Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности
Оценка 4.6

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
география +1
Взрослым
20.04.2018
Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности
Приложение к опыту Пендик Ю.Н..docx
Приложения 1. Приложение  1  Методика выявления коммуникативных       склонностей учащихся…………………………………………………………………………2 2. Приложение  2  Урок географии по теме «Антарктида» ……………. …….4 3. Приложение  3  Фрагмент  урока в 11  классе по теме «Канада»…………23 4. Приложение  4  Задание к уроку  по теме «Антропогенное воздействие на  природу. Особо охраняемые территории России», 8 класс…………………..26 5.Приложение  5   Урок географии по теме: «Ориентирование на Земной  поверхности» (5 класс)………………………………………………………….27 6. Приложение 6  Результаты  участия обучающихся в олимпиадах,  конкурсах………………………………………………………………………...39 1 Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Приложение  1 Овчаровой Методика   Р.В.   Овчаровой   предназначена   для   выявления коммуникативных   склонностей   учащихся.   Основополагающим   методом исследования   является   тестирование.   Методика   предназначена  для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог­психолог 1 раз   в   год.   Результаты   исследования   предназначены  для  заместителей руководителей   по   учебно­воспитательной   работе,  преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится  в стандартных   условиях   учебных   заведений   (возможна   групповая   и индивидуальная   формы   тестирования).   Интерпретация   результатов проводится   в   соответствии   с   ключом   оценки   и   обработки   данных исследования. Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся. Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если   отрицательный,   то   «­».   Представьте   себе   типичные   ситуации   и   не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро». Вопросы 1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 2.   Всегда   ли   Вам   трудно   ориентироваться   в   создавшейся критической ситуации? 3. 4.  Нравится ли Вам заниматься общественной работой?   Если   возникли   некоторые   помехи   в   осуществлении   Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного? 5.   Любите   ли   Вы   придумывать   или   организовываться   своими товарищами различные игры и развлечения? 6.  Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня? 7.  Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 2 8.   Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из­за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9.   Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 10.   Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 11.  Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело? 12.   Правда   ли,   что   Вы   утомляетесь   от   частого   общения   с товарищами? 13.   Часто   ли   Вы   проявляете   инициативу   при   решении   вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 14. правоты? 15. (классе)? 16.   Верно   ли,   что   Вы   резко   стремитесь   к   доказательству   своей   Принимаете   ли   Вы   участие   в   общественной   работе   в   школе   Верно   ли,   что   Вы   не   стремитесь   отстаивать   свое   мнение   или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 17.  Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18. 19. 20.  Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?  Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?   Правда   ли,   что   Вы   не   очень   уверенно   чувствуете   себя   в окружении большой группы своих товарищей? Лист ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Обработка   полученных   результатов.  Показатель   выраженности коммуникативных   склонностей   определяется   по   сумме   положительных ответов   на   все   нечетные   вопросы   отрицательных   ответов   на   все   четные вопросы,   разделенной   на   20.   По   полученному   таким   образом   показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 1.Низкий уровень ­ 0,1­0,45; 2.Ниже среднего ­ 0,46­0,55; 3.Средний уровень ­ 0,56­0,65; 4.Выше среднего ­ 0,66­0,75; 5.Высокий уровень ­ 0,76­1. 3 4 Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Антарктида»  Предмет, класс География, 7 класс Приложение 2 Учитель  Тема урока Цель урока Результаты  урока Пендик Юлия Николаевна Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. Природа. Способствовать   формированию   представлений   учащихся   об   Антарктиде,   ее   особенностях,   географическом положении, истории открытия, рельефе и природе  Образовательные  (предметные результаты) Научиться   объяснять   значение   понятий: «Антарктика»,«антарктическая пустыня», «антарктические   оазисы»;   определять географическое   положение,   особенности рельефа   и   климата   материка;   выявлять особенности   органического   мира Антарктиды;   примеры использования   территории   Антарктиды человеком;   описывать   влияние   природы материка   на   глобальные   природные   и антропогенные процессы.   приводить Развивающие  (метапредметные результаты) Работать с текстовым и нетекстовым  компонентом; сравнивать объекты по  заданным критериям, создавать  описание; выделять главные,  существенные признаки понятий. Развитие коммуникативных  компетенций; развитие навыков  взаимодействия и сотрудничества;  освоение способов решения проблем  творческого характера;  формирование умения слушать  собеседника и вести диалог;  готовности признавать возможность  существования различных точек  зрения и права каждого иметь свою;  излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Воспитательные  (личностные результаты) Формирование познавательного   интереса   к предмету   и   устойчивой мотивации   к   обучению   и исследовательской   постепенное деятельности; выстраивание собственной   целостной   картины   мира; выражение   положительного отношения   к   процессу познания. Формирование   уважительного отношения   к   иному   мнению; развитие самостоятельности и личной   ответственности   за свои   поступки;   развитие навыков сотрудничества. Дата проведения 8.02.2017 год 5 Тип урока Форма проведения УМК Открытие новых знаний Урок­путешествие Программа основного общего образования по географии.5­9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В.  