ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Констатирующий этап эксперимента
Опытно – экспериментальная работа по организации вокальной подготовки младших школьников на основе традиционных и инновационных педагогических технологий проводилась в условиях образовательного процесса объединения «Вокал» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Медногорска». Опытная работа осуществлялась в течении 2021 – 2022 учебного года. В ней принимали участие 15 детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет. Вокальное объединение было основано в 1998 году, при наборе главным критерием является желание детей обучаться пению.
Гипотеза исследования: процесс вокальной подготовки обучающихся (уровень начального общего образования) будет продуктивным, если:
- при организации вокальной работы будут учитываться вокальные возможности младших школьников, их опыт певческой деятельности, музыкальные интересы;
- в методике работы с детским голосом будет использоваться комплекс традиционных и инновационных методов и приемов формирования вокальных навыков.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В течении констатирующего этапа было проведено: изучение теоретических аспектов вокальной подготовки младших школьников; анализ традиционных и инновационных методик вокального обучения; определены критерии фиксации уровня вокального развития младших школьников.
Для того чтобы определить содержание и методы постановки голоса, подготовки детей к концертным выступлениям, которые определены администрацией школы как обязательное условие работы коллектива, на констатирующем этапе осуществлялось выявление исходного уровня певческого развития участников вокального коллектива.
В качестве основных критериев определения уровня вокальной подготовки младших школьников были избраны основные вокальные направления:
- певческая установка;
- певческое дыхание;
- звукообразование;
- певческая артикуляция;
- чистота интонирования;
- эмоциональность исполнения.
Результаты диагностики служили основанием для выявления уровня развития певческих навыков. Показатели критериев легли в основу выявления трех уровней: высокого, среднего и низкого.
Диагностирование осуществлялось в ходе выполнения специальных диагностических заданий:
- пение любимых, знакомых песен;
- проговаривание текстов, скороговорок;
- чтение стихов (на выразительность подачи стихотворного текста);
- пение вокальных упражнений, дикционных упражнений;
- выполнение заданий для проверки чувства ритма, музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, гармонического).
Примеры заданий:
1. Исполнить знакомую песню для друзей, любимой мамы, со сцены для слушателей, со сцены как при записи телевизионного шоу. Внимание обращалось на:
- выразительность, эмоциональность исполнения;
- адекватность выразительных средств художественному образу музыкального произведения;
- чистоту интонирования;
- свободу певческого аппарата;
- качество дикции.
2. Прочитать стихотворение (выразительность чтения, свобода пластики, наличие проблем в дикции)
3. Прочесть скороговорки с постепенным ускорением темпа (например, «От топота копыт пыль по полю летит», «Шла Саша по шоссе и сосала 48 сушке», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»); (выявления проблем в дикции, артикуляции).
4. Произнести разнообразные упражнения из артикуляционной, дикционной разминки: «бри – бро- бра», «птка – птке- птку», «пкта-пктэкпти-ткпто-кпту», «три – тро – тру», «зжу – зже – зжа» и т. д.
5. Прочитать с выражением любимое стихотворение.
6. Пропеть свое имя или приветствие на звуках мажорного трезвучия вниз: «Здравствуйте», «раз – два- три», «Катенька» и т. д. (проверка интонации, определение примарных звуков, певческого диапазона)
7. Спеть упражнение для проверки протяженности фонационного вдоха (можно знакомую мелодию песни, например, «как у наших у ворот, муха песенки поет», «во поле березка стояла») и чистоту интонации.
По результатам выполнения задания определялся уровень певческой подготовки детей. Высокий уровень характеризовался: свободой певческого аппарата; наличием мягкой атаки звука; уверенным, ровным звучанием в определенном регистре (головном, грудном); наличием выразительной мимики, пластики; широким певческим диапазоном; чистой интонирования мелодии песни, упражнения; четкостью артикуляции, дикции, умением четко произносить согласные и плавно пропевать гласные; дыханием (нижнереберным, комбинированным), без признаков ключичного; выразительностью эмоциональностью исполнения, адекватностью проявления эмоций с помощью невербальных средств художественному образу произведения.
