения творческих задач.
Элементы ТРИЗ в познавательном развитии детей.
Результативность опыта
Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:
мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию
речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного
опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми,
по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по
развитию логического мышления.
Если на конец года второй младшей группы высокий уровень
составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий
уровень понизился с 62% до 11%.
Полученные результаты подтверждают положительные изменения
использования
технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной
технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального
развития дошкольников.
Адресная направленность опыта
Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в
работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в
работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста. Спасибо за внимание!
Позже мы начали называть и использовать значки материал, из
которого выполнен данный предмет, части предмета, их количество,
температура, где это можно было выяснить, и появился значок «настроение,
эмоции». На данном этапе в нашем использовании 5 значков анализаторов и 15
признаков объектов. Позже в работу будут добавлены значки «пространство»,
«время», «влажность», «масса», «природный, рукотворный».
Во время тематической недели «Дружба», я загадывала ребятам
загадки, в которых описывала подарки для гостей группы, опираясь на
значкипризнаки объектов. Дети увлечённо слушали и даже смогли разгадать
мои загадки. Для составления загадок я использовала 8 значковпризнаков,
описывающих подарки для гостей
.
В конце тематической недели родителям предложила составить новый
совместный с детьми рассказ «Подарок другу». Ребятам нужно было
раскрасить рисунок, так будто бы это игрушка – подарок для друга и потом
по значкам составить рассказ об этой игрушке. Так появилась наша
следующая книжкамалышка «Подарок другу», в ней 9 рассказов из 10
предложенных родителям. Я уверенна, что эта форма работы положительна
как для детей, для их познавательного и речевого развития, так и для детско
взрослых взаимоотношений в детском саду и дома. Ведь родители, выполняя
дома такую работу, проводят вместе со своим ребёнком в сотрудничестве
лишние 1015 минут, а это наша маленькая победа.
Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных
моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке
и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной
деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь
дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения,
продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической
деятельности.
Считаю, что данная технология актуальна при решении
следующих задач:
воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;
осуществление системного подхода при ознакомлении детей с
человеком и миром, формирование системного мышления;
развитие у ребенка умения знать и любить себя;
развитие творческого воображения, любознательности,
фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;
развитие у детей способностей грамотно действовать во всех
сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во
взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;
развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на
сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и
недостатков в себе самом и в окружающих.
В каждом ребёнке есть чтото особенное, и я решила дать детям
возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не
стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Я
начала работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А. Венгер «На
что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки» с
младшего возраста. Большое внимание уделяю систематичности проведения
игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши»; игры и
игровые упражнения на обучение детей умению сужать поля поиска в пространстве «Лифт», «Данет» и другие. Постоянно использую в работе
задачишутки, которые способствуют преодолению инерции мышления и
являются гимнастикой для ума.
.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я попробовала
применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе
непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения
предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное
запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того
поощряются самые неожиданные необычные предложения.
Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начала
с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов.
Начав работать с детьми среднего дошкольного возраста, попробовали
описывать предметы, называя их характерные, явно выраженные признаки:
цвет, форма, размер. Во время тематической недели «Я человек»,
познакомила с детьми с анализаторами человека, их схематическими
изображениями. Выяснили вместе с детьми, какой анализатор за что отвечает:
уши слушают звуки вокруг нас, глаза смотрят вокруг нас, нос нюхает и
улавливает запахи вокруг нас, рот, язык, зубы и губы помогают нам
пережёвывать, измельчать пищу, произносить звуки речи и пробовать вкус
пищи, руки и ноги выполняют какиелибо действия. Но самым важным
открытием для детей, на тот период, стало – значение человеческого мозга в
организме. Мы выяснили, что за всё у человека отвечает мозг, он самый
главный человеческий орган, как и сердце. Без сердца человек не может жить,
а без мозга не может думать, чувствовать вкус еды, слышать звуки
окружающего мира, видеть происходящее вокруг него, руки и ноги ничего не
могут делать, т.к. не поступает команда от мозга. По ходу рассказа о
«помощниках мозга», я выставляла перед детьми карточкисхемы (дети
называют их «значки»), обозначающие признаки предметов: вкус, запах, звук,
действие.
Позже, подытожив всю работу, проделанную на данном этапе, я
решила попробовать применить ТРИЗ и в составлении рассказов с помощью
схем, и использовать это в работе с родителями. По окончании недели «Я
человек» я предложила родителям совместно с детьми заполнить дома
таблицы, в которых нужно было нарисовать и подписать, что можно
услышать, попробовать на вкус, почувствовать запах. Из 10 человек принесли
заполненные таблицы 6 человек. Я собрала все заполненные таблицы и
оформила их в книжкумалышку «Слышим, чувствуем, пробуем». Следующим
нашим продуктом стала книжкамалышка «Витаминка», в которой дети
совместно с родителями составляли рассказы о своих любимых фруктах или
овощах, опираясь на схемыпризнаки и план рассказа. в этот рассказ из 12
человек принесли рассказы 9 человек. Было видно, что родители охотно
отзываются на эту форму взаимодействия с педагогом и детьми. Цели этой работы: внедрение метода детских проектов с целью
вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса
родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах образовательной
деятельности детей дошкольного возраста; сплочение детсковзрослого
коллектива.
По мнению Сидорчук Т.А. дошкольники младшего возраста способны
выделить 12 признаков объектов, дети среднего дошкольного возраста
выделяют 16 признаков объектов.
Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками
Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками
Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками
Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками
Опыт работы по использованию метода ТРИЗ в работе с дошкольниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.