Душина, Л.Е. Савельева Учебник: География: Материки, океаны, народы и страны.7 класс/ И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под  ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2014. ­398 с Рабочая тетрадь к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География: материки, океаны, народы и  страны 7 класс, издательство Дрофа, 2016 год Основные этапы организации учебной деятельности 1.Организационно ­мотивационный  момент урока Цель этапа Организация  класса. Создание  благоприятного  психологическог о настроя на  работу Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие учителя Проверка своей готовности к уроку. Самооценка Приветствие обучающихся, проверка готовности обучающихся к уроку. Определение настроя  учащихся на работу. ­Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Мне хотелось   бы   узнать,   с   каким   настроением   вы пришли на урок. ­   Я   прошу   улыбнуться   тех,   кто   пришел   на занятие с хорошим настроением; ­Я   прошу   поднять   руку   тех,   кому   нравится общаться с одноклассниками;  ­Хлопните   в   ладоши,   если   вы   не   любите конфликтовать и спорить; ­Давайте возьмёмся за руки, в знак того, что нам предстоит интересная совместная работа. ­Думаю, что теперь можно начинать. 6 2.Актуализация  субъективного  опыта учащихся. Определение  темы и цели  урока.  Просмотр видео. Формулировка темы и цели  урока. Структурирование полученных ранее  знаний Ответы на вопросы учителя Выделение и осознание того, что уже усвоено и  что надо усвоить Мысленное восприятие ситуации      ­Для   того   чтобы   определить   тему   урока,   я предлагаю   вам   просмотреть   видеоролик   и прослушать текст: (видео об Антарктиде) «На   краю   нашей   планеты   лежит,   как   спящая принцесса,   земля,   закованная   в   голубое. Зловещая   и   прекрасная   она   лежит   в   своей морозной   дремоте,   в   складках   мантии   снега, светящегося   аметистами   и   изумрудами   льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми   и   зелеными тонами…»А. Ричард Бэре (1947 год) ­ Итак, определили ли вы,о чем пойдет речь на нашем уроке? О каком материке? Почему вы так решили? (обоснование ответа) ­ Итак, тема нашего урока «Антарктида». ­ Практически каждый человек на Земле любит путешествовать,   а   если   это   еще   и   географ   – исследователь   –   то   очень   любит.   Так   и   мы сегодня представим, что мы путешественники – географы,   попутешествуем     икак     истинные исследователи свои наблюдения будем заносить в   дневник   путешественника,   собрав   все полученные   сведения,   составим   свою   мини­ энциклопедию материка Антарктида.  ­У   каждой   группы   есть   инструкция   к заполнению   дневника   и   маршрутный   лист,   в котором   мы   будем   оценивать   себя   после каждого этапа нашего путешествия. ­В одной из старых песен поется: Хочу сказать тебе, мой друг, Ты только не таи обиду. Хороших много мест вокруг, Зачем ты едешь в Антарктиду? 7   ­   Предположите,   зачем   люди   едут   в 3. Изучение новых знаний и способов деятельности Характеристика  природы  Антарктиды Выполнение задания по группам 1 группа – «Географическое положение  материка» (ответ в форме диалоговой пары) 2 группа – «История открытия и исследования»  (тонкий и толстый вопросы) 3 группа – «Природа материка»  (двойной  дневник) 4 группа – «Органический мир» (круглый стол) Работа с текстом учебника, атласами и  дополнительными источниками информации Работа в парах и группах, обсуждение материала из разных источников, ответы на поставленные  вопросы.  Представление материала группе.  Взаимодействие с  членами  команды Восприятие материала Самоутверждение Итак, мы начинаем наше путешествие. ­   А,   чтобы   попасть   на   данный   материк   нам нужно   собрать   чемодан   путешественника   (на доске   прикреплены   рисунки:   тёплая   одежда, очки,   верёвка,   компас,   вертолет,   зонтик, резиновые сапоги, машина). ­Какие вещивы возьмете  с собой в Антарктиду? (Учащимся   нужно   выбрать   предметы,   которые необходимо   взять   с   собой   при   поездке   в Антарктиду,   при   этом   ученик   объясняет   свой выбор). ­ В конце урока мы проверим, правильно ли мы собрали чемодан. ­Итак, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида? ­ Какой вывод напрашивается? ­ Из каких частей состоит слово «Антарктида»?  ­  Название  материка  происходит  от  двух  слов «Анти» ­ против и   « Арктика», в буквальном смысле   слово   «   Антарктида»   означает   « противоположная Арктике». Это двоюродные сестры…… ­ Поэтому…выполните следующее задание   (работа в паре) (дополните предложения):    1.Когда в Арктике зима, полярная ночь, то…. 2. Когда  Антарктике лето и полярный день,  то… 3. Центральная Арктика – океан, окруженный со всехсторон сушей, а Антарктика…. 4.В высоких широтах Арктики – всюду  холодно…. ­ Только не думайте, что на крайнем юге теплее, чем   в Арктике, как раз наоборот. Здесь стоят такие морозы, каких не знает Северный полюс. 8 ­   А   теперь   проверьте   себя,   как   правильно   вы  (самооценка   по выполнили   это   задание презентации) ­ Итак, чтобы поближе узнать этот суровый и неприветливый материк, давайте разделимся на 4 группы исследователей, цель каждой группы изучить материк, рассматривая только его одну особенность. ­   Помните,   что   время   ваше   ограничено,   на выполнение   этого   задания   вам   отводится   7 минут. 1 группа – «Географическое положение  материка» (ответ в форме диалоговой пары) 2 группа – «История открытия и исследования»  (тонкий и толстый вопросы) 3 группа – «Природа материка»  (двойной  дневник) 4 группа – «Органический мир» (круглый стол) !!!­ Прежде чем прослушаем отчеты каждой группы, давайте проведем физкультминутку Физкультминутка Игра «да­нет». Выполняют движения.  