Средний уровень проявлялся: в общей свободе аппарата с незначительными отклонениями (зависящими в большей степени от стеснительности, смущения) или, наоборот, отдельными проявлениями излишней расторможенности (от излишней старательности); в наличии мягкой атаки звука, или проявлении других видов атаки вследствие болезненного состояния (придыхание), излишней взволнованности (твердая атака); в отсутствии микста, но в общем достаточно ровном звучании в чистых регистрах с отдельными неточностями; в диапазоне, ограниченном 5 – 6 звуками; в основном интонационно чистом исполнении музыкального материала с отдельными недочетами, неточностями; в наличии в артикуляции, дикции незначительных погрешностей; в фонационном выдохе объемом на протяжение непродолжительной фразы; в эмоциональной передаче художественного образа, но не везде на протяжении всего произведения; в неполном владении невербальными средствами передачи художественного образа.
Низкому уровню соответствовали: проявление несвободы в певческом аппарате, наличие зажимов в корпусе, руках; мышечная вялость, аморфность; затруднения во владении мягкой атакой (наличие придыхательной, преобладание твердой атаки); ограниченный диапазон, узкая примарная зона (в основном, в нижнем регистре); интонационные неточности в исполнении песни, упражнений; ограниченный объем фонационного выдоха, затруднения в пропевании небольшой по объему фразы (не одном дыхании); дикционные дефекты, затруднения в пропевании гласных; невыразительность исполнения или, наоборот, излишняя «показная» эмоциональность, граничащая с «кривлянием»; неадекватность передачи художественного образа в движении, мимике. Результаты исходной диагностики представлены в таблице №1.
Таблица № 1. Результаты диагностирования начального уровня певческого развития детей.
№п/п |
И.Ф. |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1. |
Марина К. |
|
|
+ |
2. |
Элина П |
|
+ |
|
3. |
Анна Г. |
+ |
|
|
4. |
Яна Г. |
+ |
|
|
5. |
Женя В. |
+ |
|
|
6. |
Полина Ч. |
+ |
|
|
7. |
Аня К. |
+ |
|
|
8. |
Кристина А. |
|
+ |
|
9 |
Надежда К. |
+ |
|
|
10. |
Карина М. |
|
+ |
|
11. |
Анастасия К. |
+ |
|
|
12. |
Дарья Д. |
+ |
|
|
13. |
Милена З. |
|
+ |
|
14. |
Наташа К. |
+ |
|
|
15. |
Дарья Ш. |
+ |
|
|
Итоги в % |
|
10 уч-ся (67%) |
4 уч-ся (26%) |
1 уч-ся (7%) |
Таким образом, данные приведенные в таблице свидетельствуют о том, что в начале вокальной работы с младшими школьниками, участниками детской вокальной студии «Лучики» лишь 7 % продемонстрировали высокий уровень певческого развития; 26 % - средний уровень; 67 % - низкий уровень.
2.2 Формирующий и контрольный этапы эксперимента
Поскольку уровни вокального развития свидетельствуют о недостаточности развития вокальных навыков у детей по всем критериям, на этапах формирующего и контрольного экспериментов встала задача подбора содержания, методов и приемов вокальной работы, как традиционных, так и инновационных, на основе учета особенностей развития всех вокальных навыков и в основном отсутствия у детей опыта певческой деятельности.
При выборе методики работы на начальном этапе обучения вокалу было решено не ограничиваться отдельным (одним) методическим подходом к развитию певческого голоса (например, методикой С. Риггса и др.), а подходить вариативно к каждому ребенку индивидуально: для одного больше подходят игровые упражнения, для другого – элементы методики Сета Риггса, для третьего – элементы академического подхода, более традиционно используемые в массовой практике вокального воспитания методы (концентрический метод), элементы фонопедического метода.
Следует отметить, что принцип концентрического метода – постепенное развитие певческого диапазона от примарного тона учитывался при использовании различных методических подходов. Кроме того, на занятиях использовался комплекс приемов, включавший использование упражнений из разных методик. Упражнения варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального и певческого развития, задач при освоении музыкального материала. Вариативный комплекс так же применялся как в процессе индивидуальных занятий, так и групповых занятий ансамбля.
