Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности
Оценка 4.6

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география +1
Взрослым
20.04.2018
Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности
Опыт работы Пендик Ю.Н..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва» Ракитянского района Белгородской области Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно­диалоговой деятельности Автор опыта: Пендик Юлия Николаевна, учитель географии муниципального образовательного  учреждения «Ракитянскаясредняя общеобразовательная школа №2  имени А.И. Цыбулёва» Пендик Юлия Николаевна Белгород 2017 Содержание Раздел I. Информация об опыте………………………………………………….3 Раздел II. Технология опыта...……………………………………………………8 Раздел III. Результативность опыта.……………………………………………13 Библиографический список…………………………………………………… .15 Приложение к опыту……………………………………………………...……..16 2 Пендик Юлия Николаевна «Единственная настоящая роскошь –  это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент–Экзюпери Раздел I. Информация об опыте Тема опыта:  «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на   уроках   географии   на   основе   технологий   коммуникативно­диалоговой деятельности». Условие возникновения и становления опыта   учреждения       «Ракитянская Данный   опыт   формировался   на   базе   Муниципального средняя общеобразовательного общеобразовательная школа № 2 имени А. И. Цыбулева» Ракитянского района Белгородской   области.   Закрепленный   за   школой   микрорайон   включает наиболее отдаленные улицы населенного пункта, а также прилегающие села, не   имеющие   основной   и   средней   школы   (село   Чистополье,   станция Сумовская, село Введенская Готня, село Борисполье).     В школе обучается 434 обучающихся, из них 29% из сел, 8% детей, находящихся в социально­ реабилитационном центре. Некоторые из них, приходя в школу, испытывают трудности   в   выражении   своих   мыслей,   поэтому   при   изучении   географии сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают необходимый материал в силу особенностей восприятия, мышления и развития речи. Возникновение   опыта   связано   с   внедрением   в   школе     федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Устная речь современных учеников бедна, невыразительна, односложна. Большая их часть пассивна на учебных занятиях, дети не умеют общаться и не желают говорить во время урока. Учителям устных предметов, в том числе и географии, приходится сталкиваться с этой ситуацией                       на каждом уроке. Исходя   из   вышесказанного,     одной   из   целей   преподавания   предмета является развитие коммуникативных компетенций учащихся. В   2012­2013   учебном   году   с   целью   определения   уровня   развития коммуникативных компетенций обучающихся 5 «Б» класса было проведено диагностирование школьников. Для проведения мониторинга был использован комплекс диагностических методик из программы психолого­педагогического сопровождения обучающихся основной школы при переходе на ФГОС ООО (методика диагностики оценки самоконтроля               в общении М. Снайдера, оценка   уровня   общительности   В.Ф.   Ряховского,   исследование   личности   с помощью   16   ­   факторного   опросника     Р.Кеттелла,   методика   выявления 3 Пендик Юлия Николаевна коммуникативных   склонностей   Р.В.   Овчаровой)   (Приложение   1).   Данные диагностики отражены на рис. 1. 0.3 0.25 0.2 0.15 0.1 низкий ниже среднего средний выше среднего высокий 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% 2012­2013 учебный год Рис.1  Коммуникативные   склонности   обучающихся   5   «Б»   класса   по методике Р.В. Овчаровой Анализ   показывает,   что   обучающиеся   испытывают   затруднения   в вопросах коммуникации. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод. Школьники   отметили   затруднения   и   в   таких   вопросах,   как последовательная передача информации, увлечение   одноклассников своим ответом, совместная  работа в группе. Результаты   диагностики   заставили   задуматься   над   тем,   как   сделать процесс преподавание   географии более качественным, следовательно,  была поставлена задача:  развитие  коммуникативных компетенций у обучающихся на   уроках   географии   на   основе   технологий   коммуникативно­диалоговой деятельности.  Актуальность опыта Актуальность  данного   опыта   обусловлена   требованиями государственного образовательного Федерального стандарта основного общего образования, который ориентирует педагога на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. Обществом востребована активная коммуникативная личность, которая проявляется в общении, отношениях с другими людьми и  постижении мира. Владение коммуникативными компетенциями на высоком уровне позволяет эффективно   взаимодействовать   с   другими   людьми   при   различных   видах деятельности. 4 Пендик Юлия Николаевна Проблема   формирования   коммуникативной   компетенции  актуальна, поскольку   отвечает   возрастным   задачам   и   является   условием   успешного личностного развития обучающихся. Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:  между  Федерального государственного образовательного стандарта  и   недостаточным   уровнем   развития коммуникативных компетенций у школьников;  требованиями  между   пониманием   необходимости   формирования   коммуникативных компетенций   обучающихся   при   организации   обучения   географии   и несовершенной методологической основой использования различных приемов для решения этой проблемы.  Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для   развития     коммуникативных   компетенций   школьников   на   уроках географии средствами технологий коммуникативно­диалоговой деятельности. Работа по данной теме проводилась с 2012­2013 гг по 2015­2016 гг, .е.с Длительность работы над опытом момента обнаружения противоречий. Диапазон   опыта  представляет   собой   единую   систему   «урок   – внеурочная деятельность». Теоретическая база опыта Стратегические   модели   развития   социума   рассматривают коммуникацию   как   условие   адаптации,   освоения   и   творческой самореализации   человека   в   реальном   и   виртуальном   пространстве. Коммуникация определяется как ресурс культуры (М.М. Бахтин,  В.С.  Библер,   М.С.   Каган,   Д.С.   Лихачёв),   отражающий   новые   ценностно­ целевые установки общества.  Современные   цивилизационные   вызовы   ставят     особые   задачи   перед образованием.  Повышение   уровня  коммуникативной   компетенции,  прямо   и непосредственно   определяющей   культуру   общения,   рассматривается   как основная задача обучения культуре речи в школе. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   (ФГОС) определяет   состав    коммуникативных   действий,  куда   входят:   определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка   альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 5 Пендик Юлия Николаевна Включение  коммуникативно­диалоговых   технологий  в   систему наиболее   значимых   для   формирования   коммуникативных   компетенций обучающихся  определяется тем, что в процессе их использования  в   образовательной   среде   школы,   деятельность   обучающихся     приобретает характер   критического   осмысления   различных   проблем   в   общении,   что обеспечивает   развитие   способности   к   обоснованной   аргументации,   оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях  (А.А. Бодалев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.). К   коммуникативно­диалоговым   технологиям   относится:  технология развития критического мышления, диалоговая технология.  В   основе  технологии   развития   критического   мышления  лежит диалогическая   концепция   культуры   М.   Библера,   а   так   же   психологические   исследования   Л.   Выготского,   Ж.   Пиаже,   педагогика сотрудничества  Ш. Амонашвили.    Бахтина,   В. Важнейшими   компонентами   диалоговой   технологии   являются проблемность,   общение,   сотрудничество.   На   их   основе   организуются разнохарактерная   и   разноуровневая   деятельность   обучающихся,   групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Это способствует   саморазвитию   и   самореализации   обучающихся,   развитию коммуникативной   компетенции.   В   процессе   диалога   происходит   развитие самостоятельности   и   критичности   мышления,   инициативы   и   собственной позиции, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. Исследователи отмечают, что коммуникативно­диалоговые технологии   такие   качества   как:   гибкость,   рефлексивную,   приобщая   к   культуре не   только   развивают   у   обучающихся   критичность, коммуникативную   культуру, демократического общества.    но   и   формируют   дискуссионную,   тем   самым, В.Г.Гульчевская, Н.Е.Гульчевская выделяют следующие составляющие данных технологий:   постановка   проблемы   в   виде   такого   вопроса,   который   вызывает потребность диалогового обсуждения;   введение   исходной   информации   для   обсуждения   путем   актуализации знаний или путем организации опыта обучающихся;   целенаправленный ход обсуждения;  анализ и оценка дискуссии;  выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения.   подведение   итогов:   суммирование   точек   зрения,   установление   связей, В   педагогике   на   протяжении   всего   XX   в.   обсуждалась   проблема коммуникационных   отношений   между   участниками   образовательного процесса.   Коммуникация   применительно   к   образованию   к   концу   столетия рассматривалась   как   процесс   передачи   кодированной   информации, приобретающий деятельностный, диалогический характер (С.В. Белова,  Л.С. Выгодский, И.А. Зимняя, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов).  6 Пендик Юлия Николаевна Готовность   к   диалогу   –   один   из   универсальных   показателей сформированности индивида как личности. Эта готовность включает в себя направленность   на   поиск   смысла   изучаемых   ценностей,   возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений» [2, 11 с.]. Одними   из   первых   к   понятию   «коммуникативная   компетенция» обратились   психологи.   В   «Психологическом   словаре»   дано   такое определение:   «Коммуникативная   компетенция»   –   совокупность   знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми [9, 45 с.].  