Если вы считаете утверждение верным, то  встаньте, если нет, то оставайтесь сидя. Будьте  внимательны, принимайте правильное  положение. Самый пустынный; самый влажный, самый  изолированный, самый северный, самый  безлюдный, самый большой, самый холодный,  самый ледяной, самый белый, самый сухой Проводит устный по группам (отчеты) ­ Давайте послушаем отчет первой группы. По ходу   отчета   будем   заполнять   дневник путешественника (географическое положение). 9 4.  Закрепление  изученного Проверка  понимания  содержания темы « Антарктида» Понимание содержания темы  Антарктида»,  умение описать географическое положение,  историю открытия, рельеф, климат и  органический мир материка Опрос в форме диалоговой пары 1 группа(географическое положение) 10 Выполняют задание, выходит к доске,  прикрепляет свой лист – исследование и  рассказывает свой вопрос). Ответ на вопросы учителя и учащихся класса Восприятие, структурированное представление  материала Мысленное восприятие ситуации  Каждая группа выполняет задание, затем  выходит к доске, прикрепляет свой лист –  исследование и рассказывает свой вопрос. Используя текст учебника и  карту атласа,  составить характеристику Антарктиды (работа в группах). 1 группа: 1ученик:Площадь материка…13 1777 000 тыс.  кв.  км 2 ученик ­ вопрос: Материк Антарктида, что  самый маленький материк? 1 ученик ­ ответ: Нет, самый маленький  материк ­ Австралия 1 ученик: Антарктида расположена  в  полушариях­……(Южном) 1 ученик: Расположена относительно нулевого  меридиана…..(пересекается) 2 ученик: ­ А как Антарктида расположена по  отношению экватора, тропиков и полярных  кругов? 1 ученик:  Экватором и тропиками не  пересекаются (показать на карте), через  Антарктиду проходит северный полярный круг 2 ученик: Антарктида расположена в  климатических поясах… (субантарктический и  антарктический) 3 ученик: А в умеренный климатический пояс  характерен для Антарктиды? 2 ученик: Нет, не характерен, Антарктида  расположена далеко от умеренного пояса 2          группа (элементы береговой линии) 3   ученик:   Океаны,   омывающие   Антарктиду… (воды   Атлантического,   Индийского   и   Тихого океанов) 4 ученик: А омывают ли Антарктиду воды  Южного океана?  3 ученик: Нет, Южного океана нет­это условное  название территории, где соединяются воды  Атлантического, Индийского и Тихого океанов) 4ученик: Моря, омывающие Антарктиду… ( Лазарева, Космонавтов, Содружества,  Дюрвиля, Сомова, Росса, Амудсена,  Беллинсгаузена, Уэделла)  Полуострова Антарктиды . .. один – Антарктический Проливы… тоже один – Дрейка 1 ученик: А какие материки разделяет пролив  Дрейка?  4 ученик: Южную Америку и Антарктиду 4 ученик:Крайняя точка материка… мыс Сифре Вопросы к первой части картинок: Кто? Когда? На чем? –тонкие вопросы?  Каким образом? – толстый вопрос Вопросы ко второй части картинок: Каким  образом? (обошла вокруг  материка и открыла  много островов. В 1820 году, когда участники  экспедиции впервые подошли к берегам  Антарктиды, принято считать годом ее  Послушаем отчет второй группы об истории  исследования и открытия материка.  Не забываем заполнять дневник путешественника.  «Тонкий и толстый вопросы» группа (история открытия материка) 11 Послушаем отчет третьей группы о природе  материка. Заполняем дневник  путешественника. «Двойной дневник» группа (природа материка) открытия. Кто? РуальАмудсен Когда? 18 января 1812 года Какой вклад внес? – первым достиг Юного  полюса Какое значение имело? Получили первые  сведения  о внутренних районах материка Современные исследования:… Как происходят? В первой половине 20 века  США, Великобритания, Австрия и Норвегия, а  так же и другие государства, в том числе и  Россия организовали специальные экспедиции по изучению Антарктиды. Изучалось  преимущественно побережье, внутренние же  области оставались малоизвестными. В середине 20 века одиннадцать стран договорились  совместно изучать Антарктиду и обмениваться  информацией. Научное сотрудничество их  официально закреплено в Международном  договоре об Антарктиде. В настоящее время  этот материк не принадлежит ни одному  государству мира.                                                  Рельеф аргументы факты 1.Материк Антарктида  самый высокий материк,  почти в три раза больше  средней высоты других  материков 1. Средняя толщина льда  около 2000 м, а в  восточной части она  достигает 45000 м.  Средняя высота  12 2.Почти весь материк  покрыт льдом и содержит большие запасы пресной  воды 3.Современные методы  исследования позволили  получить четкое   представление о  подледном рельефе  материка 4. Для материка  Антарктида характерно  горообразование и в  настоящее время материка, учитывая   ледниковый покров  составляет 2040 м.  2. Ледниковый покров  Антарктиды содержит  около 80% всех пресных  вод земли 3. Около 1/3 его  поверхности лежит ниже  уровня моря. В тоже  время под ледным  панцирем обнаружены  горные цепи и массивы.  Вдоль Антарктического  полуострова и западной  окраины материка  протянулись горы,  которые служат  продолжение Анд.  Здесь  находится самый высокий горный массив – Винсон  (5140 м) 4. У окраины материка,  на одном из побережий  островов моря Росса,  возвышается  действующий вулкан –  Эребус (свидетель  активных  горообразовательных  «Круглый стол» группа (органический мир  Антарктиды) 13 процессов) Обсуждают, обмениваются мнениями. Используя картинки выбирают  и наклеивают  представителей органического мира   Антарктиды, делят их на «флору» и «фауну».  Дают краткую характеристику. (см. приложение  к уроку) Работают с записями в дневниках, делают  выводы Решение теста по теме урока Усвоение материала по правовому статусу  материка Взаимодействие с одноклассниками в ходе  проверки материала Самоконтроль Самоутверждение, принятие других точек  зрения 5.Обобщение и  систематизация 6.  Контроль и  самоконтроль Обобщить и  систематизирова ть полученные  знания Определение  степени усвоения материала урока ­ А теперь ребята, еще раз просмотрите записи в  своем дневнике путешественника, сделайте  выводы об уникальности и неповторимости  материка Антарктида Тестирование по теме «Антарктида»   мы   совершили   увлекательное ­   Итак, путешествие на самый холодный, еще не конца изученный,   но   очень   интересный   материк. Проверим,   как   вы   усвоили   изученный материал(тест).  Вопросы теста и ответы. 