Опыт реализации регионального компонента

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 03.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья написана на основе проведенных экскурсий и экспедиций по территории Ростовской области и за ее пределами учащихся лицея № 57 в течение последних лет. Статья могла бы быть интересна учителям географии, биологии, краеведам. Один из соавторов статьи - учитель географии Украйченко А.А.
Иконка файла материала Статья.docx
ОПЫТ   РЕАЛИЗАЦИИ   РЕГИОНАЛЬНОГО   КОМПОНЕНТА   ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. З. М. Тимофеева Южный федеральный университет, г. Ростов­на­Дону, Россия А. А. Украйченко МБОУ Лицей № 57, г. Ростов­на­Дону, Россия       Реализация   регионального   компонента   программ   общего   образования   является   одним   из постоянно   развивающихся   направлений   взаимодействия   факультетов   Южного   федерального университета с общеобразовательными учреждениями Ростовской области. Характерным примером такого   взаимодействия   является   сотрудничество   геолого­географического   факультета   с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением лицеем №57 города   Ростова­на­ Дону,   являющимся   базовым   для   педагогической   практики   студентов­географов   и   апробации краеведческих   учебных   пособий,   разрабатываемых   университетскими   преподавателями   и школьными учителями. Результатом многолетнего сотрудничества является и реализуемая в лицее система краеведческих экскурсий, предусмотренных школьной программой по географии.       В соответствии с содержанием основных разделов «Начального курса географии» проведение экскурсий   организуется   с   учетом   особенностей   объектов,   расположенных   в   непосредственной близости   от   местонахождения   лицея.   Так,   при   изучении   темы   «Горные   породы   и   минералы» неизменно высокий интерес у школьников вызывает посещение минералогического музея геолого­ географического факультета ЮФУ и знакомство с  его экспонатами. Интересно, что эти экспонаты ведут свою историю еще от коллекции минералогического кабинета Императорского Варшавского университета [1]. В музее учащиеся имеют возможность познакомиться с такими разделами как минералогический, петрографический, полезные ископаемые и их промышленная классификация, а также с рядом тематических экспозиций, в частности, "Полезные ископаемые Северного Кавказа" и "Полезные   ископаемые   Ростовской   области".   Важно,   что   экскурсия   по   музею   сопровождается рассказом о том, что основная часть коллекции собрана студентами и преподавателями геолого­ географического   факультета   в   процессе   прохождения   учебных   и   производственных   практик, научно­исследовательских экспедиций, а также работы в различных регионах страны и за рубежом.        Знакомству   с  разнообразием   организмов   на   Земле   и   пониманию   причин   их   неравномерного распространения  способствуют  экскурсии   учащихся   в  ботанический  сад  Южного  федерального университета,   один   из   крупнейших   в   России   учебных,   ресурсных   и   информационных   центров, занимающий площадь более 160,5 гектаров с разнообразным рельефом, почвами и растительностью. Здесь произрастает свыше 5000 видов деревьев, кустарников и травянистых растений, в том числе в оранжерее тропических и субтропических растений. В ботаническом саду школьники знакомятся и с донской степью, которую далеко не каждый из них видел, хотя и живет в степном краю. Посетив музей природы ботанического сада, школьники как бы побывают на всех континентах мира.     Особый интерес у школьников при изучении темы «Биосфера» вызывают экскурсии в Ростовский зоопарк,   являющийся   самым   крупным   на   юге   России.   Его   зарождение   связано   с   периодом организации в 1920­е годы единой трудовой школы, когда исследовательский метод преподавания был заложен в основу воспитания и обучения детей. В этот период в Ростове был создан зоосад как учебная и просветительская база Азово­Черноморского края [2]. В настоящее время в зоопарке содержатся  свыше  5000  животных,  относящихся  к более  400 видам,  причем  из них 105 видов внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы, а 33 вида — в Красную книгу России. Многие километры пришлось бы пройти, проехать, пролететь учащимся, чтобы увидеть такое разнообразие животного мира, которое в зоопарке можно посмотреть за несколько часов.       Не менее познавательна экскурсия на метеорологическую станцию и гидрологический пост при изучении   тем   «Атмосфера»   и   «Гидросфера».   