Формирующий этап опытно – поисковой работы включал апробирование обозначенного комплекса упражнений, приемов, методов работы, а также подхода к выбору репертуара, продуктивного не только с точки зрения формирования вокальных навыков, но и учета музыкальных интересов самих учащихся. Также методика вокального обучения была построена с учетом таких обще-дидактических методов как:
- объяснительно – иллюстративный: каждое упражнение сопровождалось не только показом правильного вокального исполнения, но и объяснением того, что надо сделать, чтобы достичь желаемого результата;
- наглядный: наглядность использовалась как слуховая (прослушивание вариантов исполнения), так и зрительная (использование рисунков, показов педагога, обучающегося, демонстрация аудио, видео материалов – фрагментов выступления);
- практический: активное применение различных упражнений, этюдов на развитие отдельных элементов вокальной техники, пластики, выразительности, артистизма;
- проблемный: при анализе исполнения совместными усилиями выявлялись проблемные, трудные места в произведении, недостатки в исполнении, определялись возможные пути их преодоления (что надо сделать, чтобы спеть интонационно правильно, дикционно внятно, выразительно и т. д.);
- частично – поисковый: ребята подключались к самостоятельному поиску песен, вариантов их исполнения другими исполнителями (к этому подключались и их родители), сравнительному анализу интерпретаций, разработке своей исполнительской концепции (своей трактовки передачи, воплощения художественных образов), подбору выразительной пластики, танцевальных движений, созданиию эскизов концертного номера (костюм, воображаемое оформление сцены и т. д.)
Для формирования вокальных навыков были использованы следующие упражнения и приемы работы:
1. Упражнения на формирование навыков певческого дыхания: «Огнедув», «Собачка», «Комплексное дыхание» и пр.
2. Упражнения на артикуляцию, четкость дикции:
- Разработка мягкого неба: «Пасть льва», «Маляр» и пр.
- Разработка нижней челюсти, освобождение нижней челюсти: «Противостояние» и пр.
- Разработка щёк: «Полоскание», «Шарик», «Рыбка» и пр.
- Разработка губ (активизация): «Улыбка – хоботок», «Скольжение», «Кролик», «Лошадка» и пр.
- Активизация и освобождение языка: «Вертушка», «Печем пироги», «Лопаточка-иголочка», «Качели» и пр.
3.Упражнения на правильность звукообразования: «Морская раковина», «Саксофон» (по Т.В. Охомуш), «Колокол» (по К.В. Тарасовой).
4. Этюды, задания на развитие эмоциональности:
- «Поссорились – помирились» Два ребенка изображали сначала поссорившихся детей. Выразительные движения: двое детей, стоя спиной к друг другу, притопывали одной ногой, от возмущения руки располагались или на поясе, или были сжаты в кулаки. Затем происходило примирение дети поворачивались лицом к друг другу и, улыбаясь, взявшись за руки, весело кружились в танце. В конце происходило обнимание или рукопожатие.
- «Джаз тела» (по Габриэле Рот) Танцующие вставали в круг. Звучала ритмичная музыка. Ведущий показывал порядок выполнения движений: сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме; затем в движение включались только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз; затем – добавлялись движения рук в локтях, потом - в кистях; затем - движения бедрами, затем - коленями, и наконец, - ступнями. После следовало постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо постараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
- «Танец огня» Танцующие тесно сжимались в круг, руки поднимали вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускали и поднимали руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивался то в одну, то в другую сторону, становился то выше (танец на цыпочках), то ниже (приседания и покачивания). Когда начинал дуть сильный ветер, костер распадался на маленькие искорки. Они свободно разлетались, кружились, соединялись друг с другом (все брались за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром – мимика, выражение глаз передают теплоту, радость от совместного действия.
- «Походка и настроение» Ведущий осуществлял примерный показ движений и просил изобразить с помощью движений то или иное настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".
5. Формирование чистоты интонации:
- использование приема «мысленное пение»: данный прием тесно связан с формированием музыкально-слуховых представлений, способствует активизации слухового внимания. «Мысленное» пропевание применялось как в индивидуальной работе (начиная с небольших мелодических фрагментов), так и на занятиях с ансамблем, где использовалось; чередование пения всего ансамбля и мысленного пения, всего ансамбля и отдельных детей и т.д.;
- при разучивании и отрабатывании вокального материала для пения с фонограммой обязательно использовалось пропевание без сопровождения;
- использование элементов пластического интонирования;
- при пении нисходящих мелодических оборотов использование контрастного (восходящего графического показа рукой) для преодоления стремления к понижению интонации, ее «утяжелению» при движении вниз;
- чистота интонирования во многом зависит от соответствия озвучиваемой мелодии примарной зоне звучания. Поэтому, если певческий материал написан в неудобной тональности, приходилось прибегать к транспонированию в удобную тональность (в том числе, и фонограмму). Следует отметить, что на выработку такого важного навыка, как певческая установка, обращалось внимание при выполнении упражнений, и при исполнении вокального репертуара.