1.Как перевести на русский язык название  материка Антарктида? А­ Южный материк Б­ Холодный материк В­Материк напротив севера 2.В каком году была открыта Антарктида? А­ 1779 Б­ 1820 В­1912 14 3. Какова максимальная высота ледового  покрова Антарктиды? А­ 1200м Б­ 4500м В­5200м 4. «Оазис» в Антарктиде ­ это… А­ участки покрытые растительностью. Б­ замёрзшие озёра В­участки свободные ото льда 5. Самое холодное место в Антарктиде и в мире  ­ это.. А­ станция Восток Б­ южный полюс В­станция Мирный 6. В каком месяце в Антарктиде зима? А­ январь Б­ июль В­октябрь 7. Самый распространённый вид пингвина в  Антарктиде и в мире ­ это.. А­императорский пингвин Б­ карликовый пингвин В­пингвин Адели 8. Сколько процентов пресной воды в ледовом  куполе Антарктиды ? А­ 50% Б­ 70% В­80%  ­ А теперь, давайте проверим себя  (самопроверка) Ответы:  1­в, 2­б, 3­б, 4­в, 5­а. 6­б. 7­а, 8­в. 15 Самопроверка по ключам 7. Коррекция  8.  Подведение  итогов учебного  занятия Коррекция  ответов теста На этапе  подведения  итогов урока  учащиеся  соотнесли  полученный  результат с  поставленной  целью  деятельности 9. Информация о домашнем  задании Определение  домашнего  задания и  инструктаж по  его выполнению ­ А теперь ребята, еще раз внимательно  просмотрите свои ответы в тесте, сделайте  нужные исправления ­ Ребята, а теперь давайте вернемся в начало  нашего урока и вспомним цели, которые мы  перед собой ставили. ­ Достигли ли мы своих целей? (ответы  учащихся) ­ Правильно ли мы собрали чемодан  путешественника?  ­   Ну   и   теперь   главный   вопрос   нашего   урока: «Зачем же люди едут в Антарктиду?» ­ Итак,   ребята путешествие наше закончилось, давайте   подведем   итог,   в   маршрутных   листах выставляем себе итоговую оценку за урок.                               22 – 20 баллов – «5»                               19– 16 баллов  – «4»                               15 – 14 баллов – «3»  ­ Поднимаем руку у кого «4» и «5». Исходя из полученных баллов, получили  разноуровневое домашнее задание. 1. 14­15 баллов: выучить § 38­39; 2. 16– 19 баллов: составить рассказ об  удивительных озерах Антартиды? 3. 20 – 22 балла: найти интересные факты  об Антарктиде. Исправляют ошибки в тесте Соотносят полученный результат с поставленной целью деятельности Взаимодействие с одноклассниками  Оценка промежуточных результатов и  саморегуляции для  повышения мотивации  учебной деятельности Самооценка своей работы в маршрутных листах Формулировка вопросов домашнего задания Вопросы для уточнения понимания д/з 16 Обобщают полученные знания. Высказывают   своё   мнение,   соглашаются   или опровергают мнение одноклассника. Оценивают   результативность, уровень знаний –самооценка Способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности   качество   и Учащиеся прикрепляют кораблики на карту . Подведение  итогов занятия 10.  Рефлексивное  осмысление  результатов  урока    Беседа с учащимися о предметных и личностных результатах учебного занятия.   Предлагаю   вам   написать   эссе   по изученному   материалу.   Это   свободное письмо, смысл которого можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю» (5 минут).  Спасибо   за   урок!   Надеюсь,   что   наше путешествие вам понравилось.  Перед вами карта с изображением  эмоциональных "островов". Прошу вас  подойти к ней  и оставить свой кораблик  у острова, который наиболее подходит к  вашему эмоциональному состоянию. 17 Приложения к уроку по теме: «Антарктида» Задание для 1  группы («опрос в форме диалоговой пары») 1.Площадь материка… 2.Антарктида расположена в полушариях… 3.Расположена относительно нулевого меридиана… 4.Антарктида   расположена   по   отношению   экватора,   тропиков   и   полярных кругов… 5.Антарктида расположена в климатических поясах… 6.Океаны, омывающие Антарктиду… 7.Моря, омывающие Антарктиду… 8.Полуострова Антарктиды … 9.Проливы… 10.Крайняя точка материка… 18 Шаблон для работы учащихся 2 группы  («тонкий» и «толстый» вопросы): ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ МАТЕРИКА ______________________________________________ ______________________________________________ __________________________________ ______________________________________________ 19 Прием     Шаблон для работы 3 группы «двойной дневник»: Рельеф материка Антарктида факты аргументы 1.Материк   Антарктида   самый высокий   материк,   почти   в   три раза   больше   средней   высоты других материков 2.Почти   весь   материк   покрыт льдом   и   содержит   большие запасы пресной воды   методы 3.Современные исследования позволили получить четкое  представление о подледном рельефе материка   4.   Для   материка   Антарктида характерно горообразование и в настоящее  20 Климат материка Антарктида аргументы факты 1.Антарктический   воздух   отличается удивительной и сухостью.   Особенно   суров   климат   во внутренних частях материка   прозрачностью   2.В   Антарктиде   наблюдается   большая разница   температур   и   атмосферного давления как над внутренней областью, так   и   над   омывающими   океанами,   что приводит   к   образованию   постоянных ветров 3.   В   Антарктиде   вблизи   побережья полярниками   обнаружены   необычные участки   с   озерами,   совершенно свободные   ото   льда.   Эти   участки получили   название  «антарктические оазисы».  Площадь   таких   оазисов   от нескольких   десятков   до   нескольких сотен квадратных метров. 21 Задания для работы 4 группы («круглый стол») ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР _________________________ _________________________ __________________________ __________________________ __________________________ 22 ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ 23 Приложение   3 Фрагмент  урока в 11  классе по теме «Канада»  на этапе открытия новых знаний Прочтите текст по теме урока, проанализирует его и представьте в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.  Канада Географическое положение Канады (№ 1) Площадь ­ 9,97 млн. км2. Население ­ 33,3 млн. человек. Государство в составе Содружества ­ десять провинций и три территории Столица – Оттава.   