В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это   «умение   строить   эффективную   речевую   деятельность   и   эффективное речевое   поведение,   которые   соответствуют   нормам   социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [10, 23 с.]. Формирование и развитие  коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации   и   развития   личности   в   целом.   Компетенции   формируются   в деятельности,   а   коммуникативные   компетенции   формируются   и совершенствуются в процессе общения.  Анализ   психолого­педагогической   литературы   по   данной   проблеме показал,   что   формирование   и   развитие     коммуникативной   личности предполагает овладение обучающимися знаниями о закономерностях системы языка   и   ее   функционировании,   формирование   на   этой   основе   умений   и навыков   нормативного,   уместного   и   этического   использования   языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. Коммуникация  –   акт   общения,   связь   между   двумя   и   больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц. По   мнению   доктора   педагогических   наук   Германа   Селевко, компетенция ­ это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и   внешние   ресурсы   для   постановки   и   достижения   цели.   Под   внутренними ресурсами   понимаются   знания,   умения,   навыки,   компетентности   (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. [11, 256 с.]. Понятие  «коммуникативная   компетенция»  по   происхождению означает некоторую  систему требований  к человеку, связанных с процессом общения:   грамотная   речь,   знание   ораторских   приемов,   умение   проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.  Коммуникативная   компетенция   включает   в   себя   знание   способов взаимодействия   с   окружающими,   умение   и   навыки   использования   средств языка   в   устной   речи,   практическое   овладение   диалогической   и монологической   речью,   овладение   культурой   устной   и   письменной   речи, владение   нормами   речевого   этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового общения, владение навыками работы в группе и коллективе, способность  7 Целью педагогической деятельности в данном направлении является  с   повышение   уровня   коммуникативных   компетенций   учащихся   на   уроках географии  на основе  технологий коммуникативно­диалоговой деятельности.  Достижение цели предполагает решение следующих задач:  изучение     материалов   научно­исследовательской   литературы   по   влияния   условий   формирования   коммуникативной определению   компетенции на качество знаний обучающихся;  внедрение методов и приемов технологий коммуникативно­диалоговой способствующих   развитию   коммуникативной   деятельности, компетенции обучающихся; Пендик Юлия Николаевна к   осуществлению   учебного   сотрудничества,   умение   критично,   но   не категорично оценивать мысли и действия других людей и др. [7, 11 с.].  Новизна   опыта  состоит   в   создании   концепции   развития коммуникативных   компетенций,    системы   упражнений   для   развития коммуникативной компетенции обучающихся  по разным разделам программы на уровнях основного и среднего   общего образования,    методов и приемов технологий   коммуникативно­диалоговой   деятельности   для   формирования коммуникативной компетенции на уроках географии.  Характеристика условий, в которых возможно применение опыта Опыт   работы   может,   его   отдельные   приемы   и   методы   могут     быть использованы   не только учителями географии,   но и учителями различной предметной направленности,  работающих в на уровне основного и среднего общего образования. Раздел II. Технология опыта  разработка   адаптированной   системы   упражнений   для   развития коммуникативной   компетенции   обучающихся     по   разным   разделам программы   на   уровнях   основного   общего   образования   и   среднего общего образования.         Развитие  коммуникативных компетенций  выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения.               Способствовать   этому   может   продуманная  концепция   развития коммуникативных   компетенций,   которая   может   иметь   следующие   этапы (Таблица 1) Этапы и умения развития коммуникативных компетенций Этапы 1 этап Умения, отрабатываемые под руководством учителя готовность учащихся участвовать в урочном общении отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой  8 Пендик Юлия Николаевна или темой комментировать вопросы и ответы делать сообщения рассказывать логично и последовательно 2 этап простота и чёткость речевого высказывания отработка умения  своего высказывания, понятным каждому  человеку умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко умение использовать примеры, подтверждающие высказывание умение использовать риторические вопросы умение вступать в контакт с партнёром и собеседником умение регулировать громкость и скорость речевого  высказывания 3 этап умение вести беседу в паре, в группе умение поддерживать беседу умение вести конструктивный диалог умение построить дискуссию и вести её умение участвовать в конференциях, играх и турнирах При развитии коммуникативных компетенций на уроках географии для организации   учебного   взаимодействия   учителю   следует   учитывать доминирующие коммуникативные компетенции: 5­6 классы:         пользоваться различными видами чтения; осуществлять прямое воспроизведение; отвечать по плану; соотносить вопрос со знанием и ответ с вопросом; аргументировать свою точку зрения; подтверждать фактами; понимать точку зрения собеседника; участвовать в коллективном взаимодействии. 