Данная статья написана на основе проведенных экскурсий и экспедиций по территории Ростовской области и за ее пределами учащихся лицея № 57 в течение последних лет. Статья могла бы быть интересна учителям географии, биологии, краеведам. Один из соавторов статьи - учитель географии Украйченко А.А.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
З. М. Тимофеева
Южный федеральный университет, г. РостовнаДону, Россия
А. А. Украйченко
МБОУ Лицей № 57, г. РостовнаДону, Россия
Реализация регионального компонента программ общего образования является одним из
постоянно развивающихся направлений взаимодействия факультетов Южного федерального
университета с общеобразовательными учреждениями Ростовской области. Характерным примером
такого взаимодействия является сотрудничество геологогеографического факультета с
муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением лицеем №57 города Ростована
Дону, являющимся базовым для педагогической практики студентовгеографов и апробации
краеведческих учебных пособий, разрабатываемых университетскими преподавателями и
школьными учителями. Результатом многолетнего сотрудничества является и реализуемая в лицее
система краеведческих экскурсий, предусмотренных школьной программой по географии.
В соответствии с содержанием основных разделов «Начального курса географии» проведение
экскурсий организуется с учетом особенностей объектов, расположенных в непосредственной
близости от местонахождения лицея. Так, при изучении темы «Горные породы и минералы»
неизменно высокий интерес у школьников вызывает посещение минералогического музея геолого
географического факультета ЮФУ и знакомство с его экспонатами. Интересно, что эти экспонаты
ведут свою историю еще от коллекции минералогического кабинета Императорского Варшавского
университета [1]. В музее учащиеся имеют возможность познакомиться с такими разделами как
минералогический, петрографический, полезные ископаемые и их промышленная классификация, а
также с рядом тематических экспозиций, в частности, "Полезные ископаемые Северного Кавказа" и
"Полезные ископаемые Ростовской области". Важно, что экскурсия по музею сопровождается
рассказом о том, что основная часть коллекции собрана студентами и преподавателями геолого
географического факультета в процессе прохождения учебных и производственных практик,
научноисследовательских экспедиций, а также работы в различных регионах страны и за рубежом.
Знакомству с разнообразием организмов на Земле и пониманию причин их неравномерного
распространения способствуют экскурсии учащихся в ботанический сад Южного федерального
университета, один из крупнейших в России учебных, ресурсных и информационных центров,
занимающий площадь более 160,5 гектаров с разнообразным рельефом, почвами и растительностью.
Здесь произрастает свыше 5000 видов деревьев, кустарников и травянистых растений, в том числе в
оранжерее тропических и субтропических растений. В ботаническом саду школьники знакомятся и
с донской степью, которую далеко не каждый из них видел, хотя и живет в степном краю. Посетив
музей природы ботанического сада, школьники как бы побывают на всех континентах мира.
Особый интерес у школьников при изучении темы «Биосфера» вызывают экскурсии в Ростовский
зоопарк, являющийся самым крупным на юге России. Его зарождение связано с периодом
организации в 1920е годы единой трудовой школы, когда исследовательский метод преподавания
был заложен в основу воспитания и обучения детей. В этот период в Ростове был создан зоосад как
учебная и просветительская база АзовоЧерноморского края [2]. В настоящее время в зоопарке
содержатся свыше 5000 животных, относящихся к более 400 видам, причем из них 105 видов
внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы, а 33 вида — в Красную книгу
России. Многие километры пришлось бы пройти, проехать, пролететь учащимся, чтобы увидеть
такое разнообразие животного мира, которое в зоопарке можно посмотреть за несколько часов.
Не менее познавательна экскурсия на метеорологическую станцию и гидрологический пост при
изучении тем «Атмосфера» и «Гидросфера». Посещая эти объекты, учащиеся знакомятся с
представителями профессий, которые можно освоить в Ростовском гидрометеорологическом
техникуме. Так, большой интерес у шестиклассников вызывает работа наблюдателей
гидрологического поста и метеорологической станции, их рассказы о том, как с помощью
современных приборов они следят за процессами, которые происходят в природе как живом
организме, постоянно меняющемся и обновляющемся.