Канада расположена в северной части Северной Америки и занимает 2/5 ее территории. По площади ­ это вторая страна мира после России. Омывается она водами трех океанов: Северного Ледовитого на севере и Тихого на западе и Атлантического на востоке, имеет чрезвычайно длинный морской границе, который   составляет   почти   120   тыс   км.   Наибольшее   значение   для формирования   экономических   связей   имеет   побережья   Атлантического океана и в частности эстуария реки Святого Лаврентия. На западе Канада омывается водами Тихого океана. Канада имеет сухопутную границу только с США.   Территория   Канады   вытянулась   с   юга   на   север   на   4600   км   и расположена в умеренном, субарктическом и арктическом поясах. С востока на запад она простирается на 5200 км и размещается в шести часовых поясах. Территория Канады охватывает множество островов и полуостровов, которые еще   мало   освоены   и   характеризуются   экстремальными     климатическими условиями.   Главными   элементами   рельефа   являются   горы     Кордильеры   и расположенная   между   ними   Лаврентийская   возвышенность   с   прилегающей низменностями. Полезные ископаемые (№ 2)         По   разнообразию   и   общими   запасами   минеральных   ресурсов   Канада занимает одно из ведущих мест в мире. В ее недрах есть большие залежи энергетических,   рудных   и   нерудных   полезных   ископаемых,   она   занимает пятое место в мире по запасам угля, имеет значительные залежи нефти и газа. Значительные   залежи   этих   видов   углеводородного   топлива   открыты   в предгорьях Кордильер. Канада является богатой на урановые руды, которые составляют 2/5 от их запасов в развитых странах мира.  Территория Канады богата запасами руд цветных металлов (никель, медь, цинк, свинец), железной руды,   урана,   нефти   и   природного   газа,   калийных   солей,   асбеста,   угля. Сказочно   богата   полезными   ископаемыми   Лаврентийская   возвышенность. Здесь   находится   уникальная   рудная   зона:   месторождения   железа,   никеля, серебра, полиметаллов, урана. Месторождения разрабатываются в основном открытым   способом.   Канада   является   крупнейшим   поставщиком минерального сырья в США и другие индустриально развитые страны. Канада обладает крупнейшими в мире запасами нерудных полезных ископаемых, а 24 именно калийных   солей,   что   является   важной   предпосылкой   производства здесь калийных удобрений. Канада имеет значительные залежи разнообразной строительного сырья.  Природные ресурсы (№3)       Канада имеет огромные водные ресурсы, охватывающие Великие озера и реки   Св.   Лаврентия,   Макензи,   Юкон,   Нельсон   и   занимает   2   место,   после России. Значительные запасы пресных вод есть в центральных и особенно в северных регионах Канады, где много в пресноводных озер и полноводных рек. Но слабая  освоенность этих регионов не способствует использованию имеющихся здесь водных ресурсов. В Канаде много горных рек, поэтому есть большие запасы гидроресурсов.         Примерно половина (43%) территории Канады покрыта лесами, большая часть которых расположена в доступных для освоения районах. По запасам леса (около 20% мировых) Канада занимает третье место в мире после России и Бразилии.    Только   южные   районы   Канады   имеют   благоприятные   почвенно­ климатические условия для развития сельского хозяйства. Сдерживает это развитие на Великих равнинах недостаточное количество осадков (250­500 мм в год) На большей части Канады почвы подзолистые, на юге ­ серые лесные, черноземные   и   каштановые   15%   территории   страны   пригодны   для возделывания. Почти 70 млн. га используется в сельском хозяйстве.       Затем рассаживаются по группам экспертов (по номера), в группе изучают, составляют опорные схемы, планы и т.д. После возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал ­ взаимообучение. Результаты работы учащихся могут выглядеть так: Географическое положение Канады Дополнить предложения: 1. Площадь Канады – 9, 97 млн. км2. 2. Место по площади в мире – 2 место после России. 3. Столица ­ Оттава. 4. Форма   административно   –   территориального   устройства   – арктическом. 9. Часовых поясов – 6. 25 Содружество, возглавляемое Великобританией. 5. Океаны,   омывающие   территорию   –  Тихий   океан   и   Атлантический океан. 6. Протяженность морских границ – 120 тыс.км. 7. Соседи Канады – США (на юге). 8. Расположена в климатических поясах ­ умеренном, субарктическом и Полезные ископаемые Канады Виды полезных ископаемых Канады (таблица) Полезные ископаемые Примеры Рудные Нерудные цветные металлы (никель, медь, цинк,  свинец), железные руды,  полиметаллические руды, урановые  руды, а так же серебро калийные соли, строительные материалы  (асбест) Энергетические  уголь, нефть, природный газ № п\п 1 2 3 Природные ресурсы (схема) Водные ресурсы Канады Россия (1 место)­Канада (2 место) – р.Св. Лаврентия, Макензи, Юкон, оз. Нельсон Лесные ресурсы Канады Россия   (1   место)­Бразилия   (2   место)­   Канада   (3   место)   ­   20   %   мировых запасов Почвенные ресурсы Канады Подзолистые   (1   место)   –   50%­Серые   лесные   (2   место)­35   %­Черноземы   и каштановые (3 место) – 15 %. 26 Задание к уроку  фрагменту урока (прием «перекрестная паутинка»)  в 8 классе по теме «Антропогенное воздействие на природу.  Особо охраняемые территории России» Приложение  4 Аргументы «за» да Вопрос «Нужно ли прекращать антропогенны е воздействия на природу?» Аргументы «против» нет 1. Внесение минеральных  удобрений в почву без учёта  осадков и др.факторов  приводит к выносу  минеральных веществ из почвы в реки, озёра. 2. При строительстве  водохранилищ изменяется  уровень грунтовых вод,  происходит заболачивание  территорий. 3. Образуется много карьеров,  оврагов, терриконов. 4. Вырубка леса – изменение  природного комплекса. 5. Нарушается естественный  покров Земли, при бурении  скважин и добыче полезных  ископаемых – сдёргивается  плодородный слой Земли. 6. Уничтожение ценных  животных и растений. 7. «Озоновая дыра» 8. «Парниковый эффект» 9. «Химический дождь» 27 1. Природа служит средой  существования людей,  основным и чаще всего  единственным источником  удовлетворения их  разнообразных потребностей  (потребности 1,2,3 группы) 2. Нужно строить системы  небольших  взаимодействующих  водохранилищ, чем одно  громадное. 