МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №46» г. Перми
Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе
«Огород на окне».
Воспитатель Кривоногова Татьяна Валерьевна
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.
Я решила, что дети моей средней группы, наблюдая и участвуя в процессе экспериментальной деятельности на мини-огороде, получат новые знания и у них появится устойчивый интерес к новой деятельности.
Цель: создание условий для познавательного развития детей через опытно – экспериментальную деятельность и организацию наблюдений за объектами живой природы.
Задачи:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Методы и приёмы : наблюдение, рассматривание, практические трудовые действия, сравнение, заполнение фиксационных карт, тематические прогулки.
Предполагаемый результат опытно – экспериментальной деятельности
• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
• Дети научаться вести наблюдения.
Опыт 1. «Выращивание лука»
Продолжительность – 2 недели.
Задачи. Дать представление о росте лука, о необходимых условиях для роста (тепло, земля, свет, влага)
Познакомить с процессом посадки лука, уходом за растением.
Воспитывать желание наблюдать и ухаживать за растением.
Материалы: Емкость для земли, лук-севок, мини-инструменты для земли, лейка, палочка для рыхления почвы.
Описание: Посадка лука.
На столе разложены приготовленные материалы. Рассматриваем лук-севок, какой он. Задаю вопросы: «Все ли луковицы одинаковые?», «Что из него вырастет?», «Что нужно сделать?», «Как подготовить землю?», «Как посадить луковку? Где у неё верх?»
Проверяем, готова ли земля, вместе рыхлим, поливаем, заравниваем граблями. Вместе, каждый ребёнок рассматривает луковицу, убирает лишнюю сухую кожу.
Затем вместе садим лук в землю, вдавливая луковицу в землю. Поливаем дополнительно. Ставим ёмкость на подоконник, даю установку, то надо подождать, будем ждать появления ростков.
У лука выросли корни.
Через два дня мы с детьми замечаем, что некоторые луковицы поднялись над землёй. Рассматриваем, замечаем, что у лука выросли корни, поэтому он поднялся. Вопросы к детям: «Для чего нужны корни?». Вместе укрепляем луковицы в земле.
У лука выросли зелёные ростки-перья.
Через несколько дней мы с детьми заметили зелёные ростки-перья. Отметили, что они разной высоты, замечали прирост лука каждый день. Вопросы детям: «Что нужно для роста лука?», «На что похож лук?», «Все ли ростки одной высоты?» Делаем выводы.
Для роста лука нужна влага.
Придя в детский сад после выходных заметили, что лук наклонился и стал падать. Обратили внимание, что земля сухая. Вместе полили. Вскоре заметили, что лук поднялся.
Результат: на основе наблюдения и активного участия дети увидели последовательность роста лука. Этапы роста мы зарисовывали на фиксационной карте.
Вывод: для того, чтобы вырастить лук, нужны почва, влага, свет и уход за растением.
Выращивание лука вызвало у детей большой интерес, мы ещё несколько раз высаживали лук в землю. Дети уже знали, что необходимо делать, как заботиться, проявляли устойчивый интерес к процессу роста лука.
Для следующего опыта на нашем мини-огороде мы взяли выращивание зелени пшеницы для домашних питомцев детей.
Опыт 2. «Выращивание пшеницы»
Опыт проходил подобным образом. Вначале мы рассмотрели мелкие семена пшеницы, отметили отличие от лука-севка. С интересом наблюдали всходы, дружный рост побегов, заметили сходство с обычной травой на лугах. Рассмотрели, какой вырастает пшеница на полях и для чего. Когда побеги подросли, использовали для корма домашним питомцам детей (кошкам, хомячкам)
Опыт 3. «Для роста растений нужен свет» (на примере пшеницы)
Задачи: Дать представление о необходимом условии для роста растений – свете.
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за посаженным растением. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, умение устанавливать взаимосвязь плохого роста и недостатка света.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Материалы: Две ёмкости для земли, семена пшеницы, мини-инструменты для земли, лейка, палочка для рыхления почвы, тёмный пакет.
Описание: На столе разложены приготовленные материалы. Рассматриваем семена пшеницы, одинаковые ли они. Задаю вопросы: «Что из них вырастет?», «Что нужно сделать?», «Как подготовить землю?», «Как посадить семена?»
Проверяем, готова ли земля, вместе рыхлим, поливаем, заравниваем граблями.
Затем вместе сеем семена в землю, в обе ёмкости, присыпая почвой. Поливаем дополнительно. Вопрос к детям: «Как думаете, если пшеница будет расти в темноте, она вырастет такой же, как на светлом подоконнике?» Решаем проверить. Ставим одну ёмкость на подоконник, на свет, а другую закрываем тёмным пакетом и ставим на тумбу около стены.
Вместе ждём всходы, наблюдаем за ростом. Сравниваем с пшеницей, которая растёт в тёмном месте. Замечаем, что она бледная, не зелёная, и выглядит плохо, тонкая, и более длинная. Наблюдаем через два дня. На подоконнике пшеница зелёная, побеги стоят. А в темноте длинные, тонкие, белые, нездоровые. Вместе делаем вывод о том, то растениям нужен свет.
Выставляем обе ёмкости на подоконник. Через несколько дней бледные ростки стали менять цвет на зелёный.
Результат: на основе наблюдения и активного участия дети наблюдали значение и необходимость света для роста растений на примере пшеницы. Этапы эксперимента мы зарисовывали на фиксационной карте.
Вывод: для роста растений необходим свет. Растения становится больными и бледными.
Опыт 4. «Выращивание гороха»
Задачи: Расширять знания детей о многообразии растений, их строении ( на примере гороха)
Развивать наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, умение ухаживать за растениями.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Материалы: Ёмкость для земли, семена гороха, мини-инструменты для земли, лейка, палочка для рыхления почвы, тарелка для замачивания гороха.
Описание: Рассматриваем семена гороха, какие они, на что похожи. (твёрдые, сморщенные, круглые). Спрашиваю: «Что из них вырастет? Что для этого надо?»
Рассказываю, то семена нужно разбудить, для этого их помещаем на день в воду. Затем замечаем, то горошины округлились и готовы для посадки. Вместе садим в землю, проверяем, надо ли полить почву. Наблюдаем за всходами, отмечаем различия в форме побегов лука и пшеницы. Рассматриваем на иллюстрации стадии развития гороха, сравниваем с нашим мини-огородом. Наблюдаем за листьями, цветами, усиками, стручками.
Результат: Дети наблюдали за ростом побегов гороха, отмечали различия от других растений. Этапы роста вместе зарисовывали на фиксационной карте.
Вывод: Из сухих горошин тоже можно вырастить растение, но плоды вырастить на подоконнике трудно, так как было мало солнца.
Мы с детьми решили в следующий раз вырастить фасоль на нашем огороде на окне.
Детям понравилась такой вид экспериментирования, мы обратились с просьбой принести лук для проращивания в разных ёмкостях. Получилось необычно.
Результат опытно-экспериментальной деятельности.
В результате нашего совместного экспериментирования у детей расширились знания о выращивании некоторых культур, о необходимых трудовых действиях, об условиях, нужных для выращивания культур и их особенностях. Многие дети и дома с родителями создали такие мини-огороды.
Повысился интерес, желание узнать новое, продолжить экспериментирование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.