Организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии
Автор: Конькова М.Н. учитель химии,
Астраханская область, Ахтубинский район
МБОУ «СОШ № 4»
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования. Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под
результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Он привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Сегодня уже можно говорить о широком внедрении в образование мультимедийной технологии, технологии интерактивного обучения, возвращается в образование проектная технология. Все эти технологии позволяют обеспечить качественную подготовку обучающихся и достичь образовательных результатов, определенных новыми государственными образовательными стандартами. Современные выпускники должны уверенно владеть и эффективно применять метод проекта, как основного метода управления изменениями. Современная жизнь, состоящая из постоянных изменений, определяет обязательность наличия данного инструмента в портфолио каждого выпускника. Проектная компетентность позволяет четко выделять в любой сфере деятельности главные проблемы, выявлять причины их возникновения и существования, разрабатывать оптимальный вариант по устранению проблем и уверенно достигать поставленные цели. В процессе осуществления проектной деятельности создаются условия для самостоятельной активности обучающихся в поиске и систематизации информации, приобретения новых знаний, часто выходящих за рамки учебных программ. В процессе занятий проектной деятельностью обучающиеся приобретают и развивают многие важные умения, навыки и личностные качества, которые в дальнейшем будут определять качество их жизни. Разнообразные формы и темы проектной деятельности позволяют эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия, содействуя полноценному выполнению требований новых образовательных стандартов.
Не меньшее значение имеет проектная деятельность и для воспитания личности, ее развития и социализации. Занимаясь проектной деятельностью обучающиеся непосредственно, что называется «в плотном соприкосновении» знакомятся с жизнью, ее различными сторонами и проявлениями, приобретая неоценимый опыт, который смогут использовать и в школе, и после ее завершения. При этом, процесс образования становится интересным для обучающегося, значимым в плане его результатов, осознанным и мотивированным. Смысл образования становится понятным ребенку, и он принимает его не как нечто, навязанное извне, а как собственный выбор.
Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, что в конечном итоге способствует становлению ответственности как черты личности.
«Энциклопедия образования» дает следующее определение: «Исследовательская деятельность - важный компонент учебного процесса и органическая составляющая образования, которая призвана реализовывать ведущие функции: усовершенствование учебного процесса и отображение современных научных достижений в учебной деятельности средней школы».
Организовать исследовательскую деятельность учащихся можно как на уроках биологии, так и во внеурочное время. С учащимися 5-6 классов можно начать с учебно - исследовательской деятельности т. к. она способствует развитию творческого потенциала детей, развитию интереса к изучению биологии.
Для учебно-исследовательской деятельности характерна следующая структура: выявление актуальности проводимого исследования; целеполагание; формулировка задач; выбор методов; планирование, определение последовательности этапов исследования; проведение исследования; оформление результатов; выводы на основе полученных результатов и оформление исследования.
Для учебно-исследовательской деятельности характерна следующая структура: выявление актуальности проводимого исследования; целеполагание; формулировка задач; выбор методов; планирование, определение последовательности этапов исследования; проведение исследования; оформление результатов; выводы на основе полученных результатов и оформление исследования.
Можно выделить три вида учебных исследований: монопредметные, надпредметные и межпредметные.
Монопредметное исследование проводится в рамках определённого одного предмета. Соответственно расширяется область познания ученика по учебному предмету.
Учебно-исследовательская деятельность подразумевает деятельность учащихся в процессе изучения предмета. Так, например, одним из первых уроков в биологии является урок по теме: «Методы исследования природы». На уроке мы знакомимся с различными методами исследования природы по картинкам учебника, а на следующем уроке учащиеся проводят своё первое исследование: измеряют длину и ширину листьев растений, произрастающих на пришкольном участке. Результатом работы является отчёт о проделанной работе. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, одни измеряют листья, другие ведут записи. В отчете каждой группы должно быть отражено: количество измеренных листьев, размеры самого большого и самого маленького листа, выведены средние размеры листьев, перечислены методы исследования, которыми они пользовались и интересный материал, который они нашли в интернете об этом растении.
Цель учебно-исследовательской деятельности - образовательный результат.
На уроке «Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» можно использовать материалы исследовательских работ учащихся: «Бактерии, их разнообразие и значение», «Комнатные растения»
В первой работе учащиеся рассказывают о бактериях, живущих в организме человека и на его коже. Знакомят одноклассников с правилами гигиены. Демонстрируют простые опыты по выращиванию полезных бактерий в домашних условиях.
Вторая работа знакомит школьников с разнообразием комнатных растений. О пользе многих из них и обопасности других. Результатом работы является участие учащихся в озеленении школы и рекомендации об изъятии из кабинетов в школе ядовитых или опасных растений. Эти работы могут быть выполнениы как группой, так и индивидуально.
Биологические экскурсии также можно проводить для организации исследовательской работы школьников. Во время экскурсии можно, например, наблюдать видовое разнообразие фауны и флоры на данной территории, состояние популяций отдельных видов, экологическое состояние почв и т.д. Перед началом экскурсии необходимо поставить исследовательскую задачу перед учащимися. Результаты исследований необходимо зафиксировать и выполнить по ним отчет. Этот вид исследования чаще использую в осенний и весенний периоды, когда наиболее ярко вражены изменения, происходящие в природе.
Примером межпредметного исследовани может служить работа «Использование растений в символике разных стран» (биология и география). Чаще эта работа выполняется в группе. «Растения в преданьях и легендах» (литература и биология).
Для освоения навыков исследовательской деятельности на уроках биологии важнейшая нагрузка ложится на лабораторные работы, выступающие сочетанием экспериментальной и теоретической частью работы в виде формирования элементов научной гипотезы и выводов. Именно лабораторные работы отражают основные этапы учебно-исследовательской деятельности.
При знакомстве учащихся с синтезом, анализом, аналогиями, а также с основными методологическими принципами такого рода деятельности, учитель готовит ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Во внеклассной работе используем надпредметное исследование, которое выходит за рамки учебной программы. Например, при подготовке к празднованию 75-летия Великой Победы, мы подготовили проекты «Воевали не только люди» и «Растения в строю», где рассказали о животных, которые внесли огромный вклад в нашу Победу и о роли растений в годы войны.
Использование информационно коммуникационных технологий в работе над проектом способствует повышению уровня мотивации учащихся.
Использование ИКТТ в учебно-исследовательской деятельности направлено на формирование ИКТ - компетенций учащихся, а также получение необходимой информации на разным этапах реализации проекта. Поиск информации для работы над проектом можно осуществлять как в печатных изданиях, так и сети Интернет. Полученную информацию ученик может оформить и в виде текста, и в графической форме, и в форме таблицы. При оформлении учебно-исследовательских работ учащиеся применяют различные мультимедийные пособия с применением иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.