«Бумага- ее качества и свойства»
Цель опыта: Формирование у детей знаний о вещах, сделанных из бумаги, выявление ее качеств (цвет, гладкость, степень прочности, толщина,) свойства (мнется, рвется, режется, горит). Материалы: Разные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой. Ход опыта: Дети рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят, ощупывают ее. Затем воспитатель предлагает смять лист бумаги,разорвать его на несколько кусочков,потянуть - определить, как быстро разрушается целостность листа; разрезать лист ножницами ,положить бумагу в емкость с водой.Воспитатель демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички (или зажигалку).
«Древесина, ее качества и свойства»
Цель опыта: Формирование у детей знаний о вещах, изготовленных из древесины, ее качества (твердость, структура поверхности, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Материалы: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички. Ход опыта: Воспитатель показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей из чего они сделаны. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду ,пробует переломить его , роняет на пол. Воспитатель демонстрирует горение древесины. Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины.
«Ткань, ее качества и свойства»
Цель опыта: Формирование у детей знаний о вещах из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает). Материалы: Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3-х цветов, ножницы, емкости с водой. Ход опыта: Воспитатель предлагает детям подумать, из чего сшита одежда, какого цвета ткань,что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, мнет, тянет. Разрезает на две части и опускает ткань в емкость с водой, сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой.
Вывод: Ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага.
«Эксперименты с красками»
Цель опыта: Выявление свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материалы: Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой. Ход опыта: Воспитатель наливает в стаканы воду и предлагает детям добавлять в разные стаканчики, разные цвета красок. Чтобы проявить интерес детей, педагог спрашивает на что похожа вода подкрашенная, например, в красный или желтый цвет.
Цель опыта: Ознакомление с естественным источником света – солнцем.
Материалы: Маленькие зеркала, солнечный свет
Ход опыта: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стенам, предложите поймать «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч. Постарайтесь «комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
«Солнечный зайчик»
Цель опыта: Ознакомление с твердым состоянием воды, с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материалы: Свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Ход опыта: Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
«Тает льдинка»
Цель опыта: Ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материалы: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Ход опыта: В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно.
«Пенный замок»
Цель опыта: Знакомство с воздухом, как образуется ветер.
Материалы: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. Ход опыта: Художественное слово Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
«Почему кораблики не плывут»
Цель опыта: На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Материалы: Ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки. Ход опыта: Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (пёрышко, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».
«Сказка о камешке»
Цель опыта: Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материалы: Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой. Ход опыта: Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц. Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей. Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
«Как вода гулять отправилась»
Цель опыта: Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Материалы: Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки. Ход опыта: Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится) .
«Водопад»
Цель опыта: Формирование представлений о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материалы: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Ход опыта: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
«Как вытолкнуть воду?»
Цель опыта: Закрепление знаний о свойствах воды – льётся, можно процедить через сито.
Материалы: Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Ход опыта: Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
«Рыбалка»
Цель опыта: Выявление механизма образования инея.
Материалы: Веточка, емкость с горячей водой. Ход опыта: Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
«Иней»
Цель опыта: Формирование у детей понятия – прозрачность, что может пропускать или задерживать свет. Материалы: Стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон. Ход опыта: Предложить детям разнообразные предметы прозрачные и светонепроницаемые. С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.
«А я тебя вижу»
Цель опыта: Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Ход опыта: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
«Эффект радуги»
Цель опыта: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материалы: Полиэтиленовые пакеты и воздушный шар.
Ход опыта: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
«Что в пакете?»
Цель опыта: Формирование умений определять по издаваемому звуку предмет.
Материалы: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
Ход игры: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивая, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).
«Что звучит»
Цель опыта: Демонстрация образования цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.
Материалы: Цветовые волчки.
Ход опыта: Взрослый вместе с детьми изготавливает цветовые двухсторонние волчки: круг делится на 16 секторов, сектора окрашивают поочередно в цвета, которые при соединении образуют нужный цвет (синий и желтый — зеленый, белый и синий — голубой и т.п.); в центре круга делают два отверстия, через которые протягивают шнур Затем взрослый предлагает детям назвать цвета в круге и закрутить круг в одном направлении, держа шнур руками Когда шнур будет максимально закручен, отпустить круг. Дети выясняют, что происходит : круг раскручивается в обратную сторону что происходит с цветовыми дорожками (они изменили свой цвет). Дети после остановки волшебного круга выясняют, из каких цветов они получились.
«Волшебный круг».
Цель опыта: Выявление условий, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Материалы: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки -толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой -прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
«Как согреть руки?»
Цель опыта: Знакомство с предметами, сделанными из стекла; определять его качества и свойства (хрупкость, плавление).
Материалы: Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички,
Ход опыта: Педагог вместе с детьми наливает в стеклянный стакан окрашенную воду и спрашивает, почему видно то, что находится в стакане, затем проводит пальцами по поверхности стекла, определяет ее структуру и ставит стакан без воды на солнечное место, чтобы через несколько минут определить изменение температуры стекла. Далее педагог берет стеклянную трубочку диаметром 5 мм, помещает ее среднюю часть пламя спиртовки. После сильного накаливания сгибает ее или растягивает -под воздействием высокой температуры стекло плавится. При падении даже с небольшой высоты стеклянные предметы разбиваются (хрупкие).