3. Посадка деревьев. Есть  специальные машины для  посадки и ухода за  молодыми насаждениями. 4.Рекультивация –  восстановление нарушенных  земель в районах развития  горнодобывающей  промышленности. 5. Охраняемые территории,  заповедники, заказники. 6. Занесение редких  животных и растений в Красную книгу. 7.Организации «Гринпис» и  др. 28 Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Ориентирование на Земной поверхности»  Предмет Учитель Тема урока Цель урока География 5 класс Пендик Юлия Николаевна Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности; создать условия для развития и углубления знаний учащихся о плане и карте.  Результаты урока Образовательные Развивающие Воспитальные Приложение 5 (предметные результаты) Определять стороны горизонта;    ориентироваться     по   компасу   на плане   и   местности;   понимать   роль ориентирования для человека.  12.12.2016 год (метапредметные результаты) (личностные результаты) Овладение   географическими   знаниями   и умениями   их   применять   в   различных жизненных ситуациях.   свои Высказывать   предположения   на основе   учебного   материала;   устно выражать мысли, аргументировать свою точку зрения; слушать   и   понимать   речь   других; находить анализировать информацию;   работать   по   плану; осуществлять самоконтроль.     и   Урок открытия новых знаний. Топографический   план   местности,   компасы,   учебники,   атласы,   транспортиры,   раздаточный   материал   карточки, «смайлики» Программа основного общего образования по географии.5­9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е.Савельева Учебник: География. Землеведение.5­6 классы / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2013.­ 283 с. Рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение» 5 кл., издательство Дрофа, 2016 г.   Цель этапа Деятельность учащихся Деятельность учителя 29 Дата проведения Тип урока Оборудование УМК  Основные   организации этапы учебной деятельности 1.Организационный этап  Формирование мотивационной   основы учебной деятельности  Приветствие   обучающихся,   проверка   готовности обучающихся к уроку. Определение настроя на работу. Урок начинается с приветствия учащихся:     Ученики приветствуют учителя с  помощью смайликов. Проверка  готовности к уроку. Самооценка Прозвенел звонок, Начался урок. На уроке будь старательным, Будь активным и внимательным. Все пиши не отставая, Слушай не перебивая. Говори, ты четко внятно. Чтобы было все понятно 2. Этап актуализации субъективного   опыта обучающихся  Определение   темы   и целей урока ­   Ребята,   давайте   разрешим   проблемную   ситуацию. Прослушайте   текст   и   ответьте   на   вопрос:   Что произошло   с   героем   и   как   ему   можно   помочь? (прогнозирование с помощью открытых вопросов) Стояла прекрасная осенняя пора. Именно в такой день собирать   грибы   одно   удовольствие.   Я   насобирал   их целую   корзину.   Наконец   я   решил   вернуться   домой. Быстрыми шагами прошел я возле кустов, взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском   направо   и   низенькой   белой   церковью   в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! – подумал я, ­ да это я совсем не туда попал: я слишком забрал   вправо»   ­   и,   ­   сам     дивясь   своей   ошибке, проворно спустился с  холма. Да как  же   это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно! Мне же нужно было на север. Иван Сергеевич Тургенев  «Бежин луг»   ­   Что   случилось   с   героем   отрывка   рассказа   И.С. 30 Мысленное   восприятие   ситуации. Выделение   и   осознание   того,   что уже усвоено и что надо усвоить. Учащиеся   предполагают,   что произошло   с   героем     из   отрывка произведения. Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно формулируют тему (записывают в тетрадь)  Формулируют цель, задачи  урока и план урока Тургенева «Бежин луг»?  ­ В какую сторону ему нужно было идти?  ­ Как ему помочь найти север? А если бы он заблудился ночью?   ­   Т.е.   получается,   что   мы   должны   помочь   герою рассказа.   Помочь   в   чем?   Как   вы   думаете,   о   чем   мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  ­Сформулируйте тему урока: «Ориентирование».  (оценка своей деятельности). 1 – 3 балла   ­   Что   обозначает   слово   «ориентирование»?   А,   где можно точно узнать значение этого слова?  (работа со словарем).  ­ Ребята, а людям каких профессий необходимо уметь ориентироваться?  ­ Молодцы! А теперь из предложенных географических понятий   выберите   те,   которые   вам   уже   знакомы,   а   с какими нам нужно будет познакомиться? ­ горизонт ­ компас ­ азимут ­ стороны горизонта (вывешены на доске – разделить на две группы)   ­     А   теперь   скажите,   какие   цели   мы   перед   собой поставим? Ключевые слова для постановки целей: определять, ориентироваться, узнать, научиться. Цель: 1.Ориентироваться на местности  2.Определять стороны горизонта 3.Узнать, что такое «азимут», как его определять 4.Научиться   работать   с   компасом  (оценка   своей деятельности)1 – 3 балла ­ Теперь давайте составим план помощи нашему герою.  31 3.Изучения   новых знаний   и   способов деятельности   понятий Определение   «ориентирование», ориентация   по   местным признакам, стороны горизонта   1. Ориентирование по местным признакам. 2. Направление сторон горизонта. 3. Ориентирование с помощью компаса. 4. деятельности). 1 – 2 балла   Подведение   итогов   урока  (оценка   своей ­Итак,   ребята,   наш   герой   заблудился   в   лесу,   как   он может   по   местным   признакам   сориентироваться   в незнакомой местности?  ­   А   теперь   ребята     в   течение   3   минут   обсудите,   и приготовьте рассказ об одном из способов нахождения дороги   по  местным  признакам,   которые  вы   назвали  в начале урока и которые помогут нашему герою. 1 группа – по муравейнику; 2 группа – по ветвям одиноко стоящего дерева; 3 группа – по Солнцу; 4 группа – по мху; 5   группа   –   по   Полярной   звезде  (оценка   своей деятельности). 