Посещая   эти   объекты,   учащиеся   знакомятся   с представителями   профессий,   которые   можно   освоить   в   Ростовском   гидрометеорологическом техникуме.   Так,   большой   интерес   у   шестиклассников   вызывает   работа   наблюдателей гидрологического   поста   и   метеорологической   станции,   их   рассказы   о   том,   как   с   помощью современных   приборов   они   следят   за   процессами,   которые   происходят   в   природе   как   живом организме, постоянно меняющемся и обновляющемся.     В старших классах при изучении социальной и экономической географии проводятся экскурсии на   различные   предприятия   г. Ростова­на­Дону   и   Ростовской   области,   среди   которых   есть   и«Аксинья»,   «Аква­Дон»,   «Глория   Джинс»   и   др.), промышленные   («Водоканал»,   и сельскохозяйственные  (совхоз «Батайский», страусинная ферма в пригороде Ростова­на­Дону и др.),   и   транспортные.   Посещение   предприятий,   безусловно,   повышает   понимание   учащимися особенностей отраслевой структуры родного города, специализации хозяйства Ростовской области и ее отдельных районов.       Наиболее эффективной формой изучения родного края является непосредственное изучение учащимися   существующих   взаимосвязей   между   компонентами,   слагающими   природно­ территориальные комплексы конкретной местности и характером жизнедеятельности населения. Такая возможность достаточно успешно реализована заинтересованными лицеистами, принявшими участие в комплексных исследовательских экспедициях геоэкологической направленности как в различных районах Ростовской области (Миллеровском, Шолоховском, Егорлыкском), так и за ее пределами   (Павловский   и   Апшеронские   районы   Краснодарского   края,   Республика   Адыгея, Белгородская область). Первый опыт такой масштабной работы был приобретен почти десятилетие тому   назад,   когда   группа   учащихся   7­9   классов   приняла   участие   в   экспедиции   Областного экологического центра учащихся на территории северной части Ростовской области.        Под   руководством   школьных   учителей,   педагогов   дополнительного   образования   и   ученых Ростовского государственного университета около сотни школьников, разделившись по нескольким секциям (геология, география, этнография, ботаника, зоология, энтомология, орнитология и др.) изучали   особенности   природы   Миллеровского   района   Ростовской   области.   Юные   геологи совершили   пешие   походы   по   маршрутам   с. Ольховый   Рог   –   сл. Терновая   –   п. Дегтево, Калитвенский лесхоз – х. Ключковка – п. Дегтево. Полевые исследования проводились в бассейне р. Калитва и ее притока  – р. Лозовая, в районе  меловых  отложений на берегу  р. Глубокая и в лесном массиве Калитвенского сельского поселения. По завершению наблюдений и экскурсий были проведены   камеральные   работы   по   систематизации   и   оформлению   собранного   материала, составлению гербариев, коллекций горных пород и полезных ископаемых. Работа учащихся носила палеогеографический характер, т.к. основные исследования были нацелены на изучение меловых обнажений   по   берегам   рек.   В   результате   экспедиций   были   обследованы   основные   обнажения горных   пород   мелового   периода   в   районе   Калитвенского   лесхоза   по   берегам   рек   Калитва   и Лозовая. Участники секции этнографии изучили особенности обычаев коренных жителей северных районов Ростовской области, донских казаков и украинцев, их уклада жизни.     Результаты летних экспедиции 2002­2004 гг. докладывались на сессиях Донской Академии Юных Исследователей   им.   Ю. А. Жданова,   школьных   краеведческих   и   экологических   конференциях, публиковались в сборниках исследовательских работ учащихся.     В целом реализация регионального компонента общего географического образования достаточно эффективно обеспечивает формирование и развитие у школьников современной системы знаний о ближайшем природном и хозяйственном окружении. Литература 1.   История   геолого­географического   факультета   РГУ   / Сост. Г.П.Долженко,  В.В.Закруткин. Ростов н/Д: Изд­во Рост. ун­ та, 1992. 64 с. 2.   Природа   Ростова­на­Дону.   Учебное   пособие   для учителей географии и биологии. Ростов­н/Д: Изд­во РГУ, 1999. 264 с. Опубликовано:   «Региональные аспекты   географических исследований и образования: Материалы  VIII  Всероссийской научно­практической   конференции   с   международным участием.­ Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. – 156 с. (под   редакцией   М.Л.   Жоговой,   доцента   кафедры   географии ПГПУ им. В.Г. Белинского, кандидата географических наук; Н.А.   Симаковой,   зав.   кафедрой   географии   ПГПУ   им.   В.Г. Белинского, кандидата географических наук).