Вокальный репертуар сформирован в соответствии с принципами художественности, доступности, целесообразности, разножанровости. 1.Народные песни
Русские народные песни: «Не летай, соловей», обр. А. Егорова
«Как пошли наши подружки», обр. М. Иорданского
«Скок, скок, поскок», обр. Е. Туманян
«Во поле берёза стояла», обр. А. Очагова
«У меня ль во садочке», обр. Н. Римского-Корсакова
Французские народные песни:
«Колыбельная», обр. Б. Тобиса
«Снежная сказка», мелодия В. Лемит, обр. Б. Тобиса
«Певунья», обр. Б. Тобиса
«Пастушья песня», обр. Коле
Английские народные песни:
«Про котят», гармонизация А. Моффита
«Про кошку», обр. неизвестного автора
Немецкие народные песни:
«Гусята», обр. Т. Попатенко
«Весна», обр. В. Каратыгина
«Лекарство», обр. А. Очагова
Финская народная песня «Мальчик-замарашка», обр. Т. Попатенко
2.Классический репертуар
И. Брамс «Петрушка» («Домовой»)
А.-Э.-М. Гретри «Спор»
Ц. Кюи «Белка»
Ц. Кюи «Цирк кота Морданки»
А. Лядов «Зайчик»
А. Лядов «Окликание дождя»
А. Аренский «Расскажи, мотылёк»
А. Аренский «Там вдали за рекой»
Викт. Калинников «Солнышко»
Викт. Калинников «Звёздочки»
Викт. Калинников «Журавель»
3.Песни современных композиторов (XX —XXI века)
Е. Подгайц «Колыбельная пчелы»
Е. Веврик «Грустная колыбельная»
З. Левина «Белочки»
З. Левина «Неваляшки»
Я. Дубравин «Баю - бай...»
А. Кудряшов «До свиданья, осень»
Т. Чудова «Всё не так!»
С. Баневич «Котик Рыжик»
Е. Поплянова «Жук»
Е. Поплянова «Новогодняя звезда»
Е. Поплянова «Пони»
Д. Жученко «Ручеёк»
Е. Адлер «В первый раз» (из цикла «6 песен на стихи Мориса Карема») Е. Адлер «В мае»
Работа над вокальными произведениями состояла из нескольких этапов:
1. Знакомство с произведением: - его прослушивание, анализ поэтического текста; - чтение текста выразительно с выделением ключевых слов; - анализ музыкальных средств выразительности (мелодия, ритм), вокально - интонационных трудностей; - сравнительный анализ нескольких интерпретаций, выстраивание своей исполнительской трактовки. Первый шаг – показ произведения учителем. Произведение исполняется полнозвучно, эмоционально, с четкой дикцией, выразительной мимикой. Исполнение учителя должно вызвать у детей яркие, запоминающиеся образы. Именно тогда у детей возникает желание разучивать и исполнять новый вокальный номер. После исполнения учитель читает текст песни выразительно и четко, это поможет детям понять смысл сочинения, вникнуть в содержание текста. А затем читается текст учениками негромко, выразительно, с четкой дикцией. При разучивании текста песен учитель наблюдает за тем, чтобы ребята пользовались умеренным звучанием голоса – на высоте своего примарного тона и несколько нараспев. Также учитель наблюдает и за активностью рта, губ и нижней челюсти. Следит за интонационной выразительностью чтения, за ясным произношением всех гласных и согласных звуков, за неторопливым и орфоэпическим правильным выговариванием слов. Такое выразительное чтение поможет ученикам более глубоко проникнуть в эмоционально-смысловое содержание разучиваемого материала и, в дальнейшем, более образно и выразительно исполнять его.
2. Технический разбор: - интонационно – ритмическое освоение мелодии; - выявление проблемных зон, их преодоление с помощью пропевания на слоги, гласные, ритмическое прохлопывание, проговаривания в ритме песни. Разучивание происходит в несколько этапов: разучивание первого куплета, разучивание припева, разучивание всей песни, закрепление, художественное исполнение. Учитель поет фразу два раза. Дети слушают, стараясь мысленно зафиксировать услышанную мелодию в своей памяти. Затем поют тот же фрагмент вместе с учителем. Хорошо заученные фразы соединяются в предложения, предложения – в периоды. Так поэтапно осваивается все произведение.
3. Соединение технического и художественного освоения произведения: работа над фразировкой, выразительностью интонации, драматургией, раскрытия художественного образа. Занятия ведутся в продуктивном темпе, что помогает удерживать внимание учеников, а также поддерживать их активную деятельность: благодаря чему ученики с удовольствием выполняют поставленные задачи.