1 – 2 балла ­Скажите,   по   вашему   мнению,   сможет   ли   наш   герой теперь ориентироваться в незнакомой местности? ­ Ребята скажите, а как еще может найти дорогу домой  ­    Есть   более   точные   способы герой   рассказа?   ориентирования.    ­  Именно   об   этом   способе   мы   и   расскажем   герою рассказа. Посмотрите на задание № 1: подпишите, где север, юг, запад, восток? (самоконтроль) 32 Дают   ответы,   используя   личный опыт   и   знания   из   окружающего мира   (ориентироваться  по  Солнцу, по звездам, по мху, по муравейнику т .д.). Отвечают, как  сориентировался по  Полярной звезде. Отвечают на вопросы учителя с  учетом уже полученных знаний. Работа в группах, обсуждение  материала, ответы на поставленные  вопросы. Высказывают  свои предположения ­ В предложенном задании отметьте, где с­в, ю­в,ю­з,с­з?  ­Какие направления сторон горизонта будут, по вашему мнению, основные, а какие промежуточные? ­ А могут ли быть такие направления сторон горизонта как: ссв? вюв?зюз? Где они находятся? (обозначить на листе задания № 1)  (оценка своей деятельности)1 – 4 балла ­ Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, и надеюсь,   наш   герой   тоже,   но   посмотрите   на   рисунок задания №2 Работа с текстом учебника,  дополнительными источниками  информации и раздаточным  материалом. Работа с учебником. ­Вам, (обозначены крестиком) на плане предстоит дойти до   железнодорожной   станции   через   хвойный   лес.   В каком направлении вы пойдете? (с­в)  ­ Правильно, покажите свое направление на станцию и на север.  33 Практическая работа по группам с  транспортиром 4.Этап   первичной проверки   понимания изученного  Формулировка понятия  «азимут», работа с  картой раздаточного  материала, его  нахождение по карте ­ Но ведь на с­в находится и железнодорожный мост! Как узнать, куда вам идти?   ­   Для   того,   что   бы   определить,   куда   идти   давайте обратимся   к   новому   для   вас   слову,   которое   вы выделили в начале урока. Какое это слово? (азимут) ­Обсудите   в   паре   и   сформулируйте   определение «азимут» из предложенных слов: между, это, на север, угол, на объект, направлением. ­ А теперь проверьте его по учебнику (стр. 45). ­ Какая фигура у вас получилась?  ­Вспомните, в чем измеряется угол? Сколько градусов содержит окружность? ­   Каким   прибором   измеряется   угол   на   плоскости? (транспортиром)   ­ Выполните  задание № 3, которое вам   предложено. Что   в   нем   нужно   сделать?   (определить   азимут   с помощью транспортира). ­   А   если   нужно   определить   азимут   на   местности,   то каким   прибором   это   можно   сделать,   ведь транспортиром ее измерять невозможно? (компасом) ­   Давайте   расскажем   нашему   герою   об   устройстве компаса. Какой он формы? Как устроен?   ­  Об  истории  возникновения  компаса   вам  расскажет (ученик), которому было дано опережающее задание.   ­   это   прибор,   указывающий   направление Компас   магнитного   поля   Земли   (север).   Служит   для определения   сторон   горизонта   и   измерения   на местности магнитных азимутов.       Магнитный   компас   был   изобретен   в   Китае.   В китайских   источниках   4000   –   летней   давности   есть упоминание   о   белом   глиняном   горшочке,   который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов. В   нем   «на   деревянном   поплавке   лежит   коричневый камень, любящий железо. Он поворачиваясь, все время   34 Представление сообщения заранее  подготовленного учащимся. Работа с компасом. Работают с раздаточным  материалом по составлению  алгоритма работы с компасом. Самостоятельная   работа   по группам  с компасом и инструкцией по его применению. указывает путникам сторону юга, а это когда закрыто солнце и не видно звёзд, спасает от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».         Традиционную   для  нас  ориентировку  по  компасу ввели  в XXI веке арабские мореплаватели.  ­Ребята, посмотрите еще раз на компас и скажите, чему равна цена деления прибора? (от 0ْ до 360ْ). ­Из   представленных   предложений   составьте   алгоритм работы с компасом. ­ Итак, чему будет равен азимут на север, юг, запад,  )  . восток? (работа с компасом   Работают с раздаточным  материалом по составлению  алгоритма по определению азимута 5.Этап   закрепления изученного Работают с фрагментом  карты в парах по  закреплению понятия  «азимут"      ­ Если вы вышли из населенного пункта и шли все время на север, то по какому азимуту вы будете возвращаться домой? (180°).   ­   Теперь   давайте   выполним  задание   №   5,   где необходимо   определить   азимут.   Прочтите   правила определения   азимута   и   используя   его   выполните   это задание – работа в парах   (оценка своей деятельности) 1   – 5 баллов 35 Алгоритм определения азимута по плану: 1.Определить направление на север. 2.От   точки   стояния   условно   провести   линию, совпадающую с направлением на север. 3.Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке. 36 Физкультминутка ­Проверим вашу внимательность.  ­ Когда я буду называть  сторону горизонта, вы будете поворачиваться к ней лицом (учитель называет) Дети   поворачиваются   в   названную сторону. 6.Этап   обобщения   и систематизации и Систематизируют обобщают   полученные знания   Давайте   предположим,   что   герой   рассказа   находится сейчас   в   классе,   используя     алгоритм   работы   с компасом,   давайте   на   практике   покажем   ему,   как определять  азимут и направление сторон горизонта на предметы,   например,     в   кабинете   (каждая   группа   по одному предмету) Правило работы с компасом   на   ровную Компас   положите   горизонтально, неметаллическую поверхность Подождите, пока компасная стрелка установиться Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился   с   нулем.   В   этом   положении   компас сориентирован и готов к работе На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету Азимут   отсчитывают   от   северного   конца   стрелки   до палочки по часовой стрелке 1 группа – подставка с цветами; 2 группа – компьютер; 3 группа – шкаф; 4 группа – дверь; 5   группа   –   стенд  (проверка   по   ключу)   (оценка   своей деятельности).1–3 балла ­   Теперь   давайте   проверим,   как   вы   усвоили   новый материал   и     перейдем   к   выполнению   теста   (работа   в парах с ноутбуками) (оценка своей деятельности. 