Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
«Школа –
территория антикоррупционного
просвещения»
Учитель начальных классов
Пукки Ольга Леонидовна
Извара
2021 г
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Актуальность
«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
— значит вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления,абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения,
его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.
определяет коррупцию как социально-юридическое явление, означающее
«злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Гипотеза
Если обучающиеся научатся совершать добрые, хорошие дела и поступки, у них сформируется правовое отношение к явлениям окружающей жизни, духовные и нравственные качества личности, честность, справедливость, разовьётся активное культурное сознание и воля для практической реализации нравственных норм и правил.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Цель:
Создать условия для формирования антикоррупционного мировоззрения
младших школьников
Задачи:
Ознакомление с явлением коррупции: суть, причины, последствия.
Поощрение нетерпимости к проявлениям коррупции.
Демонстрация возможностей борьбы с коррупцией.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России», а также с учётом
требований ФГОС НОО, определены общие задачи воспитания
и социализации младших школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
На ступени начального общего образования понятия «коррупция» и «антикоррупция» не используются.
Но обращая внимание на «Национальную стратегию противодействию коррупции РФ»
следует обратить внимание на решение задач антикоррупционного воспитания.
Задачи антикоррупционного воспитания решаются в рамках следующих направлений программы воспитания общеобразовательной организации
Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству;
правовое государство;
гражданское общество;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;
закон и правопорядок;
свобода и ответственность;
неподкупность, честность, доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
нравственный выбор;
смысл жизни;
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
бескорыстие, великодушие, взаимопомощь;
свобода совести и вероисповедания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Виды деятельности
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы
Ознакомление с жизнью замечательных людей
Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах.
Ознакомление с основными правилами поведения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Формы занятий
Участие в коллективных играх, опыт совместной деятельности.
Социальные проекты
Беседы, просмотры кинофильмов
Творческая деятельность (театрализованные постановки, литературно-музыкальные композиции).
Наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Формирование антикоррупционного сознания начинается уже на ступени начального общего образования. Учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся и направлять работу, главным образом, на воспитание ценностных установок. С младшими школьниками нужно вести разговор о том, что будет понятно и близко им: о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность за её судьбу, к своим родным, к товарищам. Работать нужно по принципу «Не навреди!» При этом, как отмечалось ранее, понятие «коррупция» не употребляется.
Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществеассоциируются с коррупцией), в большей мере являются «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО» и «Технология»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
«Литературное чтение».
Программа разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений, а система вопросов и заданий обращена к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Нравственные качества | 1-й класс | 2-й класс |
Великодушие, сердечность, добродушие | И. А. Крылов. «Чиж и голубь»; Н. Сладков «Лисица и Ёж»; С. Михалков «Важный совет»; В. Лунин «Никого не обижай»; Я Аким «Моя родня» | К.Чуковский «Путаница»; В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»;В. Берестов. «Бабушка Катя» и др. А. Барто «Вовка – добрая душа»; н. Булгаков «Анна, не грусти!» |
Долг, честность, ответственность | И. Токмакова. «Это ничья кошка»; В. Осеева. «Синие листья», «Собака яростно лаяла»; Тихомиров «Мальчики и лягушка», «Находка» . Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др. | М. Зощенко.»Не надо врать»; РНС «Гуси-лебеди», «Каша из топора»; С. Маршак «Кот и лодыри»; Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др. |
Совесть, совестливость | Л. Н. Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек»; РНС«Лиса и козел», В. Орлов «Кто первый?» и др. | Б. Заходер. «Серая Звездочка»;Н. Артюхова. «Большая береза»;А. Чехов. «Мальчики»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Волшебное слово»; «Хорошее» и др. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Нравственные качества | 3-й класс | 4-й класс |
Великодушие, сердечность, добродушие | РНС«Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна- лягушка»;К. Паустовский. «Растрёпаный воробей»; А.Куприн «Слон»; Астафьев «Капалуха»; А. Барто «Разлука» и др. | Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка»; С. Аксаков. «Аленький цветочек»; П. Ершов. «Конек-горбунок»; Драгунский «Что любит Мишка»; А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»; и др. |
Долг, честность, ответственность | Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;м, Пришвин «Моя Родина»; М. Белов «Малька провинилась»; А. Платонов. «Цветок на земле»:и др. | Шварц «Сказка о потерянном времени»; Драгунский «Главные реки»; В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»; Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; И.С. Никитин «Русь»; и др. |
Совесть, совестливость | «Про обезьчнку»; В. Драгунский «Он живой и светится»;К. Паустовский. «Теплый хлеб»; М.Зощенко «Золотые слова» | Б. Житков.«Как я ловил человечков»; М. Зощенко «Ёлка»; Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; А. Куприн «Барбос и Жулька» К. Булычев «Приключения Алисы»и др;Андерсен «Русалочка»; и др. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
В первом классе обучения на примере литературных произведений, которые могут быть использованы в рамках антикоррупционного просвещения, учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.
В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.
В третьем классе учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.
В течение четвертого года обучения - нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека, о человеческих пороках и достоинствах. Так, в 4 классе изучаются рассказы и стихи, в которых отражаются элементы нравственного воспитания.
Таким образом
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
«Окружающий мир»
Изучаемые темы
Друг, друзья, взаимоотношения между ними.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи
Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек – создатель и носитель культуры
Права и обязанности граждан России. Права ребенка.
Выдающиеся люди разных эпох. Понятие «честь страны»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Разделы программы
Я - школьник
Человек – член общества
Страницы истории Отечества
Наша родина – Россия, Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
В предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания: взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.
Таким образом
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
В процессе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Осуществляя антикоррупционное воспитание в ее рамках, классный руководитель заранее предусматривает включение в программу воспитательных действий комплекса классных часов указанной тематики.
Школа работает по единой программе ВД «Мы растём» в которой предусмотрены темы касающиеся данного вопроса.
Учителю следует предусмотреть антикоррупционную тематику в цикле родительских собраний.
Внеурочная деятельность
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 137 от 30. 08. 2019
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги
А. С. Макаренко
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мы растём»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Ожидаемые конечные результаты реализации:
По итогам работы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:
• информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);
• личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, стрессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);
• гражданско-правовая компетентность (знакомство с нормативными правовыми актами)
• самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение задавать вопросы, давать определение некоторым понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);
• культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);
• решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).
Ожидаемые конечные результаты:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
Извара
2021 г
Библиография
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3-е изд. - М., 2013.
Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в
образовательном учреждении. Методические рекомендации /Под научной редакцией С. В. Жолована. - СПб., 2010.
Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – 2-е изд. - М., 2000.
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 августа 2013 г. N 12-925 "О направлении методических рекомендаций по противодействию коррупции";
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/11/07/antikorruptsionnoe-vospitanie-detey-i-podrostkov
http://www.c-psy.ru/index.php/administarators/psyhologiyaupravleniya/kadry/11098-2012-06-21-16-15-44
http://millionstatusov.ru/aforizmy/vospitanie/page-3.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/28/antikorruptsionnoe-vospitanie-uchashchikhsya
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.