9 Пендик Юлия Николаевна 7­9 классы: ­ осуществлять воспроизведение преобразованного текста в зависимости от целей и условий; ­ знать формы вопросов и ситуации их применения; ­ формулировать вопрос; ­ делать сообщение, доклад; ­ отстаивать собственную точку зрения; ­ контролировать логику развертывания изложения; ­ понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения; ­ формулировать контраргументы; ­   использовать   различные   виды   чтения   (выборочное, аналитическое, критическое и др.); ­ взаимодействовать в различных формах учебного диалога.   поисковое, Помимо   умения   формулировать   свои   мысли,   коммуникативные компетенции направлены на планирование учебного сотрудничества в паре, группе, коллективе, на  альтернативные способы разрешения конфликта, на принятие   решения   и   его   реализации,   на   управление   поведением   партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), на умение с достаточной полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в   соответствии   с  задачами   и условиями коммуникации. В связи с тем, что в основе ФГОС основного общего образования лежит системно­деятельностный   подход,   который   подразумевает   самостоятельное «открытие»   детьми   нового   знания   в   процессе   обучения,   для   организации учебного   процесса   при   формировании   коммуникативных   компетенций целесообразно использовать приёмы  коммуникативно­диалоговых технологий: «опрос в форме диалоговой пары», «двойной дневник», «тонкие и толстые вопросы», «круглый стол», «зигзаг», «перекрестная   паутинка»,   «верные   –   неверные   утверждения», «прогнозирование с помощью открытых вопросов»,  Приём «Опрос в форме диалоговой пары» используется при работе  в группе, отвечать идет тоже вся группа.  Первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т.д.  Можно так же предложить вопросы с заранее проставленными баллами, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания. Применение  данного приёма  позволяет  развивать   следующие умения: отвечать на вопросы по содержанию;  отвечать на вопросы, направленные на обсуждение   текста;  находить   в   тексте   подтверждение   предложенного суждения; извлекать из текста информацию, данную в явном виде; извлекать из  текста   информацию, данную  в  неявном  виде;  высказывать   своё мнение. Например, при изучении темы «Антарктида» в 7 классе (Приложение 2). 10 Пендик Юлия Николаевна Также   на   этом   уроке   при   рассмотрении   природы   материка целесообразно   применить   приём  «Двойной   дневник».  Тетрадный   лист необходимо   расчертить    на  две  колонки:   в  левой   записаны   аргументы     из текста, а в правой ­ факты (или свои комментарии). При использовании этого приема работы обучающиеся развивают   умения прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, слышать другого человека и принимать его   доводы,   возражать   и   доказывать   по   существу,   происходит   свободный обмен мнениями, обучающиеся должны доказать верность своей точки зрения. (Приложение 2) Приём «Зигзаг» используется на уроке, если требуется за урок освоить большой по объему материал. Класс делится на группы с равным количеством участников.   Текст   должен   быть   поделен   на   столько   частей,   сколько участников в этой первичной группе. 1.  Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.  2.  Каждый   ученик   работает   со   своей   частью   текста   —   прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект.  3. Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам».   Составляются   экспертные   группы.   То   есть,   в   одной   команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок   №   2.   Начинается   этап   обсуждения.   Обучающиеся   обмениваются своими   работами,   мнениями,   выбирают   самый   лучший   вариант   для презентации своей части текста. 4. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста.  5.  Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует   один   из   экспертов   по   данному   вопросу.   В   итоге   происходит вторичное   прослушивание   материала.   Остальные   эксперты   «дополняют» коллегу.  Применение   данного   приёма   способствует   развитию     следующих умений: работать в группе, слушать; осознанно читать; извлекать из текста информацию; выделять в тексте понятное и непонятное; выделять смысловые части;   озаглавливать   части   текста,   составлять   план;   выполнять   подробный пересказ; выполнять краткий пересказ. Например, фрагмент урока в 11  классе по теме «Канада» (Приложение 3). Суть приёма  «Перекрестная паутинка» в том, чтобы ученик выбирал из   текста   те   доказательства,   которые   противоречат   друг   другу.  