37 задание, Учащиеся определяют по компасу, в   какой   стороне   находятся указанные объекты. Выполняя     выявляют противоречие   –   ответы   не совпадают. Обсуждают предположения. Выполняя     выявляют противоречие   –   ответы   не совпадают­   проговаривают   и осознают его. высказывают   и   задание, Решение теста по теме урока Взаимодействие с одноклассниками в ходе проверки материала Самоконтроль Самоутверждение, принятие других точек зрения Тест для закрепления знаний, полученных на уроке   (предлагается создать на ноутб 6.Контроль и  самоконтроль Подведение занятия    итогов Соотносят полученный результат с поставленной целью деятельности Взаимодействие с одноклассниками Оценка промежуточных   38 результатов   и   саморегуляции   для повышения   мотивации   учебной деятельности Самооценка   своей   работы   в оценочных листах Выбор творческого задания  Формулировка вопросов домашнего задания Вопросы для уточнения понимания домашнего задания Записывают домашнее задание Дают оценку своей деятельности на уроке   и   достигнутых   результатов 1.Углом между направлением на север и направлением на объект называется: А) азимут Б) компас В) угол 2.Умение находить стороны горизонта  ­ это значит: А) двигаться в определенном направлении Б) работать с картой В) ориентироваться 3.По   какому   местному   признаку   можно ориентироваться ночь? А)  по муравейнику Б) по дыму из трубы В) по Полярной звезде 4.Компас впервые появился в: А) Индии Б) Китае В) России 5. Чему равен азимут на север? А) 60ْ Б) 90ْ В) 0ْ 6.Двигаясь в направлении 90ْ, в каком направлении вы будете возвращаться? А) 18ْ Б) 270ْ В) 360ْ 39 7.Этап коррекции На   этапе   подведения итогов   урока   учащиеся соотнесли   полученный результат с поставленной целью деятельности   8.Этап информации о домашнем задании   и Проверяют корректируют полученные   результаты при выполнении теста 9.Подведение   итогов учебного занятия Определение   домашнего задания и инструктаж по его выполнению обучения. Демонстрируют свое настроение. Оценивают результативность, качество   и   уровень   знаний   ­ самооценка   7. Основные стороны горизонта – это А) север Б) ю­в В)ссв 8. Азимут на местности измеряется: А) транспортиром Б) компасом В) циркулем 9.Чему равен азимут на ю­в? А)  120ْ Б) 130ْ В) 140ْ ­   А  теперь   давайте   вернемся   к  началу   нашего   урока. Какие цели мы с вами ставили. Достигли ли мы целей? А наш герой сможет выбраться из леса и найти дорогу домой?  ­ Давайте подарим ему компас, чтобы в следующий раз он не заблудился. (работа с оценочными листами). ­   А   теперь   давайте   оценим   свою   работу   на   уроке. Считаем сумму баллов, выставляем отметки:  22 – 20 баллов– «5» 19– 16 баллов– «4» 15 – 14 баллов– «3»  ­ Поднимаем руку у кого «4» и «5». ­   Ребята,   а   как   современные   любители   путешествий ориентируются   в   незнакомой   местности?   (используют навигатор). ­ А о том, как он работает и что собой представляет можно приготовить сообщение. Кто желает? § 12, прочитать, пересказать ­ На раздаточном материале, который вам предлагается взять   домой     домашнее   задание,   выполните   его   по 40 Подведение занятия   итогов желанию: 1.В каком направлении от школы находится ваш дом? 2.Назовите населенные пункты, которые находятся на севере, юге, востоке, западе от п. Ракитного. 3. Придумайте задание на определение направлений по плану местности в атласе Беседа   с   учащимися   о   предметных   и   личностных результатах учебного занятия На рефлексивном экране дополнить предложения: 1.На уроке мне было интересно, потому что… 2. На уроке мне было трудно, потому что… 3. На уроке я научился… 4. Меня удивило… 5. Мне захотелось… ­Спасибо за урок, мне было приятно с вами общаться! ­  Какое   настроение   у   вас   после   урока,   покажите «смайлики» Выставляет и комментирует оценки за урок. 41 Результаты  участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах Учебный год Наименование конкурса Результат 2013­2014 Муниципальный этап всероссийской олимпиады Призеры Приложение 6 школьников по экологии Муниципальный этап всероссийской олимпиады Победитель, школьников по географии Региональный этап Всероссийского открытого призер Призер научно – исследовательских и творческих работ конкурса молодежи «Меня оценят в XXI веке» Всероссийский открытый конкурс научно – исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке Призер Муниципальный этап всероссийской олимпиады Победитель школьников по краеведению 2014­2015 Муниципальный этап всероссийской олимпиады Призеры школьников по экологии Муниципальный этап всероссийской олимпиады Победитель, школьников по географии Муниципальный  этап регионального конкурса «Современный урок в рамках системно­ деятельностного подхода» Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» 2015­2016  Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии Муниципальный этап Всероссийского детского конкурса научно­исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» Муниципального этап конкурса туристических разработок своего края  «Туристические ресурсы Муниципальный   «Голубая лента» родного края»;   этап   Всероссийской   акции Региональный этап Всероссийского детского конкурса научно­исследовательских и творческих 42 призер Призер Победители, призеры Победитель Призер Победитель Призер Призер работ «Первые шаги в науке» Всероссийский этап Всероссийского детского конкурса научно­исследовательских и творческих Призер работ «Первые шаги в науке XXII Всероссийский конкурс научно – творческих работ молодежи «Меня исследовательских оценят в XII веке» Победитель Районный этапа областного конкурса «Сохраним природное и культурное наследие Белгородчины» Победитель 43

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности

Опыт работы по теме: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно- диалоговой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018