«Стекло, его качества и свойства».
Цель опыта: Знакомство с предметами из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Материалы: Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход опыта: Взрослый показывает детям предметов из металла (скрепки, гайки, шурупы, гирьки) и выясняет, из чего сделаны эти предметы и как дети об этом узнали. рассматривают разные предметы Опускают гайки в воду (они тонут); кладут на солнечное место — нагреваются (теплопроводность), притягиваются магнитом. Взрослый демонстрирует нагревание металлического предмета до появления красного цвета и рассказывает, что таким образом из металла делают различные детали: нагревают и придают им необходимую форму.
«Металл, его качества и свойства».
Цель опыта: Выявление способности магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Ход опыта: Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) -рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
«Волшебная рукавичка».
Цель опыта: Знакомство с вещами, изготовленными из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Материалы: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; алгоритм описания свойств материала.
Ход опыта: Дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру поверхности (на ощупь). Воспитатель предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свойства используют при изготовлении мячей). Взрослый обращает внимание на изменение свойств резины под воздействием света и тепла -появляется хрупкость и липкость.
«Резина, ее качества и свойства».
Цель опыта: Знакомство с вещами из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Материалы: Пластмассовые стаканчики, вода, алгоритм описания свойств материала.
Ход опыта: Педагог предлагает детям наполненные водой стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, т.к пластмасса не прозрачная. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3-4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий -ломается.
«Пластмасса, ее качества и свойства».
Цель опыта: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материалы: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход опыта: Взрослый предлагает детям «пошептаться». Затем сказать громко. Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками).Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Дернуть посильнее -звук усилится. Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется).
«Откуда берется голос?»
Цель опыта: Подвести к пониманию, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Материалы: Две чистые тарелки.
Ход опыта: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
«Можно ли пить талую воду»
Цель: Выявление некоторых особенностей образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов
«Из чего птицы строят гнезда?»
Цель: Выявление свойств предметов. Какого цвета и оттенка предметы (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
«Солнечная лаборатория»
Цель: Знакомство с сокодвижением в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
«Разноцветные растения»
Цель: Знакомство детей с лабиринтами дождевых червей.
Материал: Сухие листья, стеклянная банка, почва, дождевые черви. Ход опыта: На дно банки насыпаем почву, сверху- слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3-5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке -темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.
«С дождевыми червями»
Цель: Знакомство детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
«Летающие семена»
Цель: Подвести детей к пониманию, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Ход: Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые большие и толстые и самые маленькие и тонкие. Кладут их в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами. Спустя неделю, дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.
Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких – маленькие и слабенькие. Крупные прорастают в первые один- два дня, а прорастание мелких растянется на несколько дней.
«Какое значение имеет размер семян»
Цель: Наблюдение за способностью солнца нагревать и высушивать предметы.
Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.
Вывод: солнце нагревает предметы
«Солнце нагревает и высушивает предметы»
Цель: Подвести детей к пониманию, что такое фильтр. Материал: пластмассовые бутылки, песок, мелкие камешки, воронка, кусочек губки.
Ход: В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленнее, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.
Вывод: песок – природный фильтр, он очищает воду.
«Песок – природный фильтрат»
Цель: Знакомство с оптическим прибором – линзой; формирование представлений о свойстве линзы -увеличивать изображения.
Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки и т.д.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
«Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: Знакомство детей со свойством лупы. Материал: пустая банка, насекомое, пищевая пленка, вода, веревочка. Ход: Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
«Естественная лупа»
Цель: Знакомство детей с понятием газ.
Материал: газированная вода, виноград. Ход опыта: Возьмите стакан с газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку, она опустится на дно. Но на нее начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться, пока вода не "выдохнется". У рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает
«Подводная лодка из винограда»
Цель: Знакомство детей со свойствами свечи. Материал: Небольшая стеариновая свеча, стакан воды, гвоздь, спички. Ход опыта: Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
«Водяной подсвечник»
Цель: Знакомство детей со свойством дерева - разбухать. Материал: 5 спичек, блюдце, вода. Ход опыта: Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Вывод: Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
«Чудесные спички»
Цель: Подвести детей к пониманию, как при быстром вращении могут объединяться картинки. Материалы: 2 шаблона мальчика и девочки, ножницы, резинки, клей, карандаш и круглый предмет. Ход опыта: Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями. А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.
«Вдвоем веселее»
Цель: Подвести детей к пониманию, что рисовать можно не только на бумаге. Материал: Кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, и т. д), лепестков от цветов разного цвета, разделочная доска, скалка, пищевая пленка, кнопки. Ход опыта: листья набросайте на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные "краски«.
«Необычное рисование»
Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений во время ухода за ними.