4. Пение без фонограммы (для произведений современных авторов). После полного освоения песни, уверенного исполнения её без сопровождения, переход к исполнению под фонограмму «минус» (фонограмма «плюс» использовалась только для отработки танцевальных движений).
5. Анализ (совместно с педагогом и другими участниками ансамбля), что получилось, над чем надо еще работать: анализ носит только конструктивный характер.
6. Отработка недочетов исполнения, постановки номера.
7. Исполнение концертного номера перед аудиторией (концерт для родителей, участие в конкурсах, фестивалях)
8. Анализ выступления, выявление перспектив.
В ходе контрольного этапа опытно – экспериментальной работы по организации вокальной подготовки младших школьников на основе традиционных и инновационных педагогических технологий проводилось повторное диагностирование уровня развития вокальных навыков участников эстрадного ансамбля. Его результаты приведены в Таблице №2.
Таблица № 2 Результаты итогового диагностирования певческого развития детей
№п/п |
И.Ф. |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1. |
Марина К. |
|
|
+ |
2. |
Элина П |
|
+ |
|
3. |
Анна Г. |
|
+ |
|
4. |
Яна Г. |
|
+ |
|
5. |
Женя В. |
+ |
|
|
6. |
Полина Ч. |
+ |
|
|
7. |
Аня К. |
|
+ |
|
8. |
Кристина А. |
|
|
+ |
9 |
Надежда К. |
+ |
|
|
10. |
Карина М. |
|
+ |
|
11. |
Анастасия К. |
|
+ |
|
12. |
Дарья Д. |
+ |
|
|
13. |
Милена З. |
|
+ |
|
14. |
Наташа К. |
|
+ |
|
15. |
Дарья Ш. |
|
+ |
|
Итоги в % |
|
4 уч-ся (26,7 %) |
9 уч-ся (60 %) |
2 уч-ся (13,3 %)
|
Из приведенных в таблице данных видна положительная динамика в развитии певческих навыков участников вокальной студии:
- в ходе исходной диагностики были получены результаты, соответствующие высокому уровню у одного участника (7 %) , при итоговой диагностике показатели, соответствующие высокому уровню развития, продемонстрировали 2 ребенка (13,3%);
- средний уровень в начале опытно поисковой работы наблюдался у 4 детей (26%), в ходе итоговой диагностики – 9 детей (60%);
- значительно снизилось количество детей с низким уровнем развития певческих навыков: исходная диагностика - 10 (67%), итоговая диагностика – 4 (26,7%).
Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности использованного в ходе опытно – экспериментальной работы по организации вокальной подготовки младших школьников на основе традиционных и инновационных педагогических технологий комплекса методов и приемов вокальной работы, составляющих основу методики работы на начальном этапе обучению вокалу, учитывающих уровень развития музыкальных и певческих возможностей, опыт музыкально-исполнительской деятельности, музыкальные интересы детей. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В содержании опытно-экспериментальной работы, проведенной в условиях объединения «Вокал» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Медногорска» входило:
- констатация исходного уровня музыкально – певческого развития детей, на основе выделенных критериев определения уровня их вокальной подготовки (певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, четкая артикуляция, чистота интонации, эмоциональное исполнение)
- певческое развитие детей посредством применения комплекса методов и приемов обучения на основе традиционных и инновационных педагогических технологий.
При этом внимание акцентировалось на использовании вариативного комплекса приемов работы (приемы из разных методик вокального воспитания) позволяющего осуществлять дифференцированный подход к обучению пению для детей с разными уровнями вокальной и музыкальной подготовленности.
Кроме того, апробированная методика была построена на использовании общедидактических методов: объяснительно – иллюстративного, наглядного, проблемного, частично – поискового. Для формирования вокальных навыков использовался комплекс различных упражнений и работы: упражнения на формирование правильного певческого дыхания; певческую артикуляцию, четкость дикции; освобождение и активизацию работы певческого аппарата; певческого звукообразования; развитие эмоциональной выразительности; формирования чистоты интонации.
Сравнительный анализ полученных в ходе исходной и итоговой диагностики результатов свидетельствует об эффективности использованного в ходе опытно – экспериментальной работы по организации вокальной подготовки младших школьников на основе традиционных и инновационных педагогических технологий комплекса методов и приемов вокальной работы, учитывающих уровень развития музыкальных и певческих возможностей, опыт музыкально-исполнительской деятельности, музыкальные интересы детей, участников объединения «Вокал», что позволило подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу. Согласно ей процесс вокальной подготовки обучающихся (уровень начального общего образования) более продуктивен, если:
- при организации вокальной работы учитываются вокальные возможности младших школьников, их опыт певческой деятельности, музыкальные интересы;
- в методике работы с детским голосом используется комплекс традиционных и инновационных методов и приемов формирования вокальных навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов, Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи [Текст] Е. И. Алмазов //В кн.: Развитие детского голоса / Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи / под ред. Шацкой В. Н. –:Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
3. Ануфриева Е.Н. Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования //Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2012.
4. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., 1971. 22 с.
5. Асеев В. Г. Возрастная психология: учеб.пособие. Иркутск: ИГПИ ДРОФА, 2009. 456 с.
6. Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса [Текст] / Д. Л. Аспелунд – М.: Музгиз, 1952-275 с.
7. Асташова Н.А. Инновационный подход к преподаванию педагогики как условие подготовки современного учителя//Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 19-22.
8. Асташова Н.А. Организация воспитательного процесса на основе принципа диалогизма//Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. - Брянск: РИО БГУ; ООО «Новый проект», 2019. - С.28-34.
9. Асташова Н.А. Развитие аксиосферы будущих педагогов в условиях диалогового пространства образования. Монография. - Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. – 240 с.-с. 66-67
10. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии ч.3.М., 1937. 169 с.
11. Баранова С.В., Настроение здоровья. – М.: ЦПФС “Единение”, 2007. 176 с.
12. Белкин А.С. Возрастная педагогика : книга для учителей, родителей, и студ. высш. и сред.обр. учреждений// Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 173 с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1998. 464 с.
14. Бонфельд М. Музыкальное мышление ребёнка: специфические черты. Сб. науч. мат-лов. Петрозаводск, 2001. 73с.
15. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. 275с.
16. Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности. Екатеринбург, 2003. 16с.
17. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография.- Великий Новгород, 2000. 245 с.
18. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1997. 415 с.
19. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М. : Педагогика, 2004. 432 с.
20. Гатауллина Н.Т. Совершенствование вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности: в условиях православных учебных заведений: автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 2000. 189с.
21. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Методические к ним пояснения и Вокализы – Сольфеджио для среднего голоса “Государственное музыкальное издательство”, М., 1951. 56 с.
22. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика. Ростов Н\Д. : Феникс, 2014. 189 с.
23. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. М. : изд., 1983. 190 с. 8. Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.
24. Дискуссионный клуб: организация деятельности с перспективой достойного будущего: авторы-составители Н.А. Асташова, О.В. Малькина, И.Г. Якимович. Методическое пособие/ Под ред. Н.А. Асташовой. – Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Белобережье», 2018. –96с.
25. Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.
26. Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 675 с.
27. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск, Наука, 1991, 165с.
28. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж- СПб., Лань, 1997. 190 с.
29. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально- просветительских интересов младших школьников в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание детей в школе, вып. 13. М., 1978. 267 с.
30. Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста // Развитие детского голоса. М.:Директ-Медиа, 2008. 128 с.
31. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1985. 431 с
32. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности. М.:Таланты-XXI век, 2007. 578 с.
33. Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Изд-во «Диамант», 1992. 320 с.
34. Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. Л., 1986. 70 с.
35. Кравченко А.М. Секреты бельканто. – Симферополь, 1993. 160 с.
36. Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» [Электронный ресурс]: https://www.dissercat.com/content/elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-khudozhestvennogo-obrazovaniya
37. Леви В.Л. Основы тонопластики. [Электронный ресурс]: sbsc.ru›free/Tonoplastic_based.pdf
38. Локшин, Д. Л. О пении юношей в годы мутации. В кн.: Развитие детского голоса [Текст] Д. Л. Локшин // Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи /под ред. Шацкой В. Н. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с.
39. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов – Издат. отдел Института психологии РАН, 2002.
40. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. [Текст]. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. 224 с.
41. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Педагогический поиск, 2007. – 176 с.
42. Риггс, С. Пойте как звезды. СПб: Питер, 2007. 120 с.
43. Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности - автореф. Дис... канд. Пед. Наук. //Семячкина Г. А. Якутск, 2009. 23 с.
44. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга [Текст] / И. М. Сеченов – М.: АСТ, 1863. 59 с.
45. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
46. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова – М.: Прометей, 1992. 269 с.
47. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов – Л.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.
48. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпакс, 1994. 384 с.
49. Юланова, Д.М. Компьютерные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д.М.Юланова // Научно-педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. - Н-Новгород: ВГИПУ, 2008. - С. 210-212.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.