При проведении   опроса   на   уроке   обучающиеся  учатся   анализировать   ответ товарища, давать рецензию с помощью  памяток.  Лист расчерчивается на 3 колонки, где   в средней   формулируют вопрос, ответом на который могут быть два противоположных утверждения.  11 Пендик Юлия Николаевна Рассмотрим применение этого приёма на примере фрагмента урока в 8 классе  по теме «Антропогенное воздействие на природу. Особо охраняемые территории России» (Приложение 4).           Приём  «Прогнозирование   с   помощью   открытых   вопросов»   применяется на этапе актуализации знаний. Например, урок в 5 классе по теме «Ориентирование на Земной поверхности». (Приложение 5)                 Развитию коммуникативных компетенций способствуют также   такие приёмы, как «Свободное письмо», «Турнир ораторов», «Интеллектуальная дуэль» и «5­ти минутное эссе».  Приём  «Турнир   ораторов»  целесообразно   применять     на   уровнях основного  и среднего общего образования. Этот прием обеспечивает развитие коммуникативных   компетенций,   способствует   освоению   искусства публичного   выступления,   которое   оценивается   по   следующим   критериям: логика   выступления,   художественность   речи,   общение   с   публикой, пластическая   выразительность,   умение   демонстрировать наглядный   материал   и   т.п.   Из   аудитории   выбираются   два   конкурсанта   – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам, например,     в   8   классе   «Удобное   ли   положение   занимает   Россия?»; «Миграционная подвижность населения России очень невелика. Хорошо это или плохо?» или  в 10 классе  «Альтернативные источники энергии – топливо будущего».   этичность, Ораторы  поочередно   докладывают.  Затем   предлагается   членам   жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий.   Прием «Интеллектуальная дуэль» очень важен для обучающихся, так как позволяет активизировать компетентность по конкретной теме; устроить взаимопроверку;   упражняться   в   искусстве   владения   средствами   эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной  теме, например, при повторении темы «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе, когда   один  ученик задает вопросы  о причинах и особенностях проблем,  а второй ­ о видах глобальных проблем,  затем опять первый ученик  – о последствиях глобальных проблем, а второй ученик  ­  о мерах их решения. Остальная   аудитория   (класс)   оценивает   качество   вопросов (проблемность,   интеграция   теории   и   практики)   и   ответов   (лаконичность, точность, артистичность).               Для развития коммуникативных компетенций на уроках   на стадии рефлексивного   осмысления   результатов   урока   используется   приём  «5­ти минутное  эссе»,  когда   ученикам   дается   задание   изложить   свои   мысли   по проблеме, по тексту, по уроку. Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. 12 Пендик Юлия Николаевна Например,   на   уроке   в   5   классе   по   теме   «Земля­часть   Солнечной системы» предлагается написать мини – сочинение (эссе), смысл которого можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю» (5 минут).  Таким   образом,   использование   в   системе   всех   этих   приёмов повышению   уровня   коммуникативной   компетенции способствует  обучающихся,   формированию   опыта   творческой деятельности, опыта эмоционально­оценочного отношения и логики научного мышления.   качества   знаний, Развитие  коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке,   но   и   во   внеурочное   время.   В   качестве   основных   неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: ­ высокая степень самостоятельности и инициативности обучающихся;  ­ развитие социальных навыков;  ­ сформированность умения добывать знания; ­ развитие творческих способностей.  Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и   более   результативным.   Таким   образом,   в   результате   внеклассной   и внеурочной   деятельности   происходит   развитие   коммуникативных компетенций. В   опыте   работы   можно   выделить   следующие   направления   системы организации внеклассной работы: ­организация   проектной   деятельности   обучающихся   (данное   направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами); ­организация работы с одаренными детьми.                Таким образом, использование методов и приёмов коммуникативно­ диалоговой   технологии  способствует   более   глубокому   и  осознанному,  чем при   проведении   обычного   урока,   пониманию   обучающимися   предметного содержания;   усвоению   большего   количества   идей   и   способов   решения проблем,   в   том   числе   оригинальных   и   нестандартных;   обобщённости   и функциональности   усвоенных   знаний   и   умений;   развитию   у   обучающихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у обучающихся вырабатывается   потребность   в   разностороннем   обсуждении   решаемой проблемы,   коммуникативная компетентность и культура.   