Материал: Два-три одинаковых растения,
предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. Ход опыта: Воспитатель предлагает детям провести эксперимент с растениями. Суть эксперимента- в разном уходе за растениями. воспитатель со слов детей выполняет рисунки-прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить , второе своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье только поливать. Растения без прополки и рыхления плохо росли и портились, их листики желтели. Вывод: за растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.
«Что любят растения?»
Цель: Ознакомление со строением колоска, его назначением.
Материал: Колоски, подносы.
Ход опыта: Постановка исследовательской задачи.
воспитатель показывает зернышки, беседует для чего они нужны, что из них делают и т.д. Затем
предлагает самим детям разобрать колоски и отыскать в них зернышки.
Вывод: Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске. Зерна собирают, путем обмолота получают муку и т.п.
«Где живут зернышки»
Цель: Выявление значения теплого и холодного воздуха. Материал: 2 свечки, спички. Ход опыта: Проводить исследования лучше в прохладную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух, он поднимается и убегает через щель вверху. Холодный воздух тяжёлый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом, а внизу холодным.
Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный.
«Тепло- холодно»
Цель опыта: Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе, понимание их значения для всего живого.
Материалы: Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.
Ход опыта: Приготовить почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполнить лоток. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место.
Вместе с детьми педагог будет ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.
«Росток»
Эксперименты с растением
Цель: Подвести к пониманию, как дышит растение.
Материалы: Прозрачная емкость с водой, росток, трубочка для коктейля, лупа.
Ход опыта: Воспитатель предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения, дети рассматривают срез стебля через лупу, погружают стебель в воду и наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см, вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду и плотно замазывают пластилином отверстие бутылки. Затем проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином. Затем отсасывают из бутылки воздух. Из конца стебля, который в воде начинают выходить пузырьки воздуха.
Вывод: Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель: Подвести к пониманию о необходимости солнечного света для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Ход опыта: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.
3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.
«Как влияет солнце на растение»
Цель опыта: Обеспечение понимания, что форма песчинок разная.
Материалы: Чистый песок, лоток, лупа.
Ход опыта: Воспитатель берет чистый песок и насыпает его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассматривает форму песчинок. Она может быть разной. Педагог может рассказать детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий, и его песчинки бывают разной формы.
«Песок»
Эксперименты с песком
Цель опыта: Установление свойств рассеянного песка.
Материалы: Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
Ход опыта: Педагог с детьми разравнивает площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпет песок через сито. Погружает без надавливания в песок карандаш. Дети кладут на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Педагог обращает внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А затем встряхивает лоток. Можно проделывать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погружается примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Вывод: Рассеянный песок заметно плотнее.
«Рассеянный песок»
Цель опыта: Установление свойств сыпучести песка.
Материалы: Сухой песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: Песок может двигаться.
«Песчаный конус»
Цель опыта: Обеспечение понимания, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Материалы: Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.
Ход опыта: Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.
Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.
«Своды и тоннели»
Цель опыта: Знакомство детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы: Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Ход опыта: Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Вывод: При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
«Испарение»
Эксперименты с водой
Цель опыта: Подвести к пониманию, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – лед; газообразном – пар.
Ход опыта: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
«Агрегатные состояния воды»
Цель опыта: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Ход опыта: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?
Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.
«Зависимость таяния снега от температуры»
«Как работает термометр»
Цель опыта: Знакомство с термометром, с его назначением.
Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
Ход опыта: Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью, посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Вывод: Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения ведут к тому, что столбик либо поднимается, либо опускается.
Цель опыта: Знакомство детей со свойствами воздуха.
Материалы: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Ход опыта: Поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, надеть на ее горлышко не надутый шарик, затем поставить бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдать за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставить бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
«Воздух сжимается»
Цель опыта: Установить, почему звезды движутся по кругу.
Материалы: Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
Ход опыта: Вырезать из бумаги круг диаметром 15 см. Нарисовать мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткнуть круг по центру карандашом и оставить его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутить его.
Вывод: На вращающемся круге появляются световые кольца. Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их изображения сливаются в световые кольца. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны.
«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»
«ВУЛКАН»
Цель опыта: Показать детям, что такое вулкан.Материалы: Поддон, гуашь красная, сода 2 ч.л,, уксус, плотная цветная бумага(коричневая), ножницы, клей, пустая стеклянная банка, вода. Ход опыта: Сделать из бумаги конус по диаметру банки, смешать в банке соду с краской и 1 ложкой воды и поставить под конус(все это должно стоять на поддоне).Затем медленно в «жерло» вулкана вливаем уксус. Из жерла вулкана (горлышко конуса), пенясь и пузырясь вытекает красная «лава». Вывод: Реакция соды и уксуса дает эффект извержения.
Цель опыта: Знакомство детей со свойствами магнита в воде.
Материалы: Тазик с водой, железные предметы(скрепки), магнит(большой).
Ход опыта: Сыпем скрепки в тазик с водой Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
«Как достать скрепку из воды
не намочив рук?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.