Опыт работы"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Оценка 4.9
Документация
docx
физическая культура
Детсад
26.03.2017
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов.В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей.В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии Вербина Л.А..docx
ЗДОР
ОВЬЕ
СБЕР
ЕГАЮ
ЩИЕ
ТЕХН
ОЛОГ
ИИ
Автор: воспитатель дошкольной группы
1 квалификационной категории ВЕРБИНА
ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА МБОУ
Крюковская СОШ.
Описание работы: Материал этой статьи будет полезен для
воспитателей детских садов.
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления
детей дошкольного возраста. В эти годы формируется осанка,
идет активный рост и развитие всех систем организма. В
сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим
ухудшением состояния здоровья детей, что связано с
экономическим и социальным неблагополучием многих молодых
семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений,
плохой экологической обстановкой и т.д. Малоподвижный образ
жизни становится нормой существования взрослых и детей. В
достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные
игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное
время он находится в неподвижности, также усталость органов зрения и слуха, головные
боли, сонливость, апатия. Ко всему можно добавить уличный шум, громкую музыку,
сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и
отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. Все вышеперечисленные причины
приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы
со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы
концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с
усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы
личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением
собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость — это лишь
немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Необходимо создавать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через
использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать
здоровьесберегающие технологии. Как сказал профессор Н.К.Смирнов: «Здоровьесбе регающие технологии система мер по охране и укреплению здоровья учащихся,
учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка,
воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития».
Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная
совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не
наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических
технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии
:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его
необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового
образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие
задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах
учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному
отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации
физкультурнооздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений
плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и
мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и
школой средствами физкультурнооздоровительной работы.
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать
дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и
т.д.)
подвижные и спортивные игры
контрастная дорожка, тренажеры
Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
бассейн
точечный массаж
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Технологии музыкального воздействия.
музыкотерапия
сказкотерапия
Приняв во внимание анатомофизиологические и психологопедагогические особенности
детей, а также гигиенические требования , я приняла решение облегчить ребенку переход к
новой для него учебной деятельности, помочь ему успешно учиться без всякого ущерба для
здоровья. Далее определила п р и н ц и п ы здоровьесберегающего занятия, направленные на
укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости.
Это:
принцип двигательной активности (разработка занятий в режиме двигательной
активности проведение большей части занятия в свободной форме); принцип оздоровительного режима (организация обучения в режиме динамических поз:
чередование сидения, стояния и передвижения по классу);
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания (для
формирования правильной осанки на занятии включаются упражнения для мышц
спины, брюшного пресса и плечевого пояса; для профилактики заболеваний верхних
дыхательных путей формируется привычка правильно дышать через нос глубоко,
ровно, ритмично);
принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха, способствующей
повышению самооценки учащихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие
к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения в классе);
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка (при этом
каждый ребенок получает от занятия только положительные эмоции, ощущает
комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе);
принцип профилактического эффекта (касается, в первую очередь, мировоззрения):
а)человек самодостаточен, в нем есть все необходимое для
жизни, то есть здоровье в человеке заложено, его надо только сохранить;
б) человек посредством управления своей психикой способен влиять на состояние
своего организма;
в)психическое здоровье первично (относительно физического).
Для реализации данных принципов нами были выбраны и систематизированы
педагогические м е т о д ы , п р и е м ы и ф о р м ы о б у ч е н и я .
Это:
К о м ф о р т н о е н а ч а л о и о к о н ч а н и е з а н я т и я , что обеспечивает положительный
эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие
способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все
получится», «Я справлюсь» и т. д.;
б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;
в) рисование различных рисунков или символов, которые отражают настроение.
2. Проведение на занятиях разнообразных в а л е о л о г и ч е с к и х п а у з , д ы х а т е л ь н о й
г и м н а с т и к и , с а м о м а с с а ж а , у п р а ж н е н и й , направленных на поддержание у уча
щегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и
усталости.
ФИЗМ
ИНУТ
КИ
НА
ЗАНЯ
ТИЯ
Физкультминутка. Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую
ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой. А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол
ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Физкультминутка. А часы идут, идут
Тиктак, тиктак,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влевовправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Опыт работы"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Опыт работы"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Опыт работы"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Опыт работы"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Опыт работы"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Опыт работы"Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.