развиваются   критическое   мышление, Раздел III. Результативность опыта Итак, использование на уроках географии некоторых форм  технологии коммуникативно­диалоговой деятельности является важным средством для развития коммуникативных компетенций. Ежегодно проводимое диагностирование школьников на определение уровня   развития   коммуникативных   компетенций     по   тому   же   комплексу 13 Пендик Юлия Николаевна диагностических   методик   из   программы   психолого­педагогического сопровождения учащихся основной школы при переходе на ФГОС Основного общего   образования   показало   следующие   результаты,   представленные   на рис.2. 30% 25% 20% 25% 25% 25% 31% 32% 26% 26% 21% 15% 15% 16% 16% 16% 10% 10% 11% 5% низкий ниже среднего средний выше среднего высокий 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% 2012­2013 учебный год 2013­2014 учебный год 2014­2015 учебный год 2015­2016 учебный год Рис.2  Коммуникативные   склонности   обучающихся   9   «Б»   класса   по   годам обучения  (методика Р.В. Овчаровой). Анализ рисунка позволяет сделать вывод о положительной динамике роста формирования у школьников коммуникативных компетенций.  Благодаря   целенаправленной   системной   работе   по   развитию коммуникативных   компетенций  с   применением   методов   и   приемов технологий   коммуникативно­диалоговой   деятельности,     были   достигнуты определенные результаты в успеваемости обучающихся по географии, о чем свидетельствуют данные таблицы 2. Таблица  2.Результаты   успеваемости   обучающихся   9   «Б»   класса   по годам Учебный год Качество знаний 2013­2014 2014­2015 2015­2016 69% 71% 73% Обучающиеся  принимают активное участие в олимпиадах, участвуют в районных конкурсах, где занимают призовые места (Приложение 4). Об   успешности   работы   над   опытом   свидетельствует   возросшая активность обучающихся на уроках и во внеурочное время.  У большинства появляется устойчивый интерес к предмету. Дети с удовольствием идут на уроки     географии,   выполняют   упражнения   различной   степени   трудности, творческие   задания,   проекты,   самостоятельно   составляют   диалоги   и монологи. Работа, проводимая на уроках, дает положительные результаты. Дети   не   боятся   писать   эссе,   высказывать     свои   мысли,   фантазировать, отстаивать свою точку зрения, успешно работать в парах, в группах, умело пользуются памятками и выполняют действия по алгоритму. 14 Пендик Юлия Николаевна Между учителем и обучающимися создана атмосфера сотрудничества и взаимодействия.  Следовательно,   коммуникативная   культура   ­   важнейшее   проявление общей   культуры   человека,   функциональная   речевая   компетентность гражданина   современного   общества,   состоятельность   речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой   сфере   будет   находиться   его   профессиональный   интерес.   Поэтому формирование   коммуникативной   компетенции   является   одной   из   важных задач  изучения всего школьного курса географии в целом, как в среднем, так и в старшем звене. Таким   образом,   формируя   ключевые   компетенции   обучающихся,   мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить. Библиографический список 1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 3 изд. ­ М.: Просвещение, 2013. – 85 с. 2. Белова, С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно­смыслового содержания гуманитарных предметов/ С.В.Белов Автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2012­11с. 3. Беловолова,   Е.А.   География:   формирование   универсальных   учебных действий:   5­9   классы:   методическое   пособие   /   Б.Е.Беловолова.   –   М.: Вентана­Граф, 2014.­ 125 с. 4. Бурцева, Л.В. Формирование речевых компетенций учащихся / Управление школой. – 2013,­ 80 с. 5. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2013.­186 с. 6. Душина, И.В. Методика  и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ин­тов и ун­тов / И.В, Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2014.­322 с. 7. Зимняя,   И.Л.   Общая   культура   и   социально­профессиональная компетентность человека / И.Л. Зимняя // Высшее образование сегодня. ­ 2005.­122с. 8. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов.­ М.: Чистые пруды, 2007. 32 с. 9. Немов Р.С. Психология: Словарь­справочник: В 2­х ч. – Ч. 1. М.: Владос ­ Пресс, 2013. ­ 304 с. 10.Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. ­ М.: Просвещение, 2014. – 167 с. 11.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. ­ М.: Народное образование, 2013. ­ 256 с.  15 Пендик Юлия Николаевна 12.Хуторской,   А.В.   Компетентностный   подход   в   обучении.   Научно­ методическое   пособие   /   А.В.   Хуторской   ­   М.:   Издательство   «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. ­ 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»). 13.Хуторской А.В.Ключевые компетенции и образовательные стандарты  [Электронный   ресурс].­  URL  http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm  (дата обращения: 02.05.2017г 14. Хуторской, А.В. Коммуникационные компетенции в обучении». Научно­ методическое пособие. ­ М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. ­ 37 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»). 16

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018