В старших классах при изучении социальной и экономической географии проводятся экскурсии
на различные предприятия г. РостованаДону и Ростовской области, среди которых есть и«Аксинья»,
«АкваДон»,
«Глория Джинс» и др.),
промышленные («Водоканал»,
и
сельскохозяйственные (совхоз «Батайский», страусинная ферма в пригороде РостованаДону и
др.), и транспортные. Посещение предприятий, безусловно, повышает понимание учащимися
особенностей отраслевой структуры родного города, специализации хозяйства Ростовской области
и ее отдельных районов.
Наиболее эффективной формой изучения родного края является непосредственное изучение
учащимися существующих взаимосвязей между компонентами, слагающими природно
территориальные комплексы конкретной местности и характером жизнедеятельности населения.
Такая возможность достаточно успешно реализована заинтересованными лицеистами, принявшими
участие в комплексных исследовательских экспедициях геоэкологической направленности как в
различных районах Ростовской области (Миллеровском, Шолоховском, Егорлыкском), так и за ее
пределами (Павловский и Апшеронские районы Краснодарского края, Республика Адыгея,
Белгородская область). Первый опыт такой масштабной работы был приобретен почти десятилетие
тому назад, когда группа учащихся 79 классов приняла участие в экспедиции Областного
экологического центра учащихся на территории северной части Ростовской области.
Под руководством школьных учителей, педагогов дополнительного образования и ученых
Ростовского государственного университета около сотни школьников, разделившись по нескольким
секциям (геология, география, этнография, ботаника, зоология, энтомология, орнитология и др.)
изучали особенности природы Миллеровского района Ростовской области. Юные геологи
совершили пешие походы по маршрутам с. Ольховый Рог – сл. Терновая – п. Дегтево,
Калитвенский лесхоз – х. Ключковка – п. Дегтево. Полевые исследования проводились в бассейне
р. Калитва и ее притока – р. Лозовая, в районе меловых отложений на берегу р. Глубокая и в
лесном массиве Калитвенского сельского поселения. По завершению наблюдений и экскурсий были
проведены камеральные работы по систематизации и оформлению собранного материала,
составлению гербариев, коллекций горных пород и полезных ископаемых. Работа учащихся носила
палеогеографический характер, т.к. основные исследования были нацелены на изучение меловых
обнажений по берегам рек. В результате экспедиций были обследованы основные обнажения
горных пород мелового периода в районе Калитвенского лесхоза по берегам рек Калитва и
Лозовая. Участники секции этнографии изучили особенности обычаев коренных жителей северных
районов Ростовской области, донских казаков и украинцев, их уклада жизни.
Результаты летних экспедиции 20022004 гг. докладывались на сессиях Донской Академии Юных
Исследователей им. Ю. А. Жданова, школьных краеведческих и экологических конференциях,
публиковались в сборниках исследовательских работ учащихся.
В целом реализация регионального компонента общего географического образования достаточно
эффективно обеспечивает формирование и развитие у школьников современной системы знаний о
ближайшем природном и хозяйственном окружении.
Литература
1. История геологогеографического факультета РГУ /
Сост. Г.П.Долженко, В.В.Закруткин. Ростов н/Д: Издво Рост. ун
та, 1992. 64 с.
2. Природа РостованаДону. Учебное пособие для
учителей географии и биологии. Ростовн/Д: Издво РГУ, 1999. 264
с.
Опубликовано: «Региональные аспекты географических
исследований и образования: Материалы VIII Всероссийской
научнопрактической конференции с международным
участием. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. – 156 с.
(под редакцией М.Л. Жоговой, доцента кафедры географии
ПГПУ им. В.Г. Белинского, кандидата географических наук;
Н.А. Симаковой, зав. кафедрой географии ПГПУ им. В.Г.
Белинского, кандидата географических наук).