Творчество, берущее начало в опыте, противоположно творчеству, происходящему от незнания. Опыт дает нам знание о том, что приносит пользу, что станет пользоваться успехом, что будут покупать.
Первый, самый распространенный пример творчества, основанного на опыте, — «бубенцы и погремушки». Идею, оказавшуюся удачной, усиливают различными модификациями так, что она выглядит как новая. Часто это одна из форм дифференциации продуктов — пример классического поведения в условиях конкуренции.
ОПЫТ
Творчество, берущее начало в опыте, противоположно творчеству,
происходящему от незнания. Опыт дает нам знание о том, что приносит
пользу, что станет пользоваться успехом, что будут покупать.
Первый, самый распространенный пример творчества, основанного на
опыте, — «бубенцы и погремушки». Идею, оказавшуюся удачной, усиливают
различными модификациями так, что она выглядит как новая. Часто это одна
из форм дифференциации продуктов — пример классического поведения в
условиях конкуренции.
Второй случай — «сын Лесси». Если что-то хорошо сработало в прошлом,
это можно повторить. Раз фильм «Рокки» оказался таким популярным, почему
бы не снять «Рокки-2», затем «Рокки-3» и так далее. Такая стратегия
покрывает убытки от нелицензионного копирования, воровства и создания
продуктов-аналогов. Новый рекламный стиль немедленно привлекает к себе
множество имитаторов. Такой вид творчества очень распространен в
Северной Америке, где очень сильно проявляется стремление избежать
риска. Если вам известно, что именно пользуется успехом, то безопаснее
повторить это, а не пытаться придумать что-то совершенно новое, потому что
цена неудачи на Западе слишком велика. Менеджер всегда хорош лишь
настолько, насколько успешна его последняя акция. Это приводит скорее к
оппортунизму, чем к стремлению использовать разнообразные возможности.
Третий вариант творчества, основанного на опыте, — «детский
конструктор». Несколько проверенных элементов объединяются, и из них
формируется новый продукт, например финансовый. Когда приходит время
выбросить на рынок новое предложение, старый продукт разбирается на
составные части и затем снова собирается, но уже немного иначе. Как
правило, составные части постоянно перемешиваются, попадая из одного
пакета в другой, так что комбинация никогда не повторяется.
Творчество, основанное на опыте, связано с относительно малым риском и
направлено на повторение и упрочение достигнутого успеха. К этому виду
относится большинство творческих усилий в коммерции. Такое «осторожное»
творчество приносит прочный и стабильный, хотя и ограниченный, успех, но
действительно новые идеи ему недоступны. Как сказал Сэм Голдуин, «что нам
нужно на самом деле, так это несколько клише с надписью „новый продукт“».